ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
28 ноября 2007 г. Дело № А55-7584/2007
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
от заявителя – не явился, извещен;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара – не явился, извещен ;
от третьих лиц:
от Государственного учреждения Самарской области «Самарский лесхоз» – Станотина О.И. доверенность от 14 мая 2007г.;
от Департамента лесного хозяйства Самарской области – Станотина О.И. доверенность от 22 марта 2007г.;
от Министерства имущественных отношений Самарской области – не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 августа 2007 г. по делу № А55-7584/2007 (судья Морозов Г.Н.),
по заявлению
ООО «СВ Мария», г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Государственное учреждение Самарской области «Самарский лесхоз», г. Самара,
Департамент лесного хозяйства Самарской области, г. Самара,
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным отказа в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «СВ Мария», г. Самара (далее –заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения требований, в котором просило признать недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее – ответчик, регистрирующий орган), изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 02 мая 2007 г. № 01/310/2006-393 договора аренды участка лесного фонда от 29 декабря 2000 г. № 29.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 августа 2007 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ в регистрации договора не отвечает требованиям ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию участка лесного фонда.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что новый Лесной кодекс РФ в ст. 7 в качестве объектов лесных отношений указывает лесные участки (которые являются земельными участками); кроме того, внесены соответствующие изменения в ст. 130 ГК РФ и в ст. 1 Закона о регистрации, в которых лес исключен из объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, в связи с чем с 01 января 2007 г. участок лесного фонда, как объект недвижимости, прекратил свое существование, объектами сделок, несуществующие в силу закона объекты - участки лесного фонда, являться не могут, ФГУ «Самарский лесхоз» является неправомочным органом при заключении договора аренды земельного участка.
Представитель Государственного учреждения Самарской области «Самарский лесхоз» и Департамента лесного хозяйства Самарской области считает решение суда законным и обоснованным.
Представители других лиц, участвующих в деле, в заседание суда не явились, в связи с надлежащим извещением их о месте и времени судебного разбирательства дело по апелляционной жалобе согласно ст. 156 АПК РФ рассмотрено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
29 декабря 2000 г. был проведен лесной конкурс по приобретению права аренды участка лесного фонда площадью 0,4 га, расположенного в 76 квартале Пригородного лесничества Самарского лесхоза. Данный конкурс был проведен на основании Распоряжения Губернатора Самарской области от 13 сентября 2000 г. № 655-р «О проведении лесного конкурса по предоставлению участков лесного фонда для культурно-оздоровительных целей» и Распоряжения Губернатора Самарской области от 23 августа 2000 г. № 617-р «О проведении лесного конкурса по предоставлению участков лесного фонда для культурно-оздоровительных целей».
Согласно Выписке из протокола о результатах лесного конкурса от 29 октября 2000 г. с учетом оценки проектов по освоению участков лесного фонда и предложений величины арендной платы комиссия признала победителем по лоту № 10 заявителя и предоставила ему в аренду участок под культурно-оздоровительные цели.
По результатам лесного конкурса 29 декабря 2000 г. между ФГУ «Самарский лесхоз» и ООО «СВ Мария» был заключен договор аренды участка лесного фонда № 29. Границы участка лесного фонда указаны в планово-картографических материалах.
22 марта 2007 г. ООО «СВ Мария» обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о регистрации договора аренды участка лесного фонда от 29 декабря 2000 г. № 29.
В сообщении об отказе в государственной регистрации от 02 мая 2007 г. № 01/310/2006-393 государственный орган одним из оснований отказа указал, что права и обязанности по договору возникают только после государственной регистрации, и к нему применяются нормы Лесного кодекса РФ, введенного в действие с 01 января 2007 г.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что поскольку договор, представленный заявителем на регистрацию, подписан 29 декабря 2000 г., к нему должны применяться положения Лесного кодекса 1997 г.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса 1997 г. объектами лесных отношений выступали лесной фонд РФ, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.
Согласно ст. 123 Лесного кодекса РФ 1997 г. на участках лесного фонда, предоставленных для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах. Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства.
Таким образом, аренда участка лесного фонда, предоставленного для культурно-оздоровительных целей, полностью соответствует лесному законодательству на момент заключения договора.
29 декабря 2000 г. указанный участок был передан Самарским лесхозом в пользование ООО «СВ Мария» по акту приема-передачи под культурно-оздоровительные цели.
Таким образом, правоотношения между Самарским лесхозом и ООО «СВ Мария» по использованию участка возникли до введения в действие Лесного кодекса РФ от 04 декабря 2006 г.
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» Лесной кодекс РФ применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Ни указанный закон, ни Лесной кодекс РФ 2007 г. не устанавливают, что действие ЛК РФ распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Применение в настоящее время к рассматриваемому договору аренды № 29 нового Лесного кодекса РФ означало бы, что результаты лесного конкурса, проведенного в полном соответствии с установленной законом процедурой, и выигранного Обществом в 2000 г., утратили в настоящее время свою юридическую силу в связи с принятием нового закона, и для заключения договора аренды лесного участка ООО «СВ Мария» необходимо было бы снова приобретать право аренды по результатам проведенного в соответствии с действующим законом лесного аукциона.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 1 января 2009 г.
Таким образом, ни новый Лесной кодекс РФ, ни Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса РФ» не отменяют результаты ранее проведенных лесных конкурсов, а, напротив, устанавливают, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 1 января 2009 г. То есть данные договоры аренды участков лесного фонда являются юридически действительными до 1 января 2009 г., и, следовательно, участки лесного фонда как объекты гражданских прав на основании указанных норм законодательства, не прекратили свое существование.
Федеральным законом «О введении в действие ЛК РФ» установлено, что порядок приведения таких договоров в соответствие с ЛК РФ должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти. Однако до настоящего времени такой порядок не принят.
Срок для приведения договоров аренды в соответствие с ЛК РФ еще не истек.
В связи с этим заявитель в настоящее время не лишен согласно действующему законодательству возможности зарегистрировать договор аренды № 29 и впоследствии до 01 января 2009 г. привести его в соответствие с действующим законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Статья 18 указанного Федерального закона предусматривает, что документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и вид регистрируемого права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
В представленном на государственную регистрацию договоре аренды объект аренды определен.
В заявлении, принятом на регистрацию, в списке представленных документов указан договор аренды от 29 декабря 2000 г. № 29, то есть договор аренды участка лесного фонда, хотя объектом регистрации назван земельный участок.
Судом первой инстанции правильно указано в решении, что подписание заявления представителем заявителя не изменило и не могло изменить объект представленного на регистрацию документа - договора аренды участка лесного фонда.
Согласно ч. 3 ст. 10 Лесного кодекса РФ (1997 г.) земли городских поселений - городские леса - в лесной фонд не входят, однако это положение само по себе не изменяет правового статуса лесных участков лесного фонда, оказавшихся расположенными на землях городских поселений.
Право распоряжения городским лесом принадлежало ФГУ «Самарский лесхоз» который в соответствии с Положением о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства, утвержденным приказом Рослесхоза от 13 ноября 1998 г. № 188 «является специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны и защиты лесного фонда Российской Федерации и воспроизводства лесов. Лесхоз в соответствии с возложенными на него задачами в границах участков лесного фонда, установленных для него Федеральной службой лесного хозяйства России, обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом в соответствии с действующим законодательством».
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемый отказ в регистрации договора не отвечает требованиям ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию участка лесного фонда, что является, согласно статье 201 АПК РФ, основанием для признания его незаконным; оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Расходы по госпошлине согласно статье 110 АПК РФ следует возложить на Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 августа 2007 года по делу № А55-7584/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Е.М. Рогалева
Судьи В.В. Кузнецов
Н.Ю. Марчик