ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09
e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Тула
Дело № А54-3597/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Байрамовой Н.Ю., судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.10.2012 по делу № А54-3597/2012 (судья Крылова И.И.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Попкова Виктора Степановича (г. Рязань, ОГРНИП 305622916600010) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (г. Рязань, ОГРН 1046209031440), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Рязанской области (г. Рязань), о признании незаконным решения от 26.12.2011 № 072 028 11 РК 0005081, в отсутствие лиц, участвующих в деле, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Попков Виктор Степанович (далее – ИП Попков В.С.) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани о признании незаконным решения от 26.12.2011 № 072 028 11 РК 0005081 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 26.04.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Рязанской области.
В порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель ИП Попкова В.С. уточнил заявленные требования и просил признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани от 26.12.2011 № 072 028 11 РК 0005081 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления пени в сумме 772 руб. 94 коп., уплаты штрафа в сумме 7 201 руб. 66 коп.
Решением суда от 04.10.2012 заявление ИП Попкова В.С. удовлетворено полностью. Суд области пришел к выводу о том, что суммы пеней и штрафов начислены неверно и при наличии в бюджете пенсионного фонда суммы переплаты обязанность плательщика страховых взносов сохраняется в объеме за минусом переплаты. Кроме того, судом указано на невозможность Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани после 01.01.2012 осуществлять меры принудительного взыскания ранее наложенных штрафных санкций в силу пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения».
Не соглашаясь с данной позицией суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 04.10.2012 отменить или изменить в части признания недействительным начисления пени в бюджет на страховую часть трудовой пенсии в сумме 772 руб. 94 коп. и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель, не оспаривая факт переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год в сумме 9 079 рублей, указал, что она не может быть зачтена в счет уплаты страховых взносов, пеней и штрафов за 2010 год, поскольку в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату предпринимателю. Кроме этого, заявитель считает, что статьи 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) подлежат применению Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани с 01.01.2010. До указанной даты зачет (возврат) спорных денежных средств должен осуществляться Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Рязанской области как главным администратором платежей в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Попков В.С. является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и зарегистрирован в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве плательщика, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (за регистрационным номером 072-028-021143), и в качестве плательщика, использующего труд наемных работников и производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (за регистрационным номером 072-028-013893).
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рязани 24.11.2011 была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2010 календарный год.
В ходе проверки выявлено, что у ИП Попкова В.С. имеется недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии, образовавшаяся за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, в сумме 10 392 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – в сумме 1 610 руб. 76 коп.
Кроме того, ИП Попков В.С. не представил в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год в установленный срок (до 01.03.2011), чем нарушил законодательство Российской Федерации о страховых взносах.
ИП Попков В.С. представил вышеуказанный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год только 24.11.2011.
По результатам проверки составлен акт от 24.11.2011 № 07202830004812 (т. 1, л. д. 58 – 61), который направлен плательщику страховых взносов заказным письмом от 30.11.2011 (т. 1, л. д. 65 – 67).
26.12.2011 Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани, рассмотрев материалы проверки, вынесло решение № 07202811РК0005081 о привлечении ИП Попкова В.С. к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с указанным решением ИП Попков В.С. привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 46 Закона № 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 7 021 рубля 60 копеек и предпринимателю предложено уплатить недоимку:
– по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 10 392 рублей;
– по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 571 рубля 56 копеек,
– по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 039 рублей 20 копеек.
Предпринимателю предложено также уплатить пени по состоянию на 24.11.2011:
– по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 884 рублей 70 копеек;
– по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 50 рублей 70 копеек,
– по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 92 рублей 19 копеек (т. 1, л. д. 68 – 71).
В порядке, установленном статьями 54, 55 Закона № 212-ФЗ, решение от 26.12.2011 № 07202811РК0005081 обжаловано ИП Попковым В.С. в вышестоящий орган –Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области.
Решением комиссии по рассмотрению жалоб плательщиков на решения и иные акты ненормативного характера, вынесенные территориальным органом пенсионного фонда от 07.02.2012 № 2, обжалованное решение было изменено в части начисления пеней и уплаты недоимки. Сумма недоимки составила 0 руб. Сумма пеней по состоянию на 11.11.2011 составила:
– по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 48 руб. 65 коп.,
– по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 88 руб. 47 коп. (т. 1, л. д. 75–76). В остальной части решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани оставлено без изменения.
ИП Попков В.С. 13.01.2012 обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани с заявлением о зачете в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 год следующей переплаты, имеющейся с 2009 года:
– по платежам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 3 262 рублей;
– по платежам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 5 817 рублей.
Письмом от 24.01.2012 № 07-09/140 Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани сообщило о невозможности произвести зачет, поскольку главными администраторами доходов являются разные бюджеты (т. 1, л. д. 78 – 79).
Не согласившись с решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани от 26.12.2011 № 072 028 11 РК 0005081 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в обжалуемой части, ИП Попков В.С. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражным судом Рязанской области принято решение от 04.10.2012, которое обжаловано Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани в порядке апелляционного производства.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В силу части 1 статьи 15 Закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).
В силу статьи 25 Закона № 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Законом сроки.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 5 статьи 18 Закона № 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего КБК) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; со дня вынесения Пенсионным фондом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов в счет исполнения обязанности по уплате страховых взносов.
Частью 3 статьи 60 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Закона.
В соответствии с частью 6 статьи 26 Закона № 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно статье 3 Закона № 212-ФЗ органом контроля за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Таким образом, именно Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани, как территориальный орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов, производит зачет (возврат) излишне уплаченных сумм взносов страхователя, в данном случае – ИП Попкова В.С.
В силу вышеизложенного ссылка заявителя на отсутствие полномочий по совершению действий по произведению зачета несостоятельна.
Выставляя оспариваемое требование о взыскании пеней за несвоевременное перечисление платежей по страховым взносам за первый квартал 2010 года, Пенсионный фонд не принял во внимание имеющуюся переплату за 2009 год.
Факт излишней уплаты ИП Попковым В.С. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за спорный период в размере 9 079 рублей, в том числе страховая часть – 3 262 рубля, накопительная часть – 5 817 рублей, подтверждается материалами дела и не оспаривается Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани.
Пунктом 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, то это не означает возникновение задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.
Таким образом, учитывая наличие права ИП Попкова В.С. на зачет имеющейся переплаты и принимая вышеназванное разъяснение, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным оспариваемое требование.
Довод заявителя о том, что переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год в сумме 9 079 рублей не может быть зачтена в счет уплаты страховых взносов, пеней и штрафов за 2010 год, а может быть возращена предпринимателю в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась. Форма решения о зачете суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 7 статьи 26 Закона № 212-ФЗ).
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.
Указанное выше положение не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням, штрафам, а также в счет предстоящих платежей. В этом случае решение органа контроля за уплатой страховых взносов о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням, штрафам и в счет предстоящих платежей принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления плательщика страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась (пункты 8, 9 названного Федерального закона).
Согласно статье 3 Закона № 212-ФЗ органом контроля за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно статье 26 Закона № 212-ФЗ с учетом части 1 статьи 3 названного Закона сумма излишне взысканных страховых взносов и пеней подлежит возврату на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Указанная обязанность возникла у пенсионного фонда после дня вступления в силу Закона № 212-ФЗ (часть 3 статьи 62 названного Закона), то есть после 01.01.2010.
Таким образом, обязанность по принятию решения о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Письмом Федеральной налоговой службы от 11.08.2010 № ЯК-17-8/58, Пенсионного фонда Российской Федерации № АД-30-24/8509@ «О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование», на которое ссылается заявитель жалобы, предусмотрен порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба.
Возложение обязанности по возврату взносов на обязательное пенсионное страхование на орган пенсионного фонда не препятствуют реализации порядка возврата переплаты по взносам на обязательное пенсионное страхование, предусмотренного указанным Письмом.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что отсутствие урегулирования порядка проведения зачета при наличии правового урегулирования механизма возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не препятствует осуществлению зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применительно к механизму возврата переплаты.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для отмены обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает. Судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Управление Пенсионного фонда Российской федерации (государственное учреждение) в городе Рязани на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.10.2012 по делу № А54-3597/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Н.Ю. Байрамова
Г.Д. Игнашина
Е.Н. Тимашкова