НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2018 № А09-11792/2017

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                     Дело №  А09-11792/2017

Резолютивная часть постановления объявлена  16.04.2018

Постановление изготовлено в полном объеме   23.04.2018

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Заикиной  Н.В., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А.,  при участии представителя ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Русская Броня» (г. Брянск, ОГРН 1073250000944, ИНН 3250072148) –                        Обыденникова А.В. (доверенность от 04.04.2018), в отсутствие истца – Департамента экономического развития Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1093254006823,                               ИНН 3250511821) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управления Федерального казначейства по Брянской области(г. Брянск, ОГРН 1023202746181, ИНН 3234013018), извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.01.2018 по                                  делу № А09-11792/2017, установил следующее.

Департамент экономического развития Брянской области (далее – истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Русская Броня» (далее – ответчик, общество, ООО «Торговый Дом «Русская Броня») о взыскании                                               2 580 148 руб. 04 коп.

Определением Арбитражного суда Брянской области от 28.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Брянской области (далее – третье лицо, управление).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.01.2018 в удовлетворении иска отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что нарушения, допущенные ответчиком, не повлекли нецелевого использования бюджетных средств, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.

Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что ООО «Торговый дом «Русская Броня» было допущено к участию в конкурсе с нарушением установленного порядка, поскольку пакет документов был представлен ответчиком не в полном объеме, что влечетза собой обязанность возвратить сумму полученной субсидии в соответствии со статьей          78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Истец в отзыве поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления Федерального казначейства по Брянской области.

В судебное заседание истец и третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы  апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав представителя ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела,согласно протоколу заседания комиссии по предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Брянской области № 1 от 31.08.2016 по результатам рассмотрения заявок претендентов, комиссией принято решение признать победителями конкурса и предоставить право на заключения договоров на заявленные суммы субсидии по мероприятию «Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)», в том числе ООО «ТД «Русская Броня».

В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Брянской области № 769-п от 30.12.2013, приказом Департамента экономического развития Брянской области № 195-К                               от 08.09.2016 «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования», между Департаментом экономического развития Брянской области (департамент) и ООО «Торговый дом «Русская Броня» (получатель) был заключен договор о субсидировании части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования № 13-Л/16 от 08.09.2016 (далее – договор), предметом которого является предоставление департаментом субсидии на компенсацию части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, заключенного субъектом предпринимательства, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим свою деятельность на территории Брянской области, с лизинговой организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, включая затраты на монтаж оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) получателю в размере                                              2 580 148 руб. 04 коп. (п.1.1, п.2.1, п.2.2 договора).

Согласно п. 3.1.3 договора департамент обязуется направлять получателю (по адресу, указанному в настоящем договоре) уведомление о возврате бюджетных средств, предоставленных по настоящему договору путем их перечисления на лицевой счет департамента, в случае выявления недостоверности предоставленных получателем сведений и документов, а также в случае не предоставления отчетов и (или) документов.

В соответствии с п.3.2.3, п.3.2.4 договора, получатель обязался предоставлять по требованию департамента в течение 5 рабочих дней со дня соответствующего запроса всю запрашиваемую документацию в целях проверки и контроля за исполнением получателем обязательств по настоящему договору; при выявлении недостоверности предоставленных получателем сведений и документов, а также в случае не предоставления отчетов и (или) документов, возвратить бюджетные средства, предоставленные по настоящему договору, путем их перечисления на лицевой счет департамента, в течение 14 дней со дня направления департаментом соответствующего уведомления о возврате бюджетных средств.

Стороны установили, что договор вступает с силу с даты его подписания сторонами и действует до полного исполнения обязательств по настоящему договору.

Во исполнение условий заключенного договора № 13-Л/16 от 08.09.2016 истцом предоставлена (перечислена) ответчику субсидия на компенсацию части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, в размере 2 580 148 руб. 04 коп. по платежному поручению № 348491                   от 20.10.2016.

Управлением Федерального казначейства по Брянской области в отношении Департамента экономического развития Брянской области проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2016 год, в результате которой были выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации при предоставлении субсидий и вынесено представление № 27-23-04/1681 от 05.06.2017.

На основании указанного представления истец направил в адрес ответчика претензию №Э-3-1463/1 от 03.07.2017 (получена последним 14.07.2017), с требованием произвести возврат субсидии в сумме 2 580 148 руб. 04 коп.

Поскольку требования, изложенные в претензии, были оставлены ответчиком без удовлетворения, департамент обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Брянской области от 18.07.2016 № 378-п утверждено Положение о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Брянской области в 2016 году» (далее – Положение № 378- п).

Согласно п. 3.1 Положения № 378-п целью предоставления субсидии является компенсация части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования: оборудования, устройств, механизмов, транспортных средств (за исключением легковых автомобилей и воздушных судов), станков, приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, относящихся ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 1 от 01.01.2002 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – оборудование), за исключением оборудования, предназначенного для осуществления оптовой и розничной торговой деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, заключенного субъектом предпринимательства, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим свою деятельность на территории Брянской области, с российской лизинговой организацией, включая затраты на монтаж оборудования, в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг). Субсидия предоставляется по договорам лизинга со следующими видами затрат, в том числе оборудование.

В соответствии с п. 3.2 Положения № 378-п право на получение субсидии имеет субъект предпринимательства, соответствующий условиям, установленным Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и настоящим Положением, представивший документы, предусмотренные пунктом 3.6 настоящего Положения.

Согласно п. 3.3 Положения № 378-п следует, что поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), за исключением видов деятельности, включенных в следующие разделы Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)): G - торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (за исключением кода 45 «Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт»); К - деятельность финансовая и страховая; Т - деятельность по операциям с недвижимым имуществом;                     М - деятельность профессиональная, научная и техническая (за исключением кодов 71 «Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа» и 75 «Деятельность ветеринарная»); N - деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги;                                  О - государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение; S - предоставление прочих видов услуг (за исключением кодов 95 «Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения» и 96 «Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг»); Т - деятельность домашних хозяйств как работодателей, недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления; U - деятельность экстерриториальных организаций и органов.

К участию в конкурсе допускаются субъекты малого и среднего предпринимательства, своевременно и в полном объеме представившие пакет документов, указанный в п. 3.6 Положения № 378-п.

В случае нарушения получателями субсидий условий их предоставления, установленных настоящим Положением, выявления недостоверных сведений в документах, представленных получателями субсидий, на основании письменных требований департамента сумма выплаченной субсидии подлежит возврату в областной бюджет путем перечисления на лицевой счет департамента в течение 14 дней со дня направления департаментом соответствующего уведомления о возврате бюджетных денежных средств (п.1.12 Положения № 378-п).

Как установлено судом, ответчиком заключены договоры финансовой аренды                         № 46465-ФЛ/МС-16 от 08.08.2016, № 45926-ФЛ/МС-16 от 11.08.2016, по условиям которых предметом лизинга является оборудование (синхронизированный гидравлический гибочный пресс, трубогибочный станок) согласно спецификаций (приложений) к указанным договорам; договоры купли-продажи оборудования для передачи в финансовую аренду № 46465 от 08.08.2016, №00002135 от 11.08.2016. Указанное оборудование передано ответчику по актам приема-передачи от 21.09.2016, 05.10.2016 с учетом условий договоров купли-продажи (пункты 4.1). Во исполнение условий договоров финансовой аренды №46465-ФЛ/МС-16 от 08.08.2016,                                                    № 45926-ФЛ/МС-16 от 11.08.2016 в соответствии с утвержденными графиками внесения лизинговых платежей, являющихся приложениями к указанным договорам, ответчиком произведены авансовые платежи, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями. Материалами дела также установлено, что в настоящее время указанное оборудование используется ответчиком в производстве, поставлено на баланс.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 24.08.2017  ООО «Торговый дом «Русская Броня» основным видом деятельности является производство прочих металлических цистерн, резервуаров и емкостей (25.29).

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц                                от 28.07.2016 ООО «Торговый дом «Русская Броня» основным видом деятельности являлось торговля оптовая металлами в первичных формах (46.72.2), а дополнительным видом деятельности было указано в том числе производство прочих металлических цистерн, резервуаров и емкостей (25.29).

Таким образом, на момент представления пакета документов для участия в конкурсе по предоставлению права на заключение договоров на заявленные суммы субсидии по мероприятию «Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)», ответчик действительно не привел в соответствие с вышеуказанными требованиями документы  и не представил копии актов приема-передачи оборудования.

Вместе с тем, при вынесении решения суд верно исходил из того, что данное нарушение не повлекло нецелевого использования бюджетных средств. Полученные ответчиком денежные средства израсходованы в соответствии с их целевым назначением – на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договоров финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектом малого и среднего предпринимательства.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, учитывая необходимость соблюдения  баланса интересов субъекта малого и среднего предпринимательства, правомерно отказал департаменту в удовлетворении иска.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных                                                  частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены  принятого законного и обоснованного решения.

На основании изложенного и руководствуясь  статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 30.01.2018 по делу № А09-11792/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев  со дня его изготовления в полном объеме.  В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

                Н.В. Заикина 

                М.М. Дайнеко

                Л.А. Капустина