НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 № 12АП-11232/14

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-7491/2014

11 декабря 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена «04» декабря 2014 года

Полный текст постановления изготовлен «11» декабря 2014 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Жевак И.И.,

судей Борисовой Т.С., Шалкина В.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Роберт Бош Саратов»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2014 года по делу № А57-7491/2014 (судья Духовнова Е.В.),

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Роберт Бош Саратов», ОГРН 1136449002293, ИНН 6449069048 (г. Энгельс Саратовской области),

к обществу с ограниченной ответственностью «Транс Логистик», ОГРН 1096449002583, ИНН 6449054073 (г. Энгельс Саратовской области),

о взыскании неосновательного обогащения в размере 71000 рублей,

при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью «Роберт Бош Саратов» - Голендухин В.С., по доверенности от 03 октября 2013 года,

от общества с ограниченной ответственностью «Транс Логистик» - Головаха И.Н., по доверенности от 01 сентября 2014 года,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Роберт Бош Саратов» (далее - ООО "Роберт Бош Саратов", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Транс Логистик" (далее - ООО "Транс Логистик", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 71 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ООО «Роберт Бош Саратов» обратилось с жалобой в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2014 года и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Заявитель полагает, что судом необоснованно приняты как доказанные надлежащим образом ответчиком такие обстоятельства, как оказание услуг после завершения таможенной процедуры таможенного контроля, сам факт оказания услуг и оказание их непосредственно истцу.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Роберт Бош Саратов» в судебном заседании поддержал довод апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель ООО "Транс Логистик" возражает против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела в открытом судебном заседании, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Транс Логистик» в соответствии с нормами статей 23-27 Таможенного кодекса Таможенного Союза и нормами статей 69-74 Федерального закона от 27.11.2010г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", является владельцем склада временного хранения и в настоящее время действует на основании бессрочного Свидетельства № 10413/271210/10041/6 о включении в реестр владельцев складов временного хранения, выданного Саратовской таможней 13.08.2014 г.

В период времени с 30.07.2012 г. по 23.09.2013 г. ООО «Транс Логистик» действовало на основании бессрочного Свидетельства № 10413/271210/10041/03 о включении в реестр владельцев складов временного хранения, выданного Саратовской таможней 30.07.2012 г., а в период времени с 24.09.2013 г. по 04.06.2014 г. ООО «Транс Логистик» действовало на основании бессрочного Свидетельства № 10413/271210/10041/04 о включении в реестр владельцев складов временного хранения, выданного Саратовской таможней 24.09.2013 г.

В части создания и регулирования деятельности владельца СВХ ООО "Транс Логистик" в спорный период времени Саратовской таможней были изданы следующие Приказы: Приказ № 396 от 30.07.2012 г. "О выдаче нового Свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения и внесении изменений в приказ Саратовской таможни от 27.12.2010 г. № 709", Приказ № 607 от 12.10.2012 г. "О создании постоянной зоны таможенного контроля" с Приложением № 1 "План постоянной зоны таможенного контроля на территории СВХ ООО "Транс Логистик", Приказ № 608 от 12.10.2012 г. "О внесении изменений в приказ Саратовской таможни от 27.12.2010 г. № 709" с приложением № 1 "План склада временного хранения ООО "Транс Логистик" и Приложением № 2 "План постоянной зоны таможенного контроля на территории СВХ ООО "Транс Логистик", Приказ № 739 от 24.09.2013 г. "О выдаче Свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения и внесении изменений в приказ Саратовской таможни от 27.12.2010 г. № 709" с приложением № 1 к нему в виде копии Плана склада временного хранения ООО "Транс Логистик", расположенного по адресу: 413116, Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей (Схема 1), Приказ № 740 от 24.09.2013 г. "О создании постоянной зоны таможенного контроля" с Приложением № 1 "План постоянной зоны таможенного контроля в пределах СВХ ООО "Транс Логистик".

В соответствии с нормами таможенного законодательства РФ и таможенного законодательства Таможенного Союза, в целях осуществления хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, проведения в отношении них таможенного контроля, в том числе в формах таможенного досмотра (осмотра), для обеспечения совершения таможенных операций при применении таможенной процедуры таможенного транзита, осуществления грузовых операций в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, Приказом Саратовской таможни № 740 от 24.09.2013 г. в пределах склада временного хранения ООО "Транс Логистик" была создана постоянная зона таможенного контроля (ПЗТК), в которую была включена территория склада временного хранения ООО "Транс Логистик" общей площадью 4 809,19 кв.м. и территория, прилегающая к складу временного хранения, общей площадью 2 726 кв.м.; территория, границы и места пересечения границ ПЗТК лицами, товарами и транспортными средствами были установлены в соответствии с графическим отображением согласно приложению № 1 к Приказу № 740 от 24.09.2013 г. В период времени с 12.10.2012 г. По 23.09.2013 г. постоянная зона таможенного контроля на территории, прилегающей к складу временного хранения и находящейся во владении и пользования ООО "Транс Логистик" (общей площадью 3 367,96 кв.м.), функционировала на основании Приказа Саратовской таможни № 607 от 12.10.2012 г.; ее территория, границы и места пересечения границ ПЗТК лицами, товарами и транспортными средствами были установлены в соответствии с графическим отображением согласно приложению № 1 к Приказу № 607 от 12.10.2012 г.

Как следует из названных выше Приказов Саратовской таможни и приложенных к ним схем и планов склада временного хранения и постоянной зоны таможенного контроля, все территории, прилегающие к складу временного хранения и являющиеся постоянной зоной таможенного контроля, входят в общую площадь (единый комплекс) склада временного хранения ООО "Транс Логистик", именуемый "складом временного хранения ООО "Транс Логистик" или "территорией склада временного хранения ООО "Транс Логистик".

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 69 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", склад временного хранения ООО "Транс Логистик" является складом временного хранения открытого типа, поскольку он доступен для использования любыми лицами, что подтверждается Свидетельством № 10413/271210/10041/04 о включении в реестр владельцев складов временного хранения, выданным Саратовской таможней 24.09.2013г. и Свидетельством № 10413/271210/10041/03 о включении в реестр владельцев складов временного хранения, выданным Саратовской таможней 30.07.2012 г.

Согласно пункту 3 статьи 69 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, осуществляются на основе договора. Отказ владельца склада временного хранения от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается. Владелец склада не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора, за исключением предоставления льгот в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц.

В силу требований норм статьи 24 ТК ТС, статей 69, 71 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", в целях исполнения Приказов Саратовской таможни № 740 от 24.09.2013 г., № 607 от 12.10.2012 г., № 709 от 27.12.2010 г., ООО "Транс Логистик" обязано оказывать каждому и всем, кто к нему обратится, следующие услуги: осуществлять хранение товаров, находящихся под таможенным контролем; не допускать посторонних лиц к хранящимся товарам; обеспечивать возможность проведения в отношении товаров таможенного контроля; предоставлять услуги стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита; предоставлять услуги размещения товаров и транспортных средств на охраняемой территории; осуществлять складское обслуживание при размещении товаров и т/с с грузом на хранение и во время нахождения транспортных средств с грузом в зоне таможенного контроля, в том числе при применении таможенной процедуры таможенного транзита; услуги осуществления контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории СВХ, услуги взвешивания товаров; осуществление грузовых операций в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем и другие услуги.

Выбрать контрагента, отказаться от оказания той или иной услуги СВХ ООО "Транс Логистик" не вправе. Также, как и никакое транспортное средство с грузом или без, заходящее на территорию ООО "Транс Логистик", в принципе не может обходиться без терминального обслуживания, так как въезд на огороженную, запирающуюся на замок, охраняемую территорию и выезд с нее с соблюдением контрольно-пропускного режима, нахождение на этой территории автономно без пользования услугами персонала СВХ и без пользования всеми благами обустроенной территории СВХ невозможно по причине конструктивных особенностей этой территории и установленного на ней режима, согласно требованиям ст. 71 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", схемам (планам) СВХ ООО "Транс Логистик" и планам ПЗТК СВХ ООО "Транс Логистик", являющимся приложением к приказам Саратовской таможни, где указаны границы склада временного хранения, места расположения постоянных зон таможенного контроля, места въезда на общую территорию склада и в зоны таможенного контроля.

В силу публичного характера договора, который должен заключать владелец СВХ со своими клиентами, и необходимости оказания услуг на одинаковых для всех условиях, ООО "Транс Логистик" разработало и утвердило единые для всех клиентов Правила оказания услуг СВХ складом временного хранения ООО "Транс Логистик", а также типовые условия договора об оказании услуг склада временного хранения, заключаемого ООО "Транс Логистик" с контрагентами.

В период времени с 24.09.2013 г. по настоящее время действуют Правила оказания услуг СВХ складом временного хранения ООО "Транс Логистик", а также типовые условия договора об оказании услуг склада временного хранения, заключаемого ООО "Транс Логистик" с контрагентами, утвержденные Приказом директора ООО "Транс Логистик" № 259 от 24.09.2013 г.; ранее (в период с 03.08.2013 г. по 23.09.2013 г.) действовали Правила, утвержденные Приказом № 245/6 от 03.08.2013 г.; в период с 30.07.2012 г. по 02.08.2013 г. действовали правила, утвержденные Приказом № 179/1 от 30.07.2012 г.

Также в целях соблюдения всех требований, необходимых для включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения и функционирования склада временного хранения, исполнения всех предусмотренных законом обязанностей владельца СВХ, а также в связи с необходимостью соблюдения на территории ООО "Транс Логистик" правил пожарной безопасности и правил антитеррористической безопасности, ООО "Транс Логистик" были разработаны и утверждены Правила обязательного терминального обслуживания транспортных средств, прибывающих с импортным грузом на территорию ООО "Транс Логистик" (утверждены Приказом № 151/1 от 20.04.2012 г.).

Все транспортные средства с импортным грузом, заходящие на территорию ООО "Транс Логистик" в целях осуществления таможенного контроля в различных формах, и сами грузы обслуживались в соответствии с вышеназванными едиными Правилами. Обслуживание транспортных средств с импортными грузами, заходящих на территорию СВХ ООО "Транс Логистик", не в соответствии с этими Правилами, невозможно, так как такое обслуживание вне регламента будет нарушать требования таможенного законодательства.

Большая часть терминального обслуживания осуществляется силами работников ООО "Транс Логистик". Определенная часть обслуживания проводится силами сотрудников ООО Частная охранная организация "СОКОЛ" на возмездной для ООО "Транс Логистик" основе на основании заключенного между ООО "Транс Логистик" и ООО ЧОО "СОКОЛ" Договора на оказание охранных услуг от 15.06.2010 г. с дополнительными соглашениями к нему. Оказание услуг третьими лицами не запрещено законом. При осуществлении обслуживания клиентов ООО "Транс Логистик" сотрудники ООО ЧОО "СОКОЛ" руководствуются не только условиями заключенного договора от 15.06.2010 г., но и своими должностными обязанностями, зафиксированными в инструкциях, являющихся приложениями к договору от 15.06.2010 г., и Правилами обязательного терминального обслуживания транспортных средств, прибывающих с импортным грузом на территорию ООО "Транс Логистик".

ООО "Транс Логистик" были разработаны и утверждены Тарифы на услуги склада временного хранения ООО "Транс Логистик", в котором указан подробный перечень услуг, которые ООО "Транс Логистик" обязано оказывать своим клиентам, какие вправе оказывать, и их подробные расценки, единые для всех клиентов (в соответствии с требованиями статьи 426 ГК РФ об условиях публичного договора). В настоящее время на СВХ действуют Тарифы, утвержденные Приказом № 151 от 20.04.2012 г. и введенные в действие с 01.06.2012г., копии которых представлены Ответчиком в материалы дела.

Помимо прочих услуг склада временного хранения, в Тарифах на услуги СВХ содержатся такие услуги, как: "Первичное обслуживание транспортных средств, прибывающих с грузом на территорию Владельца СВХ, для «закрытия доставки» - с момента прибытия транспортного средства на территорию Владельца СВХ до момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита" (единица измерения: т/с) - пункт 1 Тарифов, и "Обслуживание транспортных средств, прибывших с грузом на территорию Владельца СВХ (по предварительной ДТ или ДТ, поданной в течение 3-х часов с момента «закрытия доставки», или транспортных средств с товарами, ожидающими получение (выдачу) сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин в отношении этих товаров, или транспортных средств с товарами, перемещаемыми в иные места хранения): оформление пропусков на въезд и выезд т/с, осмотр т/с, охрана, информирование Заказчика о прибытии груза, инструктаж водителей т/с, предоставление водителям «бытовых удобств» - с момента «закрытия доставки» до момента размещения груза на СВХ на хранение или до момента выезда т/с с грузом за пределы территории Владельца СВХ" (единица измерения: 1 т/с в сутки) - пункт 2 Тарифов.

Эти услуги относятся к числу обязательных услуг СВХ, отказаться от оказания которых и не принять машину с грузом на своей территории ООО "Транс Логистик", в соответствии с требованиями таможенного законодательства, не может.

Согласно нормам российского законодательства, в том числе положениям части 3 статьи 71 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", услуга, предусмотренная в п. 1 Тарифов осуществляется владельцем СВХ ООО "Транс Логистик" бесплатно, а услуга, предусмотренная в п. 2 Тарифов на услуги, - платная, ее стоимость составляет 4 000 рублей в сутки за 1 транспортное средство (в том числе, НДС (18 %)), причем, неполные сутки считаются (учитываются) как полные по следующему принципу: часы округляются до полных суток в сторону увеличения (например, если срок оказания услуги составляет период продолжительностью от 0 до 24 часов, то срок (период) оказания услуги считается равным 1 сутки, если срок оказания услуги составляет период продолжительностью свыше 24 часов, но менее 48 часов, то срок (период) оказания услуги считается равным двое суток, и т. д.).

Услуга, предусмотренная пунктом 2 Тарифов на услуги СВХ ООО "Транс Логистик" начинает оказываться всякий раз с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита (с первой минуты) в отношении груза, прибывшего в конкретном транспортном средстве в адрес какого-либо участника ВЭД, на территорию ПЗТК СВХ ООО "Транс Логистик".

То есть пребывание транспортных средств с грузом на территории ПЗТК СВХ ООО «Транс Логистик», являющейся частной территорией ООО "Транс Логистик", после завершения таможенной процедуры таможенного транзита является платным для всех получателей этой услуги с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Поскольку обслуживание, предусмотренное пунктами 1 и 2 Тарифов на услуги СВХ ООО "Транс Логистик", имеет строго определенную процедуру, регламентированную в Правилах обязательного терминального обслуживания транспортных средств, прибывающих с импортным грузом на территорию ООО "Транс Логистик", то документальное оформление оказание данной услуги на СВХ ООО "Транс Логистик" также имеет определенную форму.

Согласно Правилам оказания услуг СВХ ООО "Транс Логистик", на оказание услуг, предусмотренных пунктами 1 и 2 Тарифов, подачи заявки не требуется (п. 2.1.8. типового договора об оказании услуг СВХ); для начала оказания этих услуг достаточно факта заезда транспортного средства на территорию ООО "Транс Логистик", являющуюся зоной таможенного контроля.

При заезде любого транспортного средства с импортным грузом на территорию СВХ ООО "Транс Логистик", сотрудник охраны ООО ЧОО "СОКОЛ" после проверки товаросопроводительных и транспортных документов выписывает пропуск на въезд т/с на территорию ООО "Транс Логистик" установленного образца. В пропуске указывается дата и время въезда т/с на территорию ООО "Транс Логистик", номер т/с, фамилия водителя, фамилия старшего смены охраны заполнившего пропуск на въезд; пропуск имеет свой индивидуальный порядковый номер, зафиксированный в специальном Журнале учета пропусков, заполняемом сотрудниками охраны ООО ЧОО "СОКОЛ".

О въезде т/с на территорию ООО "Транс Логистик" сотрудник охраны делает отметку в Журнале регистрации автомобилей, в котором указывает дату, время заезда конкретного транспортного средства, номер т/с, указывает свою фамилию и ставит свою подпись. Данный Журнал пронумерован и скреплен печатью ООО "Транс Логистик", подписями Директора ООО "Транс Логистик" и начальника охраны ООО ЧОО "СОКОЛ" на объекте СВХ ООО "Транс Логистик".

Каждое т/с при въезде на территорию проезжает через средство радиационного контроля, имеющееся на СВХ; при срабатывании этого оборудования сотрудник охраны делает соответствующую отметку (букву R в треугольнике) в Журнале регистрации автомобилей напротив номера т/с. Сотрудники охраны инструктируют водителя об основных правилах пребывания транспортных средств с грузом (или без груза) и людей на охраняемой территории ООО "Транс Логистик", об основных правилах пожарной безопасности, об основных правилах оказания услуг СВХ в устной форме; о проведении инструктажа водитель расписывается на обратной стороне пропуска.

Также информирование водителей т/с и иных заинтересованных лиц об основных правилах пребывания т/с и людей на охраняемой территории ООО "Транс Логистик", правилах пожарной безопасности происходит путем представления соответствующей информации на информационных табличках, размещенных на территории ООО "Транс Логистик".

Все время, с момента въезда на территорию ООО "Транс Логистик" через ворота на КПП, транспортное средство находится на огороженной, запирающейся, охраняемой территории, исключающей возможность доступа посторонних лиц, под объективами видеокамер. (Фото охраняемой территории СВХ ООО "Транс Логистик" были представлены в материалы дела в суде первой инстанции.)

Транспортные средства периодически осматриваются сотрудниками охраны на предмет выявления подозрительных или нестандартных признаков или обстоятельств. В начале каждого рабочего дня заведующий складом или кладовщик СВХ обходит место расположения на территории ООО "Транс Логистик" транспортных средств, осматривает каждое вновь прибывшее транспортное средство, проверяет документы и регистрирует в специальном Журнале регистрации транспортных средств с грузом, в отношении которого подана предварительная декларация или подана декларация в течение 3-х часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита, данные о номере транспортного средства, наименование организации, в чей адрес прибыл груз в т/с, - в том случае, если установит, что в отношении груза, находящегося в транспортном средстве подана предварительная декларация или подана декларация в течение 3-х часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Данный Журнал также пронумерован, прошит и скреплен печатью ООО "Транс Логистик" и подписью Директора ООО "Транс Логистик". Впоследствии в этот Журнал заведующим СВХ или кладовщиком ввносится информация о дате и времени завершения в отношении груза, находящегося в конкретном т/с, таможенной процедуры таможенного транзита (данные сведения вносятся на основании информации, получаемой от таможенного органа по электронной почте), а также информация о дате и времени отметки в пропуске о возможности выезда с территории СВХ. (Информация о дате и времени завершения таможенной процедуры таможенного транзита ("закрытия доставки") в графах Журнала совпадает с данными о закрытии доставки таможенного органа - Энгельсского таможенного поста; а информация о дате и времени возможного выезда т/с - с отметкой о возможности выезда на пропуске установленного образца).

О прибытии на территорию ООО "Транс Логистик" т/с с грузом информируется грузополучатель, его таможенный представитель или иное заинтересованное лицо (или лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, перевозимых в т/с). Информирование происходит в рабочее время СВХ ООО "Транс Логистик" путем направления электронных сообщений на адреса электронной почты клиентов или устно по телефону.

Для выезда т/с с территории ООО "Транс Логистик" в ранее оформленном пропуске на въезд транспортного средства ставится отметка о возможности выезда, которая включает в себя указание даты, времени, когда проставляется отметка, и проставление штампа или печати СВХ. При выезде т/с с территории ООО "Транс Логистик" пропуск сдается водителем т/с сотруднику охраны.

Факт выезда т/с, дата и время фактического выезда транспортного средства с территории ООО "Транс Логистик" фиксируется сотрудниками охраны в Журнале регистрации автомобилей (в том же, в котором регистрировался и въезд этого т/с).

Впоследствии ООО "Транс Логистик" по оказанным услугам составляются Акты об оказании услуг, счета-фактуры и счета за оказанные услуги, которые передаются получателям (заказчикам) услуг.

Таким образом, в качестве документов, подтверждающих факт об оказании услуг, предусмотренных пунктом 2 Тарифов, выступают указанные выше документы, составленные не только самим ООО "Транс Логистик", но и документы, в оформлении которых участвует независимое и незаинтересованное третье лицо - охранная организация ООО ЧОО "СОКОЛ", а также представитель перевозчика или грузополучателя - независимое лицо – водитель транспортного средства с грузом.

Кроме того, каждый раз, когда планируется или осуществляется обслуживание какого-либо т/с с грузом в ПЗТК СВХ ООО "Транс Логистик", в соответствии с требованиями пункта 23 статьи 163 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", владельцем СВХ делается письменный запрос в таможенный орган (Начальнику Энгельсского таможенного поста) с просьбой разрешить ведение хозяйственной деятельности в ПЗТК, связанной с обслуживанием конкретного транспортного средства с грузом.

Как следует из представленных в материалы дела в суде первой инстанции Ответчиком письменных доказательств (разъясняющего письма Начальника Энгельсского таможенного поста Саратовской таможни), форма запроса - стандартная, предложенная еще в 2010г. таможенным органом. Содержащаяся в запросе стандартная фраза "разрешение на ведение производственной (хозяйственной) деятельности, связанной с хранением товаров, находящихся под таможенным контролем в ПЗТК (ЗТК) СВХ ООО "Транс Логистик", в отношении автомобилей..." означает любое терминальное обслуживание транспортных средств с грузом. Сокращенная формулировка взята из текста Приказов "О создании постоянной зоны таможенного контроля", где указаны цели ее создания, и сокращена до нескольких слов из целой фразы "в целях осуществления хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, проведения в отношении них таможенного контроля, в том числе, в формах таможенного досмотра (осмотра), для обеспечения совершения таможенных операций при применении таможенной процедуры таможенного транзита, осуществления грузовых операций в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем"); разрешение же давалось таможенным органом каждый раз на осуществление любой производственной и хозяйственной деятельности в ПЗТК СВХ ООО "Транс Логистик", которая предусмотрена пунктом 23 статьи 163 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ". Также общее разрешение на ведение хозяйственной деятельности в ПЗТК СВХ ООО "Транс Логистик" дано в Приказах Саратовской таможни № 740 от 24.09.2013 г. и № 607 от 12.10.2012 г. "О создании постоянной зоны таможенного контроля".

Статьей 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Судебная коллегия считает, что представленные Ответчиком в материалы дела документы правомерно признаны судом первой инстанции надлежащими и допустимыми доказательствами по данному делу, поскольку нормы Главы 39 Гражданского кодекса РФ "Возмездное оказание услуг" не содержат императивных требований к документам, которыми должен быть оформлен и подтверждаться факт оказания возмездных услуг, к которым и относятся услуги, предусмотренные пунктом 2 Тарифов на услуги СВХ ООО "Транс Логистик", и приобщены к материалам дела.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что о правилах складского обслуживания грузов, транспортных средств с грузами, правилах оказания различных услуг склада временного хранения, действующих на СВХ ООО "Транс Логистик", достоверно известно Истцу. Истец, зная эти правила, целенаправленно направлял и направляет транспортные средства со своим грузом на территорию ПЗТК склада временного хранения ООО "Транс Логистик".

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, Истца и Ответчика связывают длительные правоотношения по складскому обслуживанию со стороны ООО "Транс Логистик" грузов, прибывающих в адрес ООО "Роберт Бош Саратов" (ранее именовалось ОАО "Роберт Бош Саратов") и транспортных средств с грузами.

Так, 18.06.2010 г. между ООО "Транс Логистик" и ОАО "Роберт Бош Саратов" был заключен Договор на оказание услуг по помещению товаров и транспортных средств на склад временного хранения № 11657355. Договор прекратил свое действие по истечении срока: 30.06.2010г. 01.07.2010г. между ООО "Транс Логистик" и ОАО "Роберт Бош Саратов" был заключен Договор на оказание услуг по помещению товаров и транспортных средств на склад временного хранения № 11657355/1. Договор прекратил свое действие по истечении срока: 27.12.2010г. 15.03.2011г. между ООО "Транс Логистик" и ОАО "Роберт Бош Саратов" был заключен Договор № 72 об оказании услуг склада временного хранения с Протоколом согласования разногласий к нему.

09.09.2011г. Владельцем СВХ ООО "Транс Логистик" в адрес ОАО "Роберт Бош Саратов" было направлено уведомление о расторжении данного договора по причине неоднократных нарушений его условий со стороны ОАО "Роберт Бош Саратов" (исх. № 305 от 09.09.2011 г.) После взаимных переговоров и заверений со стороны руководства ОАО "Роберт Бош Саратов" о недопущении в будущем нарушений условий Договора № 72 от 15.03.2011 г. уведомление о расторжении договора от 09.09.2011 г. Было отозвано Владельцем СВХ (исх.№ б/н от 23.09.2011 г.).

Впоследствии договор прекратил свое действие по причине истечения его срока (31.12.2011г.). 19.01.2012 г. между ОАО "Роберт Бош Саратов" и ООО "Транс Логистик" был подписан новый Договор № 108 об оказании услуг СВХ. С 19.11.2012г. данный договор был расторгнут в одностороннем порядке по инициативе ОАО "Роберт Бош Саратов" (письмо исх. № 01/1-305 от 29.10.2012г.), которое заявило, что в услугах склада временного хранения больше не нуждается, поскольку имеет статус уполномоченного экономического оператора со всеми преференциями и упрощениями, предусмотренными для уполномоченного экономического оператора таможенным законодательством.

Представителями ОАО "Роберт Бош Саратов" осенью 2012 года было заявлено, что в скором времени машины с грузом в адрес ОАО "Роберт Бош Саратов" не будут заходить в зону таможенного контроля ООО "Транс Логистик", а размещаться на территорию предприятия ОАО "Роберт Бош Саратов". Между представителями ООО "Транс Логистик" и ОАО "Роберт Бош Саратов" была достигнута устная договоренность, согласно которой в "переходный" для ОАО "Роберт Бош Саратов" период, когда они только начинают работать в качестве уполномоченного экономического оператора и использовать специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством, те транспортные средства с грузом в адрес ОАО "Роберт Бош Саратов", которые будут заходить в ПЗТК ООО "Транс Логистик", будут обслуживаться бесплатно в случае, если эти транспортные средств будут находиться на территории ООО "Транс Логистик" (в ПЗТК) не более двух часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита (если же т/с будут находиться более двух часов, то стоимость обслуживания каждого т/с будет составлять 4 000 рублей в сутки, в том числе НДС (18%), как и предусмотрено пунктом 2 Тарифов на услуги СВХ ООО "Транс Логистик", утвержденных 20.04.2012 г., введенных в действие 01.06.2012 г. И действующих по настоящее время и одинаковых для всех клиентов). ООО "Транс Логистик" было убеждено представителями ОАО "Роберт Бош Саратов", что такой "переходный" период будет недолгим.

Однако, в период с 19.11.2012 г. по 31.08.2013 г. на территорию ООО "Транс Логистик" "зашло" в общей сложности 153 транспортных средства с грузом в адрес ОАО "Роберт Бош Саратов" (с 29.05.2013 г. в адрес ООО "Роберт Бош Саратов", так как ОАО "Роберт Бош Саратов" 29.05.2013 г. было преобразовано в ООО "Роберт Бош Саратов").

Указанные обстоятельства подтверждаются пропусками на территорию СВХ ООО "Транс Логистик", сведениями из Журналов регистрации автомобилей и сведениями из Журналов регистрации транспортных средств с грузом, в отношении которого подана предварительная декларация или подана декларация в течение 3-х часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита - которые систематизированы и объединены в Таблицу сведений о транспортных средствах с грузом в адрес ООО "Роберт Бош Саратов", прошедших терминальное обслуживание в период с 19.11.2012 г. по 31.08.2013 г., представленную в материалы дела Ответчиком.

В отношении каждого транспортного средства с грузом, пришедшим в адрес Истца, Владельцем СВХ ООО "Транс Логистик" было проведено обязательное терминальное обслуживание, предусмотренное Правилами обязательного терминального обслуживания транспортных средств, прибывающих с импортным грузом на территорию ООО "Транс Логистик" от 20.04.2012г., которое проводится в отношении любого транспортного средства, заходящего на территорию СВХ ООО "Транс Логистик". Не проводить такое обслуживание Владелец СВХ не мог в силу особенностей функционирования зоны таможенного контроля СВХ ООО "Транс Логистик" и требований, предъявляемых таможенным законодательством.

В соответствии с положениями статьи 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится... Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена договора, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Соответственно, Владелец СВХ обязан оказывать услуги по приему т/с с грузами на территории ПЗТК в любое время суток, обеспечивать соблюдение контрольно-пропускного режима, обеспечивать их охрану, предоставлять услуги стоянки на обустроенной территории, проводить радиационный контроль и т.п. Не делать он этого не может, так как выполнение этих требований - одно из условий включения его в Реестр владельцев СВХ и выдачи соответствующего разрешения (подпункт 5 п. 1 ст. 24 ТК ТС). Таким образом, ООО "Транс Логистик" было не вправе отказываться от оказания услуг по терминальному обслуживанию транспортных средств с грузом в адрес Истца ООО "Роберт Бош Саратов". Причем, должно было оказывать услуги по складскому обслуживанию на единых для всех условиях, что и было сделано Ответчиком.

На протяжении более девяти месяцев Истец направлял машины с грузом в свой адрес именно в ПЗТК СВХ ООО "Транс Логистик" и бесплатно пользовался услугами Ответчика.

Исходя из фактически сложившейся ситуации, ООО "Транс Логистик" пришел к выводу, что Истец нуждается в его услугах и пользуется ими. Кроме того, за длительный период бесплатного обслуживания т/с с грузом, прибывающим в адрес Истца, по словам Ответчика, у ООО "Транс Логистик", возникли убытки, вызванные расходами на бесплатное обслуживание указанных транспортных средств с грузом Истца, поскольку Владелец СВХ несет ежедневные расходы на содержание терминального комплекса ООО "Транс Логистик" в целом и постоянной зоны таможенного контроля, находящейся на прилегающей к СВХ территории, в частности; ежедневное функционирование в рабочем режиме таможенного терминала (склада временного хранения) и постоянной зоны таможенного контроля требует регулярного, каждодневного несения больших расходов со стороны владельца склада; владелец склада несет затраты и производит расходы до момента обслуживания и в период обслуживания своих заказчиков, а не после обслуживания.

Кроме того, как пояснил в суде первой инстанции Ответчик, Истцом была нарушена устная договоренность с Ответчиком, и услуги по терминальному обслуживанию транспортных средств с грузом, прибывшим на территорию Владельца СВХ в адрес Истца, после завершения таможенной процедуры таможенного транзита, в случаях, если т/с с грузом находится на территории Владельца СВХ более двух часов с момента "закрытия доставки", так и не были оплачены, хотя со стороны Истца имел место факт признания оказания этих услуг, поскольку им были подписаны Акты об оказании услуг СВХ (это Акт № 486 от 21.03.2013 г. и Акт № 806 от 21.05.2013 г.).

Вследствие вышеизложенного, Ответчиком было принято решение пересмотреть свою договоренность и ввести для Истца с 01.09.2013г. плату за терминальное обслуживание транспортных средств с грузом, прибывающим в адрес ООО "Роберт Бош Саратов", с первой минуты после завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Принятое ООО "Транс Логистик" решение было доведено до сведения Истца путем направления ему письма (исх. № 345) от 21.08.2013 г. В том же письме было дано подробное описание сложившихся между Истцом и Ответчиком фактических отношений, были указаны основания принятого решения со ссылкой на нормы права, а также в связи с длительностью и регулярностью оказания терминальных услуг ОАО «Роберт Бош Саратов» со стороны ООО «Транс Логистик», Истцу Ответчиком было предложено заключить договор об оказании услуг СВХ на типовых условиях. В письме также отмечалось, что пребывание транспортных средств с грузом на территории ПЗТК СВХ ООО «Транс Логистик», являющейся его частной территорией, после завершения таможенной процедуры таможенного транзита является платным для всех получателей этой услуги с момента «закрытия доставки», в том числе для ОАО "Роберт Бош Саратов", и что таможенное законодательство не делает различий в условиях пользования территорией складов временного хранения, являющейся ПЗТК, для участников внешнеэкономической деятельности, в зависимости от их статуса.

Также было указано, что в случае неподписания со стороны Истца договора об оказании услуг СВХ с ответчиком, ООО "Транс Логистик" будет вынуждено при каждом заезде на охраняемую территорию СВХ ООО «Транс Логистик» (в ПЗТК СВХ ООО «Транс Логистик»), транспортных средств с грузом, прибывающим в адрес организации ОАО (ООО) "Роберт Бош Саратов", с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита оказывать услугу, предусмотренную пунктом 2 Тарифов на услуги СВХ ООО «Транс Логистик», в отсутствие письменного договора; на оплату этих услуг с 1 сентября 2013 г. будет выставляться счет, будет выписываться счет-фактура и составляться акт об оказании услуг. Копия указанного письма была представлена Ответчиком в материалы дела.

В период времени с 01.09.2013 г. по 06.03.2014 г. на территорию склада временного хранения ООО "Транс Логистик" въехало 110 транспортных средств с грузом, прибывшим в адрес Истца. (В период времени с 01.09.2013 г. по 31.03.2014 г. въехало 124 т/с с грузом в адрес Истца). Все транспортные средства с грузом в адрес Истца, въехавшие на территорию СВХ (ПЗТК) ООО "Транс Логистик" в указанный период времени, отмечены в Сводной таблице данных о транспортных средствах с грузом в адрес ООО "Роберт Бош Саратов", прошедших терминальное обслуживание в период с 01.09.2013 г. по 31.03.2014 г., представленной Ответчиком в материалы дела (далее по тексту - "Сводная таблица"), в которой указаны номера въехавших т/с, дата и время их въезда на территорию СВХ ООО "Транс Логистик", время и дата завершения таможенной процедуры таможенного транзита, время и дата проставления отметки о возможности выезда в пропуске, время и дата фактического выезда т/с с территории ООО "Транс Логистик", общее время пребывания каждого т/с на территории ООО "Транс Логистик" с момента "закрытия доставки" до момента фактического выезда с территории ООО "Транс Логистик".

Каждое въехавшее на территорию ООО "Транс Логистик" транспортное средство в обязательном порядке прошло терминальное обслуживание, предусмотренное Правилами обязательного терминального обслуживания транспортных средств, прибывающих с импортным грузом на территорию ООО "Транс Логистик" от 20.04.2012 г. и Правилами оказания услуг СВХ складом временного хранения ООО "Транс Логистик", которое проводится в отношении любого транспортного средства, заходящего на территорию СВХ ООО "Транс Логистик".

Не проводить такое обслуживание Владелец СВХ не мог в силу особенностей функционирования зоны таможенного контроля СВХ ООО "Транс Логистик" и требований, предъявляемых таможенным законодательством. Также, в силу длительности существования правоотношений между ООО "Транс Логистик" и ОАО "Роберт Бош Саратов", Истцу были известны эти правила.

Вся процедура обслуживания транспортных средств с грузом, прибывающим в адрес Истца, была задокументирована по установленной на СВХ ООО "Транс Логистик" процедуре.

Так, на въезд каждого из 110 транспортных средств сотрудником охраны был оформлен пропуск на въезд т/с на территорию ООО "Транс Логистик" установленного образца: в нем был указан номер пропуска, номер транспортного средства, дата и время заезда на территорию ООО "Транс Логистик", фамилия водителя и фамилия сотрудника охраны, заполнившего пропуск. Информация о въезде каждого транспортного средства с грузом в адрес ООО "Роберт Бош Саратов" на территорию ООО "Транс Логистик" с указанием даты и времени въезда, номера т/с зафиксирована сотрудником охраны в Журнале регистрации автомобилей, засвидетельствована подписью сотрудника охраны. В каждом из оформленных пропусков имеется подпись водителя транспортного средства, подтверждающая проведение инструктажа и информирование о правилах пребывания на охраняемой территории Владельца СВХ ООО "Транс Логистик", а также подтверждающая дату и время заезда т/с на территорию ООО "Транс Логистик".

Каждое т/с при въезде на территорию проезжало через средство радиационного контроля, имеющееся на СВХ; при срабатывании этого оборудования сотрудник охраны делал соответствующую отметку (букву R в треугольнике) в Журнале регистрации автомобилей напротив номера т/с. Информация обо всех транспортных средствах с грузом в адрес Истца, прибывших на территорию СВХ ООО "Транс Логистик", зафиксирована в Журнале регистрации транспортных средств с грузом, в отношении которого подана предварительная декларация или подана декларация в течение 3-х часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита, в котором указаны номера т/с, наименования организаций, в чей адрес пришел груз, дата и время завершения таможенной процедуры таможенного транзита по каждому т/с с грузом, информация о дате и времени проставления в пропуске отметки о возможности выезда с территории СВХ, что подтверждается представленными в материалы дела документами со стороны ответчика.

В отношении товара, пришедшего в каждом из указанных в Сводной таблице транспортных средств Энгельсским таможенным постом была завершена таможенная процедура таможенного транзита. Информация о завершении процедуры таможенного транзита представлялась Владельцу СВХ таможенным органом в виде электронных сообщений по электронной почте, распечатка которых была представлена Ответчиком в материалы дела.

Находящиеся на территории Владельца СВХ ООО "Транс Логистик" транспортные средства с грузом в адрес Истца периодически осматривались сотрудниками охраны, как того требую Правила обязательного терминального обслуживания транспортных средств, прибывающих с импортным грузом на территорию ООО "Транс Логистик" от 20.04.2012г. и инструкции о должностных обязанностях охранника.

Все время пребывания на территории Владельца СВХ транспортные средства с грузом в адрес Истца находились под охраной сотрудников лицензированного охранного предприятия ООО ЧОО "СОКОЛ"; водители имели доступ ко всем имеющимся на территории СВХ бытовым удобствам (вход к которым свободный): туалет, горячая и холодная вода в умывальнике, душ "летний" и "зимний" (теплый), кухонное помещение с плитой для приготовления пищи, кран с водой для заправки транспортных средств запасами воды.

После того, как сотрудникам СВХ поступала информация о "закрытии доставки" в отношении груза, пришедшего в адрес ООО "Роберт Бош Саратов", сотрудники СВХ разыскивали водителя соответствующего транспортного средства и сообщали ему о возможности выезда с территории ООО "Транс Логистик". В пропуске ставилась отметка о возможности выезда с территории ООО "Транс Логистик", в которой указывалась дата и время проставления такой отметки, ставился штамп СВХ. Информация о дате и времени проставления отметки на пропуске о возможности выезда с территории СВХ каждого конкретного транспортного средства также отражена в Сводной таблице, представленной Ответчиком.

Время проставления на пропуске отметки о возможности выезда с территории СВХ и фактическое время выезда конкретного т/с с территории СВХ не совпадает, так как водитель по каким-то причинам (никак не связанным с действиями Владельца СВХ) мог выехать за пределы СВХ, как через десять минут, так и через несколько часов.

Фактическое время выезда каждого конкретного т/с с грузом в адрес Истца с территории СВХ фиксировалось сотрудниками охраны в Журнале регистрации автомобилей. Время фактического выезда каждого конкретного т/с с грузом в адрес Истца с территории СВХ отражено также в Сводной таблице, также представленной в материалы дела.

Из данных столбцов 4,6 и 7 Сводной таблицы..., составленной ООО "Транс Логистик" видно, сколько времени фактически находилось транспортное средство с грузом Истца на территории ООО "Транс Логистик" с момента "закрытия доставки" до момента выезда.

Из приведенных в Сводной таблице данных следует, что т/с с грузом выезжало за пределы территории ООО "Транс Логистик" не сразу после завершения таможенной процедуры таможенного транзита, и даже не сразу после проставления отметки в пропуске о возможности выезда с территории, тем самым продолжая пользоваться благами обустроенной территории Ответчика и получать терминальное обслуживание.

По каждому из 110 (124) транспортных средств с грузом в адрес Истца, в соответствии с требованиями пункта 23 статьи 163 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", Ответчиком делался письменный запрос в таможенный орган (Начальнику Энгельсского таможенного поста) с просьбой разрешить ведение хозяйственной деятельности в ПЗТК, связанной с обслуживанием конкретного транспортного средства с грузом. Такие разрешения в отношении всех названных т/с были получены. Копии обращений ООО "ТрансЛогистик" в таможенный орган представлены Ответчиком в материалы дела. Общее разрешение на ведение хозяйственной деятельности в ПЗТК СВХ ООО "Транс Логистик" дано в Приказах Саратовской таможни № 740 от 24.09.2013 г. и № 607 от 12.10.2012 г. "О создании постоянной зоны таможенного контроля", представленного Ответчиком в материалы дела.

Статьей 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Представленные в суд первой инстанции Ответчиком в материалы дела запросы и представленные в материалы дела, заверенные таможенным органом запросы с отметкой о разрешении на них, правомерно признаны судом первой инстанции относимыми и допустимыми доказательствами по данному делу и приобщены к материалам дела.

Довод апелляционной жалобы относительно недоказанности факта оказания ответчиком услуг после завершения таможенной процедуры таможенного транзита отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду вышеизложенного, а также в силу того, что как требует того норма закона (ч. 3 ст. 71 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ"), за въезд на прилегающую к СВХ территорию, являющуюся зоной ПЗТК, и нахождение на ней транспортных средств с грузом в адрес Истца в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, Ответчик не брал с Истца денег; однако, пребывание т/с с грузом в адрес Истца на охраняемой территории Ответчика с первой минуты после завершения таможенной процедуры таможенного транзита до момента фактического выезда с этой территории должно было быть оплачено согласно действующему на СВХ ООО "Транс Логистик" прейскуранту (с учетом скидки, предоставленной уполномоченным экономическим операторам). Момент, определяющий начало взимания платы за услуги, - момент "закрытия доставки".

На оплату оказанных услуг по терминальному обслуживанию транспортных средств, прибывавших с грузом в адрес ООО "Роберт Бош Саратов", на территорию Владельца СВХ, Ответчик выставлял счета, суммы которых зависели от времени пребывания транспортныхсредств с грузом в адрес Истца на территории ООО "Транс Логистик" (согласно пункту 2 Тарифов на услуги СВХ ООО "Транс Логистик" с учетом скидки, предоставленной УЭО).

Также по факту терминального обслуживания каждого т/с с грузом Владельцем СВХ составлялся Акт об оказании услуг и выставлялся соответствующий счет-фактура. Указанные документы регулярно заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении направлялись по адресу Истца либо передавались нарочно по месту нахождения организации под роспись, и, судя по отметкам на вернувшихся почтовых уведомлениях о вручении, Истцом получались. Копии выставленных счетов, Актов об оказании услуг, счетов-фактур, сопроводительных писем, почтовых квитанций и почтовых уведомлений о вручении были представлены Ответчиком в материалы дела.

О необходимости оплаты оказанных услуг Истец был повторно уведомлен письмом исх. № 349 от 12.09.2013 г.

Всего в период с 01.09.2013 г. по 31.03.2014 г. Ответчиком было выставлено счетов на общую сумму 78 800 рублей (Семьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей.

В отсутствие подписанных Актов об оказании услуг СВХ, Истец, тем не менее, регулярно перечислял на расчетный счет Ответчика авансовые платежи за услуги СВХ с целью избегания негативных последствий в виде удержания Ответчиком груза, прибывшего в адрес Истца, в порядке статьи 359 ГК РФ.

Всего в период с 01.09.2013 г. по 31.03.2014 г. Истцом Ответчику было перечислено денежных средств в общей сумме 87 072,66 рублей (с учетом денежных средств в сумме 17 072,66 рублей, проплаченных ранее ОАО "Роберт Бош Саратов" в качестве авансового платежа по Договору № 108 об оказании услуг СВХ от 19.01.2012 г., учтенных по просьбе Истца в составе текущих платежей за спорный период). Копии платежных поручений были представлены в материалы дела в суде первой инстанции.

Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия соглашается с выводом первой инстанции, что 110 транспортных средств с грузом в адрес Истца, "заходили" в период времени с 01.09.2013 г. по 31.03.2014 г. на территорию Владельца СВХ ООО "Транс Логистик" (124 т/с - в период времени с 01.09.2013 г. по 31.03.2014 г.), проходили на ней терминальное обслуживание, в том числе, терминальное обслуживание после момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Неподписание Актов об оказании услуг со стороны Истца за оказанные ему Ответчиком в спорный период услуги не доказывает того факта, что услуги ему не предоставлялись Истцом в спорный период времени. Перечисленная истцом в адрес истца сумма в размере 71 000 руб., которую истец считает суммой неосновательного обогащения ответчика, подтверждается по своему размеру как обоснованная, тогда как ответчик не представил в материалы дела доказательств, опровергающих неправомерный размер списанной с его счета суммы.

Нормы таможенного закона предписывают совершение определенных действий и выполнение определенных требований как Владельцу СВХ, так и участникам ВЭД, размещающим свои грузы и т/с с грузами на территории ПЗТК СВХ. Правила обслуживания транспортных средств с грузами, разработанные Владельцем СВХ, реализуют требования этих предписывающих норм таможенного законодательства и "говорят" участникам ВЭД, обслуживание грузов которых будет происходить в ПЗТК СВХ, как именно на практике будет происходить это обслуживание, то есть, как будет происходить реализация требований норм таможенного законодательства. Соответственно, обслуживание со стороны Владельца СВХ участников ВЭД не в соответствии с этими Правилами, будет означать невыполнение требований норм таможенного закона. (Например, в законе сказано: "к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием (асфальтовое, бетонное либо иное покрытие подобного рода), оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита. ... Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать на указанную территорию в любое время суток." (ч. 2 ст. 71 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ"); "к обустройству, оборудованию и месту нахождения склада временного хранения предъявляются следующие требования: ... 8) наличие контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения... (п. 4 ст. 71 названного ФЗ).

Данные требования закона означают, что Владелец СВХ не может не принять т/с с грузом на своей территории, имеющей статус ПЗТК, в любое время суток, не может не расположить т/с на асфальтированной площадке, не может не обеспечивать их охрану, не может не соблюсти контрольно-пропускной режим и т.п.).

Гражданский кодекс Российской Федерации, в том числе в статья 426, содержащая обязательные требования к публичному договору, и иные нормативные акты не содержат положений о том, что коммерческая организация должна осуществлять предусмотренные уставом виды деятельности и оказывать свои услуги на безвозмездной основе. Более того, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 50 ГК РФ, коммерческие организации должны в качестве основной цели своей деятельности иметь цель извлечения прибыли; положения подпункта 4 пункта 1 статьи 575 Гражданского кодекса РФ, прямо запрещают дарение между коммерческими организациями (по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом — статья 572 ГК РФ); и даже статья 426 ГК РФ говорит только о возможности предоставления льгот для отдельных категорий потребителей.

Норма части 3 статьи 71 Федерального закона "О таможенном регулировании в РФ" лишь ограничила взимание платы Владельцем СВХ за въезд и нахождение на территории ПЗТК, прилегающей к СВХ, транспортных средств, прибывающих в ПЗТК для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, до момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита, но не исключила возможность взимания платы за обслуживание и нахождение т/с с грузом в ПЗТК после завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Положения части 3 статьи 71 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" не запрещают взимать плату с транспортных средств, зашедших на территорию ПЗТК для закрытия доставки и пребывающих на ней, после (с момента) завершения таможенной процедуры таможенного транзита, а также с транспортных средств, зашедших на территорию ПЗТК для осуществления в отношении них (груза в них) таможенного контроля в иных формах (то есть не для «закрытия доставки»), с момента въезда на указанную территорию.

Норма части 3 статьи 71 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", ограничивающая взимание платы за нахождение т/с в ПЗТК до момента закрытия доставки была написана законодателем с целью минимизации расходов грузополучателей и (или) перевозчиков по оплате стоянки транспортных средств, ожидающих закрытия доставки, в ПЗТК; но эта норма не имела целью вообще ввести бесплатное терминальное обслуживание транспортных средств с грузом, так как прилегающая к СВХ территория ПЗТК является частной территорией, не переданной в пользование таможенному органу, и любое обслуживание на ней со стороны коммерческой организации (СВХ) должно быть оплачено, так как безвозмездные отношения между коммерческими организациями прямо запрещены российским законом, поскольку оказание услуг без оплаты, влечет, соответственно, неуплату предусмотренных законом налогов и сборов; данная норма только сократила период времени, за который владелец СВХ вправе брать деньги за обслуживание чужих транспортных средств на своей территории.

Момент, определяющий начало взимания платы за услуги, - момент "закрытия доставки".

Зоны таможенного контроля по таможенному законодательству РФ и Таможенном законодательству Таможенного Союза бывают различных видов (см. ст. 97 ТК ТС, ст. 163 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ"); и ПЗТК, являющаяся частью склада временного хранения - это лишь одна из разновидностей таких зон, правовое положение которой регулируется, помимо прочего, еще нормами ч. 2 и ч. 3 ст. 71 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", которые не говорят о бесплатности пребывания на ней т/с с грузами, а лишь говорят об ограничении взимания этой платы.

Таможенное законодательство не делает различий в условиях пользования территорией складов временного хранения, являющейся ПЗТК, для участников внешнеэкономической деятельности, в зависимости от их статуса (в том числе не содержит особых льгот для участников ВЭД, имеющих статус уполномоченного экономического оператора).

Таким образом, довод заявителя относительно того, что он не является получателем каких-либо услуг со стороны владельца СВХ, так как является уполномоченным экономическим оператором и не может вступать в правоотношения с третьими лицами в рамках исполнения перевозчиком своих обязанностей по перевозки груза, отклоняется судебной коллегией в силу своей несостоятельности и не основанного на нормах действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Для возникновения неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно следующих условий: обогащение одного лица за счет другого лица и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

Учитывая все обстоятельства дела, исследовав все представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что на стороне ООО "Транс Логистик" не возникло неосновательного обогащения; денежные средства, полученные Ответчиком от Истца в качестве авансовых платежей за услуги СВХ, перечислены Истцом по основаниям, предусмотренным, как правовым актом, так и сделкой.

Несмотря на отсутствие у Истца и Ответчика в данный момент единого письменного документа, именуемого "Договор об оказании услуг склада временного хранения", между Истцом и Ответчиком продолжают существовать правоотношения, связанные с терминальным обслуживанием транспортных средств с грузом, прибывающим в адрес Истца; Истец регулярно пользуется услугами склада временного хранения ООО "Транс Логистик" и вносит авансовые платежи.

Законом не установлена определенная форма для договора возмездного оказания услуг, также законом не установлено, что несоблюдение простой письменной формы в виде единого документа влечет недействительность договора возмездного оказания услуг (в рассматриваемом случае - договора об оказании услуг СВХ).

Таким образом, между Истцом и Ответчиком сложились фактические взаимоотношения, связанные с длительным и регулярным оказанием услуг склада временного хранения и пользования этими услугами.

Более того, на основании представленных в материалы дела доказательств, судебная коллегия приходит к выводу, что между ООО "Транс Логистик" и ООО "Роберт Бош Саратов" сложились договорные отношения по оказанию услуг склада временного хранения.

Следовательно, можно считать, что каждый раз когда Истец направляет транспортное средство с грузом в свой адрес в ПЗТК СВХ ООО "Транс Логистик" (на частную территорию Владельца СВХ), он имеет молчаливое намерение заказать и получить терминальную услугу по обслуживанию т/с с грузом в его адрес; терминальное обслуживание производится каждый раз непосредственно в отношении каждого прибывшего транспортного средства, то есть разовая сделка исполняется при самом ее совершении в устной форме, что не противоречит закону. Таким образом, можно сделать вывод, что между сторонами (Истцом и Ответчиком) при направлении на территорию Владельца СВХ и обслуживании каждого т/с с грузом каждый раз заключается в устной форме договор на оказание услуг СВХ на типовых условиях.

Согласно позиции Президиума высшего Арбитражного суда РФ, согласно которой, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт получателем услуги оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому эти отношения должны рассматриваться как договорные (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997г. № 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что надлежащим получателем (заказчиком) оказанных Владельцем СВХ услуг, предусмотренных пунктом 2 Тарифов на услуги СВХ ООО "Транс Логистик", является именно ООО "Роберт Бош Саратов".

Если бы груз не шел в адрес Истца, транспортные средства не заходили бы на территорию ПЗТК СВХ ООО "Транс Логистик", и водители бы на этой территории не оказывались вообще. ООО "Транс Логистик", в соответствии с таможенным законом, проводится терминальное обслуживание импортного груза, находящегося под таможенным контролем в транспортных средствах, а не водителей т/с. Поэтому лицом, в чьих интересах Ответчиком оказывались услуги склада временного хранения, предусмотренные именно п. 2 Тарифов, является именно получатель груза.

Грузополучателем груза во всех случаях являлся и является ООО "Роберт Бош Саратов", что было подтверждено в судебном заседании в суде первой инстанции представителем Истца.

Кроме того, всегда ранее и в настоящее время Истец позиционировал (и позиционирует себя) как законного владельца груза, прибывшего в его адрес в транспортных средствах, заходящих на территорию ООО "Транс Логистик"; именно организация ООО "Роберт Бош Саратов" (действуя от своего имени и в своих интересах) вступала и вступает во все отношения с ООО "Транс Логистик" и таможенным органом - Энгельсским таможенным постом Саратовской таможни.

Также, специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством в отношении таможенного оформления импортных грузов предоставлены именно уполномоченному экономическому оператору ООО "Роберт Бош Саратов" (получателю груза), а не перевозчику; именно в соответствии с этими специальными упрощениями груз в адрес ООО "Роберт Бош Саратов" не размещается на СВХ ООО "Транс Логистик" на временное хранение, а идет на территорию ООО "Роберт Бош Саратов" и "попадает" под иные преференции; согласно части 2 статьи 41 Таможенного кодекса Таможенного Союза, специальные упрощения, предусмотренные настоящей статьей, применяются только в случаях, если уполномоченный экономический оператор выступает декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений, - что позволяет считать надлежащим получателем (заказчиком) оказанных Владельцем СВХ услуг, предусмотренных пунктом 2 Тарифов на услуги СВХ ООО "Транс Логистик", именно ООО "Роберт Бош Саратов".

В связи с тем, что на территории ПЗТК СВХ ООО "Транс Логистик" терминальное обслуживание проходил груз, прибывший в адрес уполномоченного экономического оператора ООО "Роберт Бош Саратов", на оплату этих услуг была предоставлена значительная скидка (85 %!), если бы получателем этих услуг СВХ было другое лицо, то стоимость этой услуги составила бы 4 000 рублей (в том числе НДС 18 %) за 1 транспортное средство в сутки (пункт 2 Тарифов).

Вместе с тем, подписывая Акты об оказании услуг № 486 от 21.03.2013 г. и № 806 от 21.05.2013 г., копии которых были приложены Ответчиком к материалам дела от 07.05.2014 г., Истец признавал факт оказания услуг, предусмотренных п. 2 Тарифов именно ему, а не перевозчику и не водителям т/с.

Таким образом, у ООО "Роберт Бош Саратов" возникла обязанность по оплате оказанных в период времени с 01.09.2013 г. по 31.03.2014 г. услуг склада временного хранения (а именно, услуги, предусмотренной пунктом 2 Тарифов на услуги СВХ ООО "Транс Логистик").

Согласно статье 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов... Согласно статье 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства ... не допускается.

Исходя из вышеизложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, о том, что сумма в размере 71 000 рублей, перечисленная Истцом Ответчику, не является неосновательным обогащением ООО "Транс Логистик", и возврату ООО "Роберт Бош Саратов" не подлежит.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.

Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению, решение суда – отмене.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2014 года по делу №А57-7491/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

  Председательствующий И.И. Жевак

Судьи Т.С. Борисова

В.Б. Шалкин