11 июля 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А09-525/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 11.07.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителя заявителя – территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202744586, ИНН 3201001899) – Андреева А.В. (доверенность от 09.01.2014), в отсутствие ответчика – открытого акционерного общества Страховая компания «РОСНО-МС» (г. Москва, ОГРН 1027739051460, ИНН 7703027721), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Страховая компания «РОСНО-МС» на решение Арбитражного суда Брянской области от 31.03.2014 по делу № А09-525/2014, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Брянской области (далее – фонд) обратился в Арбитражный суд Брянской области к открытому акционерному обществу Страховая компания «РОСНО-МС» (далее – общество) с заявлением о взыскании штрафных санкций в размере 48 000 рублей.
Решением Арбитражного Брянской суда области от 31.03.2014 требования фонда удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что событие совершенных обществом правонарушений в сфере обязательного медицинского страхования и вина ответчика в их совершении подтверждены материалами дела.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его изменить и принять по делу новый судебный акт.
В жалобе заявитель, не оспаривая по существу факта совершения вменяемых правонарушений, со ссылкой на статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации просит суд апелляционной инстанции снизить размер взысканных судом штрафных санкций.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о месте и времени его проведения, не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Положения о фонде, договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) Брянского филиала общества и согласно приказам от 27.09.2013 № 277 и от 30.10.2013 № 306 фондом проведена плановая комплексная проверка деятельности страховой медицинской организации Брянского филиала общества за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, результаты которой отражены в акте от 11.11.2013.
В ходе проведения проверки фондом в деятельности общества выявлены нарушения требований законодательства об обязательном медицинском страховании, а именно: нарушение порядка выдачи полиса ОМС иностранным лицам, не имеющим по месту жительства регистрации на территории Российской Федерации: Авулову М.Т. и Союновой Ф.Г.; подача заявки на выдачу бессрочного полиса ОМС четырем иностранным гражданам: Бардышевой С.Г., Самедовой С.Ф., Кузнецову П., Багинскому А.Н., имеющим регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации на момент подачи ими заявления до 29.09.2015, 11.10.2015, 21.12.2015, 05.04.2014, соответственно; заявка на выдачу полиса ОМС с ограниченным сроком действия, равным сроку действия вида на жительство иностранным гражданам Максимук К.А., Телега В.В., Ефремов Д.В., Акбулут О., имеющим постоянную регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации (вид на жительство); несвоевременное направление в фонд информации в электронном виде о застрахованных лицах, подавших заявления: Сорокине А.К., Счастливцеве М.И., Цупикове В.А., Цупиковой З.Н., Чуйко А.О.; страхование гражданина Хандожко В.Н. по причине замены страховой медицинской организации (далее – СМО) в соответствии с правом замены один раз в течение календарного года, осуществившего выбор другой СМО, ведущей деятельность на территории Брянской области в календарном году.
По результатам проверки за совокупность указанных нарушений фонд выставил обществу требование от 12.11.2013 № 16 об уплате штрафных санкций в сумме 48 000 рублей.
Поскольку общество в добровольном порядке не исполнило указанное требование, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные фондом требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-Ф3) данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Отношения между фондом и обществом, возникающие в рамках обязательного медицинского страхования, регулируются также Правилами ОМС, утвержденными приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н, приказами Федерального фонда ОМС: от 25.01.2011 № 29н «Об утверждении порядка ведения персонифицированного учета в сфере ОМС», от 07.04.2011 № 79 «Об утверждении общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере ОМС», от 16.04.2012 № 73 «Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС», а также договором о финансовом обеспечении ОМС от 10.01.2012 №14.
В соответствии с положениями частей 7, 8 статьи 14 Закона № 326-ФЗ страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере ОМС на основании договора о финансовом обеспечении ОМС и отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере ОМС, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
В силу части 10 статьи 38 Закона № 326-ФЗ при нарушении установленных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования сроков предоставления данных о застрахованных лицах, а также сведений об изменении этих данных страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду за счет собственных средств штраф в размере трех тысяч рублей.
В случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования. Перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (часть 14 статьи 38 Закона № 326-ФЗ).
Как установлено судом, между обществом и фондом заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 10.01.2012 № 14 (далее – договор о финансовом обеспечении), которым предусмотрена ответственность за нарушение и неисполнение договорных обязательств в виде штрафных санкций и их перечень (пункт 9 договора, приложение № 3).
Обязанность страховых компаний предоставлять в фонд сведения о застрахованных лицах предусмотрена статьей 44 Закона № 326-ФЗ, согласно которой при ведении персонифицированного учета осуществляется сбор, обработка, передача сведений о застрахованных лицах включая дату регистрации в качестве застрахованного лица; учет ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов, содержащих сведения о застрахованных лицах.
На основании статьи 46 Закона № 326-ФЗ для получения полиса ОМС застрахованное лицо лично или через своего представителя подает в порядке, установленном Правилами ОМС, заявление о выборе СМО, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 16 Закона, в СМО или при ее отсутствии в территориальный фонд.
Приказом Минсоцздравразвития РФ от 28.02.2011 № 158н утверждены Правила ОМС (далее – Правила), устанавливающие порядок выдачи полиса ОМС либо временного свидетельства застрахованному лицу.
Так, разделом 2 Правил установлен порядок подачи заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации застрахованным лицом.
Для выбора или замены страховой медицинской организации застрахованное лицо обращается в выбранную им страховую медицинскую организацию с соответствующим заявлением лично или через своего представителя (пункт 2 части 2 статьи 16 Закона об ОМС, пункты 6, 12 Правил).
Согласно пунктам 2.3, 2.4 договора о финансовом обеспечении общество обязано оформлять (переоформлять), выдавать полис обязательного медицинского страхования застрахованному лицу, вести учет застрахованных лиц, выданных им полисов обязательного медицинского страхования в соответствии с порядком персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.
Как следует из материалов дела, в нарушение указанных положений порядка выдачи полиса ОМС общество в отсутствие заявлений о выборе СМО от граждан Авулова М.Т. и Союновой Ф.Г. выдало указанным иностранным лицам, не имеющим по месту жительства регистрации на территории Российской Федерации, полисы обязательного медицинского страхования.
В пункте 9 Правил приведен список документов (или их заверенных копий), необходимых для регистрации в качестве застрахованного лица, которые должны быть приложены к заявлению о выборе (замене) страховой медицинской организации.
Согласно подпункту 6 пункта 9 Правил для иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации должны быть приложены паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, с отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации; СНИЛС (при наличии).
Временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства полис выдается на срок действия разрешения на временное проживание (пункт 33 Правил).
Из материалов дела следует, что четырем иностранным гражданам, имеющим временную регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации Бардышевой С.Г. (срок разрешения на временное проживание до 29.09.2015), Самедовой С.Ф. (срок разрешения на временное проживание до 11.10.2015), Кузнецову П. (срок разрешения на временное проживание до 21.12.2015), Багинскому А.Н. (в поданном заявлении о выборе СМО указан срок разрешения на временное проживание с 05.04.2011 по 05.04.2014) в момент подачи ими заявлений обществом заказан бессрочный полис ОМС (приложение 1, том 1, л. д. 29), что является нарушением пункта 33 Правил.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 9 Правил для иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации должны быть приложены к заявлению о выборе страховой медицинской организации паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; вид на жительство; СНИЛС (при наличии).
Согласно пункту 31 Правил гражданам Российской Федерации, а также постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства полис выдается без ограничения срока действия.
В нарушение пункта 31 Правил иностранным гражданам, имеющим постоянную регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации (вид на жительство): Максимук К.А., Телега В.В., Ефремов Д.В., Акбулут О. в момент подачи ими заявления обществом заказан полис ОМС с ограниченным сроком действия, равным сроку действия вида на жительство (приложение 3, том 1, л. д. 39).
Пунктом 38 Правил установлено, что страховая медицинская организация не позднее одного рабочего: следующего за днем обращения застрахованного лица с заявлением о выборе (замене) страховой медицинской организации передает информацию о застрахованном лице, подавшем заявление, в территориальный фонд и в течение двух рабочих дней осуществляет проверку на наличие у застрахованного лица действующего полиса в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц.
Как установлено арбитражным судом, информация в фонд в отношении Счастливцева Максима Ивановича (дата подачи заявления 13.02.2012) в электронном виде направлена 03.12.2012, в отношении Цупиковой З.Н. (дата подачи заявления 17.02.2012) – 06.09.2012 в отношении Чуйко А.О. (дата подачи заявления 02.03.2012) –03.12.2012, в отношении Чупикова В.А. (дата подачи заявления 17.02.2012) – 06.09.2012; в отношении Сорокина А.К. (дата подачи заявления 17.02.2012) –06.09.2012.
Таким образом, по вышеуказанным застрахованным гражданам информация в фонд направлена с нарушением сроков предоставления информации о застрахованных лицах, в том числе в срок, превышающий 6 месяцев после подачи застрахованными лицами в общество соответствующих заявлений.
Замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, застрахованное лицо в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона №326-ФЗ по собственному желанию осуществляет 1 раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию.
В нарушение указанных положений обществом Хандожко Н.В. выдан полис ОМС с 20.02.2012, тогда как с 17.01.2012 указанное лицо уже имело полис ОМС страховой медицинской организации – ООО «РГС-Медицина»-«Росгосстрах-Брянск-Медицина». Данные сведения направлены обществом в региональный сегмент регистра застрахованных лиц фонда (приложение 5, том 1 л. д. 47).
Выявленные фондом в ходе проверки общества нарушения законодательства в сфере обязательного медицинского страхования подтверждены актом от 11.11.2013, письмом УФМС по Брянской области от 08.11.2013 № 1/27043 (приложение 7, том 1, л. д. 56) и ответчиком по существу не оспариваются.
Согласно пункту 6.4 договора от 10.01.2012 № 14, пунктам 1, 2.1 и 2.3 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств по настоящему договору (приложение 3), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 № 1030н «Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования», за нарушение порядка выдачи полиса ОМС, за нарушение сроков представления данных о застрахованном лице и сведений об их изменении, внесение в Регистр записей, содержащих недостоверные сведения предусмотрен штраф в размере трех тысяч рублей за каждый случай нарушения.
С учетом изложенного, фонд правомерно назначил обществу штрафные санкции в общей сумме 48 000 рублей.
Произведенный фондом расчет размера штрафа обществом не оспаривается, соответствующий контррасчет не представлен ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
Довод апелляционной жалобы о необходимости снижения размера штрафа подлежит отклонению, поскольку в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не подтвердил наличие оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется.
Доказательств наличия иных обстоятельств, свидетельствующих о несоразмерности либо несправедливости примененных к обществу штрафных санкций, заявителем не представлено. Из материалов дела наличие таких обстоятельств не усматривается.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 31.03.2014 по делу № А09-525/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу Страховая компания «РОСНО-МС» из федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Н.В. Заикина
Е.В. Мордасов
В.Н. Стаханова