20 мая 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула | Дело № А54-5298/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2014
Постановление в полном объеме изготовлено 20.05.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Федина К.А. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глухарёвой Е.А., при участии от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Паустовский» (г. Рязань, ОГРН 1046206009288, ИНН 6229047666) – Варгина В.В. (доверенность от 05.05.2014, паспорт), заинтересованного лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046206020365, ИНН 6231025557) – Драницыной Л.А. (доверенность от 09.01.2014 № 2.2.1-20/7, удостоверение), Федотовой О.Н. (доверенность от 09.01.2014 № 2.2.1-20/11, удостоверение), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, – Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031857, ИНН 6231025557) – Лукьянова П.А. (доверенность от 06.11.2013 № 2.6-21/11977), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Паустовский» на решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.01.2014 по делу № А54-5298/2012 (судья Стрельникова И.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Паустовский» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Рязанской области (далее – ответчик, инспекция), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области (далее – третье лицо, управление) о признании недействительными решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.01.2012 № 3003/70, решения об отказе полностью в возмещении суммы налога на добавленную стоимость от 16.01.2012 № 140/69, заявленной к возмещению.
РешениемАрбитражного суда Рязанской области от 28.01.2014 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принятым с неправильным применением норм материального права, просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, уточненная налоговая декларация за 4 квартал 2010 года с заявленной к вычету суммой НДС по счету-фактуре № 8 от 31.03.2008 и, соответственно, с суммой НДС к возмещению, была представлена в инспекцию 20.07.2011, т. е. в пределах трехлетнего срока с момента окончания 4 квартала 2010 года.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение принять по делу новый судебный акт.
Представитель инспекции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. При этом указал, что в данном случае начало течения трехлетнего срока, определенного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации связано с истечением налогового периода по налогу на добавленную стоимость. Календарной датой окончания налогового периода 1 квартала 2008 года является 31.03.2008. С учетом положений статьи 6. 1 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетний срок для подачи налоговой декларации с применением вычета истекает 31.03.2011. Просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской была проведена камеральная налоговая проверка уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость ООО «Паустовский» за 4 квартал 2010 года, представленных 20.04.2011 и 20.07.2011. Согласно уточненных деклараций к возмещению из бюджета заявлен налог в сумме 1 498 125 рублей. По результатам проведенной камеральной проверки был составлен акт от 03.11.2011 № 10075/2468.
По результатам проверки 16.01.2011 налоговым органом были приняты следующие решения: № 3003/70 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; № 140/69 об отказе полностью в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению.
В соответствии с резолютивной частью решения от 16.01.2012 № 3003/70 заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 3 231 рубль 20 копеек, ему предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 16 156 рублей и пени за несвоевременную уплату данного налога в размере 1 453 рубля 09 копеек.
В соответствии с резолютивной частью решения от 16.01.2012 № 140/69 налогоплательщику отказано в возмещении из бюджета НДС за 4 квартал 2010 года в размере 1 498 125 рублей.
Решением Управления ФНС России по Рязанской области от 30.03.2012 № 2.15-12/03214 решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области от 16.01.2012 № 3003/70 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 16.01.2012 № 140/69 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, утверждены, апелляционная жалоба ООО «Паустовский» оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями налогового органа от 16.01.2012 № 3003/70 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 16.01.2012 № 140/69 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 03.12.2012 по делу № А54-5298/2012 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 по делу № А54-5298/2012 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.07.2013 решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.12.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 по делу № А54-5298/2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области.
Рассмотрев и оценив материалы дела на новом рассмотрении, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) организации признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Объектом налогообложения являются операции, перечисленные в пункте 1 статьи 146 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты.
Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Пунктом 5 статьи 172 НК РФ определено, что вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 данной статьи.
Абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 – 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 169, пункта 3 статьи 168 НК РФ налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи: при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса; в иных случаях, определенных в установленном порядке. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав соответствующий счет-фактура выставляется в день совершения операций, признаваемых объектом налогообложения либо не позднее пяти календарных дней со дня осуществления таковой.
При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 НК РФ).
В соответствии с положениями статей 171, 172 НК РФ момент реализации права на вычет по налогу на добавленную стоимость относится к тому периоду, когда такое право возникло в соответствии с установленным порядком вычета налога, и этот момент не может быть произвольно перенесен на другой период.
При этом право на вычет следует использовать именно в соответствующем налоговом периоде, учитывая, что данное право прямо увязано с обязанностью налогоплательщика правильно определять налогооблагаемую базу и сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет либо возмещению из бюджета за соответствующий налоговый период, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 173 НК РФ. Соответствующим налоговым периодом является тот период, в котором товары (услуги, работы) приобретены либо реализованы и за который определяется налоговая база по правилам статьи 167 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (услуг, работ).
Статьей 173, 176 НК РФ установлен пресекательный трехлетний срок после окончания соответствующего налогового периода, за пределами которого налогоплательщик не вправе использовать свое право на возмещение налога.
Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении основных средств подлежат вычету в полном объеме в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет налога.
Право на вычет следует использовать именно в соответствующем налоговом периоде, учитывая, что данное право прямо увязано с обязанностью налогоплательщика правильно определять сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет либо возмещению из бюджета за соответствующий налоговый период, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 173 НК РФ.
Право налогоплательщика на налоговый вычет в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации может быть реализовано путем представления налоговой декларации либо уточненной налоговой декларации в порядке применения статей 80, 81 НК РФ, за налоговый период, соответствующий моменту возникновения права.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 07.06.2005 № 1321/05, исходя из анализа норм статей 172, 173 НК РФ налогоплательщик, обнаруживший факты не отражения (неполного отражения) сведений в ранее поданной декларации, вправе внести необходимые изменения и дополнения в декларацию того налогового периода, к которому относится операции и выплаты по ним применительно к правилам, содержащимся в статье 81 НК РФ.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 03.06.2008 № 615/08, от 04.03.2008 № 14227107, от 07.06.2005 № 1321/05 указал, что по смыслу статей 171 и 172 НК РФ право налогоплательщика на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам работам, услугам) обусловлено производственным назначением, фактическим наличием приобретенных товаров работ, услуг), их оприходованием и оплатой, в связи с чем, суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполняются данные условия.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4 статьи 166, пунктом 1 статьи 173 НК РФ суммы налоговых вычетов подлежат учету при определении налоговой базы применительно к налоговому периоду, в котором выполнены условия, определяющие право налогоплательщика на налоговые вычеты.
Как следует из материалов дела, в уточненных налоговых декларациях по НДС за 4 квартал 2010 года, представленных в налоговый орган 20.04.2011 и 20.07.2011, обществом заявлены налоговые вычеты в сумме 1 514 281 рублей 47 копеек на основании счет-фактуры от 31.03.2008 № 00000008 (том 3, л. д. 102), выставленный обществу подрядчиком ООО «КС «НОКС», выполняющим работы по строительству котельной.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не содержит запрета на предъявление к вычету НДС за пределами налогового периода, в котором возникло такое право; в этом случае действует временное ограничение предъявления НДС к вычету, а именно, налогоплательщик обладает правом на вычет в течение трех лет с момента выполнения требований, предусмотренных пунктами 1, 5 статьи 172 НК РФ.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что заявляя налоговые вычеты за 1 квартал 2008 года в уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 года, представленной в налоговый орган 20.04.2011, общество пропустило срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 173 НК РФ, поскольку соответствующий налоговый период истек 31.03.2011.
Таким образом, поскольку срок предъявления НДС к вычету в рассматриваемой ситуации возник в периоде – 1 квартале 2008 года, предъявление к вычету НДС в налоговой декларации за 1 квартал 2011 года, поданной налогоплательщиком 20.04.2011 года, произведено за пределами трехлетнего срока.
В рассматриваемом случае у общества имелась возможность заявления о наличии у него права на налоговый вычет (возмещение) сумм налога в пределах трехлетнего срока с момента наступления всей совокупности условий для его предъявления (до 1-го квартала 2011 года).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствовавших реализации права на вычет, обществом не представлено.
При этом реальность совершения и исполнения сделок, заключенных между обществом и ООО «КС «НОКС», по строительно-монтажным работам котельной на базе отдыха инспекцией не оспаривается. Счет-фактура, полученный заявителем от подрядчика ООО «КС «НОКС», соответствует требованиям налогового законодательства и содержит все необходимые реквизиты, предусмотренные ст.169 НК РФ, что также не опровергается налоговым органом.
Довод со ссылкой на письма Минфина России о том, что уточненная налоговая декларация за 4 квартал 2010 года с заявленной к вычету суммой НДС по счету-фактуре № 8 от 31.03.2008 была представлена в пределах трехлетнего срока с момента окончания 4 квартала 2010 года, подлежит отклонению в связи со следующим.
Со вступлением в силу Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (далее – Федеральный закон № 58-ФЗ) налогоплательщикам предоставлено право получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде): о действующих налогах и сборах; о законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; о порядке заполнения форм документов, предоставляемых в налоговые органы.
Информирование – это доведение до сведения налогоплательщиков (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.
Министерство финансов Российской Федерации в письме от 26.01.2005 № ШС-6-01/58@ «О полномочиях налоговых и финансовых органов» указало, что финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков, относящиеся к применению норм налогового законодательства, а налоговые органы представляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъясняют порядок заполнения налоговой отчетности.
Кроме того, подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК РФ, Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
Согласно пункту 2 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Статьей 1 НК РФ установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 4 НК РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Одновременно пунктом 2 названной статьи установлено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Таким образом, ссылка налогоплательщика на письма Минфина России от 03.05.2012 № 03-07-11/132, от 03.02.2011 № 03-07-09/02, от 22.12.2010 № 03-03-06/1/794, от 20.04.2010 № 03-07-09/24, от 02.04.2009 № 03-07-09/18, от 13.06.2007 № 03-07-11/160, от 16.06.2005 № 03-04-11/133, письма УФНС России по г. Москве от 04.12.2009 № 16-15/128328, от 03.08.2009 № 16-15/79275 как на документы обязательного характера, предписывающие налогоплательщикам соблюдение указанного в них порядка реализации права на налоговые вычеты, несостоятельна.
В целом доводы, заявленные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда, основанных на исследовании установленных по делу обстоятельств и правильном применении норм материального права. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО «Паустовский» уплатило государственную пошлину в размере 2 000 рублей, то есть в большем, чем предусмотрено подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, то государственная пошлина в размере 1 000 рублей на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.01.2014 по делу № А54-5298/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Паустовский»(г. Рязань, ОГРН 1046206009288, ИНН 6229047666) из федерального бюджета 1 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Судьи | Е.В. Мордасов К.А. Федин Н.В. Заикина |