НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 № 20АП-167/2014

28 февраля 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                       Дело №  А54-3298/2013

Резолютивная часть постановления объявлена   26.02.2014

Постановление изготовлено в полном объеме    28.02.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Заикиной  Н.В., судей Стахановой В.Н. и  Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителя ответчика – Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва) в лице управления Федерального казначейства по  Рязанской области  – ФИО1 (доверенность от 23.01.2013), в отсутствие истца – открытого акционерного общества «Рязанское пассажирское автотранспортное предприятие № 3» (г. Рязань,                               ОГРН <***>, ИНН <***>) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:  Рязанской области в лице министерства финансов Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>), министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (г. Рязань,                         ОГРН <***>, ИНН <***>), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Рязанской области  на решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.11.2013 по делу № А54-3298/2013  установил следующее.

Открытое акционерное общество «Рязанское пассажирское автотранспортное предприятие № 3) (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации    11 896 170 рублей 88 копеек убытков, понесенных вследствие предоставления в  2011-2012 годах мер социальной поддержки населению в виде льгот на услуги общественного транспорта.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рязанская область в лице министерства финансов Рязанской области и Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.11.2013 заявленные требования удовлетворены.

Судебный акт мотивирован доказанностью истцом наличия совокупности оснований, необходимых для удовлетворения требования о взыскании убытков.

Не согласившись с принятым решением министерство в лице управления Федерального казначейства по Рязанской области,  обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу  новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что льготы гражданам по проезду на общественном транспорте предоставлялись истцом в спорном периоде времени на основании нормативно-правового регулирования субъекта Российской Федерации в соответствии с определенным данным субъектом порядком финансирования этих льгот за счет средств областного бюджета. Ссылается на недоказанность истцом факта оказания услуг по перевозке льготным категориям граждан и отнесения их к федеральному реестру.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без  изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебное заседание истец и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом уведомленные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив   доводы  апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, основными видами деятельности общества являются осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении.

Между министерством транспорта, связи и информационных технологий Рязанской области (в настоящее время – министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области) (заказчик) и обществом (перевозчик) заключен договор от 24.11.2010  № 116/02 об организации транспортного обслуживания населения и о возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Между министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (заказчик) и обществом (перевозчик) заключен договор от 24.11.2011  № 268/02 на осуществление перевозок граждан, имеющих право на меры социальной поддержки и в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области, и о возмещении перевозчиками расходов, связанных с оказанием услуг по перевозке граждан этих категорий.

Указанные договоры заключены в соответствии с законами Рязанской области от 29.12.2004 № 167-ОЗ «О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов», от 29.12.2004 № 170-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», от 14.10.2005 № 111-ОЗ                            «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан из числа пенсионеров на территории Рязанской области», постановлением правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151 «Об утверждении порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области» и постановлением правительства Рязанской области от 19.04.2012                   № 95 «Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в 2012 году субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области и внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Рязанской области».

В соответствии с условиями договора от 24.11.2010 № 116/02 заказчик поручает и контролирует исполнение работ по перевозке граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (далее – граждане), а перевозчик осуществляет перевозку граждан вышеуказанных категорий на условиях, установленных настоящим договором, в пределах Рязанской области на маршрутах в соответствии с расписанием движения, указанном в приложении № 1 к договору (пункт 1.1 договора).

Заказчик обязался возместить перевозчику за счет средств областного бюджета в пределах выделенных денежных средств расходы, связанные с проездом на транспорте общего пользования граждан по месячным именным социальным талонам-билетам по маршрутам, указанным в приложении № 1 к настоящему договору (пункт 1.2 договора).

В приложениях № 1 и № 2 к указанному договору стороны согласовали перечень маршрутов, график работы на маршрутах и тип используемого подвижного состава.

Срок действия договора установлен с 25.12.2010 до 31.12.2011.

В соответствии с условиями договора от 24.11.2011 № 268/02 заказчик поручает и контролирует исполнение работ по перевозке граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области (далее - граждане), а перевозчик осуществляет перевозку граждан вышеуказанных категорий на условиях, установленных настоящим договором и постановлением правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151 «Об утверждении порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области» в пределах Рязанской области на маршрутах и в соответствии с расписанием движения, установленным приложением № 1 Г и (или) № 1 П к договору (пункт 1.1 договора).

Заказчик обязался возместить перевозчику в порядке, установленном постановлением правительства Рязанской области от 19.04.2012 № 95 «Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в 2012 году субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области и внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Рязанской области», за счет и в пределах выделенных средств областного бюджета недополученные доходы, связанные с проездом на транспорте общего пользования граждан по месячным именным социальным талонам-билетам по маршрутам, указанным в приложении № 1 Г и (или) № 1 П к настоящему договору (пункт 1.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 19.04.2012 № 1.

В приложении № 1 П к договору стороны согласовали перечень маршрутов, расписание движения транспортных средств по маршрутам и тип используемого подвижного состава.

Срок действия договора установлен с 25.12.2011 до 31.12.2012.

В указанных выше договорах стороны определили порядок и условия проезда на транспорте общего пользования граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, порядок взаимодействия сторон договора, порядок осуществления документооборота по возмещению расходов перевозчика, порядок и основания расчетов с перевозчиком по компенсации его расходов по перевозке льготной категории граждан.

Согласно пунктам 5.1 договоров выполненная перевозчиком работа оплачивается заказчиком посредством перечисления денежных сумм пропорционально проданным талонам-билетам в пригородном сообщении в пределах выделенных бюджетных средств в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Рязанской области.

Стороны согласовали пункты продажи социальных талонов-билетов, формы ведомости продажи (единых) именных месячных социальных талонов-билетов, актов выполненных работ, отчетов о продаже (единых) именных месячных социальных талонов-билетов, отчетов о выполнении расписания движения автобусов по согласованным маршрутам (приложения к договорам).

В пунктах 3 и 5 договоров стороны согласовали обязанности сторон по договору, порядок оформления и сроки направления документов, предусмотренных в приложениях к договору, сроки и порядок расчетов.

В соответствии с условиями договоров от 24.11.2010 № 116/02 и от 24.11.2011                     № 268/02 общество в 2011 и 2012 годах осуществляло перевозку граждан, имеющих в силу закона право на меры социальной поддержки, по льготным ценам на месячные именные социальные талоны-билеты, установленным постановлением правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151 «Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области» и постановлением Правительства Рязанской области от 19.04.2012 № 95 «Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в 2012 году субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области и внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Рязанской области».

В соответствии с Федеральными законами от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Рязанской области в 2011 и 2012 годах межбюджетные трансферты на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не выделялись из бюджета Российской Федерации.

Согласно объяснениям представителей Министерства финансов Рязанской области и Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, а также в соответствии с Законами Рязанской области от 21.12.2010 № 156-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» и от 23.12.2011 № 119-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» денежные средства, запланированные в областном бюджете израсходованы в полном объеме. Указанное обстоятельство также подтверждается расчетами компенсации расходов перевозчиков, осуществляющих перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом Рязанской области от 21.12.2010 № 156-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» за счет средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусмотрено 85388 тыс. рублей. Фактически на указанные цели в 2011 году из областного бюджета было выделено                        85388  тыс. рублей, что подтверждено Законом Рязанской области от 16.07.2012 № 40-03 «Об исполнении областного бюджета за 2011 год».

Законом Рязанской области от 23.12.2011 № 119-ОЗ "Об областном бюджете                            на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» за счет средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусмотрено 103 821, 8 тыс. рублей. Фактически на указанные цели в 2012 году из областного бюджета было выделено 103 821, 8 тыс.  рублей.

Разница между стоимостью проездного билета для обычных категорий граждан и стоимостью льготного проездного билета составляет недополученную истцом плату с граждан в связи с предоставлением им льгот по оплате услуг по перевозке общественным транспортом.

Согласно расчету истца неполученные доходы в связи с предоставлением льгот по оплате услуг по перевозке общественным транспортом гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в 2011 году составили 6 056 999 рублей 68 копеек., в 2012 году –                                                               5 839 171 рублей 20 копеек, а всего – 11 896 170 рублей 88 копеек.

Факт предоставления гражданам, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, льгот при перевозке подтверждается актами выполненных работ, отчетами о продаже данных талонов-билетов (том 1, л. д.  54-65, 78 – 89; том 3 л. д.  17 – 40), ведомостями продажи именных социальных талонов-билетов (том 1, л. д. 114 – 150; том 2, л. д. 1 – 201; том 3 , л. д. 1 – 16, 77 – 135;  том 4 л. д. 1 – 173).

От реализации месячных именных социальных талонов-билетов общество получило доходы в 2011 году в сумме 1 527 680 рублей. Сумма денежных средств, которые истец получил бы при реализации социальных талонов-билетов по стоимости обычных проездных билетов составляет 11 308 290 рублей.

В счет компенсации расходов по перевозке льготной категории граждан истцом от министерства транспорта Рязанской области в 2011 году получено                                                 3 723 610 рублей 32 копейки средств федерального бюджета, что подтверждено расчетом истца и платежными поручениями (том 1, л. д.  66 – 77).

От реализации месячных именных социальных талонов-билетов общество получило доходы в 2012 году в сумме 1 504 360 рублей. Сумма денежных средств, которые истец получил бы при реализации социальных талонов-билетов по стоимости обычных проездных билетов, составляет 11 439 930 рублей.

В счет компенсации расходов по перевозке льготной категории граждан истцом от министерства транспорта Рязанской области в 2012 году получено                                             4 096 398 рублей 80 копеек средств бюджета Рязанской области, что подтверждено расчетом истца и платежными поручениями (том 3, л. д. 41 – 52).

Расчеты по компенсации истцу расходов производились путем перечисления сумм пропорционально проданным месячным социальным талонам-билетам в пределах выделенных бюджетных средств, что подтверждается ежемесячными расчетами компенсации расходов перевозчиков, осуществляющих перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, составленными министерством транспорта Рязанской области (том 1,                      л. д.  90 – 113, том 3,  л. д.  53 – 76).

Таким образом, по мнению общества, его некомпенсированные расходы по перевозке льготной категории граждан составили в общей сумме                                                            11 896 170 рублей 88 копеек, в том числе в 2011 году – 6 056 999 рублей 68 копеек,                             в 2012 году – 5 839 171 рублей 20 копеек.

Ссылаясь на то,  что денежные средства, перечисленные из бюджетов, не компенсировали истцу всей суммы причиненных ему убытков в связи с оказанием услуг по перевозке льготным категориям граждан, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Как установлено арбитражным судом, общество является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автобусами в пригородном сообщении на платной основе. В 2011 и 2012 годах оно оказывало льготные услуги перевозок гражданам, включенным в федеральный регистр льготников.

Компенсация затрат, понесенных истцом в связи с оказанием названных услуг льготным категориям граждан, внесенным в федеральный регистр, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно статьям 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.

Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.

Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Однако, названным федеральным законом на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг. Поэтому в рассматриваемом случае недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций и недостаточное выделение денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации – Рязанской области влечет обязанность компенсации обществу расходов в виде доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Указанная правовая позиция соответствует выводам, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009                            № 2992/09.

В силу статей 3, 4 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1                              «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995                             № 5-ФЗ «О ветеранах», преамбулы и статьи 4 Федерального закона от 24.11.1995                               № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, расходы, связанные с реализацией названных законов, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11.07.2006 № 353-О указал, что положения преамбулы и части 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу предполагают обязанность Российской Федерации участвовать в финансовом обеспечении реализации полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению мер социальной поддержки на уровне не ниже сложившейся в соответствии с федеральным законодательством, действовавшим до 01.01.2005.

Также однозначно о несении Российской Федерацией обязательств по обеспечению возможности лицам, ранее имевшим право на бесплатный проезд, на льготное пользование услугами транспорта общего пользования высказался Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.12.2005 № 502-О.

Во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151 «Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области» орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительство Рязанской области в пределах своих полномочий лишь установило порядок реализации на своей территории социальных гарантий гражданам, финансирование которых является расходным обязательством Российской Федерации, а не обязательство по финансированию указанного вопроса за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного довод ответчика об отсутствии обязанности Российской Федерации по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях отклоняется судом, поскольку обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

На основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации  убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно пункту 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанности по компенсации транспортному предприятию расходов по перевозке граждан, имеющих право на оказание мер социальной защиты, предприятие в силу статей                                                         16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Факт и размер понесенных истцом убытков, связанных с предоставлением услуг по перевозке льготных категорий граждан, подтверждаются материалами дела, в том числе помесячными ведомостями продажи единых социальных билетов-талонов, актами выполненных работ, отчетами, расчетами по возмещению расходов, связанных с перевозкой граждан, имеющих право на льготы, платежными поручениями на перечисление бюджетных денежных средств в счет возмещения расходов.

Данные документы составлены в полном соответствии с условиями заключенных между перевозчиком и заказчиком договоров и постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151 «Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области» (далее – постановление Правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151).

Ответчик не представил доказательств, подтверждающих выделенных из федерального бюджета средств в объеме, достаточном для реализации социальных гарантий граждан, установленных федеральными законами, и для возмещения истцу понесенных убытков.

Из материалов дела следует, что компенсация расходов истца осуществлялась лишь в пределах денежных средств, выделенных из бюджета Рязанской области                                                 в 2011 и 2012 годах. Распределение выделенных средств осуществлялось между всеми перевозчиками пропорционально доле их участия в объеме услуг по перевозке пассажиров, при этом сумма фактически недополученной истцом платы от продажи льготных проездных билетов по цене меньшей, чем обычная стоимость проездного билета, не учитывалась при расчете и выплате компенсации.

В соответствии с условиями вышеуказанных договоров общество ежемесячно представляло в министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области отчет о проданных социальных талонах-билетах и акт выполненных работ на возмещение расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, по установленной форме на основании сводной ведомости министерства с расчетами размеров компенсации перевозчикам, осуществляющим перевозку льготной категории граждан, с учетом размера выделяемых бюджетных средств в соответствующий период. При этом в отчете указывалось количество проданных именных социальных талонов-билетов и доходы от их продажи и не указывалась сумма недополученных истцом доходов.

Таким образом, суммы, превышающие распределенные на компенсацию бюджетные денежные средства, при расчете между истцом и министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области не принимались во внимание и не учитывались.

Представленный истцом расчет понесенных им убытков основан на следующих показателях: количество проданных социальных талонов-билетов, сумма доходов, полученных от реализации месячных именных социальных талонов-билетов, сумма доходов, которую предприятие получило бы при реализации социальных талонов-билетов по стоимости обычных проездных билетов, денежные средства, полученные предприятием в счет компенсации убытков от перевозки льготных категорий граждан, некомпенсированные убытки предприятия от оказания услуг по перевозке льготных категорий граждан.

Такой расчет соответствует пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», которым определено, что организации, предоставившие потребителям по льготным ценам услуги в рамках реализации установленных законом льгот, вправе обратиться с иском о взыскании с публично-правовых образований убытков в виде неполученной в связи с этим платы. При этом размер компенсации обществу определялся с учетом пропорционального распределения выделенных бюджетных средств между всеми перевозчиками, осуществлявшими перевозку льготных категорий граждан, что усматривается из расчетов компенсации расходов за каждый месяц (пункты 2.10 договоров).

Такой подход к определению расходов, подлежащих компенсации истцу, установлен условиями договора и соответствует нормам гражданского законодательства, определяющим категории убытков, в том числе в виде неполученных доходов.

Представленный в материалы дела ответчиком в обоснование довода о полном возмещении истцу убытков контррасчет иска, согласно которому сумма текущих расходов истца и сумма произведенной оплаты из бюджета совпадают, рассмотрен и оценен судом  первой инстанции и правомерно не принят в качестве доказательства полного возмещения истцу убытков , поскольку основан на сведениях истца из актов выполненных работ, в которых суммы расходов перевозчика, предусмотренных к возмещению, указаны в пределах выделенных на компенсацию расходов бюджетных средств. Данные суммы вносились в акты выполненных работ на основании сводных ведомостей – расчетов компенсации расходов перевозчиков, осуществлявших перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, утверждаемых министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

Довод заявителя апелляционной жалобы о недоказанности факта оказания истцом услуг льготным категориям граждан в связи с отсутствием в ведомостях продажи социальных талонов-билетов указания на документы, подтверждающие соответствующие льготы граждан, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и был обоснованно отклонен.

Ведомости продажи социальных талонов-билетов составлены истцом в соответствии с порядком и по форме, установленными постановлением правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151 и условиями заключенных с министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области договоров (приложения № 3 к договорам). Установленная форма не содержала указания на заполнение реквизитов удостоверения гражданина, подтверждающего льготу.

Представленные в материалы дела ведомости содержат все реквизиты, установленные договором и необходимые для проведения предусмотренных договорами расчетов между заказчиком и исполнителем.

Согласно условиям заключенных между обществом и министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области договоров и положениям постановления правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151 продажа социальных талонов-билетов производится только при предъявлении соответствующего документа, подтверждающего льготу, и документа, удостоверяющего личность покупателя. Внесение в ведомости реквизитов указанных документов не предусмотрено.

Указанные ведомости ежемесячно представлялись истцом в министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в подтверждение понесенных расходов. На основании указанных ведомостей министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области производился расчет выделяемых истцу ежемесячно бюджетных средств на компенсацию расходов. Как лицо, осуществляющее контролирующие функции за исполнением договора, указанное министерство вправе было проводить проверку достоверности данных, указанных в ведомостях продажи социальных талонов-билетов.

При этом, какие-либо доказательства недостоверности данных, содержащихся в указанных ведомостях, в деле отсутствуют.

Кроме того, между обществом и министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области подписаны акты сверок о количестве реализованных в 2011-2012 годах социальных проездных билетов для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на 31.12.2011 и 31.12.2012.(том 5, л. д.  67 – 70).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены  принятого законного и обоснованного решения.

Руководствуясь статьями  266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.11.2013 по делу                                              № А54-3298/2013 оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.                 В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

                 Н.В. Заикина 

                 В.Н. Стаханова

К.А. Федин