А40-85166/10-107-429
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-30520/2010-АК
город Москва Дело № А40-85166/10-107-429
22.12.2010
резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2010
постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей П.В. Румянцева, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Селивестровым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества «Евразруда»
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2010
по делу № А40-85166/10-107-429, принятое судьей М.В. Лариным
по заявлению Открытого акционерного общества «Евразруда»
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 5
Федеральной налоговой службе
о признании недействительными решений;
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Иванова М.Д. по дов. № ЕР/V-4 от 08.02.2010;
от заинтересованных лиц:
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 – Гуськова Р.Н. по дов. № б/н от 24.09.2010;
ФНС России – Маркова И.В. по дов. № ММ-29-7/39 от 05.02.2010;
установил:
Открытое акционерное общество «Евразруда» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решений Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 5 от 16.04.2010 № 56-17-08/54/251/35 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части привлечения к ответственности и уплаты штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 2.113.618 руб. (применение смягчающих обстоятельств и уменьшение штрафа в 10 раз), Федеральной налоговой службы от 24.06.2010 № АС-37-9/5019 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель заявителя представил расчет суммы штрафа.
Заинтересованные лица представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по косвенным налогам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь за февраль 2008, инспекцией составлен акт от 12.03.2010 № 56-17-08/54-01/1212 и принято решение от 16.04.2010 № 56-17-08/54/251/35 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 2.348.464,50 руб., обществу предложено уплатить штрафы, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Федеральной налоговой службы от 24.06.2010 № АС-37-9/5019 поданная обществом апелляционная жалоба на решение инспекции от 16.04.2010 № 56-17-08/54/251/35 оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено и признано вступившим в законную силу.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ответственность за нарушение срока представления налоговой декларации предусмотрена в ст. 119 НК РФ.
В ст. 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004, определены принципы и порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также механизм контроля за их уплатой, при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
В пункте 5 раздела 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов, являющегося приложением к Соглашению от 15.09.2004 и его неотъемлемой частью, предусмотрен срок уплаты косвенных налогов.
Косвенные налоги уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
В случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным Соглашением, налоговые органы вправе взыскивать косвенные налоги и пени, в размере, устанавливаемом национальным законодательством государств Сторон, а также применять способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные национальным законодательством государств Сторон.
В целях обеспечения контроля за исполнением обязательств по уплате косвенных налогов в пункте 6 раздела 1 Положения установлена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы по месту постановки на учет соответствующие налоговые декларации по косвенным налогам не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь товаров.
Между тем, ни Соглашение от 15.09.2004, ни Положение не содержат правил, регламентирующих основания, условия и порядок привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение указанного пункта.
Отсутствие в Соглашении и Положении иных правил, определяющих основания, условия и порядок привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение срока представления декларации, чем предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, является основанием исходя из нормы ст. 7 НК РФ для применения соответствующих норм Кодекса.
Данный вывод следует и из правила пункта 5 раздела 1 Положения о применимости национального законодательства в части, не урегулированной Соглашением от 15.09.2004. В этой связи, общая обязанность по подаче налоговой декларации, установленная налоговым законодательством Российской Федерации, должна быть исполнена в порядке, предусмотренном международным договором.
Невыполнение данной обязанности является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности предусмотренной ст. 119 НК РФ.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.12.2009 № 9918/09 указал, что по вопросам, не урегулированным международным договором, применяются нормы внутригосударственного российского налогового законодательства.
Таким образом, отсутствие в Соглашении положения об ответственности налогоплательщика за нарушение установленной в нем обязанности по предоставлению в налоговые органы налоговой декларации не может являться основанием для освобождения налогоплательщика от такой ответственности. Непредставление в установленный срок налоговой декларации по соответствующим косвенным налогам, уплачиваемым при ввозе товара с территории Республики Беларусь, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 119 НК РФ.
Материалами дела установлено, что в адрес общества инспекцией было выставлено требование от 09.04.2009 № 56-17-10/09028 о представлении налоговой декларации по соответствующим косвенным налогам, уплачиваемым при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь за февраль 2008.
Обществом в декабре 2009 представлена «нулевая» уточненная налоговая декларация за март 2008.
Заявителем письмом от 08.12.2009 в инспекцию представлены товаросопроводительные документы, согласно которым товар, ввезенный на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, принят обществом на учет в феврале 2008.
Таким образом, с учетом положений пунктов 5 и 6 раздела 1 Положения общество должно было представить в налоговый орган налоговую декларацию по соответствующим косвенным налогам за февраль 2008 и произвести уплату налога – не позднее 20.03.2008.
Вместе с тем, первичная налоговая декларация по соответствующим косвенным налогам, уплачиваемым при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь за февраль 2008, являющаяся предметом камеральной налоговой проверки, представлена заявителем в налоговый орган 02.12.2009 с нарушением, установленного в Положении срока, более чем на 180 дней.
Уплата налога фактически произведена обществом платежным поручением от 01.12.2008 № 97 спустя 9 месяцев от установленного срока уплаты.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что непредставление заявителем в установленный срок налоговой декларации по соответствующим косвенным налогам, уплачиваемых при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь за февраль 2008, является налоговым правонарушением, за которое предусмотрена налоговая ответственность в соответствии с п. 2 ст.119 НК РФ.
В силу п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении налоговых санкций за совершенное налогоплательщиком налоговое правонарушение.
Смягчающих вину налогоплательщика обстоятельств судом апелляционной инстанции не установлено.
В апелляционной жалобе общество указывает на то, что суд первой инстанции не применил ст. 119 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования», которая ограничивает размер штрафных санкций 30 процентами неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании не представленной в срок декларации.
Данные доводы налогоплательщика подлежат отклонению в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ, указанный Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений закона, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Исключений в части вступления в законную силу изменений ст. 119 НК РФ, Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ не предусмотрено.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ опубликован 02.08.2010 и вступил в законную силу 02.09.2010.
Решение инспекции принято 16.04.2010 и вступило в силу 24.06.2010 (дата принятия решения ФНС России по апелляционной жалобе), до вступления в законную силу Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ.
На момент принятия инспекцией решения о привлечении общества к налоговой ответственности и принятия ФНС России решения по апелляционной жалобе, действовал п. 2 ст. 119 НК РФ в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ, в соответствии с которым непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Переходные положения, предусмотренные п. 13 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ в данном деле не применимы на основании следующего.
Согласно п. 13 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ в случаях, если часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было установлено до дня вступления в силу указанного Федерального закона, то за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу Федерального закона, применяется ответственность, установленная частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).
Таким образом, размер налоговых санкций, установленный ст. 119 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ, применяется только за правонарушение, совершенное до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ по которому налоговым органом еще не принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В данном случае решение инспекции о привлечении общества к налоговой ответственности принято и вступило в силу до дня вступления в законную силу Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ.
В этой связи, переходные положения п. 13 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ не применимы.
Согласно п. 13 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ взыскание ранее примененных налоговых санкций за налоговое правонарушение со дня вступления в силу настоящего Федерального закона может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных за такое правонарушение частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).
Положения п. 13 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ, касающиеся взыскания ранее примененных налоговых санкций, также не применимы в настоящем деле, поскольку взыскание штрафа по решению инспекции произведено до вступления в законную силу Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ, что подтверждается требованием инспекции от 29.06.2010 № 338 и платежным поручением общества от 16.07.2010 № 00443.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2010 по делу № А40-85166/10-107-429 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: Т.Т. Маркова
Судьи: Е.А. Солопова
П.В. Румянцев
телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00