ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-20096/2018
07 декабря 2018 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» (400007, г. Волгоград, проспект Ленина, д. 10, ОГРН 1123459007374, ИНН 3442123614)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 августа 2018 года по делу № А12-20096/2018, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья И.И. Маслова),
по заявлению акционерного общества «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» (ОГРН 1123459007374, ИНН 3442123614)
к Федеральной антимонопольной службе (125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, ИНН 7703516539, ОГРН 1047796269663)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» (далее – АО «ВМК «Красный Октябрь», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 24.05.2018 № 4-19.7.2-262/00-29-18 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 августа 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО «ВМК «Красный Октябрь», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ФАС России представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба АО «ВМК «Красный Октябрь» рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»).
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на сайте суда в сети Интернет 12 октября 2018 года.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с проведением ФАС России внеплановой выездной проверки в отношении АО «ВМК «Красный Октябрь» на основании приказа 20.02.2018 № 212/18 обществу были направлены требование № 1 от 21.02.2018 № 29/11621/18 о предоставлении перечня лиц, входящих в одну группу с АО «ВМК «Красный Октябрь», требование № 2 о необходимости в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон № 275-ФЗ) в трехдневный срок с момента получения требования представить в ФАС России необходимую информацию и документы, в том числе по пункту 6 требования № 2 (перечень всех лиц, входящих в одну группу лиц с АО «ВМК «Красный Октябрь» в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по состоянию на дату получения требования № 2). Сведения о группе лиц предоставляются в соответствии с формой, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293, в том числе, в виде схематического изображения (древовидной схемы), а также на электронном носителе информации.
Руководствуясь статьей 15.7 Федерального закона № 275-ФЗ, ФАС России принято решение об установлении нового срока предоставления информации и документов от 28.02.2018 и установлен новый срок предоставления информации и документов по пункту 6 требования № 2 - 06.03.2018.
Обществом направлен в ФАС России перечень всех лиц, входящих в одну группу с АО «ВМК «Красный Октябрь» по пункту 6 требования № 2, в том числе в виде схематического изображения, что подтверждается письмом заявителя от 16.03.2018 № 15-165.
Поскольку АО «ВМК «Красный Октябрь» по требованию представило в ФАС России недостоверную информацию о перечне всех лиц, входящих в одну группу с АО «ВМК «Красный Октябрь», в отношении заявителя составлен протокол от 26.04.2018 № 4-19.7.2-262/00-29-18 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
Постановлением ФАС России от 24.05.2018 № 4-19.7.2-262/00-29-18 АО «ВМК «Красный Октябрь» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 100 000 руб.
Считая постановление о назначении административного наказания незаконным, АО «ВМК «Красный Октябрь» обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина АО «ВМК «Красный Октябрь» в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ предусмотрена за непредставление или несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, в том числе непредставление или несвоевременное представление информации и документов по требованию указанного органа, либо представление заведомо недостоверных информации и документов.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным.
В силу статьи 15.7 Федерального закона № 275-ФЗ должностные лица, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки информацию и документы. При проведении документарной проверки мотивированное требование о представлении информации и документов направляется проверяемому лицу по почте с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись.
В соответствии с частью 1 статьи 15.3 Федерального закона № 275-ФЗ головные исполнители, исполнители обязаны представлять в контролирующий орган (его должностным лицам) в установленный срок по мотивированному требованию необходимые контролирующему органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе содержащую сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обществу было направлено требование № 1 от 21.02.2018 № 29/11621/18 о предоставлении перечня лиц, входящих в одну группу с АО «ВМК «Красный Октябрь», требование № 2 о необходимости в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона № 275-ФЗ в трехдневный срок с момента получения требования представить в ФАС России необходимую информацию и документы, в том числе по пункту 6 требования № 2 (перечень всех лиц, входящих в одну группу лиц с АО «ВМК «Красный Октябрь» в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по состоянию на дату получения требования № 2). Сведения о группе лиц предоставляются в соответствии с формой, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293, в том числе, в виде схематического изображения (древовидной схемы), а также на электронном носителе информации.
Решением ФАС России от 28.02.2018 установлен новый срок предоставления информации и документов по пункту 6 требования № 2 - 06.03.2018.
Обществом направлен в ФАС России перечень всех лиц, входящих в одну группу с АО «ВМК «Красный Октябрь» по пункту 6 требования № 2, в том числе в виде схематического изображения, что подтверждается письмом заявителя от 16.03.2018 № 15-165.
Однако в представленной обществом информации отсутствуют сведения об учредителях, акционерах АО «ВМК «Красный Октябрь».
По состоянию на 26.03.2018 достоверная информация и документы по пункту 6 требования № 2 в ФАС России заявителем представлены не были.
Вместе с тем в «Информации сопутствующей бухгалтерской отчетности за 2016 год» АО «ВМК «Красный Октябрь», представленной письмом от 26.02.2018 № 15-133, указано, что 100% голосующих акций АО «ВМК «Красный Октябрь» принадлежит RED OCTOBER INTERNATIONAL SA, а также АО «ВМК «Красный Октябрь» осуществляет функции единоличного исполнительного органа АО «ВМЗ «Красный Октябрь», что не было отражено в письме № 15-165 от 16.03.2018.
В соответствии с протоколом годового общего собрания акционеров Общества от 28.11.2017 указано, что акционерами АО «ВМК «Красный Октябрь» являются RED OCTOBER INTERNATIONAL SA, SEGOA VENTURES LIMITED.
Таким образом, общество в ответ на требование № 2 представило недостоверную информацию о перечне всех лиц, входящих в одну группу с АО «ВМК «Красный Октябрь», так как в ней отсутствуют сведения об указанных учредителях, акционерах АО «ВМК «Красный Октябрь».
Факт представления обществом недостоверной информации по требованию ФАС России подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 26.04.2018 № 4-19.7.2-262/00-29-18.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что требование антимонопольного органа в части представления перечня лиц, входящих в группу лиц с АО «ВМК «Красный Октябрь» не основано на нормах закона, судебной коллегией не принимается.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 275-ФЗ ФАС России осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа, выявляет нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, принимает меры по их прекращению, и привлекает к ответственности за такие нарушения, принимает меры по предупреждению нарушений законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Согласно пунктам 5.12 и 6.1 Положения о ФАС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России осуществляет полномочия, не указанные в разделе II указанного Положения, в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, и с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС России.
Как было указано выше, Федеральный закон № 275-ФЗ наделяет антимонопольный орган рядом полномочий, в частности правом направления участникам спорных отношений запросов о представлении необходимых документов и информации (статья 15.17).
При этом действия антимонопольного органа по истребованию сведений не должны носить произвольный характер. Такие действия, как следует из приведенных положений законодательства, ограничены пределами нормативно установленных полномочий органа государственной власти, обусловливаются необходимостью осуществления возложенных на него задач и функций, требование о представлении сведений должно быть мотивированным.
Таким образом, действующим законодательством установлены право ФАС России на получение информации и документов, необходимых для осуществления его функций, и корреспондирующая этому праву обязанность перечисленных в части 6 статьи 15.17 Федерального закона № 275-ФЗ лиц представить истребованные документы, объяснения, информацию в определенный антимонопольным органом срок.
Федеральный закон № 275-ФЗ не предусматривает ограничений по составу и объему запрашиваемой информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом его задач и функций. Объем запрашиваемых сведений, состав документов (информации), порядок и сроки их представления определяются антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета проверки и иных существенных обстоятельств, обуславливаются необходимостью осуществления им возложенных на него задач и функций.
При этом положения действующего законодательства не содержат указаний о степени мотивированности требования контролирующего органа, поэтому ссылка в соответствующем требовании на статьи Федерального закона № 275-ФЗ, а также определение цели направления запроса, является достаточной мотивацией запроса документов (информации).
В требовании № 2 о представлении документов (информацию) от 26.02.2018 указаны основания истребования — часть 1 статьи 15.3 Федерального закона № 275-ФЗ и приказ ФАС России от 20.02.2018 № 212/18 «О проведении внеплановой выездной проверки».
Следовательно, требование № 2 основано на нормах Закона о государственном оборонном заказе.
Довод апеллянта о том, что общество не располагало указанной информацией, о чем сообщило ФАС России письмом от 06.03.2018, указанная информация была представлена акционерами по запросу заявителя о предоставлении информации о бенефициарных владельцах (исх. №13-43а от 01.03.2018) после 06.03.2018, является несостоятельным.
Так, частью 3 статьи 15.7 Федерального закона № 275-ФЗ предусмотрено, что в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые информацию и документы в течение трех рабочих дней, это лицо в течение дня, следующего за днем получения (вручения) требования о представлении информации и документов, уведомляет в письменной форме должностных лиц, проводящих проверку, о невозможности представления в установленный срок информации и документов с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в этот срок, и срока, в течение которого проверяемое лицо может представить истребуемые информацию и документы. В течение двух рабочих дней со дня получения такого уведомления должностное лицо контролирующего органа принимает в порядке, установленном контролирующим органом, мотивированное решение об установлении нового срока представления информации и документов или принимает мотивированное решение об отказе в его продлении с указанием причин отказа. Копия принятого решения, удостоверенная в установленном порядке, направляется проверяемому лицу любым доступным способом.
Как следует из материалов дела, письмом от 06.03.2018 общество сообщило, что в целях представления актуальной информации направлен запрос о бенефициарном владельце в адрес акционеров АО «ВМК «Красный Октябрь».
При этом копия такого запроса представлена не была, а также не был указан срок, в течение которого будут представлены истребованные документы и информация.
Также письмо АО «ВМК «Красный Октябрь» от 06.03.2018 не содержало сведений в отношении иных истребованных документов и информации не содержало.
В связи с чем оснований для установления нового срока для представления информации и документов у ФАС России не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что сведения о перечне всех лиц, входящих в одну группу лиц, не являются предметом проверки, проводимой на основании приказа ФАС России от 20.02.2018 №212/18, апелляционной инстанцией отклоняется по следующим основаниям.
В рамках проведенной проверки установлено, что в нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона №275-ФЗ расчеты по отдельным счетам в уполномоченном банке АО «ВМК «Красный Октябрь» не производились, а также не осуществлялся раздельный учет затрат, связанных с исполнением государственного оборонного заказа.
При рассмотрении дела судами установлено, что запрашиваемая требованием информация является необходимой для целей принятия решения о наличии либо отсутствии нарушений в действиях общества, а именно для определения влияния на ценообразование продукции по государственному оборонному заказу, поскольку производство продукции в рамках группы лиц может привести к искусственному увеличению накладных расходов и прибыли в итоговой цене продукции по государственному оборонному заказу.
Следовательно, запрошенная информация относится непосредственно к предмету проверки по приказу ФАС России от 20.02.2018 № 212/18 «О проведении внеплановой выездной проверки».
В апелляционной жалобе общество указывает на то, что заинтересованное лицо должно было обратиться с соответствующим запросом к регистратору общества, поскольку реестр акционеров общества ведет регистратор на договорной основе, а запрашиваемая информация предоставляется на платной основе по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Указанный довод судебной коллегией отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень.
Регистратор, в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ведущий реестр акционеров заявителя не является государственным органом, органом местного самоуправления либо подведомственной государственным органам или органам местного самоуправления организацией, включенными в определенный Правительством Российской Федерации перечень.
Кроме того, Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведений проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р, не содержит документов (информации) о группе лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, у ФАС России отсутствовала обязанность направлять требование № 2 в адрес регистратора, ведущего реестр акционеров заявителя.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в действиях АО «ВМК «Красный Октябрь» имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Следовательно, вина АО «ВМК «Красный Октябрь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Порядок привлечения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
АО «ВМК «Красный Октябрь» привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 21 августа 2018 года по делу № А12-20096/2018, рассмотренному в порядке упрощённого производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья С.Г. Веряскина