НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2017 № 20АП-2203/2017

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                    Дело № А09-435/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2017

Постановление изготовлено в полном объеме 15.06.2017

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Назарян Г.А., при участии в судебном заседании представителей от заявителя: Летошко К.А. (доверенность от 08.02.2015), от заинтересованного лица: Шперленг А.А. (доверенность от 09.01.2017), Прошиной Е.Ю. (доверенность от 09.01.2017), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Брянской области, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.03.2017 по делу № А09-435/2017, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания Навля» (Брянская область, Навлинский район, п. Клюковники, ОГРН 1023202535531, ИНН 3221005186) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Брянской области (г. Брянск,                     ОГРН 1103254777779, ИНН 3250777772) о признании незаконным решения, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания Навля» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Брянской области (далее – инспекция, налоговый орган) № 6512А от 12.10.2016 об отказе в государственной регистрации. Кроме того, заявитель просит обязать налоговый орган принять решение о государственной регистрации изменений в учредительные документы и ЕГРЮЛ о месте нахождения общества на основании представленных 05.10.2016 на регистрацию документов.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.06.2017 по настоящему делу заявленные требования были удовлетворены.

Не согласившись с принятым судом решением, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, с жалобой, в которой просит решение отменить,  принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы апеллянт указывает, что судом первой инстанции не в полной мере выяснены и исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Ссылаясь на приложение 20 к Приказу Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г№ММВ-7-6/25@, инспекция указывает,  что в заявлении о  государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001 должны быть заполнены пункт 6 «Улица», пункт 7 «Дом», пункт 8 «Корпус, строение и т.п.» и пункт 9 «офис (квартира и т.п.)», «номер офиса (квартиры и т.п.)». Поскольку обществом данные пункты не были заполнены, инспекция считает оспариваемый отказ в регистрации правомерным. Апеллянт считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, регистрация изменений в учредительные документы возможна в отсутствие заполненных в заявлении пунктов 6, 7, 8, 9 в случае отсутствия данных сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Общество в представленном отзыве по доводам жалобы возражало, просило оставить решение суда без изменения,  а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции, изложенные ранее.

 Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 03.10.2016 участником общество принято решение № 3 об изменении адреса места нахождения общества.  Согласно пункту 1 указанного решения адрес места нахождения изменен на: 242135, РФ, Брянская обл., Навлинский  р-н, д. Щегловка. Кроме того, указанным решением был приведен в соответствие действующему законодательству Устав общества.

 В соответствии с положениями законодательства РФ ООО «ЛПК Навля» представило в регистрирующий орган следующие документы: заявление по форме Р13001; решение № 3 от 03.10.2016; выписку из ЕГРП на помещение, где будет располагаться общество по новому адресу; 2 экземпляра устава в новой редакции.

 05.10.2016 МИФНС России № 10 по Брянской области приняла решение об отказе в государственной регистрации. Решение мотивировано тем, что заявитель не указал в заявлении наименование улицы и номер дома помещения по новому адресу, что, по мнению регистрирующего органа, является недостоверными сведениями.

Решением № 39 УФНС по Брянской области Решение ИФНС России № 10 по Брянской области № 6512А об отказе в государственной регистрации оставлено в силе,  а апелляционная жалоба общества без удовлетворения.

Полагая, что решение инспекции не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются положениями Федерального закона от 08.08.2001 №129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации), а также положениями Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 209-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

 В силу статьи 54 ГК РФ и пункта 2 статьи 4, пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 209-ФЗ).

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).

Согласно подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения сведений, в том числе, об адресе (месте нахождения) юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями статьи 17 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины; документы, подтверждающие наличие у юридического лица права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица. Указанный перечень является исчерпывающим.

В силу статьи 9 Закона о государственной регистрации заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Согласно пункту 4 статьи 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 Согласно статье 4, 17 Закона о государственной регистрации, статьям 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации. Из смысла указанных положений Закона о регистрации и Закона об информации следует, что представленные для регистрации документы об адресе юридического лица, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.

Представленным в регистрирующий орган заявлением, общество подтверждает, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, а также изменения, вносимые в государственный реестр, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, достоверны.

В случае отказа в регистрации изменений бремя доказывания факта представления на регистрацию недостоверных сведений возлагается на регистрирующий орган. Данная правовая позиция изложена в пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ № 61 от 30.07.2013.

Из материалов дела следует, что решение о смене адреса места нахождения было принято обществом 03.10.2016. Руководствуясь указанными выше положениями законодательства в течение 3-х дней с даты принятия решения, а точнее 05.10.2016, общество уведомило налоговую инспекцию о смене своего адреса, тем самым выполнив требования Закона о государственной регистрации.

Общество представило в регистрирующий орган достоверные данные о новом адресе места нахождения общества. Данное помещение принадлежит обществу на праве собственности. Вместе с документами на регистрацию была представлена оригинальная выписка из ЕГРП в отношении объекта недвижимости, где располагается общество.

Согласно выписке из ЕГРП объект недвижимости имеет следующий адрес: Брянская обл., Навлинский р-н, д. Щегловка. Указанному объекту не присвоены такие адресные ориентиры как наименование улицы и номер дома, что подтверждено сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними. Аналогичный адрес (Брянская обл., Навлинский р-н, д. Щегловка) содержится в свидетельстве о праве собственности на указанное помещение. Следовательно, общество правомерно указало адрес нового места нахождения согласно выписке из ЕГРП и свидетельству о праве собственности на объект недвижимости.

В соответствии с п. 4 правил ведения ЕГРП, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765 каждый раздел Единого государственного реестра прав содержит записи: об описании объекта недвижимого имущества, о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества, в том числе сведения о его правообладателе, о подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации ограничениях (обременениях) этих прав и сделках с этим объектом недвижимого имущества.

 В соответствии с пунктом 7 правил ведения ЕГРП каждый раздел состоит из трех подразделов. В подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных настоящими Правилами. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав (приложение № 1).

В соответствии с пунктом 29 правил ведения ЕГРП Подраздел I Единого государственного реестра прав содержит краткое описание объекта недвижимого имущества. По объекту недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, в подразделе I Единого государственного реестра прав указываются только: вид, кадастровый номер, а также при наличии кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства (для здания, сооружения или объекта незавершенного строительства), кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение (для помещений), кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната (для комнаты). То есть по объектам, включенным в государственный кадастр недвижимости, сведения об адресах заносятся из Государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, запись об объекте недвижимости в Реестре имеет следующую структуру: адрес объекта недвижимости в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) на основании сведений, представленных оператором федеральной информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра.

В случае отсутствия в государственном адресном реестре адреса объекта недвижимости, присвоенного в порядке, установленном до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», адрес объекта недвижимости вносится в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости. При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса объекта недвижимости в Реестр вносится описание его местоположения с указанием субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (при наличии) в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС). Для линейных сооружений в качестве описания местоположения указываются наименования всех субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, на территории которых расположены такие сооружения.

 Из анализа указанных норм следует, что достоверные сведения об адресе о любом объекте недвижимости содержаться в ГКН и ЕГРП.

Суд первой инстанции справедливо счел обоснованным довод заявителя о том, что самостоятельное определение адресных ориентиров не входит в полномочия собственника и не зависит от его воли. Адрес помещения, в котором в настоящее время находится заявитель, определен компетентным органом и проверка его соответствия требованиям закона, внутренней документации Федеральной налоговой службы, а также попытка обязать заявителя до смены адреса найти способ и реализовать его, которым выполнить процедуру присвоения более конкретных адресных ориентиров помещению, выходит за пределы компетенции регистрирующего органа.

В ходе рассмотрения апелляционной жалобы общество представило в материалы дела справку Щегловской сельской администрации №184 от 02.06.2017 (т. 2,  л.д. 40),  согласно которой в адресной системе Щегловского сельского поселения адрес: д.Щегловка, пер. 1-ый Советский, д. 16 отсутствует. Строениям, принадлежащим обществу адреса не присваивались.

Кроме того, в ответ на судебный запрос от 17.05.2017 Администрация Навлинского района Брянской области представила сведения о присвоении наименований улиц и номеров домов в д. Щегловка Навлинского района от 05.06.2017 №2532 (т.2,  л.д. 43-64, 113-133).

Из представленных сведений судебная коллегия установила, что до 18.05.2017  у недвижимого имущества, принадлежащего ООО «ЛПК «Навля» (контора) адрес отсутствовал. Постановлением Щегловской сельской администрации Навлинского  района Брянской области от 18.05.2017 №14 спорным зданиям присвоен адрес: д. Щегловка, ул.Речная, д. 29, 30 (т. 2, л.д. 47, 114). То есть, на 12.10.2016 оснований для отказа в регистрации изменений у налогового органа не имелось.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции  о том, что к заявлению о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, ООО «ЛПК Навля» были приложены все необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие право собственности общества на помещение и подтверждающие полный адрес места нахождения помещения, в котором в настоящее время располагается ООО «ЛПК Навля», с указанием соответствующего кадастрового номера.

 При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал решение Межрайонной ИФНС №10 по Брянской области №6512А от 12.10.2016 об отказе в государственной регистрации недействительным.

 В соответствии с положениями  пункта 4 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованнообязал налоговый орган принять решение о государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО «ЛПК Навля».

Доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда области, и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной инстанции не заявлено.

Ссылка инспекции на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты с учетом конкретных обстоятельств дела.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены  принятого судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 09.03.2017 по делу № А09-435/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи                                                                                                                                                                          

                 Е.В. Мордасов

                 Н.В. Еремичева

                 В.Н. Стаханова