НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2023 № 11АП-11935/2023

57/2023-134925(1)


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2023 года

Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2023 года  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В., 

без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом  извещенных о времени и месте судебного разбирательства, 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного  автономного учреждения культуры Пензенской области "Центр культурного развития  "Дом офицеров" 

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 июня 2023 года по делу
 № А49-14208/2022 (судья Телегин А.П.),

по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской  Федерации по Пензенской области (ОГРН <***>)  

к государственному автономному учреждению культуры Пензенской области "Центр  культурного развития "Дом офицеров" (ОГРН <***>) 

о взыскании 44 503, 46 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пензенской области 

(далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к 

государственному автономному учреждению культуры Пензенской области "Центр 

культурного развития "Дом офицеров" (далее - ответчик) о взыскании ущерба в сумме 

ответчика за период с 01.09.2021г. по 31.12.2021г. застрахованным лицам, т.ч.:

- ФИО1 в сумме 5 321, 44 руб.;
- ФИО2 в сумме 13 875, 72 руб.;
- ФИО3 в сумме 6 934, 52 руб.;
- ФИО4 в сумме 4 688, 54 руб.;
- ФИО5 в сумме 2 701, 96 руб.;
- ФИО6 в сумме 7 775, 64 руб.;
- ФИО7 в сумме 3 205, 64 руб.

Определением от 26.04.2023г. на основании заявления истца и представленных 

данных ЕГРЮЛ в связи с внесением изменений в уставные документы наименование 

истца изменено на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования 


Российской Федерации по Пензенской области. 

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 07 июня 2023 года исковые  требования удовлетворены, с государственного автономного учреждения культуры  Пензенской области «Центр культурного развития «Дом офицеров» в пользу Отделения  Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской  области взысканы убытки в сумме 44 503,46 руб. 

В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции изменить  решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 июня 2023 года по делу № А4914208/2022 в части суммы убытков, подлежащих взысканию с него и принять по делу  новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении исковых требований в  сумме, превышающей 12 298 руб., указывая, что по вине ответчика выплаты  произведены только за сентябрь 2021 года. 

К апелляционной жалобе ответчик приложил копию искового заявления ОСФР по  Пензенской области, копию возражений от 02.02.2023. 

Апелляционный суд установил, что вышеуказанные документы, приложенные к  апелляционной жалобе, уже имеются в материалах настоящего дела (т. 1 л.д. 2-8, 135). 

В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для  приобщения к материалам дела дублирующих документов. 

В материалы дела от истца поступили возражения на апелляционную жалобу, в  которых ОСФР по Пензенской области просит суд апелляционной инстанции решение  Арбитражного суда Пензенской области от 07 июня 2023 года по делу № А4914208/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как  необоснованную. Кроме того, истец просит рассмотреть апелляционную жалобу в  отсутствие представителя. 

От ответчика в суд также поступило заявление о рассмотрении апелляционной  жалобы в отсутствие лица, подающего жалобу. 

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не  явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в  суде апелляционной инстанции. 

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную  жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле,  надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. 

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив  обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной  инстанции полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим  отмене с принятием по делу нового судебного акта о частичном удовлетворении  исковых требований. 

Как указал истец, 16.11.2021г., т.е. с нарушением срока, установленного  Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  (далее - Закон № 27-ФЗ), ответчиком в отношении 86 застрахованных лиц в Отделения  Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пензенской области предоставлены  сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный месяц сентябрь 2021  года 

Среди застрахованных лиц, в отношении которых были поданы сведения с  нарушением срока, семеро являются получателями страховой пенсии. 

В частности, пенсия с переплатой выплачена, в т.ч.:
- ФИО1, за период с 1.09.2021г. по 31.12.2021г. в сумме 5 321, 44 руб.;

- ФИО2 за период с 1.09.2021г. по 31.12.2021г. в сумме 13 875, 72 руб.;  - ФИО3 за период с 1.09.2021г. по 31.12.2021г. в сумме 6 934, 52 руб.;  - ФИО4 за период с 1.09.2021г. по 31.10.2021г. в сумме 4 688, 54 руб.; 


- Паршиной Е.Н. за период с 1.09.2021г. по 31.12.2021г. в сумме 2 701, 96 руб.;
- Солоха Г.В. за период с 1.09.2021г. по 31.12.2021г. в сумме 7 775, 64 руб.;
- Тришину А.А. за период с 1.09.2021г. по 31.12.2021г. в сумме 3 205, 64 руб.

В связи с отсутствием в поданной ранее отчетности сведений о работе указанных  лиц в сентябре 2021 года Отделением Фонда пенсионного и социального страхования  Российской Федерации по Пензенской области в отношении названных сотрудников  учреждения было принято решение об увеличении размера страховой пенсии за  последующий после 01.09.2021г. период. 

Истец указал, что несвоевременное представление ответчиком сведений о  застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года повлекло неправомерную  выплату застрахованным лицам пенсий в завышенном размере на общую сумму 44 503,  46 руб., которая подлежит возмещению органу Пенсионного Фонда согласно ч.2 статьи  28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как  причинённые убытки. 

Вина ответчика в причинении ущерба, по мнению истца, подтверждена  вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от  26.07.2022г. по делу А49-3408/2022 в котором ответчиком оспаривалось решение истца  о привлечении ГАУК ПО «ЦКР «Дом офицеров» к ответственности за совершение  правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,  выразившиеся в нарушения сроков представления отчётных данных. 

Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 28.07.2022 с требованием  оплатить сумму ущерба 44 503,46 руб. 

Поскольку досудебная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец  обратился в арбитражный суд. 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от  15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской  Федерации» ответчик является страхователем по обязательному пенсионному  страхованию. 

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное  представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых  пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному  фонду причинённый ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи  28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). 

Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица,  подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. 

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что  вред причинен не по его вине. 

В соответствии со статьей 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении  вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за  причинение вреда, в т.ч. возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15). 

Из содержания статьи 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено,  может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или  договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками  понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет  произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его  имущества (реальный ущерб). 

Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления  следующих обстоятельств: наличие и размер; вину причинителя вреда;  противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между 


действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. 

При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и  действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой  (непосредственной). 

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ закреплена обязанность  страхователя ежемесячно представлять сведения о каждом работающем у него  застрахованном лице не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным. 

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в  пункте 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного  фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона № 27- ФЗ). 

Указанные сведения подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной  Постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п "Об утверждении формы  "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и Порядка заполнения формы указанных  сведений". 

В пункте 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального  (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной  Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н, предусмотрено, что Страхователь  представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у  него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового  характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в  соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган  Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве  страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996  г. № 27-ФЗ, а также сведения о трудовой деятельности в отношении работающих у него  зарегистрированных лиц за периоды работы по трудовому договору, периоды  замещения государственных и муниципальных должностей, должностей  государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении  отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной  служебной деятельности, в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1  апреля 1996 г. № 27-ФЗ. 

Таким образом, сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года ответчик должен  был представить в Пенсионный Фонд не позднее 15.10.2021г. 

В установленный срок ответчик истцу таких сведений не представил. 

Исходя из отсутствия информации о работе в учреждении ответчика лиц по  спорному перечню, на основании решения ОПФР по Пензенской области от 11.11.2022  истцом произведен расчет суммы полагающейся к доплате индексации. 

Индексация произведена в отношении пенсий, начиная с 01.09.2021г. 

В дальнейшем истцом организована выплата суммы индексации за период с  сентябрь, октябрь, ноябрь 2021г. и, собственно, проиндексированной пенсии за декабрь  2021г. 

 Выплаты произведены 23.11.2021 и 26.11.2021 года.

Аналогичные сведения о работе в учреждении в отношении указанных  пенсионеров содержали и отчеты ответчика по форме СЗВ-М за октябрь 2021, ноябрь  2021, декабрь 2021 года, представленные ответчиком истцу, как указывает ответчик,  16.11.2021 - за октябрь 2021, 14.12.2021 - за ноябрь 2021, 13.01.2022 – за декабрь 2021  года. Данные обстоятельства не опровергнуты истцом. 

Суд первой инстанции, отклонив доводы ответчика и удовлетворяя требования 


истца в полном объеме, исходил из того, что выплата с учетом проведенной индексации  повлекла возникновение переплаты в общей сумме 44 503,46 руб., выплата  вышеназванной суммы является ущербом, который причинен виновными действиями  ответчика в связи с несвоевременным представлением им сведений по форме СЗВ-М за  сентябрь 2021 года. 

Однако судом первой инстанции не учтено следующее.

Как следует из материалов дела, ФИО1, ФИО2, ФИО3,  ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 являются получателями  страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от  28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". 

За сентябрь 2021 года срок предоставления сведений по форме СЗВ-М - до  15.10.2021 включительно. 

В указанный срок сведения ответчиком не представлены, в связи с чем,  пенсионный фонд расценил указанные действия ответчика как прекращение  работающими пенсионерами трудовой деятельности. 

Впоследствии, 16.11.2021 ответчиком предоставлены сведения за сентябрь 2021  года по форме СЗВ-М, согласно которым указанные лица не прекращали трудовую  деятельность в сентябре 2021 года и не имели права на получение страховой пенсии с  учетом индексации. Отчет по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года ответчик представил  16.11.2021, то есть с нарушением установленного законом срока (15.10.2021). 

Соответствующие сведения о работающих застрахованных лицах содержали и  отчеты по форме СЗВ-М за октябрь 2021 , ноябрь 2021, декабрь 2021 года. 


13.09.2022 пенсионным фондом принято решение № 93857 об обнаружении  ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных выплат, в результате  чего за период с 01.09.2021 по 31.12.2021 возникла переплата страховой пенсии  Тришиной А.А. в размере 3 205 руб. 64 коп. 

Однако, ошибка могла быть обнаружена Фондом еще в ноябре 2021 года (когда  страхователем поданы сведения и за сентябрь 2021 и за октябрь 2021 (в которых  сведения в отношении рассматриваемых лиц как работающих в учреждении отражены),  то есть до осуществления выплат, произведенных 23.11.2021 и 26.11.2021 года. 

В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона № 400-ФЗ, в случае обнаружения органом,  осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и  (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и  (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки  в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Однако вышеуказанные решения об обнаружении ошибки приняты истцом только  в сентябре 2022 года. 

Из материалов дела следует, что за период с сентября 2021 года по декабрь 2021  года (включительно) ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5,  ФИО6, ФИО7 выплачивалась пенсия в повышенном размере. ФИО4 пенсия в повышенном размере выплачивалась за период с сентября 2021 года по  октябрь 2021 года (включительно). 

Переплата страховой пенсии в общей сумме составила 44 503,46 руб., которую  истец расценивает как ущерб, причиненный пенсионному фонду в порядке ч. 2 ст. 28  Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 

Между тем, как указано выше, выявить обстоятельства переплаты, влекущие  отмену решения о перерасчете размера пенсии, Пенсионный фонд имел возможность в  ноябре 2021 года, следовательно, за период сентябрь 2021 года пенсия в повышенном  размере была выплачена указанным лицам по вине ответчика. 

При этом, как отмечено апелляционным судом выше, в ноябре 2021 года  Пенсионному фонду уже было известно о том, что указанные лица являются  работающими пенсионерами. А выплаты им произведены уже после получения  указанных сведений - 23.11.2021 (за сентябрь-ноябрь) и 26.11.2021 (за декабрь 2021). 

Пенсионный фонд в основу принятого решения об индексации и последующей  выплате положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном  лице по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года, никакую дополнительную проверку факта  прекращения работы указанными лицами, не проводил. 

При этом, выплаты пенсии в повышенном размере за спорный период сентябрь  2021 года - декабрь 2021 года произведены пенсионным фондом 23.11.2021 и 26.11.2021,  то есть уже после представления ответчиком формы СЗВ-М как за сентябрь 2021 года,  так и за октябрь 2021 года . 

Соответственно пенсионный фонд имел возможность обнаружить в  представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибки и несоответствия  сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, и предпринять  меры, установленные Инструкцией, для их устранения, путем направления  страхователю соответствующего уведомления (запроса). 

Учитывая данные обстоятельства, а также то, что согласно ч. 4 ст. 26.1  Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ уточнение факта осуществления  (прекращения) пенсионерами работы, в целях определения права на индексацию и  корректировку пенсии, производится органом, осуществляющим пенсионное  обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета,  ежемесячно, апелляционный суд не усматривает прямой причинно-следственной связи  между действиями работодателя и фактом выплаты пенсии работающему пенсионеру в 


повышенном размере. 

Кроме того, за нарушение порядка и сроков представления отчетности  законодательством установлены специальные меры ответственности: на основании абз.  3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо  представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных  пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю  применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого  застрахованного лица. 

При этом, вопреки утверждению истца, вина организации в причинении ущерба не  подтверждается судебными актами по делу № А49-3408/2022. Судом в рамках  указанного дела проверялась законность решения истца о привлечении страхователя  (ответчика) к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства  Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  обязательного пенсионного страхования от 21.03.2022 № 068S19220002328. Судом  установлено наличие в действиях страхователя (ответчика) состава правонарушения в  сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,  выразившегося в нарушении сроков представления отчётных данных за сентябрь 2021  года, размер штрафа снижен судом. 

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что основания для  взыскания суммы убытков за период с октября 2021 года по декабрь 2021 года  отсутствуют и заявленные требования подлежат частичному удовлетворению за  сентябрь 2021 года в сумме 12 298 руб. 

Изложенный подход соответствует правовой позиции, изложенной в  постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 30.09.2021 по делу № А498262/2020, постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от  23.06.2021 по делу № А49-8262/2020, от 23.06.2021 по делу № А49-8264/2020. 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 269, 270 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции  полагает, что решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 июня 2023 года по  делу № А49-14208/2022 следует отменить и принять новый судебный акт, которым  исковые требования удовлетворить частично и взыскать с ответчика в пользу истца  убытки в сумме 12 298 руб., а в остальной части исковых требований следует отказать. 

С учетом частичного удовлетворения судом апелляционной инстанции исковых  требований истца по делу, а также положений ст. 110 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции распределяет судебные  расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. 

В суде первой инстанции на размер исковых требований 44 503,46 руб.  приходилась государственная пошлина 2 000 руб. 

Апелляционным судом исковые требования удовлетворены в сумме 12 298 руб.,  что составляет 27,63% от исковых требований. 

Таким образом, поскольку истец в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи  333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты  государственной пошлины, с ответчика в доход федерального бюджета следует взыскать  государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере  552,60 руб. (27,63% * 2 000 = 552,60). 

За рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции с истца в пользу ответчика  надлежит взыскать 2 171,10 руб. (3000 * 72,37% = 568,20) расходов ответчика по уплате  государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы. 

Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный апелляционный суд 


ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 июня 2023 года по делу
 № А49-14208/2022 отменить, принять новый судебный акт.

Исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования  Российской Федерации по Пензенской области (ОГРН <***>) удовлетворить  частично. 

Взыскать с государственного автономного учреждения культуры Пензенской  области «Центр культурного развития «Дом офицеров» (ОГРН <***>) в пользу  Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по  Пензенской области (ОГРН <***>) убытки в сумме 12 298 руб. 

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. 

Взыскать с государственного автономного учреждения культуры Пензенской  области «Центр культурного развития «Дом офицеров» (ОГРН <***>) в доход  федерального бюджета государственную пошлину в сумме 552,60 руб. 

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской  Федерации по Пензенской области (ОГРН <***>) в пользу государственного  автономного учреждения культуры Пензенской области «Центр культурного развития  «Дом офицеров» (ОГРН <***>) судебные расходы по оплате государственной  пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2 171,10 руб. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа. 

Председательствующий Е.Г. Попова

Судьи И.С. Драгоценнова

 В.А. Корастелев