НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 № 09АП-45093/2021-ГК

Д Е В Я Т Ы Й А Р Б И Т РА Ж Н Ы Й А П Е Л Л Я Ц И О Н Н Ы Й

С У Д

127994, Москва, ГСП -4, проезд Соломенной Сторожки, 12

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№09АП-45093/2021-ГК

г.Москва Дело №А40-254973/20

27 августа 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2021 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи: Веклича Б.С.,

судей: Елоева А.М., Сазоновой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Насрутиновым К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «МК-Агентство Продвижения Прессы»

на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.05.2021 по делу №А40-254973/20

по иску Инспекции Федеральной налоговой службы №3 по г.Москве

к ООО «МК-Агентство Продвижения Прессы»

о взыскании неосновательного обогащения,

при участии в судебном заседании:

от истца: Давыдова Е.Ю. по доверенности от 19.01.2021;

от ответчика: Тикаева Е.Р. по доверенности от 02.12.2020,

У С Т А Н О В И Л:

Инспекции Федеральной налоговой службы №3 по г.Москве обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ООО «МК-Агентство Продвижения Прессы» о неосновательного обогащения в размере 1 734 590 руб.

Решением суда от 31.05.2021 иск удовлетворен.

Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.

Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.

Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, истцом 06.05.2020 ответчику подано заявление о предоставлении субсидии за апрель 2020 года на сумму 1 734 590 руб. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 №576 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

В представленном заявлении истец указывал, что полностью соответствует условиям для ее выделения.

Налоговый орган с учетом имевшихся у него на момент рассмотрения заявления сведений с заявлением общества согласился, сделав вывод о его соответствии критериям, установленным п.3 Правил предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле 2020 года, произвел расчет размера субсидии и направил соответствующие данные в Федеральное казначейство для выплаты субсидии.

Субсидия в сумме 1 734 590 руб. поступила на расчетный счет ООО «МК-Агентство Продвижения Прессы», указанный в его заявлении, 01.06.2020.

Согласно сведениям (ответ от 23.12.2020 №210-ПУЗ-01-31/10322), полученным из Пенсионного фонда Российской Федерации, инспекцией по данным отчетности СЗВ-М установлено, что действительная численность сотрудников в апреле 2020 года составляла менее 90% количества работников в марте 2020 года, а именно 83,92%, что не соответствует критериям, установленным п.3 Правил.

Таким образом, по результатам проведенного мониторинга было установлено, что субсидия перечислена обществу без соответствующих на то оснований, в связи с чем на стороне общества возникло неосновательное обогащение за счет средств федерального бюджета.

Инспекция 22.07.2020 направила обществу уведомление о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии за апрель 2020 года.

В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что субсидия перечислена ответчику без соответствующих на то оснований, при этом законных оснований для удержания спорной суммы ответчиком не имеется..

Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.

Оснований для отмены принятого судом первой инстанции судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Суд первой инстанции при оценке обстоятельств дела исходил из следующего.

В соответствии с Постановлением №576 утверждены правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.

Правилами установлено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится-в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.

Кроме того, п.3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика -индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по утверждённой форме.

б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;

д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;

е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №434.

В соответствии с п.4 Постановления №576 размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 01.01.2020, составляющей 12 130 руб.: на количество работников в марте 2020 года - в отношении организаций; на количество работников в марте 2020 года, увеличенное на единицу, - в отношении индивидуальных предпринимателей.

Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда.

Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 №83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Ответственность за достоверность информации, указанной в п.4 Постановления №576, несет получатель субсидии.

Для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020.

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно ст.86 Налогового кодекса РФ.

Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный п.6 Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с п.4 Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи и направляет его в Федеральное казначейство.

Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии (п.8 Правил).

Судом первой инстанции установлено, что ответчиком в инспекцию подано заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства №576 субсидии за апрель 2020 года на сумму 1 734 590 руб.

Налоговый орган с учетом имевшихся у него на момент рассмотрения заявления сведений, в том числе о количестве работников (численность сотрудников общества за март 2020 составила 143 чел., за апрель 2020 - 240 чел.), сделал вывод о его соответствии критериям, установленным п.3 Правил, произвел расчет размера субсидии и направил соответствующие данные в Федеральное казначейство для выплаты субсидии.

Субсидия в сумме 1 734 590 руб. зачислена на расчетный счет общества, указанный в его заявлении, 01.06.2020, что подтверждается выпиской по расчетному счету в ПАО «Сбербанк».

Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления №576 установлено, что количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90 процентов от количества работников в марте 2020 года, а именно действительная численность в марте 2020 года составляла 143 человека, численность в апреле 2020 года - 120 человек (указанные сведения подтверждаются также письмом Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации №10 по г.Москве и Московской области от 23.12.2020 №210-ПУЗ-01-31/103222) (83,92%), что не соответствует критериям, установленным пунктом 3 Правил.

Исходя из изложенного, судом первой инстанции правомерно установлено, что субсидия перечислена обществу без соответствующих на то оснований.

Инспекцией 22.07.2020 в адрес общества по ТКС направлено уведомление о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий.

ООО «МК-Агентство Продвижения Прессы» неправомерно (ошибочно) полученные суммы субсидий в размере 1 734 590 руб. добровольно не возвращены, в ответ на уведомление общество направило письмо от 27.07.2020, в котором сообщило об отказе в возврате субсидии.

В апелляционной жалобе ответчик указывает, что субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации исключительно в соответствии с п.11 Правил, а именно в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в п.4 Правил, при этом сведения, представленные обществом по форме СЗВ-М на момент рассмотрения заявления о предоставлении субсидии были представлены, совпадают со сведениями, указанными в письме Государственного учреждения — Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации №10 по г.Москве и Московской области от 23.12.2020 №210-ПУЗ-01-31/103222, в связи с чем субсидия выдана ответчику обоснованно.

Вместе с тем ответчиком не учтено, что в соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Обществом получено неосновательное обогащение в размере субсидии, которая была перечислена организации без соответствующих на то оснований.

На возврат субсидии как неосновательного обогащения с учетом положений гражданского законодательства Российской Федерации указано в п.32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2018), утвержденного его Президиумом 04.07.2018 (Определение №306-КГ17-15420).

Общество указывает, что, не применив положения п.3 ст.1109 Гражданского кодекса РФ, суд нарушил требования законодательства о том, что субсидия представляется именно в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с оплатой труда своих работников в апреле и мае 2020 года, в соответствии с действующим законодательством.

Вместе с тем, согласно п.3 ст.1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

С учетом того, что согласно п.1 Правил субсидии, предоставляемые в соответствии с Постановлением №576, предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года, а не гражданам в качестве средств к существованию, суд первой инстанции правомерно отклонил ссылки Общества на положения п.3 ст.1109 Гражданского кодекса РФ и п.11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2020), утвержденного его Президиумом 25.11.2020.

Общество в апелляционной жалобе со ссылкой на отчетность по форме СЗВ-ТД, штатное расписание, уменьшение количества сотрудников ввиду окончания ряда срочных трудовых договоров, также указывает, что реализовало возможность представить суду соответствующие документы, подтверждающие сохранение среднесписочной численности своих сотрудников в период март - апрель 2020 года, необходимые для подтверждения факта соответствия ответчика требованиям, предъявляемым Правилами к получателям субсидии.

При этом суд первой инстанции правомерно установил, что согласно абзацу 5 п.4 Правил количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 №83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации, при этом иных форм отчетности, на основании которых определяется количество работников получателя субсидии, кроме как СЗВ-М, положениями Правил не предусмотрено.

Таким образом, документом, подтверждающим количество работников, в целях Постановления №576, является только отчетность по форме СЗВ-М.

В письме от 08.07.2020 №БС-18-11/1126 Федеральная налоговая служба указала, что в отчетности СЗВ-М указываются данные о застрахованных лицах -работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также ряд других видов договоров.

Вместе с тем, критерий снижения численности работников получателя субсидии не более чем на 10 процентов предполагает, в том числе, и организационно-штатные мероприятия, связанные с приемом на работу и увольнением работников данного юридического лица.

При этом вышеуказанным письмом ФНС указано лишь на одно из обстоятельств, которое было учтено при установлении критерия снижения численности работников получателя субсидии не более чем на 10 процентов, вместе с тем данное письмо подтверждает, что вышеуказанный критерий установлен с учетом всех данных, содержащихся в отчетности по форме СЗВ-М.

Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2021 №АКПИ20-979 отказано в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя о признании недействующим подп.«е» п.3 Правил.

В вышеуказанном решении суд указал, что «условие об оценке количества работников получателя субсидии не препятствует праву работников по собственному желанию расторгнуть трудовые отношения, работодатель не лишен возможности представить соответствующие документы налоговому органу, осуществляющему отбор получателей субсидии и ее предоставление.

Следовательно, ссылки на противоречие оспариваемых положений нормативного правового акта ст.ст.3, 4, 21, 58, 78 Трудового кодекса РФ не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований».

Таким образом, в рамках рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя Верховным Судом Российской Федерации не был сформирован правовой подход, указывающий на обязанность налогового органа определять количество работников получателя субсидии в целях Постановления №576 на основании иной отчетности, кроме СЗВ-М, на необходимость использования данных из которой указано в абз.5 п.4 Правил.

Приведенные ответчиком обстоятельства не могут свидетельствовать об отсутствии обязанности по возврату ошибочно полученной субсидии, поскольку сведения о численности сотрудников общества за март и апрель 2020 года свидетельствуют о снижении численности сотрудников более, чем на 10%, ввиду чего условия, установленные п.3 Правил для получения соответствующей субсидии, организацией не соблюдены, факт неосновательного обогащения общества на сумму 1 734 590 руб. установлен материалами дела, доказательств возврата денежных средств обществом не представлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2021 по делу №А40-254973/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья: Б.С. Веклич

Судьи: А.М. Елоев

Е.А. Сазонова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00