ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
24 октября 2007 г. Дело № А72-3395/2007
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 22 октября 2007 г
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 октября 2007 г
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Г.О.
с участием:
от заявителя – Кувшинникова М.В., доверенность от 17.05.2007 г. № 217,
от ответчика – Бурмистрова Ю.А., доверенность от 15.05.2007 г. № 16-05.07/12193,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 7 дело по апелляционной жалобе ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 августа 2007 г. по делу № А72-3395/2007 (судья Малкина О.К.),
принятое по заявлению ООО «ВИЕСТ», г. Ульяновск
к ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска
о признании недействительными решений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Виест» (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, к ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска (далее ответчик, налоговый орган), о признании недействительными решений № 29 от 06.04.2007г. об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость и № 9 от 06.04.2007г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 августа 2007 г. по делу № А72-3395/2007 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решения ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска № 29 от 06.04.2007 г. и № 9 от 06.04.2007 г.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.01.2007 г. заявитель представил в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за декабрь 2006 г., согласно которой объем реализации товаров в режиме экспорта заявлен в размере 1 773 328 руб., налоговые вычеты составили 131 087 руб.
06.04.2007 г. по результатам камеральной проверки налоговым органом принято решение № 29, которым налоговым органом признано необоснованным применение налоговой ставки 0% по реализации товаров на сумму 1 773 328 руб. и отказано в возмещении НДС в сумме 131 087 руб., и решение № 9 от 06.04.2007г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 25 985, 86 руб. Этим же решением заявителю доначислен НДС в сумме 319 198, 97 руб. и пени в сумме 810, 14 руб.
Основанием для вынесения вышеуказанного решения явились следующие обстоятельства. Статьей 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации ь Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 г. установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы национальных законодательств государств Сторон. Вступившего в силу протокола не имеется, следовательно, следует применять нормы п.п. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, согласно которой местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации если услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, налоговый орган сделал вывод о том, что реализация услуг ООО «Виест» облагается по ставке 18%, налоговая ставка 0 % не подтверждена, право на налоговые вычеты отсутствует.
Заявитель оказывает услуги по перевозке автомобилей УАЗ производства Ульяновского автомобильного завода для белорусских покупателей: ЗАО «Внедорожник» и ООО «Траянда» (заказчики).
В отношениях между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004.
Согласно ст. 2 Соглашения при экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения факта экспорта.
Под экспортом понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками НДС, с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны (ст. 1 Соглашения).
Порядок подтверждения правомерности применения НДС в размере 0% при экспорте товаров установлен нормами разд. II"Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения.
В п. 2 указанного разд. IIПоложения определен перечень документов, которые российский налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы для обоснования правомерности применения нулевой ставки НДС.
Согласно п. 1 разд. II Положения налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном национальным законодательством в отношении товаров, вывозимых с территории государства в таможенном режиме экспорта.
На основании ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), использованных для осуществления операций по реализации товаров на экспорт, принимаются к вычету после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками, отдельной налоговой декларации и документов, подтверждающих фактическую реализацию товаров на экспорт.
В соответствии с п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно ст. 5 Соглашения порядок взимания НДС при выполнении работ (оказании услуг) устанавливается отдельным протоколом. До подписания и вступления в силу такого протокола в отношении операций по выполнению работ (оказанию услуг) действуют нормы национальных законодательств государств - участников Соглашения.
Поскольку до настоящего времени указанный протокол не вступил в силу, при определении порядка налогообложения НДС услуг по транспортировке российских товаров, вывозимых с территории РФ на территорию Республики Беларусь, следует руководствоваться нормами гл. 21 НК РФ.
Перечень работ и услуг, реализация которых подлежит налогообложению НДС по ставке в размере 0%, определен п. 1 ст. 164 НК РФ.
В данный перечень включены работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок вывозимых за пределы территории РФ товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, а также работы (услуги) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров.
В силу п. 4 статьи 165 Налогового кодекса РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от
иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет
налогоплательщика в российском банке;
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта. Указанная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
В обоснование применения налоговой ставки 0 % заявитель представил следующие документы: копию договора (контракта) № 3 от 21.02.2006 г. с ООО «Траянда», копию договора (контракта) № 7 от 16.03.2006 г. с ООО «Внедорожник», копии выписок банка, копии платежных поручений, копии CMR, копии актов на оказание транспортных услуг, копии актов приема-передачи автомобилей УАЗ (т. 1, л.д. 36-149, т.2, л.д.1-53).
Дополнительно представлены третьи экземпляры заявления о ввозе товаров- автомобилей УАЗ, и уплате косвенных налогов с отметкой налоговых органов Республики Беларусь об уплате НДС.
Таким образом, представленные документы в их совокупности подтверждают вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Заявитель предоставил все необходимые документы, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.
Довод налогового органа о том, что перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС по услугам, связанным с транспортировкой российских товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, в отношении которых таможенный контроль отменен ст. 165 НК РФ не предусмотрен, в связи с чем применение нулевой ставки не обоснованно, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Положения п. 1 ст. 164 НК РФ предусматривают применение налоговой ставки 0 % в отношении услуг, оказываемых перевозчиками при экспорте товаров за пределы территории Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь, стремясь к развитию экономических отношений и углублению экономической интеграции, созданию равных возможностей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и установлению добросовестной конкуренции, руководствуясь общепринятыми нормами и правилами международной торговли, в первую очередь, принципом недискриминации, подписали Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 г.
При этом договаривающиеся Стороны гарантировали предоставление участникам внешнеторговой деятельности условий взаимной торговли не менее благоприятных, нежели те, которые имели место до подписания настоящего Соглашения.
Таким образом, отсутствие протокола в отношении операций по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренного п. 5 Соглашения, не может ставить российские организации или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих работы (услуги) по перевозке или транспортировке товаров, экспортируемых на территорию Республики Беларусь в условия худшие, чем до подписания вышеупомянутого документа. Не могут такие организации и индивидуальные предприниматели находится в неравных условиях по сравнению с организациями, осуществляющими услуги по перевозке экспортируемых товаров на территорию иных иностранных государств.
Соответственно, указанные организации подтверждают право на применение налоговой ставки 0% в общем порядке, установленном для работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
В соответствии со ст. 171 -172 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Заявителем в налоговый орган представлены счета-фактуры и документы, подтверждающие уплату налога. Нарушений в представленных документах налоговым органом не установлено.
Таким образом, налоговый орган необоснованно отказал заявителю в применении налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) сумме 1 773 328 руб. и в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в размере 131 087 руб.
Поскольку налоговая ставка 0 % заявителем подтверждена, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 25 985,86 руб. доначисление НДС в сумме 319 198,97 руб. и пени в сумме 810,14 руб. являются незаконными.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и принял законное и обоснованное решение, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 августа 2007 г. по делу № А72-3395/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий В.В. Кузнецов
Судьи Н.Ю. Марчик
С.Т. Холодная