11 августа 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А68-12073/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04.08.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 11.08.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «КАНТ» на решение Арбитражного суда Тульской области от 10.06.2014 по делу № А68-12073/2013 (судья Калугина О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КАНТ» г. Тула, (ОГРН 1027100599503, ИНН 7104000270) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тульской области (г. Тула. ОРГН 1047100445006, ИНН 7104014427) о признании недействительным решения № 2914 от 04.09.2013, при участии в судебном заседании представителей: от заявителя: Закошанского А.А. (доверенность от 20.01.2014, паспорт);
от заинтересованного лица: Алиевой К.Г.К. (доверенность от 10.01.2014 № 04-41/00040, удостоверение) установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «КАНТ» (далее – ООО «КАНТ», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области от 04.09.2013 года № 2914 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда, общество подало жалобу в которой указывает на ошибочность выводов суда, а также на то обстоятельство, что общество фактически не владеет земельным участком, общей площадью 27700 кв.м., поскольку из него были выделены несколько других земельных участков.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области была проведена камеральная налоговая проверка Общества на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной заявителем в налоговый орган 18.03.2013. Согласно декларации, сумма земельного налога, заявленного к уплате, составила 1 649 руб. по земельному участку, расположенному по адресу: г. Тула, ул. Маршала Жукова, 5. Кадастровая стоимость земельного участка, по данным заявителя составила 109 956 руб.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 01.07.2013 № 2783, в котором предлагалось доначислить Обществу земельный налог за 2012 год в сумме 574 878 руб., в связи с занижением кадастровой стоимости земельного участка.
Акт от 01.07.2013 № 2783, материалы налоговой проверки, а также представленные Обществом возражения рассмотрены заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области 05.08.2013, по результатам указанного рассмотрения налоговым органом принято решение от 05.08.2013 № 5 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Акт от 01.07.2013 № 2783, материалы налоговой проверки, с учетом документов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрены 04.09.2013 заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки по акту от 01.07.2013 № 2783 вынесено решение от 04.09.2013 № 2914 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 резолютивной части решения от 04.09.2013 № 2914 ООО «КАНТ» привлечено к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде штрафа в размере 114 975 руб.
В соответствии с пунктом 2.1 резолютивной части решения от 04.09.2013 № 2914 Обществу предложено уплатить доначисленный налог в размере 574 878 руб.
В соответствии с пунктом 3 резолютивной части решения от 04.09.2013 № 2914 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Кодекса, в виде штрафа в размере 57 487 руб.
При этом основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о том, что в нарушение пункта 3 статьи 391 НК РФ ООО «КАНТ» занижена сумма земельного налога, подлежащая к уплате за 2012 год на 574 878 руб. в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела, обществу выдано свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 29.01.1993 № 1412 для закрепления фактически занимаемой территории предприятием.
В результате продажи части объектов в 1993-2003 гг. физическим и юридическим лицам изменилась площадь занимаемого налогоплательщиком земельного участка, однако документально земельный участок новыми собственниками имущества переоформлен не был. В подтверждение своих доводов ООО «КАНТ» представило договоры купли-продажи недвижимости, заключенные в 2001-2003 годах с ООО «Промавтоматика». Налогоплательщик представил свидетельства о государственной регистрации права на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Тула ул. Маршала Жукова, д. 5, литера Г этаж № 1 общая площадь 2I кв.м. и этаж № 2 общая площадь 39,6 кв.м.
ООО «КАНТ» также представлена копия запроса в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Тулы от 17.12.2001 исх. № 451 о подтверждении величины площади земельного участка, находящегося в пользовании у организации, в размере 2213 кв.м. Ответом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Тулы от 26.12.2001 исх. № 1371 подтверждается предлагаемая для утверждения площадь земельного участка по адресу: г. Тула, аМргала Жукова, д. 5, равная -1777 кв.м.
Так же Обществом представлена Кадастровая выписка о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 08.09.2010 № 7130/233/10-12900 по адресу местоположения: г. Тула, р-н Привокзальный, ул. Маршала Жукова, дом 5, с указанием площади участка 27700 кв.м. и его кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 38 435 135 руб.
Договоры с ООО «Промавтоматика» заключены после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, введен в действие со дня его официального опубликования - 29.10.2001). Так, в соответствии со ст. 20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. При этом до 01.01.2010 юридические лица, кроме государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, а также органов местного самоуправления и государственной власти, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Как указано в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно ст. 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний, как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (ч. 2 ст. 268, ч. 1 ст. 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ.
До момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (или вступления в силу актов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного) пользования) покупатель не будет признаваться плательщиком земельного налога.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
Согласно п. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона № 122-ФЗ проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним признается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Во время проведения камеральной проверки от ООО «Промавтоматика» (покупатель недвижимости у ООО «КАНТ») 06.06.2013 исх. № 39/06 получено письмо, в котором организация сообщает, что регистрация права собственности находится на стадии оформления. Для определения границ земельных участков необходимо произвести их согласование не только с собственниками земельных участков, расположенных по адресу: г. Тула, ул. Маршала Жукова, 15, но и с со6ственниками смежных земельных участков. Организация исчисляет и уплачивает земельный налог за участки, которыми фактически пользуется, исходя из площади 29 736,87 кв.м.
Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области от 29.07.2013 был направлен запрос за № 71-0-1-21/4003/2013-3125 в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области с целью получения дополнительных сведений по спорному земельному участку с кадастровым номером 71:30:020501:92.
12.08.2013 от Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области поступил ответ от 05.08.2013 № АД/26-01/4926, в котором сообщается, что земельный участок площадью 27700 кв.м., расположенный по адресу г. Тула, ул. Маршала Жукова, д. 5 (кадастровый номер 71:30:20501:92) принадлежит ООО «КАНТ» на праве постоянного бессрочного пользования. В графе «Особые отметки» полученной кадастровой выписки указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
15.08.2013, в рамках проведения дополнительных мероприятий, в Комитет имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы был направлен запрос исх. № 07-12/06632 с целью установления фактов обращения ООО «КАНТ» о частичном отказе от права владения земельным участком, расположенными по адресу: г. Тула, ул. Маршала Жукова, д. 5. На момент вынесения оспариваемого решения ответ не получен.
По сведениям, представленным регистрирующими органами, ООО «КАНТ» на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 29.01.1993 № 1412) принадлежит земельный участок с кадастровым номером 71:30:020501:92, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Маршала Жукова, д.5. Разрешенное использование земли - «территория предприятия», кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2012 составляет 38 435 135 руб.
Налогоплательщиком в декларации указана кадастровая стоимость в размере 109 956руб.
В нарушение п. 5.2 Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу (Приложение № 3 к Приказу ФНС от 28.10.2011 № ММВ-7-11,'69@) налогоплательщиком неверно указан кадастровый номер земельного участка: кадастровый номер земельного участка 71:3020501:92, налогоплательщиком указал кадастровый номер - 00:00:000000:00.
Проверкой установлено не своевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год. В соответствии с п. 3 ст. 398 НК РФ налоговые декларации по земельному налогу представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Дата фактического представления 18.03.2013, количество просроченных месяцев-2.
Сумма налога к уплате по данным налогового органа составляет 576 527 руб., по данным налогоплательщика -1649 руб.
Не согласившись с решением от 04.09.2013 № 2914, ООО «КАНТ» направило в УФНС России по Тульской области апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области от 04.09.2013 № 2914 и прекратить производство по делу.
Согласно решению УФНС России по Тульской области от 09.12.2013 № 07-15/15693@ апелляционная жалоба ООО «КАНТ» оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области от 04.09.2013 № 2914, считая его незаконным и нарушающим права заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленного требования ООО «КАНТ» указало следующее.
29.01.1993 г. ООО «КАНТ» (правопреемник Тульского арендного предприятия оптовой торговли «Рособувьторг») было выдано свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования землей за № 1412. Земельный участок был выделен по адресу: г. Тула, ул. Шоссейная, 61а (позднее ул. Маршала Жукова 1,3,5, а в настоящее время ул. Маршала Жукова, 5), под объекты недвижимого имущества площадью 27 700 кв.м. Согласно списку зданий и сооружений приватизированных Тульским областным арендным предприятием оптовой торговли «Рособувьторг» в собственность было передано 32 объекта. В период с 1993 года по 2003 год нежилые помещения и здания, расположенные по адресу: г. Тула, ул. Маршала Жукова, 1,3,5, были проданы третьим лицам.
После продажи объектов недвижимости в указанный период у общества на 2003 год осталось в собственности следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Тула, ул. маршала Жукова, д.5: нежилые помещения площадью 21 кв.м № 15. 25 в лит. Г на первом этаже; нежилые помещения площадью 39,6 кв.м № 2-5, 13, 16-20 в лит. Г на втором этаже; нежилые помещения площадью 26,5 кв.м № 2, 7 в лит. Е на четвертом этаже. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРП от 17.07.2003 г. Указанные помещения, оставшиеся в собственности ООО «КАНТ» представляют собой лестничные проходы, которые по ошибке не были включены в договоры купли продажи.
В связи с продажей части объектов недвижимости 05.10.2001 года, то есть до вступления в силу Земельного кодекса РФ, ООО «КАНТ» направило в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы письмо № 343 о том, что у общества на 11.09.2001 года в собственности находились помещения, расположенные по адресу: г. Тула, ул. Маршала Жукова, д. 5, общей площадью 204,04 кв.м, земельная доля составляла 557.8 кв.м, по адресу ул. Маршала Жукова, д. 1 площадь помещений составляла 207,25 кв.м, земельная доля - 267,3 кв.м. Всего площадь доли земельного участка составляла 825,1 кв.м.
В соответствии со ст. 37 ЗК РСФСР (действовавшего на момент совершения сделок по отчуждению недвижимого имущества) при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятия, учреждениям, организациям и гражданам вместе с объектами переходят и права пользования земельными участками. При этом выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.
Из указанной нормы не следует, что выдача документа, удостоверяющего право на землю, новому собственнику недвижимого имущества в подобных случаях обусловлена только отказом прежнего землепользователя от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Заявитель считает, что инспекцией неправильно применены нормы земельного права. Земельным кодексом РФ действительно определен порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования землепользователем, но в период продажи недвижимого имущества ООО «КАНТ» действовал иной порядок, предусмотренный Земельным кодексом РСФСР, который не требовал подачи заявлений в орган, осуществляющий предоставление земельных участков.
После подачи заявления в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы об изменении площади земельного участка до 825,1 кв.м инспекцией была проведена камеральная проверка по налогу на землю. По ее результатам из-за ошибочно произведенного расчета доли земельного участка и не включения в общую площадь пожарных резервуаров ООО «КАНТ» повторно направило письмо № 402 от 20.11.2001 года в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы об уточнении размера фактически занимаемого земельного участка. Площадь земельного участка по адресу: г. Тула, ул. Маршала Жукова, д. 5 составила 1 776,8 кв.м (округленно 1 777 кв.м), Маршала Жукова.1 -436 кв.м. Всего 2 213 кв.м.
26.12.2001 года Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы выдал справку № 1371 о том, что в связи с продажей части объектов недвижимого имущества в пользовании ООО «КАНТ» находится земельный участок по адресу: г. Тула, ул. Маршала Жукова, д. 5, общей площадью 2 213 кв.м. В данную площадь Комитетом был включен и участок по адресу: г. Тула, ул. Маршала Жукова, д. 1, площадью 436 кв.м (гараж лит. А2).
Позднее, 18.07.2002 года ООО «КАНТ» направило письмо № 210 в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы, в котором указывало о продаже объекта недвижимости по адресу: г. Тула ул. Маршала Жукова д. 1. В связи с этим просило о выдаче справки, подтверждающей, что за ООО «КАНТ» на 01.01.2002 года закреплен в пользовании земельный участок, площадью 1 776,8 кв.м.
Таким образом, уже до введения Земельного кодекса РФ, предусматривающего обязательную процедуру отказа владельца от права пользования земельным участком, ООО «КАНТ» не обладало правом бессрочного пользования земельным участком по адресу: г. Тула, ул. Маршала Жукова, д. 5, площадью 27 700 кв.м, как установил налоговый орган.
В данной ситуации орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельным участком, при наличии уведомлений-от ООО «КАНТ» об изменении доли земельного участка, в связи с продажей объектов недвижимого имущества, в силу своих полномочий должен был в 2001 году признать утратившим право постоянного (бессрочного) пользования ООО «КАНТ» земельным участком по адресу г. Тула, ул. Маршала Жукова, д. 5 (либо прекратить это право или признать недействующим свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования).
Таким образом, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок у ООО «КАНТ» прекратилось и фактически, и юридически в 2001 году, в 2012 году у Общества отсутствовала обязанность по исчислению и уплате земельного налога в отношении спорного земельного участка, в связи с чем, доначисление Инспекцией недоимки по земельному налогу является необоснованным.
Тот факт, что новые собственники недвижимого имущества, которые приобрели его до введения Земельного кодекса РФ, не оформили и не зарегистрировали в установленном порядке права на земельные участки, а исполнительный орган местного самоуправления не оформил прекращение прав ООО «КАНТ» на спорный участок и не выдал документов новым собственникам, не влечет вывода о сохранении постоянного (бессрочного) пользования земельным участком за ООО «КАНТ».
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 года № 54 плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Заявителем были представлены документы, что данные земельные участки являются участками под зданиями, которые были проданы ООО «КАНТ». Данные здания располагались на земельном участке с кадастровым номером 71:30:020501:92 по адресу: г.Тула, ул. Маршала Жукова, д.5.
Земельные участки с кадастровыми номерами 71:30:020501:320, 71:30:020501:147, 71:30:020501:108 не могут быть пограничными к земельному участку с кадастровым номером 71:30:020501:92, так как расположены под объектами недвижимости, которые ранее принадлежали ООО «КАНТ» и составляли единый комплекс зданий и сооружений по адресу г.Тула, ул. Маршала Жукова, д. 1,3,5.
Общая площадь вновь сформированных земельных участков, расположенных по адресу: г.Тула, ул. Маршала Жукова, д.5, составляет 5 922 кв.м. Соответственно ООО «КАНТ» не может являться плательщиком земельного налога за земельный участок площадью 27 700 кв.м, что не было учтено налоговым органом при вынесении решений.
ИФНС России по Привокзальному району г.Тулы заявленные требования не признала по тем же основаниям, которые явились основаниями доначисления земельного налога по решению от 26.04.2011 года № 16.
Оценив представленные доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, арбитражный суд первой инстанции верно указал, что заявленные требования общества подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона № 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Учитывая изложенное, плательщиком земельного налога признается также организация, чье право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок возникло до введения в действие Закона № 122-ФЗ и удостоверено актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на земельный участок, выданным в установленном законодательством порядке уполномоченным органом государственной власти.
Из письма Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 71:30:20501:92 внесены в государственный кадастр недвижимости 14.01.1993 со следующими характеристиками:
- местоположение - установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира - Тульская обл., г. Тула, Привокзальный р-н. ул. Маршала Жукова, дом 5;
-площадь 27 700 кв.м.;
- категория земель - земли населенных пунктов;
-разрешенное использование - территория предприятия;
-правообладатель: ООО «КАНТ», вид права - постоянное бессрочное пользование;
- кадастровая стоимость 38 435 135 руб.
Вышеуказанные документы, свидетельствуют о наличии у ООО «КАНТ» права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорного участка и, как следствие, об обязанности по исчислению и уплате земельного налога в полном объеме. Данный вывод следует из не представления ООО «КАНТ» доказательств прекращения у общества права постоянного (бессрочного) пользования в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 45, пунктами 3-6 статьи 53 Земельного кодекса РФ.
Согласно указанным нормам при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования землепользователем подается заявление в орган, осуществляющий предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данный орган в течение месяца принимает соответствующее решение о прекращении права и в отношении земельных участков, права на которые не были зарегистрированы в ЕГРП, направляет решение о прекращении права в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
На основании пункта 1 статьи 45 Земельного Кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного Кодекса РФ.
В соответствии со статьей 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Основанием для признания организаций и физических лиц налогоплательщиками по земельному налогу являются документы, удостоверяющие права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктами 1 и 2 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) предусмотрено, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью «необходимый для ее использования.
Со дня введения в действие Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (часть 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ).
При этом юридические лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вложенной в пункте 1 постановления Пленума от 23.07.2009 № 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - постановление от 23.07.2009 № 54) в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ данные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим, согласно постановлению от 23.07.2009 № 54, судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 постановления от 23.07.2999 № 54, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Пункт 4 постановления от 23.07.2009 № 54 устанавливает, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона № 122-ФЗ, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
Пунктом 5 постановления от 23.07.2009 № 54 определено, что при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 Кодекса, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
Таким образом, переход права собственности или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком считается состоявшимся с момента государственной регистрации перехода права собственности на отчужденный объект недвижимого имущества. В целях налогообложения лицо признается плательщиком земельного налога с момента государственной регистрации вещного права на земельный участок.
В обоснование своего требования ООО «КАНТ» указало, что в период с 1993 по 2003 нежилые помещения и здания, расположенные по адресу: г. Тула, ул. Маршала Жукова, 1, 3, 5 были проданы третьим лицам и уже до введения Земельного кодекса РФ, предусматривающего обязательную процедуру отказа владельца от права пользования земельным участком, ООО «КАНТ» не обладало правом бессрочного пользования земельным участком по адресу: г. Тула, ул. Маршала Жукова, д. 5 площадью 27700 кв.м.
Оценивая данные доводы, суд верно исходил из того, что отношения, возникшие у общества с покупателями недвижимого имущества, не повлекли за собой прекращение обязанности у заявителя по уплате земельного налога, так как обязанность уплачивать земельный налог должна быть прекращена у ООО «КАНТ» со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на этот земельный участок.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ООО«КАНТ» обладает земельным участком с кадастровым номером 71:30:20501:92 площадью 27 700 кв.м., расположенном по адресу: г. Тула, ул. Маршала Жукова, д. 5, на основании свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 29.01.1993 № 1412. Данное право подтверждено сведениями из Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, из которых следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 71:30:20501:92 внесены в государственный кадастр недвижимости 14.01.1993.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что до 2012 года ООО «КАНТ» обращалось с заявлениями об отказе от спорного земельного участка.
В отношении довода апелляционной жалобы о вновь сформированных земельных участках на пощади участка с кадастровым номером 71:30:205021:92 суд отмечает следующее.
ООО «Промавтоматика» и ООО «Автоматика» (покупатели недвижимого имущества у ООО «КАНТ») в процессе камеральной проверки представили в налоговый орган пояснения по вопросам исчисления поименованными организациями налога в декларациях по земельному налогу, представленными ими. Организации сообщили, что регистрация права на приобретенные ими земельные участки находится в стадии оформления. Организации исчисляют и уплачивают земельный налог за участки, вторыми фактически пользуются, исходя из занимаемой площади.
Налоговым органом установлено, что за ООО «Промавтоматика» зарегистрировано право собственности на 3 земельных участка, находящихся под зданиями по адресу: г. Тула, ул. М. Жукова, д. 5, а именно:
- 04.05.2011 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:30:020501:243 площадью 1 339 кв. м.;
- 29.01.2013 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:30:020501:320 площадью 3 448 кв. м.;
- 05.08.2013 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:30:020501:292 площадью 3 472 кв. м.
Из документов, представленных в материалы дела, невозможно сделать вывод: отмежеваны ли эти земельные участки от спорного участка с кадастровым номером 71:30:020501:92 или являются пограничными с ним. Из кадастровых паспортов указанных земельных участков такие сведения не усматриваются.
Аналогичный вывод следует и в отношении участков с номерами 71:30:020501:147 и 71:30:020501:108.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции верно указал, что налоговым органом правомерно начислен земельный налог в сумме 574 878 руб. за 2012 год и ООО «КАНТ» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, в виде взыскания штрафа в размере 114 975,6 руб.
При этом, судом также верно отмечено о наличии оснований для применения к правоотношениям по привлечению общества к налоговой ответственности, положений статей 112, 114 НК РФ.
В силу статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, являются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. В качестве смягчающих суд может признать и иные обстоятельства.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Пунктом 19 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, поскольку в пункте 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Судом верно сделана ссылка на принцип соразмерности привлечения к налоговой ответственности, выражающий требования справедливости в сфере публично-правовых отношений. Указанный принцип предполагает установление этой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Поименованные положения привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам в соответствии с п. 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.99 N 11-П.
Все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 10.06.2014 по делу №А68-12073/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «КАНТ» (г.Тула, ОГРН 1027100599503,ИНН 7104000270) из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Судьи | Е.В. Мордасов Н.В. Еремичева Н.В. Заикина |