НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2019 № 20АП-4961/19

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А68-9703/2018

20АП-4961/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2019

Постановление изготовлено в полном объеме 13.11.2019

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой И.В., при участии              от заявителя – фонда капитального ремонта Тульской области – ФИО1 (доверенность от 09.07.2019), ФИО2 (доверенность от 18.09.2019), ответчика – управления Федерального казначейства по Тульской области – ФИО3 (доверенность от 09.01.2019 № 66-18-09/505), ФИО4 (доверенность от 29.10.2019 № 66-18-09/538, ФИО5 (доверенность от 03.06.2019 № 66-18-10/233), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу фонда капитального ремонта Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 11.06.2019 по делу № А68-9703/2018 (судья Андреева Е.В.),  

УСТАНОВИЛ:

фонд капитального ремонта Тульской области (г. Тула, ОГРН <***>,                      ИНН <***>) (далее – заявитель, фонд) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным предписания управления Федерального казначейства по Тульской области (г. Тула, ОГРН <***>,                     ИНН <***>) (далее – ответчик, управление, УФК по ТО) от 20.07.2018                                     № 66-11-04/23-2247.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 11.06.2019 заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе фонд капитального ремонта Тульской области просит данное решение суда, как необоснованное и незаконное, отменить и принять по делу новый судебный акт.  

В обоснование своей позиции указывает на то, что ссылка суда первой инстанции на нарушение фондом Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» неуместна, поскольку данный закон не регулирует порядок расходования денежных средств, находящихся на счете регионального оператора. Отмечает, что при размещении процедур по отбору подрядчиков на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (далее по тексту – МКД) действующие нормативные правовые акты содержали норму, позволяющую оплачивать установку общедомовых приборов учета системы водоснабжения за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального взноса на капитальный ремонт. Полагает, что установка приборов учета при проведении работ по капитальному ремонту систем водоснабжения входит в состав работ по ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения. Указывает, что осуществление строительного контроля при производстве работ по капитальному ремонту МКД законодателем отнесено именно к оказанию услуг, в связи с чем возможность финансирования услуг по осуществлению строительного контроля за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, напрямую регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации и не нуждается в дополнительном правовом регулировании нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Указывает, что суд первой инстанции необоснованно согласился с позицией Управления Федерального казначейства Российской Федерации о нецелевом использовании денежных средств. Считает, что суд первой инстанции неправомерно в решении сослался на положения статей 281, 283, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее                                           по тексту – БК РФ), поскольку глава 28 БК РФ в 2013 году утратила силу.    

В отзыве на апелляционную жалобу управление Федерального казначейства                       по Тульской области, опровергая доводы жалобы, просит в ее удовлетворении отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела,в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Тульской области от 31.05.2018 №134 управление в период с 01.06.2018 по 27.06.2018 провело плановую выездную проверку использования Фондом капитального ремонта Тульской области средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов в 2017 году.

В ходе проверки УФК по ТО выявлены следующие нарушения:

1) нецелевое использование средств субсидии фонда содействия реформированию ЖКХ, выразившееся в оплате услуг по осуществлению строительного контроля по капитальному ремонту многоквартирных домов, отнесенных к объектам культурного наследия, в размере 150 360 рублей 75 копеек за 2017 год.

По мнению управления, фонд допустил нарушения части 3 статьи 15.1 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», часть 1.5 Порядка и условий предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества                           в многоквартирных домах, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 22.05.2014 № 259, пункт 1 Соглашения о предоставлении субсидий из бюджета Тульской области Фонду капитального ремонта Тульской области от 23.12.2015 № 58.

В подтверждение данного нарушения в материалы дела представлены: договоры                                                  с ГУКС «ТулоблУКС» от 22.03.2016 № 314, от 04.02.2016 № 266/1, от 02.03.2016 № 306; карточка счета 60 за 2017 год по средствам субсидии фонда содействия реформированию ЖКХ.

2) нецелевое использование средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, выразившееся в оплате работ по установке общедомовых приборов учета водоснабжения в размере 134 733 рублей 33 копеек за декабрь 2017 года.

По мнению управления, фондом нарушены: часть 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 6 Закона Тульской области № 1958-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области», постановление правительства Тульской области от 28.12.2015 № 612 «Об утверждении дополнительного перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного правительством Тульской области» (в редакции от 30.12.2016), примечание 3 к Адресному перечню многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, утвержденному постановлением правительства Тульской области от 30.12.2013 № 840 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (в ред. от 28.09.2017).

В подтверждение данного нарушения управлением в материалы дела представлены: акты о приемке выполненных работ от 02.10.2017 № 1, от 30.10.2017 № 1, от 08.08.2017 № 1, от 30.10.2017 № 1, от 20.11.2017 № 2.1, от 23.08.2017 № 1,                              от 09.11.2017 № 1, от 29.09.2017 № 1; платежные поручения от 29.11.2017 № 15664,                    от 30.11.2017 № 15705, от 15.12.2017 № 15969, от 24.10.2017 № 13857, от 08.11.2017                № 14566, от 28.12.2017 № 16616, от 13.10.2017 № 13149, от 29.12.2017 № 16687,                от 18.10.2017 № 13752.

По результатам проведения проверки управление составило акт проверки                          от 27.06.2018 и выдало фонду предписание от 20.07.2018 № 66-11-04/23-2347, согласно которому фонду предписано в срок до 28.09.2018 принять меры к возмещению нецелевого использования средств субсидии фонда содействия реформированию ЖКХ, выразившееся в оплате услуг по осуществлению строительного контроля по капитальному ремонту многоквартирных домов, отнесенных к объектам культурного наследия,                                         в размере 150 360 рублей 75 копеек; принять меры к возмещению нецелевого использования средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, выразившееся в оплате                        работ по установке общедомовых приборов учета водоснабжения                                                                     в размере 134 733 рублей 33 копеек.

Считая, что данный ненормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы фонда, фонд капитального ремонта Тульской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы.

Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Частью 2 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что федеральное казначейство как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального  ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере предусмотрен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее по тексту – Правила       № 1092).

Пунктом 70 Правил № 1092 предусмотрено, что при осуществлении полномочий по контролю за использованием региональными операторами средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано фонду в пределах полномочий управления.

Из оспариваемого предписания управления следует, что фонду, в числе прочего, предписано в срок до 28.09.2018 принять меры к возмещению нецелевого использования средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, выразившееся в оплате работ по установке общедомовых приборов учета водоснабжения в размере 134 733 рублей 33 копеек.

Рассматривая спор в указанной части, суд первой инстанции обоснованно признал правильной позицию управления.

Перечень общего имущества многоквартирного дома определен в пункте 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 7 Правил № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества                                      в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию                   и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или)                  с перерывами, превышающими установленную продолжительность»).

В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений                                       в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи                      с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися  на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные                           от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные                   и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений                                    в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества                         в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством                          о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.

При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1                           статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

Частью 1 статьи 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ                         по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу                               в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Аналогичный перечень предусмотрен статьей 6 Закона Тульской области                            № 1958-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области».

Частью 2 статьи 166 ЖК РФ предусмотрено, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими услугами и (или) работами.

Частью 2 статьи 6 Закона Тульской области №1958-ЗТО предусмотрено, что правительством Тульской области перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного правительством Тульской области, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

Постановлением Правительства Тульской области от 28.12.2015 № 612 утвержден дополнительный перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного правительством Тульской области (далее по тексту –                           Постановление № 612).

В редакции, действовавшей в период с 28.12.2015 по 29.12.2016, дополнительный перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного правительством Тульской области, включал, в числе прочих, установку общедомовых (коллективных) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).

Однако в Постановление № 612 внесены изменения и в редакции                             от 30.12.2016 установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), содержащаяся в первоначальном тексте Постановления                № 612, исключена.

В связи с этим в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 Постановлением № 612 установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов не была отнесена к дополнительным работам по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного правительством Тульской области.

Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела, в рамках выполнения работ по капитальному ремонту МКД, включенных в краткосрочную программу капитального ремонта на 2017 год, Фондом капитального ремонта Тульской области за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, оплачены работы по установке счетчиков (водомеров), принятые по актам  о приемке выполненных работ от 02.10.2017 № 1, от 30.10.2017 № 1, от 08.08.2017 № 1, от 30.10.2017 № 1, от 20.11.2017 № 2.1,                             от 23.08.2017 № 1, от 09.11.2017 № 1, от 29.09.2017 № 1 в рамках  исполнения обязательств по договорам от 12.05.2017 № 118-П, от 10.07.2017 № 150-П, от 10.05.2017 № 113-П, от 19.05.2017 № 127-П, от 23.10.2017 № 197-П, от 16.05.2017 № 125-П,                       что подтверждается платежными поручениями: от 29.11.2017 № 15664, от 30.11.2017                 № 15705, от 15.12.2017 № 15969, от 24.10.2017 № 13857, от 08.11.2017 № 14566,                         от 28.12.2017 № 16616, от 13.10.2017 № 13149, от 29.12.2017 № 16687, от 18.10.2017                  № 13752 на общую сумму 134 733 рублей 33 копеек.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у управления достаточных правовых оснований для выдачи фонду оспариваемого предписания, предписывающего принять меры к возмещению нецелевого использования средств фонда капитального ремонта, сформированного                                исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт,                                                                          в размере 134 733 рублей 33 копеек.

Довод фонда о том, что установка приборов учета при проведении работ по капитальному ремонту систем водоснабжения входит в состав работ по ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения, судебная коллегия признает  несостоятельным.

Понятие «внутридомовые инженерные системы» определено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.

Внутридомовые инженерные системы – это являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети),механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.

Индивидуальный, коллективный (общедомовый) прибор учета – это средство измерения(совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурсав квартире, в МКД.

Также суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно Перечню работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, являющийся приложением к Правилам и нормам эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, установка приборов учета непосредственно к ремонту внутридомовых инженерных сетей не относится, а выделена как самостоятельный вид работ.

Довод фонда о том, что при размещении процедур по отбору подрядчиков на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных действующие нормативные правовые акты содержали норму, позволяющую оплачивать установку общедомовых приборов учета системы водоснабжения за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального взноса на капитальный ремонт, судебной коллегией отклоняется, поскольку это не опровергает факт того, что на момент принятия спорных работ и их оплаты Постановлением № 612 установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов не была отнесена к дополнительным работам по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Из оспариваемого предписания управления следует, что фонду также предписано в срок до 28.09.2018 принять меры к возмещению нецелевого использования средств субсидии фонда содействия реформированию ЖКХ, выразившегося в оплате услуг по осуществлению строительного контроля по капитальному ремонту многоквартирных домов, отнесенных к объектам культурного наследия, в размере 150 360 рублей 75 копеек.

Рассматривая спор в указанной части, суд первой инстанции обоснованно признал правильной позицию управления.

Пунктом 3 статьи 15.1 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено, что направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов в пределах минимального объема, установленного частью 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанных в части 1 статьи 166 ЖК РФ и в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с частью 2 статьи 166 ЖК РФ.

В части 1 статьи 166 ЖК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, на оказание и (или) выполнение которых могут быть использованы средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в порядке софинансирования.

Данный перечень включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Таким образом, услуги по строительному контролю в указанный Перечень не включены.

Согласно положениям части 4 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

На территории Тульской области таким нормативным правовым актом является постановление Правительства Тульской области от 22.05.2014 №259, которым утверждены Порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее по тексту – Постановление № 259).

В соответствии с пунктом 1.3. Постановления № 259 государственная поддержка на долевое финансирование проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах предоставляется в денежной форме за счет средств, поступивших от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Тульской области (далее по тексту – субсидия), носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.

Уполномоченным органом по предоставлению государственной поддержки является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области (пункт 1.2. Постановления №259).

Пунктом 1.6. Постановления № 259 предусмотрено предоставление субсидии Фонду капитального ремонта Тульской области на долевое финансирование работ, предусмотренных пунктом 1.5. Постановления № 259, в многоквартирных домах, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Пунктом 1.5. Постановления № 259 определено, что за счет средств субсидии финансируются услуги и (или) работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренные пунктами 3 и 5 статьи 6 Закона Тульской области от 27.06.2013 №1958-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области», – ремонт крыши, ремонт фасада в многоквартирных домах (далее - МКД), отнесенных в установленном действующим законодательством порядке к объектам культурного наследия регионального или муниципального значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или являющихся выявленными объектами культурного наследия.

Анализ вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что действующим федеральным и региональным законодательством не предусмотрена оплата услуг по строительному контролю средствами Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом, фондом                                в 2017 году за счет средств субсидии фонда содействия реформированию ЖКХ                            в сумме 150 360 рублей 75 копеек оплачены услуги по осуществлению строительного контроля по капитальному ремонту многоквартирных домов, отнесенных к объектам культурного наследия, оказанные ГУКС «ТулоблУКС» по договорам от 22.03.2016 № 314,                            от 04.02.2016 № 266/1, от 02.03.2016 № 306.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у управления достаточных правовых оснований для выдачи фонду оспариваемого предписания, предписывающего принять меры к возмещению нецелевого использования средств субсидии фонда содействия реформированию ЖКХ в размере 150 360 рублей 75 копеек.

При этом суд апелляционной инстанции также учитывает, что статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительный контроль проводится в процессе капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Согласно пункту 4.4.1. Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утвержденных 15.02.2013 Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» (далее по тексту – Методические рекомендации Фонда реформирования ЖКХ), для определения стоимости капитального ремонта многоквартирных домов разрабатывается проектная документация в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации.

Если по характеру ремонтных работ не требуется разработка чертежей, то в составе проектной документации приводятся два раздела: раздел первый – пояснительная записка с исходными данными для капитального ремонта и раздел второй – смета на капитальный ремонт.

Пунктом 4.4.8. Методических рекомендаций Фонда реформирования ЖКХ предусмотрено, что строительный контроль при осуществлении капитального ремонта многоквартирных домов проводится в соответствии с Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468.

При этом размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля определяется в соответствии с пунктом 15 вышеуказанного Положения и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости капитального ремонта МКД отдельной строкой «Строительный контроль».

Вместе с тем, как установлено судом и не опровергнуто заявителем, в сводный сметный расчет стоимости капитального ремонта МКД, проведенного в 2017 году, услуги по строительному контролю Фондом капитального ремонта Тульской области не были включены, а оказаны, как отмечено выше, на основании отдельно заключенных договоров, в связи с чем, как полагает судебная коллегия, не могли быть оплачены средствами Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Ссылку заявителя в обоснование своей позиции на Методические рекомендации фонда содействия реформирования ЖКХ по формированию состава работ по капитальному ремонту МКД, финансируемых за счет средств, предусмотренных Законом № 185-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», суд  апелляционной инстанции признает несостоятельной, так как положениями вышеуказанных нормативных правовых актов не определен источник средств для оплаты строительного контроля в отношении региональных операторов, уполномоченных на проведение капитального ремонта МКД.

Ссылки апеллянта на письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку письма не являются нормативными правовыми актами и носят рекомендательный                                     характер.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции неправомерно в решении сослался на положения статей 281, 283, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку глава 28 БК РФ в 2013 году утратила силу, является обоснованной.

Вместе с тем это в итоге не привело к принятию судом первой инстанции неправильного судебного акта по результатам рассмотрения спора по существу.    

Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем у судебной коллегии отсутствуют основания для ее удовлетворения.

  Частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи  333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Следовательно, размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 1500 рублей.

Из платежного поручения  от 10.07.2019 № 6417 следует, что фонд капитального ремонта Тульской области уплатил государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 тысяч рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации 1 500 рублей подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 11.06.2019 по делу № А68-9703/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу фонда капитального ремонта Тульской области – без удовлетворения.

Возвратить фонду капитального ремонта Тульской области (г. Тула,                           ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета госпошлину                        за рассмотрение апелляционной жалобы в  размере 1 500 рублей, излишне уплаченную                   по платежному поручению от 10.07.2019 № 6417.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Н.В. Еремичева

Е.В. Мордасов

В.Н. Стаханова