НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2015 № 20АП-7246/14

19 января 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А09-8245/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 19.01.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Федина К.А., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии от заявителя – закрытого акционерного общества «Куриное Царство - Брянск» (г. Брянск, ОГРН 1113256011934, ИНН 3254511269) – Гетманова А.Н. (доверенность от 01.04.2014 № 14/0414/кцб), от заинтересованного лица – инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Брянску (г. Брянск, ОГРН 1043263000000, ИНН 3254000017) – Малашенко Р.А. (доверенность от 11.01.2013 № 7), Смоляковой В.П. (доверенность от 10.10.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Куриное Царство - Брянск» на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2014 по делу № А09-8245/2014 (судья Малюгов И.В.), установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Куриное Царство-Брянск» (далее – заявитель, ЗАО «Куриное Царство-Брянск») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (далее – ответчик, налоговый орган) о признании незаконным решения от 25.04.2014 № 55 в части уменьшения НДС в размере 5 223 807 рублей излишне заявленного к возмещению, пени начисленных на сумму НДС в размере 380 483 рублей.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2014 в удовлетворении требований отказано.

ЗАО «Куриное Царство-Брянск» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2014 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по г. Брянску в части уменьшения НДС в размере 5 223 807 рублей излишне заявленного к возмещению, пени начисленных на сумму НДС в размере 380 483 рублей. Полагают, что предоставление субсидий было произведено из бюджета субъекта без учета НДС.

Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергая ее доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела и правильность применения норм материального и процессуального права, а также обоснованность решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для отмены указанного акта не находит.

Как усматривается из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Куриное Царство-Брянск» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, по результатам которой был составлен акт выездной налоговой проверки от 20.02.2014 № 55. и вынесено решение от № 55 от 25.04.2014 об отказе в привлечении ЗАО «Куриное Царство-Брянск» к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением уменьшены убытки, исчисленные налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций в сумме 3 738 692 рублей, уменьшена сумма НДС, излишне заявленная к возмещению в размере 5 223 807 рублей, начислены пени по НДС в размере 380 483 рублей, а также предложено перечислить суммы удержанного, но не перечисленного НДФЛ в размере 187 224 рублей.

Принимая данное решение инспекция исходила из того, что в рассматриваемом случае происходит двойная налоговая выгода налогоплательщика, проявляющаяся в том, что, вначале общество получает соответствующий вычет по НДС на сумму понесенных расходов, а затем получает федеральные субсидии в соответствующей бюджетной пропорции, которая покрывает собственные понесенные затраты общества при приобретении сельскохозяйственной техники и строительстве и реконструкции птицеводческих объектов с учетом НДС, как это указано в справках-расчетах, товарных накладных и счетах-фактурах на соответствующие периоды 2011-2012 года.

На основании статей 101, 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области с апелляционной жалобой на указанное решение инспекции.

Решением управления от 26.06.2014 обжалуемое решение инспекции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением инспекции № 55 от 25.04.2014 в части уменьшения суммы НДС в размере 5 223 807 рублей, излишне заявленного к возмещению, пени, начисленных на сумму НДС в размере 380 483 рублей, налогоплательщик обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.

Как установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Брянской области от 09.04.2012 № 316 в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законом Брянской области от 19.12.2011 №131-3 «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов», программой «Увеличение производства мяса птицы в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2012-2015 годы), утвержденной Постановлением администрации области от 30 декабря 2011 года № 1308 был утвержден Порядок предоставления субсидий по программе «Увеличение производства мяса птицы в Брянской области на 2012-2014 годы государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области.

Пунктом 3 Порядка предоставления субсидий по программе «Увеличение производства мяса птицы в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2012-2015 годы) установлено, что субсидии предоставляются предприятиям в целях увеличения производства мяса птицы на основе разведения высокопродуктивных и технологичных пород и гибридов птицы различных видов, обновления производственной базы птицеводства, строительства новых производственных мощностей, реконструкции и модернизации действующих предприятий.

Пунктом 10 Программы установлено, что главным распорядителем бюджетных средств по вышеуказанным расходам является Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, который организует работу по сельскохозяйственным товаропроизводителям через государственные казенные учреждения Брянской области — районные управления сельского хозяйства (далее — ГКУ).

Для возмещения произведенных затрат ЗАО «Куриное Царство-Брянск» в адрес ГКУ представлены справки-расчеты на представление субсидий, составленные в соответствии с приложением № 1, 2 к Порядку, по каждому виду затрат с представлением списка технологического транспорта, на которые были инвестированы денежные средства в 2011 и 1 квартале 2012 года и реестр затрат на строительство новых, реконструкцию и модернизацию действующих птицеводческих объектов. Стоимость специального технологического транспорта была рассчитана в процентном выражении (30%) от суммы затрат, которая в полном объеме содержит НДС и составляет 17 175 491 рублей.

В реестрах затрат на строительство новых, реконструкцию и модернизацию действующих птицеводческих объектов и в справке – расчете, представленных ЗАО «Куриное Царство-Брянск» в подтверждении затрат, отразило стоимость работ, услуг с учетом НДС и по некоторым затратам без учета НДС.

Приказом Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области № 161 от 15.05.2012 «О распределении бюджетных средств, полученных из федерального бюджета на финансирование ведомственной целевой программы «Увеличение производства мяса птицы в Брянской области (2012-2014 годы) в 2012 году» предусмотрено, что полученные от финансового управления Администрации Брянской области денежные средства в сумме 133 287 352 рубля перечислены ГКУ «Почепское районное управление сельского хозяйства» для выплаты субсидий ЗАО «Куриное Царство-Брянск» на возмещение части затрат на строительство новых, реконструкцию и модернизацию действующих птицеводческих объектов, на приобретенный специальный технологический транспорт и производства мяса птиц.

Платежным поручением № 613 от 16.05.2012 ЗАО «Куриное Царство-Брянск» получило из бюджета денежные средства в размере 133 287 352 рубля в назначении платежа указано: «(81704052670514810242 261, л.с. 03272004190) Субсидии на возмещение затрат на строительство, реконструкцию действующих объектов, на приобретенный специальный технологический транспорт, производство мяса птицы по программе в 2012 году, Приказ Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области № 161 от 15.05.2012».

После получения субсидии по платежному поручению № 613 от 16.05.2012 на сумму 133 287 352 рубля ЗАО «Куриное Царство - Брянск» направило в адрес комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области письмо № 562 от 23.05.2012 с целью согласования распределения полученных денежных средств в размере 133 287 352 рубля.

Письмом № 9-1829 от 25.05.2012 комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области согласовал, предложенное обществом распределение перечисленных субсидий по мероприятиям целевой программы «Увеличение производства мяса птицы в Брянской области (2012-2014 годы).

Таким образом, федеральная субсидия на компенсацию расходов по приобретению специального технологического транспорта получена налогоплательщиком в полном объеме в сумме 17 175 491 рубль (57 251 636 х 30%), а на возмещение понесенных ранее затрат на строительство новых, реконструкцию и модернизацию действующих птицеводческих объектов, в том числе комбикормовых и утилизационных объектов в размере 69 562 926 рублей (5,2 % от стоимости оплаченного поставщикам (подрядчикам) объема выполненных работ или 0,05236 рублей на 1 рубль затрат), то есть частично от сумм предусмотренных в программе (из расчета 30 % от стоимости оплаченного объема выполненных работ сумма субсидии рассчитана в размере 398 238 824 рублей (1 328 462 746 х 30%).

Вышеуказанные суммы НДС по товарам (работам, услугам) были приняты к вычету налогоплательщиком в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Доказательства, представленные налоговым органом в обоснование законности оспариваемого решения, подтверждают то обстоятельство, что сумма субсидий была перечислена обществу из денежных средств, поступивших в 2012 году из федерального бюджета бюджету Брянской области в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации «О распределении в 2012 году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поддержкой экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации» от 22.11.12 № 2147-р.

Правила предоставления субсидий по программе «Увеличение производства мяса птицы в Брянской области 2012-2014 годы государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области», утвержденные Постановлением Администрации Брянской области от 09.04.2012 № 316, устанавливали, что размер субсидий рассчитывается от фактических затрат, включая налог на добавленную стоимость, на выполненные и оплаченные объемы, а также авансовые платежи.

Справки – расчеты, представленные обществом в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, также содержали расчет запрошенных сумм субсидий с учетом НДС, уплаченного обществом поставщикам и подрядчикам.

Ссылка заявителя на то, что в платежных поручениях, которыми субсидии были перечислены обществу, отсутствуют сведения о выделении из них сумм налога на добавленную стоимость, что не соответствует требованиям налогового законодательства к содержанию платежных документов, является несостоятельной.

Положения главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ предусматривают обязательное выделение суммы налога в счетах-фактурах, выставляемых продавцом, и в платежных документах покупателя лишь при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав. Перечисление субсидий из средств конкретного бюджета получателю не является реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав.

Таким образом, спорная сумма денежных средств, является именно субсидией из федерального бюджета, полученной обществом на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость.

С получением данной субсидии в ином налоговом периоде общество, в силу требований подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, обязано было восстановить сумму налога на добавленную стоимость, ранее предъявленную к вычету.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у налогового органа оснований для уменьшения обществу НДС в размере 5 223 807 рублей излишне заявленного к возмещению, пени начисленных на сумму НДС в размере 380 483 рублей.

Порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления субъектам РФ субсидий, утверждены Постановлением от 17.12.2010 № 1042 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 1042 субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ.

Учитывая вышесказанное, суд приходит к выводу о том, что напрямую данные субсидии юридическим лицам не выделяются, а предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование региональных программ.

В соответствии с пунктом 17 Постановления № 1042 перечисление субсидий осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, перечисление денежных средств из федерального бюджета производится на счет территориального органа Федерального казначейства, для дальнейшего их перечисления из бюджета субъекта РФ.

Порядок распределения поступлений между бюджетами утвержден Приказом Минфина РФ от 05.09.2008 № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

Согласно пункту 8 Приказа № 92н при поступлении в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) субвенции (межбюджетной субсидии) из федерального бюджета орган Федерального казначейства присваивает аналитический код, идентифицирующий операцию, связанную с субвенцией (межбюджетной субсидией), полученной из федерального бюджета, в соответствии с установленными кодами (далее – код цели), на основании информации, указанной в поле «Назначение платежа» расчетного документа.

Таким образом, органы Федерального казначейства осуществляют учет субсидий в соответствии с присвоенными ими кодами цели, которые присваиваются на основании информации, указанной в поле «Назначение платежа» расчетного документа.

Для этого разработан справочник кодов цели, в котором соответствующей субсидии, субвенции и иному межбюджетному трансферту, имеющему целевое назначение, присвоен код цели в привязке к конкретному коду классификации расходов бюджетов Российской Федерации (федеральный бюджет) и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации (бюджет субъекта Российской Федерации).

Согласно письма Казначейства РФ от 25.11.13 № 27-07,05/2003 из 20-значного цифрового кода (81704052670514810242 (261), указанного в назначении платежа пл. поручения № 613 от 16.05.2012), целевая статья 2670514 называется «поддержка экономически значимых региональных программ». Код цели 261 - субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на поддержку экономически значимых региональных программ (Перечень кодов целей, присваиваемых органами Федерального казначейства в 2012 году субсидиям, субвенциям, межбюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение, предоставляемым из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

Из данного письма следует, что денежные средства, перечисленные платежным поручением от 16.05.2012 № 613 на сумму 133 287 352 рублей являются субсидией, перечисленной из федерального бюджета в бюджет Брянской области.

В виду того, что денежные средства были выделены из федерального бюджета, то независимо от механизма их распределения, они остаются средствами федерального бюджета и не изменяют правовую природу их происхождения в целях их учета при налогообложении НДС.

При этом происходит двойная налоговая выгода налогоплательщика, проявляющаяся в том, что, сначала общество получает соответствующий вычет по НДС на сумму понесенных расходов, а затем получает федеральные субсидии в соответствующей бюджетной пропорции, которая покрывает собственные понесенные затраты общества при приобретении специального технологического транспорта, строительства новых, реконструкцию и модернизацию действующих птицеводческих объектов с учетом НДС, как это указано в справках-расчетах, товарных накладных и счетах-фактурах.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бюджетные средства, зачисленные на счет ЗАО «Куриное Царство-Брянск» платежным поручением от 16.05.2012 № 613 на сумму 133 287 352 рублей являются субсидией, полученной из федерального бюджета РФ, а денежные средства выделялись обществу, в том числе и на компенсацию его затрат по уплате НДС поставщикам.

При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая оценка.

Суд первой инстанции при разрешении спора не ограничился проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям НК РФ, а оценил все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку в апелляционной жалобе, не заявлено ни одного довода, опровергающего выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда 1 инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Иная оценка сторонами доказательств по делу сама по себе не служит основанием для отмены судебного акта.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.09.2014 по делу № А09-9194/2013.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

В соответствии с пунктом 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 № 139 размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 1 000 рублей.

Согласно платежному поручению от 10.11.2014 № 7339 ЗАО «Куриное Царство – Брянск» уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в общей сумме 2000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации 1000 рублей подлежит возврату обществу.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2014 по делу № А09-8245/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить закрытому акционерному обществу «Куриное Царство – Брянск» (г. Брянск, ОГРН 1113256011934, ИНН 3254511269) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 10.11.2014 № 7339.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий К.А. Федин

Судьи Н.В. Еремичева

Н.В. Заикина