ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
19 декабря 2023 года
г. Севастополь
дело № А83-25862/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.12.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Мунтян О.И., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Енокян В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.09.2023,
принятое по иску Министерства экономического развития Республики Крым
(295005, Республика Крым, г. Симферополь, пр-т Кирова, 13)
к обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Монолит» (ОГРН: 1149102137139, ИНН: 9111008442, 298300, Республика Крым, Керчь город, Самойленко улица, дом 8б)
о взыскании средств мер поддержки,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Крым,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
у с т а н о в и л :
Министерство экономического развития Республики Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым (далее – Министерство) к обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Монолит» (далее -
ООО «СК «Монолит») с иском о взыскании средств меры поддержки, использованные с нарушением требований Закона Республики Крым от 25.06.2020 №86-ЗРК/2020
«О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее – Закон № 86-ЗРК/2020), полученные за апрель и май 2020 года в сумме 24260,00 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.09.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 22.09.2023, Министерство обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт указывает, что в соответствии с положениями статьи 5 Закона № 86-ЗРК/2020 и соглашением о межведомственном взаимодействии Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Крым (далее - УФНС по РК) установлен факт не уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с доходов, источником которых является налоговый агент ООО «СК «МОНОЛИТ», от суммы полученной меры поддержки. Меры поддержки были получены ООО «СК «МОНОЛИТ» в расчете на 1 сотрудника, следовательно, ООО «СК «МОНОЛИТ» обязано было использовать эти средства на оплату труда работников, и как налоговый агент удерживать НДФЛ с полученной суммы, каких-либо доказательств, свидетельствующих о целевом использовании полученной субсидии, ответчиком не представлено.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «СК «МОНОЛИТ» возразило против её удовлетворения, указало, что на момент введения в РФ режима «повышенной готовности» в связи с распространением новой коронавирусной инфекции должностной оклад директора составлял 14300,00 руб., а заработная плата, с учетом занятости на 0,1 ставки - 1430,00 руб. Соответственно, при получении компенсационной выплаты и в связи с приостановкой деятельности из-за введения в РФ режима «повышенной готовности» в связи с распространением новой коронавирусной инфекции денежные средства были направлены на выплату заработной платы сотруднику, что соответствует целям действующего Закона
№ 86-ЗРК/2020. Также следует отметить, что в законе не указано, в течении какого периода можно использовать данную компенсационную выплату для оплаты труда работников. Предприятие полностью направило указанную выплату на оплату труда в последующие месяцы. Учитывая изложенное, исчисленный НДФЛ с начисленной заработной платы сотрудника, определяемый как разница между доходом, уменьшенным на сумму налоговых вычетов, предоставляемых на троих несовершеннолетних детей, равен нулю и, как следствие, у предприятия - налогового агента не возникает обязательств для удержания и перечисления НДФЛ. Субсидии, полученные в соответствии с Законом № 86-ЗРК/2020, были учтены предприятием в составе доходов при определении объекта обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения. ООО «СК «МОНОЛИТ» направляла информацию о налоговых вычетах; все документы касательно применяемых вычетов, а именно: свидетельства о рождении троих детей работника и заявление на применение вычетов вместе с пояснительным письмом Минэкономразвития Республики Крым.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 14.12.2023 представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
ООО «СК «МОНОЛИТ» направило в налоговый орган заявки на получение мер поддержки за апрель и май 2020 года по форме приложения № 1 к Порядку формирования реестра получателей мер поддержки, предусмотренных Законом
№ 86-ЗРК/2020. В заявках общество взяло обязательство уплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов, если режим налогообложения предусматривает уплату такого налога.
На основании Порядка формирования реестра получателей мер поддержки, предусмотренного Законом № 86-ЗРК/2020 и распоряжением Председателя Совета министров Республики от 10.08.2020 № 261-рп/ДСП, ООО «СК «МОНОЛИТ» включен в Реестр получателей мер поддержки № 4.
Платежными поручениями: от 10.08.2020 № 784 и от 10.08.2020 № 783 на расчетный счет ООО «СК «МОНОЛИТ» перечислены меры поддержки за апрель и май 2020 года в общем размере 24260,00 руб.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым направило Министерству письмо от 17.06.2021 №15-27/02450_дсп@, в котором сообщило, что при проведении анализа налогоплательщиков, получателей мер поддержки, установлено, что ООО «СК «МОНОЛИТ» не произведена уплата налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент ООО «СК «МОНОЛИТ» за период апрель-май 2020 года, чем нарушены условия подпункта «г» пункта 6 части 2 статьи 6 Закона № 86- ЗРК/2020 (сопроводительное письмо от 17.06.2021 №15-27/02450_дсп@).
Министерство направило ООО «СК «МОНОЛИТ» требование от 29.06.2021 №12/3109 о возврате полученных средств поддержки.
Поскольку требование ООО «СК «МОНОЛИТ» исполнено не было, Министерство обратилось с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Крым.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска от 22.09.2023, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства, полученные в качестве субсидии, переходят в собственность ООО «СК «МОНОЛИТ» и могут быть распределены на любые расходы для осуществления экономической деятельности, в связи с чем оснований для возврата средств мер поддержки не имеется.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, заслушав пояснения истца, проверив доводы апеллянта, возражения на нее, Двадцать первый арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции от 22.09.2023, учитывая следующее.
Законом № 86-ЗРК/2020 введены меры поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Крым и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам экономической деятельности, определенным Советом министров Республики Крым.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона № 86-ЗРК/2020 мера поддержки – компенсационная выплата, направленная на частичную компенсацию затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников.
Согласно абз. «г» подпункта 6 пункта 2 статьи 6 Закона № 86-ЗРК/2020 получатели меры поддержки обязуются уплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов, если режим налогообложения предусматривает уплату такого налога.
В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 207 и статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц являются физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доход от источников в Российской Федерации и за ее пределами.
Пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Судом установлено, что субсидия потрачена ООО «СК «МОНОЛИТ» на выплату заработной платы единственному работнику - директору общества, исходя из его оклада 14300,00 руб. и занятости в период введения в РФ режима «повышенной готовности» на 0,1 ставки, в связи с чем сумма оклада составляла 1430,00 руб. в месяц, что подтверждается копией штатного расписания (т. 1, л.д. 34).
В соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, указанных в пунктах 2.3 и 6 настоящей статьи), с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Следовательно, с заработной платы директора ООО «СК «МОНОЛИТ» (его единственного работника) Савченко Александра Захарьевича НДФЛ удерживается после её уменьшения на сумму налоговых вычетов, предоставляемые на троих несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации).
В результате превышения сумм налоговых вычетов над начисленной заработной платой, сумма ежемесячного НДФЛ равна нулю.
Следовательно, у ответчика (налогового агента) не возникло обязанности для удержания и перечисления НДФЛ с заработной платы сотрудника.
Субсидии (меры поддержки), полученные в соответствии с Законом
№ 86-ЗРК/2020 были учтены ООО «СК «МОНОЛИТ» в составе доходов при определении объекта обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Довод апеллянта о том, что с субсидии должен быть уплачен налог в размере 13%, основан на неверном толковании Закона № 86-ЗРК/2020.
В соответствии со статьей 1 Закона № 86-ЗРК/2020 целью принятия настоящего Закона является оказание некоторых мер поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Крым по состоянию на 1 января 2020 года, и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам деятельности, определенным Советом министров Республики Крым, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, направленные на сохранение занятости.
Порядок возврата мер поддержки определен постановлением Совета министров Республики Крым от 26.06.2020 № 366, которым не предусмотрено, что субсидия должна быть использована исключительно на выплату заработной платы работникам, поскольку из содержания норм Закона № 86-ЗРК/2020 императивно не следует такая обязанность получателя компенсационной выплаты.
В пункте 3 статьи 2 Закона № 86-ЗРК/202 словосочетание «в том числе» на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, означает «включая», а не «исключительно», как полагает Министерство.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2023 № 310-ЭС23-3056 по делу № А83-24654/2021.
Таким образом, при наличии в Законе № 86-ЗРК/2020 вышеизложенных положений, не свидетельствующих о том, что субсидия должна быть использована исключительно на заработную плату работникам, действия общества следует признать основанными на разумных ожиданиях, вытекающих из вышеуказанных положений Закона.
Цель предоставления компенсационной выплаты также достигнута, поскольку полученная субсидия направлена на поддержание хозяйственной деятельности общества, численность работников сохранена.
Поскольку, субсидия была израсходована на оплату труда работника общества, то подлежит удержанию и перечислению налоговым агентом НДФЛ (Письмо Минфина России от 02 сентября 2020 года №03-04-06/76902), в порядке, предусмотренном главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а отсутствие такой оплаты НДФЛ влечет специальное последствие – принудительное взыскание налога, но не возврат субсидии. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 по делу № А83-24654/2021, оставленном без изменения определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2023 № 310-ЭС23-3056.
Кроме того, полученная ООО «СК «МОНОЛИТ» субсидия включена в налогооблагаемый доход по упрощенной системе налогообложения за 2020 год, с которого уплачен соответствующий налог.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Министерства.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку Министерство в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, с учетом пункта 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.09.2023 по делу
№ А83-25862/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития Республики Крым – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округав срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Баукина
Судьи С.А. Рыбина
О.И. Мунтян