НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 № 11АП-1049/2015

            ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

    www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 февраля 2015 года                                                                           Дело № А72-10413/2014  

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 18 февраля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  26 февраля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Белгравия» - представителя Владимирова Е.Н. (доверенность от 23.10.2014),

от государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации  - представителя Стенькиной А.Н. (доверенность от 24.12.2014),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Белгравия»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2014 года

по делу № А72-10413/2014 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Белгравия» (ОГРН 1107325007173, ИНН 7325100554), г.Ульяновск, заинтересованное лицо: государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации, г.Ульяновск, о признании недействительным решения №527 от 24.06.2014,

                                                    УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Белгравия» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо), о признании недействительным решения №527 от 24.06.2014 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных ООО «Белгравия» на выплату страхового обеспечения в сумме 208659,73 руб.; о возложении на Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации обязанности выделить средства на возмещение расходов, произведенных ООО «Белгравия» на выплату страхового обеспечения в сумме 208659,73 руб.

.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2014 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы ООО «Белгравия» сослалось на неполное исследование судом имеющихся материалов дела.

В Решении Арбитражного суда Ульяновской области от 05.12.2014г. сделан вывод об экономической необоснованности в установлении Кудряшовой О.В. оплаты труда в 2,5 раза больше чем у остальных работников ООО «Белгравия».

Однако, как указал податель жалобы, супервайзер Кудряшова О.В. занимала руководящую должность и именно ей было поручено быть ответственной за производительность труда и другие действия сотрудников, оплата труда на разных уровнях должностей не может быть одинаковой. В обязанности Кудряшовой О.В. входили организация торговли ООО «Белгравия», за что оплата была выше, чем оплата работы остальных сотрудников на другом должностном уровне.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

Податель жалобы считает, что в данном случае нельзя говорить о равной ценности труда супервайзера Кудряшовой О.В. с другими работниками ООО «Белгравия», так как должность и обязанности супервайзера не являются равными по сравнению с остальными сотрудниками.

Супервайзер Кудряшова О.В. ранее работала торговым представителем, торговым агентом, таким образом, имела опыт работы в данной сфере для того чтобы работать в должности супервайзера.

Таким образом, заявитель считает, что в случае с Кудряшовой О.В. нельзя рассматривать личную инициативу руководителя организации в установлении системы премий данному сотруднику, ответственному за финансово-хозяйственную деятельность организации в качестве злоупотребления правом и создания искусственной ситуации, так как это противоречит ст. 191 ТК РФ, а именно праву работодателя на поощрение работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

01.06.2011 между ООО «Белгравия» и Кудряшовой О.В. заключен трудовой договор №2, в соответствии с которым Кудряшова О.В. принята на работу в должности супервайзера с окладом 12900 руб. в месяц с ежемесячной надбавкой к окладу в сумме 15050 руб.

В период с 03.10.2011 по 19.02.2012 Кудряшовой О.В. предоставлен отпуск по беременности и родам.

С 20.02.2012 по 15.06.2013 Кудряшовой О.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой пособия за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

ООО «Белгравия» обратилось в Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за возмещением расходов на выплату пособий по социальному страхованию, в том числе пособия по беременности и родам на сумму 147142,8 руб. (получатель Кудряшова О.В.), ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возрасти 1,5 лет в сумме 200856,01 руб. (получатель Кудряшова О.В.).

Государственным учреждением – Ульяновским региональным отделением Фондом социального страхования Российской Федерации проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, о чем составлен акт №2382а от 05.05.2014.

24.06.2014 Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации приняло решение №527 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные ООО «Белгравия» в сумме 208659,73 руб.

24.06.2014 Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации приняло решение №3147 о частичном выделении средств на осуществление (Возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 372800,04 руб., об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 208659,73 руб. в связи с тем, что нарушены требования законодательных и иных нормативных правовых актов, либо не подтверждены документами в установленном порядке:

- ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ на сумму 207957,54 руб.

Заявитель, оспаривая решение ответчика, указал  на то, что на должность супервайзера после ухода Кудряшовой О.В. в отпуск по уходу за ребенком никто не принимался, на рынке труда стоимость услуг компетентного специалиста с имеющимися знания и наработанной клиентской базой превышает уровень заработной платы супервайзера по штатному расписанию организации в полтора раза, в связи с этим, организация не смогла найти компетентного сотрудника на предложенный оклад, функциональные обязанности супервайзера исполняет директор.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются страховым обеспечением.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что выплата пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

В силу статьи 8 Закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом условий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования (часть 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ).

В силу статьи 15 Закона N 81-ФЗ пособие на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством устанавливается в размере:

1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей.

Согласно части 1 статьи 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие (часть 6 статьи 13 Закона № 255-ФЗ).

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя. Создание искусственной, экономически необоснованной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

Согласно материалам дела, 01.06.2011 между ООО «Белгравия» и Кудряшовой О.В. заключен трудовой договор №2, в соответствии с которым Кудряшова О.В. принята на работу в должности супервайзера с окладом 12900 руб. в месяц с ежемесячной надбавкой к окладу в сумме 15050 руб.

Согласно должностной инструкции супервайзера, утвержденной директором ООО «Белгравия» от 30.12.2010, супервайзер относится к категории руководителей среднего звена. Во 2 разделе должностной инструкции установлены обязанности супервайзера. Из установленных обязанностей следует, что супервайзер дает инструкции подчиненным, несет ответственность за результаты работы и действия сотрудников. По результатам работы группы сотрудников, руководимой супервайзером, определяют результаты работы супервайзера.

Судом установлено, что премия начислялась супервайзеру, в том числе, в зависимости от выполненного плана продаж.

Однако, в выполнении плана принимает участие не только супервайзер, но и все остальные работники Общества (торговые агенты, менеджеры по продажам и т.п.). Согласно пункту 1.2 Положения о премировании работников ООО «Белгравия» работники премируются за результаты работы в целом, оплата труда указанных работников в 2,5 раза меньше, чем у супервайзера, а надбавка (премия) за выполнение плана работы выплачивалась только одной Кудряшовой О.В.

Из штатного расписания, утвержденного приказом организации от 30.12.2010 №3 на период с 01.01.2011 предусмотрено 27 штатных единиц, из них только супервайзеру предусмотрена надбавка к окладу в сумме 15050 руб.

На время отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком Кудряшовой О.В. другой сотрудник на должность супервайзера не принимался, заявитель пояснил, что в настоящее время обязанности супервайзера возложены на директора заявителя Калашнова, который работает по совместительству (при режиме неполного рабочего времени).

Кроме того, после окончания отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет Кудряшова О.В. была переведена на должность торгового агента, а затем уволена по собственному желанию.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Фонд социального страхования правомерно пришел к выводу о том, что установив Кудряшовой О.В. (принятой за 4 месяца до ухода в отпуск по беременности и родам) ежемесячную надбавку (премию) в сумме 15050 руб. в период с июня по сентябрь 2011 года включительно, Общество тем самым создало искусственную ситуацию с целью получения пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в завышенном размере за счет средств Фонда социального страхования.

Исходя из изложенного, названные заявителем обстоятельства не соответствуют целям обязательного социального страхования при рассмотрении вопроса о правомерности возмещения заявленных расходов на обязательное социальное страхование, заявителем создана искусственная ситуация, направленная на необоснованное получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в завышенном размере за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях суда кассационной инстанции по делам №А72-10935/2011 и №А72-7849/2011.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2014 года по делу №А72-10413/2014, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2014 года по делу                     №А72-10413/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                               И.С. Драгоценнова

Судьи                                                                                                              В.С. Семушкин

                                                                                                                         Е.Г. Филиппова