НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 № 20АП-4950/19

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А23-2259/2019

20АП-4950/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2019

Постановление изготовлено в полном объеме 28.08.2019

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии                 от заявителя – Центральной акцизной таможни – Власенко А.И. (доверенность                              от 05.12.2018 № 05-23/22340), ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Фольксваген Групп Рус» – Исаева А.Н. (доверенность от 28.05.2019 № 81/19),                          Шлыкова И.В. (доверенность от 01.01.2018 № 45/18), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фольксваген Групп Рус» на решение Арбитражного суда Калужской области                              от 14.06.2019 по делу № А23-2259/2019 (судья Масенкова О.А.),

УСТАНОВИЛ:

Центральная акцизная таможня (г. Москва, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563) (далее – заявитель, таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Фольксваген Групп Рус» (г. Калуга, ОГРН 1025005336564, ИНН 5042059767) (далее – ответчик, общество) о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 335 900 рублей.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 14.06.2019 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе ООО «Фольксваген Групп Рус» просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В отзыве на апелляционную жалобу Центральная акцизная таможня, опровергая доводы жалобы, просит в ее удовлетворении отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела,ООО «Фольксваген Групп Рус»                                   на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни поданы таможенные декларации №№ 10009194/190716/0006603, 10009194/070317/0001834, по которым к таможенному декларированию предъявлены колесные транспортные средства различных наименований.

Вышеуказанные товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления.

После выпуска самоходной машины таможенным органом был установлен факт неуплаты ответчиком утилизационного сбора в сумме 247 500 рублей по таможенной декларации № 10009194/070317/0001834 и 88 400 рублей по таможенной декларации                       № 10009194/190716/0006603, в связи с чем в адрес ответчика были направлены уведомления о необходимости уплаты утилизационного сбора от 22.12.2018                          № 45-15-09/8703 и от 10.01.2019 № 45-15-09/0062.

В установленный срок утилизационный сбор обществом не был уплачен.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Центральной акцизной таможни в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая спор по существу и признавая правильной позицию таможенного органа, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства                                и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения                     с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее – транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека                    и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств,                       с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно положениям пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц,                             не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии                                   с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.

Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации, как правомерно констатировано судом первой инстанции, не предусмотрено.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ООО «Фольксваген Групп Рус» на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни подало таможенные декларации                                                №№ 10009194/190716/0006603, 10009194/070317/0001834, по которым к таможенному декларированию предъявлены колесные транспортные средства различных наименований.

Вышеуказанные товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления.

С учетом этого и вышеприведенных нормативных положений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у общества обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении ввезенных транспортных средств.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

В развитие вышеуказанных положений Правительством Российской Федерации издано постановление от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений                        в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление                     № 1291).

Указанным Постановлением № 1291 утверждены: правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила); перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.

В соответствии с положениями пункта 3 Постановления № 1291 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой                      в части его исчисления и уплаты определен разделом IIПостановления № 1291.

Согласно пункту 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением № 1291.

В соответствии с пунктом 11 указанного раздела для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи                  с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему                              не осуществляется) комплект документов, поименованный в пункте 11                         Постановления № 1291.

В соответствии с примечанием 3 Перечня размер утилизационного сбора                           на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств равна 150 000 рублей и 20 000 рублей и определяется                             в зависимости от категории транспортного средства.

Таким образом, по справедливому суждению суда, размер суммы неуплаченного утилизационного сбора в отношении ввезенной техники ООО «Фольксваген Групп Рус» составляет 335 900 рублей.

Документов, позволяющих отнести ввезенные обществом транспортные средства                                   к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, как обоснованно заключил суд первой инстанции, последним в материалы дела не представлено.

Платежные документы об уплате утилизационного сбора также не представлены.

Пунктом 15 Постановления № 1291 предусмотрено, что в случае, если в течение                    3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним                      в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, то таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления.

В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Судом установлено и следует из материалов дела, что во исполнение пункта 15 постановления № 1291 таможенный орган письмами от 22.12.2018 № 45-15-09/8703                       и от 10.01.2019 № 45-15-09/0062 информировал плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенных транспортных средств.

Однако до настоящего времени утилизационный сбор обществом не уплачен.

Утилизационный сбор, уплата которого установлена положениями пункта 3            статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, в соответствии с положениями пункта 1                                статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесен к неналоговым доходам федерального бюджета.

С учетом этого суд первой инстанции обоснованно заключил, что право Евразийского экономического союза, законодательство Российской Федерации                            о таможенном деле и налоговое законодательство Российской Федерации, регламентирующее порядок взыскания таможенных пошлин, налогов не применимо.

Особый порядок взыскания утилизационного сбора не предусмотрен.

Доводы общества о том, что Постановление № 1291 не устанавливает коэффициенты и ставки утилизационного сбора для случаев ввоза транспортных средств без их выпуска в обращение и обязательным условием уплаты утилизационного сбора является выпуск в обращение транспортного средства на территории Российской Федерации, тогда как ввезенные транспортные средства были выпущены таможенным органом условно без права их использования (эксплуатации, потребления) в любой форме, а в процессе сертификационных испытаний ввезенные последним транспортные средства потеряли свои потребительские свойства и были утилизированы за счет общества на специализированных предприятиях, имеющих все лицензии и разрешения, что обеспечило экологическую безопасность утилизации, правомерно отклонены судом первой инстанции исходя из следующего.

При этом судом первой инстанции обоснованно отмечено, что задолженность по уплате утилизационного сбора у общества образовалась в связи с ввозом в Российскую Федерацию транспортных средств.

Под ввозом товаров подразумевается совершение действий, которые связаны                     с пересечением таможенной границы и в результате которых товары прибыли                                 на таможенную территорию любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами (пункт 3                        части 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее –                         ТК ЕАЭС)).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС выпуск товаров – действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров,                          не подлежащих помещению под таможенные процедуры.

Пунктом 34 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия                          и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ввозимая обществом колесная техника была выпущена таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления».

Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений                            по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования                                         в отношении иностранных товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом                                        (статья 134 ТК ЕАЭС).

Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус товаров Союза, за исключением условно выпущенных товаров, указанных в пункте 1 статьи 126 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует и установлено судом выше, что общество на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) Центральной акцизной таможни поданы декларации на товары, по которым предъявлены к таможенному декларированию колесные транспортные средства различных наименований.

Товары по указанным ДТ выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» (сведения о заявленной таможенной процедуре соответствует значению – ИМ 40 и указаны в графе 1 ДТ).

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 № 39                      «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации                        на товары, утвержденную решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 2573» утверждена Инструкция о порядке заполнения декларации на товары.

В соответствии с пунктом 3 раздела XI «Порядок заполнения граф ДТ должностным лицом» в графе «С» основного и добавочного листов ДТ                                     под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой ДТ, проведении таможенного контроля.

Под номером 3 указываются: сведения об условном выпуске товаров, производится запись: «Условный выпуск», заверяемые подписью должностного лица и оттиском личной номерной печати.

Вместе с тем согласно представленным Центральной акцизной таможней в материалы дела копий ДТ, по которым общество ввозило спорные транспортные средства, сведения об условном выпуске ввезенных товаров отсутствуют.

Общество самостоятельно заявило в ДТ о применении таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления».

Доказательств иного обществом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.

Таким образом, по справедливому суждению суда, вопреки доводам жалобы, транспортные средства, ввезенные обществом, выпущены Центральной акцизной таможней в соответствии с заявленной обществом таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими.

Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус товаров Союза, соответственно, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает у декларанта в момент выпуска самоходной техники таможенным органом в свободное обращение на территории Российской Федерации.

Под «ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию» следует понимать транспортное средство, выпущенное в обращение на территории Российской Федерации согласно заявленной таможенной процедуре, исходя из целей и задач                            в рассматриваемой сфере правоотношений.

Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что действующее законодательство не предусматривает исключений по уплате утилизационного сбора в отношении ввезенных транспортных средств в зависимости от таможенной процедуры, заявленной обществом.

Как справедливо указал суд первой инстанции, законодательством четко определены основания возникновения обязанности уплаты утилизационного сбора (ввоз колесных транспортных средств на территорию Российской Федерации), плательщики утилизационного сбора (лица, осуществляющие ввоз колесных транспортных средств), объект, в отношении которого уплачивается утилизационный сбор (колесные транспортные средства, указанные в Постановлении).

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с общества в пользу таможенного органа суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 335 900 рублей является правильным.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Калужской области от 14.06.2019  по делу № А23-2259/2019     оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фольксваген Групп Рус» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Н.В. Еремичева

Д.В. Большаков

Е.Н. Тимашкова