НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцати первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2016 № 21АП-436/2016

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

21 апреля 2016 года

Дело № А84-2932/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года

В полном объёме постановление изготовлено   21 апреля 2016 года

Судья Двадцать первого арбитражного апелляционного суда В.С. Голик (в порядке упрощенного производства), при ведении протокола секретарем судебного заседанияМ.А. Саматовой,

при участии:

представитель заявителя (общества с ограниченной ответственностью «Экватор») –                31 марта 2016 года: ФИО1, доверенность № 5 от 01 марта 2015 года; личность удостоверена по паспорту;

представитель заявителя (общества с ограниченной ответственностью «Экватор») –               07 апреля 2016 года: ФИО2, доверенность № 149 от 08 февраля 2016 года; личность удостоверена по паспорту;

представитель заинтересованного лица (Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя) – 31 марта 2016 года: ФИО3, доверенность № 03-22/682/2-16 от 28 января 2016 года, личность удостоверена по паспорту;

представитель заинтересованного лица (Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя) – 31 марта 2016 года: ФИО4, доверенность № 03-22/1883/2-16 от 17 марта 2016 года, личность удостоверена по паспорту,

рассмотрев апелляционную жалобу Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя  от 17 февраля 2016 года по делу № А84-2932/2015 (судья О.В. Минько) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экватор» к Главному управлению потребительского рынка и лицензирования Севастополя о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

у с т а н о в и л:

17 декабря 2015 года общество с ограниченной ответственностью «Экватор» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Главному управлению потребительского рынка и лицензирования Севастополя об отмене постановления заместителя начальника Главного Управления – начальника управления потребительского рынка Главного Управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя ФИО5 от 10 декабря 2015 года № 02-01-17/1-2015 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000,00 рублей.

Требования мотивированы отсутствием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, в связи с тем, что декларация по форме приложения № 11 Правил за 4 квартал 2014 года представлена 20 января 2015 года на бумажном носителе в Главное управление и зарегистрирована в журнале входящей корреспонденции по № 240 от 20 января 2015 года. В связи с неурегулированностью многих вопросов переходного периода, в январе 2015 года зарегистрировать данную декларацию в электронном виде не представлялось возможным. При этом общество указывает, что в дальнейшем отчетные периоды претензий к порядку и срокам сдаваемых ООО «Экватор» деклараций не поступало, это свидетельствует, что административное правонарушение совершено неумышленно в силу статьи 2.2 КоАП РФ. Таким образом, предпринятые обществом действия и усилия для выполнения своих обязанностей перед должностным лицом – Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя подпадают под действия статьи 2.9 КоАП РФ, а именно: возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17 февраля 2016 года по делу № А84-2932/2015 (в порядке упрощенного производства) удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью «Экватор». Признано незаконным и отменено постановление Главного Управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 10 декабря 2015 года № 02-01-17/1-2015, принятое заместителем начальника Главного Управления – начальника управления потребительского рынка Главного Управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя             ФИО5 о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью «Экватор» по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа 50 000,00 рублей. 

            Не согласившись с указанным решением, Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя на решение Арбитражного суда города обратилась с апелляционной жалобой в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Экватор» отказать полностью.

Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что ООО «Экватор» не представило в период с 01 января 2015 года по 20 апреля 2015 года декларацию оборота алкогольной продукции за 4 квартал 2014 года в форме электронного документа, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также, Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя полагает, что поскольку в ходе рассмотрения административного дела вина ООО «Экватор» установлена, доказательств того, что заявитель принял все возможные меры по недопущению нарушений, не представлены, следовательно, последний правомерно привлечен к административной ответственности. Полагает, что доводы ООО «Экватор» о нестабильной работе автоматизированной информационной системы «Декларирование» во время переходного периода не могут служить доказательством принятия заявителем мер надлежащей предусмотрительности для исполнения своих обязанностей, а кроме того указал на то, что совершенное правонарушение наносит существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в связи с чем, возражает против признания его малозначительным.

23 марта 2016 года от ООО «Экватор» в адрес суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            В судебных заседаниях апелляционной инстанции представители Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя поддерживали доводы апелляционной жалобы, представитель ООО «Экватор» возражал.

Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Судом установлено, что ООО «Экватор» (ИНН <***>, ОГРН <***>), в соответствии с лицензией на осуществление розничной продажи алкогольной продукции серии СН № 000509 рег. № 92РПО0000005 от 21 ноября 2014 года сроком действия с 21 ноября 2014 года по 20 августа 2015 года, в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности по розничной продаже алкогольных продукции допущено административное правонарушение, а именно: обществом, в нарушение сроков, установленных Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей», декларацию об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 11 Правил за 4 квартал 2014 года по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по состоянию на 11 ноября 2015 года (дата возбуждения дела об административном производстве) и по состоянию на 10 декабря 2015 года (дата рассмотрения материалов дела об административном производстве) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту регистрации организации (город Севастополь) и в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка не представило.

По данному факту 11 ноября 2015 года главным специалистом отдела лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией Управления лицензирования Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя ФИО4 вынесено определение № 02-01-17/1-2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Экватор».

11 ноября 2015 года по исх. № 02-01-17/7891/2-15 Главным управлением в адрес директора ООО «Экватор» ФИО6 направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также определение              № 02-01-17/1-2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, которое получено заявителем 19 ноября 2015 года.

23 ноября 2015 года по исх. № 177 ООО «Экватор» в адрес Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя направлено объяснение относительно обстоятельств, изложенных в определении № 02-01-17/1-2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, согласно которых указано, что декларация по форме приложения № 11 Правил за 4 квартал 2014 года представлена 20 января 2015 года на бумажном носителе в Главное управление и зарегистрирована в журнале входящей корреспонденции по № 240 от 20 января 2015 года. В связи с неурегулированностью многих вопросов переходного периода, в январе 2015 года зарегистрировать данную декларацию в электронном виде не представлялось возможным.

При этом, ООО «Экватор» указывает, что административное правонарушение совершено неумышленно и административное дело подлежит прекращению.

            26 ноября 2015 года главным специалистом отдела лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией Управления лицензирования Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя ФИО4 в присутствии представителя ООО «Экватор» ФИО1, действующей на основании доверенности от 11 ноября 2015 года № 12, был составлен протокол № 02-01-17/1-2015 об административном правонарушении.

Согласно записи в протоколе об административном правонарушении от 26 ноября 2015 года № 02-01-17/1-2015, законный представитель ООО «Экватор» ФИО1 надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении.

10 декабря 2015 года заместителем начальника Главного управления – начальником управления потребительского рынка Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя ФИО5, на основании материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление         № 02-01-17/1-2015 о назначении административного наказания, которым ООО «Экватор» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000,00 рублей.

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно предписаниям статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом такого правонарушения являются общественные отношения в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Объективная сторона такого правонарушения по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается, в том числе, в искажении информации и (или) нарушении порядка и сроков декларирования объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей закреплен в Правилах предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2012 № 815.

Вышеуказанными правилами предусмотрены несколько форм деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной продукции.

Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 года № 231.

Формат представления в электронном виде деклараций об объемах производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05 августа 2013 года № 198.

Копии деклараций, предоставляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в  Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Декларации в случае их предоставления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно пункту 15 Правил предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей декларации предоставляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона города Севастополя от 23 декабря 2014 года № 93-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области розничной продажи алкогольной продукции в городе Севастополе» (далее–Закон Севастополя № 93-ЗС), декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2014 года подаются в сроки сдачи декларации за 1 квартал 2015 года.

Таким образом, декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2014 года подаются в сроки сдачи декларации в 1 квартале 2015 года.

С учетом изложенного, обществу надлежало представить декларацию по форме приложения № 11 Правил представления деклараций за 4 квартал 2014 года в орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации - город Севастополь не позднее 20 апреля 2015 года.

В нарушение указанных требований, ООО «Экватор» в установленный срок декларацию по форме приложения № 11 Правил представления деклараций за 4 квартал 2014 года по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по состоянию на 11 ноября 2015 года (дата возбуждения дела об административном производстве) и по состоянию на 10 декабря 2015 года (дата рассмотрения материалов дела об административном производстве) в орган исполнительной власти субъекта по месту регистрации организации (города Севастополь) и в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка не представило.

Однако, ООО «Экватор» декларация по форме приложения № 11 Правил за 4 квартал 2014 года представлена обществом 20 января 2015 года на бумажном носителе в Главное управление и зарегистрирована в журнале входящей корреспонденции по № 240.

Апелляционный суд обращает внимание на то, что допущенное нарушение носит единичный характер и материалами дела подтверждаются действия ООО «Экватор» на подачу указанной отчетности.

Суд полагает, что предоставление 20 января 2015 года декларации по форме приложения № 11 Правил за 4 квартал 2014 года на бумажном носителе не могло привести к дезорганизации деятельности административного органа и повлечь существенное нарушение законных интересов административного органа либо иных лиц. Кроме того, каких-либо данных о наступлении негативных последствий для указанных интересов суду

не предоставлено и судом не установлено.

Как следует из материалов дела, а именно: квитанции № 193589 от 20 апреля 2015 года о приеме декларации, квитанции № 194589 от 10 июля 2015 года о приеме декларации, квитанции № 198600 от 20 октября 2015 года о приеме декларации, квитанции № 199508 от 14 декабря 2015 года о приеме декларации, в дальнейшем, ежеквартальные декларации были загружены ООО «Экватор» с соблюдением сроков направления.

Кроме того, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции относительно того, что несвоевременная подача ООО «Экватор» декларации по форме приложения № 11 Правил за 4 квартал 2014 года не создала существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с отсутствием пренебрежительного поведения правонарушителя, что подтверждается попытками исполнением обязательства в срок.  Поэтому допущенное ООО «Экватор» административное правонарушение квалифицируется как малозначительное.

На основании выше изложенного, постановление Главного Управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 10 декабря 2015 года № 02-01-17/1-2015 является незаконным и подлежит отмене. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление ООО «Экватор».

Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 февраля 2016 года по делу № А84-2932/2015 оставить без изменения. Апелляционную жалобу Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя оставить без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,  только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                            В.С. Голик