НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 № 12АП-834/08

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Саратов

26 марта 2008 г. Дело № А57-5521/07-21

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2008 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лыткиной О.В., судей Волковой Т.В., Телегиной Т.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семикиным Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Луговое», с. Елшанка, Красноармейский район, Саратовская область, на решение арбитражного суда Саратовской области от 21 декабря 2007 года по делу N А-57-5521/07-21, судья Андрющенко О.А.

по иску Открытого акционерного общества «Луговое», с. Елшанка, Красноармейский район, Саратовская область

к Министерству сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов;

третье лицо: Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов

о взыскании 269 038,78 рублей

при участии в заседании:

от заявителя – Котельникова А.М. по доверенности б/н от 05.06.2007

от ответчика – Беляковой А.В. по доверенности № 03-02-09-342/1 от 06.02.2008

от третьего лица - извещен, не явился

УСТАНОВИЛ:

 Открытым акционерным обществом «Луговое» заявлен иск к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Саратовской области о взыскании денежного возмещения из федерального бюджета на ликвидацию последствий стихийных бедствий 2001-2003 годов в сумме 201 829,78 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами 67 209,32 рублей, всего 269 038,78 рублей.

Определением суда от 16 июля 2007 года в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена первоначального ответчика Министерство сельского хозяйства и продовольствия Саратовской области на его правопреемника Министерство сельского хозяйства Саратовской области в связи с выбытием первоначального ответчика в спорном правоотношении в связи с его переименованием.

По ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Саратовской области.

Решением арбитражного суда от 21 декабря 2007 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

  ОАО «Луговое» с принятым судебным актом не согласно, считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, подлежащим отмене, так как выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

  В судебном заседании представитель ОАО «Луговое» поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Саратовской области просил оставить жалобу без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Третье лицо – Министерство финансов Саратовской области своего представителя для участия в деле не направил. Отзыва на апелляционную жалобу не представил. О месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, выступлении присутствовавших в заседании представителей истца и ответчика, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Требования истца основаны на ненадлежащем исполнении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Саратовской области распоряжения Правительства Саратовской области от 30 декабря 2003 года № 421-Пр «О финансировании мероприятий».

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2003 года № 1825-р, которым было предусмотрено Минфину России направить в 2003 году на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве в 2001-2003 годах, ассигнований в размере 6 289 471,616 тысяч рублей в счет средств, поступающих в погашение задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом по ранее выделенным ссудам, по полученному в 1995 году товарному кредиту на поставку горюче­смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям, по полученным в 1992-1994 годах организациям агропромышленного комплекса и потребительской кооперации централизованным кредитам и начисленным по ним процентам, в частности Саратовской области было предусмотрено ассигнований в размере 205 445 492 000 руб.

Во исполнение данного акта Правительством Саратовской областипринято распоряжение от 30 декабря 2003 года №421-ПР которым определено, на какие цели должна быть направлена сумма 205 445 492 000 рублей: на погашение задолженности областного бюджета перед федеральным бюджетом по бюджетным ссудам, полученным на покрытие временных кассовых разрывов, возникших при исполнении консолидированного бюджета области, на сумму 164713800 рублей; по переоформленным в бюджетную ссуду централизованным кредитам, полученным организациями агропромышленного комплекса и потребительской кооперации в 1992-1994 годах, на сумму 16 761 692 000 рублей; направить местным бюджетам денежные средства по взаимным расчетам в размере 23 970 000 рублей.

В распоряжении Правительства Саратовской области от 30 декабря 2003 года № 421-ПР указан порядок произведения расчетов с сельскохозяйственными товаропроизводителями по ликвидации последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве 2001-2003 годов: переоформить гарантийные обязательства муниципальных образований области по привлеченному в 1996 году товарному кредиту и начисленным процентам, заключить договоры о переводе долга Министерства сельского хозяйства и продовольствия области перед областным бюджетом по бюджетным кредитам 2001-2002 годов и их переоформлению в обязательства муниципальных образований области по бюджетным ссудам, провести расчеты по погашению встречных обязательств по средствам, причитающимся сельскохозяйственным товаропроизводителям на ликвидацию последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве 2001-2003 годов, и задолженности перед областным бюджетом по бюджетным кредитам, предоставленным по договорам о предоставлении целевых беспроцентных бюджетных кредитов, по бюджетным ссудам, полученным на покрытие временных кассовых разрывов, возникших при исполнении местных бюджетов, переоформленным из муниципальных гарантийных обязательств по централизованным кредитам сельскохозяйственных товаропроизводителей 1992-1994 годов, по товарному кредиту сельскохозяйственных товаропроизводителей 1996 года, по заключенному договору о переводе долга.

В соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2003 года № 421-ПР Министерством финансов Саратовской области издан приказ от 30 декабря 2003 года № 866а, согласно п. 5 которого, финансовые органы муниципальных образований области должны были капитализировать начисленные проценты за пользование товарным кредитом 1996 года к основному долгу, переоформить в обязательства органов местного самоуправления перед областным бюджетом по
 бюджетным ссудам: гарантийные обязательства по привлеченному в 1996 году сельскохозяйственными товаропроизводителями товарному кредиту с капитализированными процентами за пользование ими; обязательства Министерства сельского хозяйства и продовольствия области по бюджетным кредитам 2001-2002 годов; обеспечить заключение с Министерством сельского хозяйства и продовольствия области договоров уступки муниципальным образованиям области прав требования долга с сельскохозяйственных товаропроизводителей по бюджетным кредитам 2001-2002 годов; уменьшить обязательства перед областным бюджетом по бюджетным ссудам; отразить в муниципальных долговых книгах соответствующие изменения видов долговых обязательств с уменьшением задолженности перед областным бюджетом по бюджетным ссудам; уведомить сельскохозяйственных товаропроизводителей о переходе прав кредитора от Саратовской области в лице Министерства финансов области по товарному кредиту 1996 года и начисленным процентам по ним к муниципальным образованиям области; провести зачет встречных обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей по возврату в местные бюджеты задолженности по бюджетным кредитам, включая кредиты 1992-1994, 1996 и 2001-2002 годов.

В связи с чем были произведены расчеты по погашению встречных обязательств по средствам, причитающимсясельскохозяйственным товаропроизводителям на ликвидацию последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве 2001-2003 годов, и основного долга перед областным бюджетом Министерства сельского хозяйства области в общей сумме 34 132 150,00 (часть 5 пункт «а» распоряжения Правительства области № 421-Пр), что подтверждается справкой уведомлением № 2698 от 31.12.2003 об изменении росписи расходов на 2003 год.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что задолженность сельхозтоваропроизводителей перед областью по бюджетным кредитам 2001-2002 годов была переоформлена в их задолженность перед местными бюджетами в сумме 12 671,510 тысяч рублей путем заключения договоров уступки права требования.

Распоряжением Правительства области № 421-Пр было предписано осуществлять финансирование пострадавших от стихийных бедствий сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств, подлежащих взысканию с областного государственного унитарного предприятия «Продовольственная корпорация Саратовской области», полученных им от предприятий и организаций агропромышленного комплекса в счет погашения задолженности последних перед Министерством сельского хозяйства области на сумму 13 144,8 тысяч рублей, а также с сельскохозяйственных товаропроизводителей в погашение задолженности по бюджетным кредитам 2001-2002 годов на сумму 20 987,35 тысяч рублей.

Судом первой инстанции правомерно установлено, чтозадолженность сельхозтоваропроизводителей перед министерством сельского хозяйства области, и за счет которых предписывалось осуществлять финансирование пострадавших от последствий стихийных бедствий сельхозтоваропроизводителей, составила 34 132 150,00 тысяч рублей.

Согласно платежного поручения № 082 от 19.03.2004 с областного государственного унитарного предприятия «Продовольственная корпорация Саратовской области» взыскано 48000,00 тысяч рублей, направленных в последствии сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от стихийных бедствий в сельском хозяйстве 2001-2003 годов, в соответствии с реестром получателей денежных средств.

Платежным поручением № 86 от 25.03.2004 ОАО «Луговое» перечислено 31204 рублей 22 копеек.

Обоснованно сославшись на п. 1 ст. 401 и п.п. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что из содержания распоряжений Правительства Российской Федерации, Правительства Саратовской области, приказа Министерства финансов Саратовской области следует, что наличные денежные средства на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве, произошедших в 2001-2003 годах, не выделялись названными исполнительными органами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и что имеющиеся материалы дела не содержат достаточных доказательств подтверждения того, что ответчик не исполнил какие-либо обязательства перед истцом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность в том числе в виде уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса РФ при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Пунктом 7 Информационного письма ВАС РФ от 14.07.97 г. N 17 разъяснено, что отсутствие вины организации в невыполнении договорных обязательств может служить основанием для освобождения ее от ответственности по статье 401 Гражданского кодекса РФ.

Апелляционный суд полагает, что указанные положения были правомерно применимы судом первой инстанции к настоящему делу, так как невыделение средств из бюджета ответчику, который не осуществляет коммерческой деятельности, то есть, лишен иных источников дохода, может быть признано обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии его вины.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 21 декабря 2007 года по делу N А-57-5521/07-21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд Саратовской области.

Председательствующий О.В. Лыткина

Судьи Т.В. Волкова

Т.Н. Телегина