ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
11 мая 2018 года Дело № А72-18227/2017
г. Самара
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Драгоценновой И.С.,
рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кондратьева Павла Александровича
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 февраля 2018 года по делу № А72-18227/2017 (судья Коннова О.В.),
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области, г. Ульяновск, (ОГРН 1027301569987, ИНН 7328043368),
к индивидуальному предпринимателю Кондратьеву Павлу Александровичу (ОГРНИП 304732826400038, ИНН 732800744755), г. Ульяновск,
о взыскании финансовых санкций в сумме 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Кондратьеву Павлу Александровичу (далее - ответчик), о взыскании финансовых санкций в сумме 500 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены. С индивидуального предпринимателя Кондратьева Павла Александровича в пользу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области взысканы для зачисления в соответствующий бюджет финансовые санкции за представление неполных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 года (требование № 083S01170241723 от 13.07.2017) в сумме 500 (пятьсот) руб. 00 коп. С индивидуального предпринимателя Кондратьева Павла Александровича (ОГРНИП 304732826400038, ИНН 732800744755, г. Ульяновск, пр-т Авиастроителей, д. 11, кв. 67) в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 2000 (две тысячи) руб. 00 коп.
Не согласившись с выводами суда, индивидуальный предприниматель Кондратьев Павел Александрович подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что им правомерно не указана в ежемесячных формах СЗВ-М сотрудница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, поскольку работодатель не производит таким сотрудникам никаких выплат.
Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела, управлением в ходе проведения камеральной проверки представленных предпринимателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета за май 2016 года установлено, что страхователем представлены неполные сведения: в форме РСВ-1 за полугодие 2016 года представлены сведения на Коптелову Гелию Магсудовну, однако в исходной форме СЗВ-М за отчетный период май 2016 года, представленной страхователем 31.05.2016, сведения на указанное застрахованное лицо отсутствовали, что, по мнению проверяющих свидетельствует о допущенном ответчиком нарушении пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
При выявлении такого несоответствия в представленных формах отчетности СЗВ-М и РСВ-1 управлением 23.03.2017 в адрес предпринимателя направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.
В связи с неустранением допущенных нарушений управлением составлен акт от 03.05.2017 N 083S18170002963, на основании которого принято решение № 083S19170003652 от 15.06.2017 о привлечении страхователя – предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 руб. за представление неполных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Предпринимателю направлено требование № 083S01170241723 от 13.07.2017, в котором предложено добровольно уплатить сумму штрафа в срок до 04.08.2017.
В связи с отсутствием доказательств уплаты штрафа управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций в сумме 500 руб.
Судебный приказ по делу № А72-14743/2017 выдан 12.10.2017.
В связи с поступившими от должника возражениями, суд отменил судебный приказ определением от 01.11.2017, разъяснив взыскателю, что заявленное им требование может быть предъявлено в арбитражный суд в порядке искового производства.
Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках нестоящего дела заявлением.
Предприниматель в обоснование возражений сослался на то, что порядок заполнения формы СЗВ-М законодательно не утвержден, данные формы представлялись в установленные законодательством сроки и, по его мнению, в полном объеме, пояснил, что сотрудница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет не указана в форме СЗВ-М, так как считает, что в ежемесячных формах СЗВ-М подаются сведения на тех сотрудников, которым выплачивается заработная плата (вознаграждение за исполнение трудовой функции), в связи с чем, нормы действующего законодательства он не нарушал.
Суд первой инстанции, не согласился с доводами ответчика, удовлетворил иск, при этом правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона № 27-ФЗ целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховых и накопительной пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам.
Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах: единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет; использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования; осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами прав на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение (статья 4 Закона № 27-ФЗ).
Статьей 8 Закона № 27-ФЗ установлены общие правила представления сведений о застрахованных лицах, согласно которым страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции действия спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, обязан представить о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанная обязанность о представлении ежемесячной отчетности введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ и вступила в силу с 01.04.2016.
При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации: работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; священнослужители; иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 1 Закона № 27-ФЗ определено, что застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте, дающем, в соответствии с законодательством Российской Федерации, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации
Исходя из изложенного, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении каждого застрахованного лица, работающего в организации по трудовому договору.
Суд верно указал, что в рассматриваемой ситуации работница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, хотя и не получающая доход от трудовой деятельности, продолжает оставаться застрахованным лицом, у нее идет страховой стаж, с нею заключен трудовой договор. Следовательно, работодатель обязан указать о ней сведения в форме СЗВ-М.
При этом, для целей применения положений Закона № 27-ФЗ, предусматривающих представление отчетности по индивидуальному (персониф ицированному) учету по форме СЗВ-М, не имеет значения факт наличия или отсутствия произведенных в пользу такой работницы выплат, облагаемых взносами, поскольку в данном случае главное, что трудовой договор заключен и продолжает действовать.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142) утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», в соответствии с пунктом 4 которой в сведениях о застрахованных лицах указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В Письме ПФР от 06.05.2016 N 08-22/6356 указано, что отсутствие факта начисления выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления отчетности по форме СЗВ-М.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Поскольку материалами дела факт совершения ответчиком правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, подтверждается досудебный порядок соблюден, суд правомерно удовлетворил иск .
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 февраля 2018 года по делу № А72-18227/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.С.Драгоценнова