ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-1152/2012-АК
город Москва дело № А40-81358/11-129-355
28.02.2012
резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2012
постановление изготовлено в полном объеме 28.02.2012
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей М.С. Сафроновой, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2011
по делу № А40-81358/11-129-355, принятое судьей Н.В. Фатеевой,
по заявлению Открытого акционерного общества «Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод» (ОГРН <***>, 450037, Республика Башкортостан, Уфимский район, город Уфа)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (ОГРН <***>, 129223, <...>)
об обязании произвести возврат ЕСН;
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности № ДОВ/С/73/12/ЮР от 05.12.2011;
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности № 96 от 09.06.2011;
установил:
Открытое акционерное общество «Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об обязании Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 возвратить излишне уплаченный единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 1.971.688, 41 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей инспекции и общества, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлениями от 17.03.2010 № 10-1/5-408, от 09.06.2010 № 10-1/5-871 о возврате излишне уплаченного единого социального налога.
В 2010 инспекцией и обществом проведена совместная сверка расчетов по единому социальному налогу, по результатам которой составлен акт № 1376, подписанный сторонами без разногласий и которым подтверждена переплата по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 2.009.077, 41 руб.
Общество повторно обратилось с заявлением о возврате указанной суммы излишне уплаченного налога.
Извещением от 03.11.2010 №52-12-11/27696 инспекцией отказано заявителю в части зачета переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что переплата по единому социальному налогу образовалась у налогоплательщика без перечисления денежных средств в счет уплаты единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации и указывает на то, что переплата по налогу образовалась из сальдо на 17.06.2007, то есть в период, предшествующий трехлетнему сроку со дня подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога.
Доводы инспекции подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Пунктом 2 ст. 243 Кодекса предусмотрен особый порядок уменьшения подлежащего уплате единого социального налога в части ФСС на сумму расходов, произведенных налогоплательщиками самостоятельно, на цели государственного социального страхования.
Сумма единого социального налога в части ФСС, подлежащая уплате, определяется за минусом расходов налогоплательщика на социальное обеспечение.
Согласно п. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
Разграничивая возмещение ФСС налогоплательщику суммы превышения понесенных расходов на социальное страхование и возврат налога в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что названной нормы права подлежит возврату налог, ранее фактически излишне уплаченный в бюджет, то есть налог должен быть перечислен в бюджет в большем размере, чем он был начислен.
В течение 2008 единый социальный налог, зачисляемый в ФСС, уплачен платежными поручениями: № 973 от 13.02.2008 на сумму 3.125.000 руб., № 1565 от 13.03.2008 на сумму 2.275.000 руб., № 02429 от 11.04.2008 на сумму 2.215.000 руб., № 03222 от 13.05.2008 на сумму 2.010.000 руб., № 03935 от 10.06.2008 на сумму 1.750.000 руб., № 4650 от 11.07.2008 на сумму 635.000 руб., № 05481 от 13.08.2008 на сумму 1.430.000 руб.
Всего перечислено авансовых платежей за 2008 на сумму 13.440.000 руб., что отражено в расчетной ведомости.
По итогам формирования в налоговой декларации окончательного налогового обязательства по единому социальному налогу за 2008 определено, что в данный период осуществлены расходы на цели обязательного социального страхования в размере 10.732.118, 55 руб.
В соответствии со ст. ст. 236, 237 Налогового кодекса Российской Федерации начислен единый социальный налог, зачисляемый в ФСС в размере 23.222.269, 04 руб. Соответственно, налог, подлежащий уплате в бюджет, определяется как 23.222.269, 04 – 10.732.118, 55 = 12.490.150, 49 руб.
С учетом ранее перечисленной суммы образовывается переплата 13.440.000 – 12.490.150, 49 = 949.849, 51 руб.
С учетом числящейся переплаты 949.849, 51 + 191.271, 83 = 1.141.121, 34 руб. – расходы не принятые к зачету в размере 6.502, 03 руб. = по итогам налогового периода 2008 числится переплата в размере 1.134.619, 31 руб.
Таким образом, обществом осуществлена уплата единого социального налога денежными средствами, образовалась переплата путем превышения уплаченного налога за 2008 год над подлежащим уплате за указанный налоговый период.
Согласно расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования за налоговый период 2009 начислен единый социальный налог в части ФСС в размере 21.382.544, 88 руб.
За указанный налоговый период расходы общества на цели обязательного социального страхования составили 10.800.018, 47 руб.
Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период 2009, составила 21.382.544, 88 – 10.800.018, 47 = 10.582.527 руб.
Указанная сумма налога отражена в налоговой декларации по единому социальному налогу за 2009, как подлежащая уплате.
В течение отчетных периодов 2009 налогоплательщиком авансовыми платежами уплачен единый социальный налог в размере 11.451.000 руб., что подтверждается платежными поручениями № 964 от 12.02.2009, № 1762 от 12.03.2009, № 2640 от 13.04.2009, № 3490 от 13.05.2009, № 404 от 11.06.2009.
Таким образом, по итогам формирования в налоговой декларации окончательного налогового обязательства по единому социальному налогу за 2009 следует вывод о наличии переплаты налога (11.451.000 – 10.582.527= 868.473 руб.).
Переплата образовалась переплата путем превышения сумм уплаченного налога за 2009 год над суммами налога, подлежащего уплате за указанный налоговый период.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации на налоговый орган возложена обязанность по информированию налогоплательщика о наличии переплаты по налогам.
Лицевой счет (карточка расчетов с бюджетом) – форма внутреннего контроля налогового органа. Налогоплательщик может узнать о факте и объемах переплаты по конкретному налогу из совместного акта сверки с налоговым органом.
Акт сверки № 6416 от 25.07.2007, подписанный сторонами по расчетам по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ за период с 01.01.2007 по 30.06.2007, содержит данные о наличии переплаты по данному виду налога в размере 3.886.008 руб.
Акт сверки № 7442 от 10.08.2007, подписанный на 01.08.2007 содержит информацию о переплате в размере 158.285, 41 руб.
Акт сверки № 10816 от 19.10.2007, подписанный на 01.10.2007 содержит информацию о переплате в размере 1.090.480, 41 руб.
Акт сверки № 116, подписанный сторонами 12.02.2008 содержит информацию о переплате в размере 369.344, 41 руб.
20.02.2008 представлены уточненные декларации за декабрь 2007 с суммой налога к доплате 360.921 руб., суммами налога к уменьшению – 117.994 руб. и 70.839 руб. Итого по итогам налогового периода 2007 переплата составила 191.271, 83 руб. Данная сумма отражена в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 2008.
О факте переплаты и ее размере налогоплательщик может узнать либо из сообщения инспекции об этом (п. 3 ст. 78 НК РФ), либо из решения налогового органа по результатам проверки (ст. 88 НК РФ), либо из акта сверки (пп. 11 п. 1 ст. 32, п. 7 ст. 45 НК РФ).
Заявителю стало известно о переплате в размере 2.009.077, 41 руб. в момент подписания акта сверки № 1160 (со стороны общества данный акт сверки подписан 27.04.2010).
Далее, данная сумма переплаты подтверждена налоговым органом в актах совместной сверки № 1261 (июль 2010), № 1376 (октябрь 2010).
Таким образом, сумма переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 2.009.077, 41 руб. является переплатой по налогу в денежном выражении.
В 2010 ГУ – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации осуществлена документальная проверка правильности исчисления и уплаты взносов. Из расходов на цели социального страхования исключена сумма 37.389, 09 руб.
По итогам проверки налоговым органом и налогоплательщиком осуществлена сверка расчетов и сформирован итог по исчислению и уплате обществом данного вида налога, установлено, что за обществом числится переплата по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 1.971.688, 41 руб., факт наличия данной переплаты зафиксирован в акте сверки, подписанном налогоплательщиком и налоговым органом в апреле 2011.
Таким образом, налоговым органом подтверждено наличие переплаты по налогу в базе данных «расчеты с бюджетом».
С учетом положений п. п. 2, 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации факт наличия переплаты по налогу может быть установлен только по итогам налогового периода, то есть года.
Из пояснений налогоплательщика следует, что о переплате в заявленном размере общество узнало после проведения документальной проверки правильности исчисления и уплаты взносов и урегулирования с инспекцией всех расчетов, связанных с уплатой ЕСН.
Таким образом, срок на обращение в суд обществом не пропущен.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2011 по делу № А40-81358/11-129-355 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий Т.Т. Маркова
Судьи М.С. Сафронова
Е.А. Солопова
телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00