ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-36269/2011-АК
город Москва дело № А40-80960/11-90-353
01.02.2012
резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2012
постановление изготовлено в полном объеме 01.02.2012
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей М.С. Сафроновой, Л.Г. Яковлевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.А. Солодовником
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы № 43 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2011
по делу № А40-80960/11-90-353, принятое судьей И.О. Петровым,
по заявлению Государственного учреждения культуры Ховринский дом культуры железнодорожников Октябрьской железной дороги Министерства Путей Сообщения Российской Федерации (ОГРН 1037739091620, 127412, г. Москва, ул. Новая, 2)
к Инспекции Федеральной налоговой службы № 43 по г. Москве (ОГРН 1047743055810, 125493, г. Москва, ул. Смольная, д. 25А)
о признании незаконными действий, обязании выдать справку о состоянии расчетов;
при участии в судебном заседании:
от заявителя – М.А. Рыбниковой по доверенности от 10.11.2011;
от заинтересованного лица – Е.Л. Сидоренко по доверенности № 6 от 10.01.2012;
установил:
Государственное учреждение культуры Ховринский дом культуры железнодорожников Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным действия Инспекции Федеральной налоговой службы № 43 по г. Москве, выразившегося в выдаче справки № 216910 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, не администрируемым налоговым органом по состоянию на 07.06.2011, без указания на утрату возможности принудительного взыскания: задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии в сумме 585, 77 руб.; задолженности по пеням по налогу на добавленную стоимость в сумме 267, 18 руб.; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии в размере 4.715, 58 руб.; задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии в сумме 6.362, 67 руб.; задолженности по пеням по налогу с продаж в сумме 930, 07 руб.; недоимки по единому социальному налогу в федеральный бюджет в размере 42.425, 02 руб.; задолженности по пеням по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 80.154, 21 руб.; недоимки по единому социальному налогу в размере 4.115, 72 руб.; задолженности по пеням по единому социальному налогу 5.840, 11 руб.; недоимки по единому социальному налогу в ФФОМС в размере 4.115, 72 руб.; задолженности по пеням по единому социальному налогу в ФФОМС в сумме 5.840, 72 руб.; недоимки по единому социальному налогу в ТФОМС в размере 1.252, 85 руб.; задолженности по пеням по единому социальному налогу в ТФОМС в сумме 1.599, 60 руб. и обязать инспекцию выдать организации справку о состоянии расчетов с указанием на утрату возможности принудительного взыскания.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 07.06.2011 учреждение обратилось в налоговый орган с просьбой выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.
Инспекцией выдана справка № 216910 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, не администрируемым налоговым органом по состоянию на 07.06.2011.
Заявитель 16.05.2011 обратился в инспекцию с просьбой выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (форма 39-1), в ответ на которую инспекцией в адрес организации направлено уведомление от 17.05.2011 № 08-21/21713 о непредставлении учреждением налоговой и бухгалтерской отчетности за 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011.
В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят налоговые проверки налогоплательщиков.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Инспекция за указанный период имела возможность узнать об имеющейся задолженности заявителя, а также направить требования по ее взысканию.
Справка по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.06.2011 содержит сведения по задолженности по налогам, пеням без указания информации о невозможности взыскания их в принудительном порядке.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В выданной учреждению справке содержатся сведения о задолженности по налогам и пеням без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 № 438/09, неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в случае, если возможность взыскания пеней утрачена, в справке должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 25, п. 1 ст. 25.1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» налоговые органы осуществляют контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке и располагают сведениями о суммах задолженности по страховым взносам и пеням по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Налоговая инспекция, являясь в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону «О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2009 и на плановый период 2010 и 2011», Приказом ФНС России от 05.12.2008 № ММ-3-1/643@, в 2009 администратором доходов бюджетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеням, согласно ст. 6 и п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обладает полномочиями по контролю за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, начислению пеней по ним, а также по учету страховых взносов и пеней по ним.
В соответствии с законодательством о налогах и сборах инспекция обязана указать в справке о состоянии расчетов, объективную информацию о задолженности учреждения по пеням по страховым взносам.
Статьей 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определен порядок принудительного взыскания пеней по страховым взносам.
До 2006 применялся судебный порядок их взыскания, с 2006 судебный порядок взыскания пеней с юридических лиц сохранен в отношении причитающихся к уплате сумм, превышающих 50.000 руб., а по меньшим суммам взыскание пеней должно осуществляться территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решений указанных органов в порядке, предусмотренном ст. 25.1 названного Федерального закона.
С учетом положения ст. 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» по взысканию пеней по страховым взносам в судебном порядке применялись сроки направления требования об уплате и обращения в суд, предусмотренные ст. ст. 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисляемый по правилам данных норм права срок взыскания спорных пени по страховым взносам в судебном порядке, на момент выдачи справки о состоянии расчетов истек.
Установленные ст. 25.1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для направления требования об уплате пеней и принятия решения о взыскании пени во внесудебном порядке, в их совокупности, на момент выдачи справки пропущены.
В отношении недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии следует отметить, что данные суммы, подлежащие взысканию, возникли до 2004, таким образом, сроки принудительного взыскания, а также обращения в суд по взысканию недоимок, пеней, истекли.
В справке № 216910 по состоянию на 07.06.2011 указано, что у заявителя имеется задолженность по пеням по НДС в сумме 267, 18 руб., а также присутствуют сведения о переплате заявителем суммы НДС в размере 7.432, 41 руб.
Заявитель не обладает сведениями о мерах по взысканию этих пени инспекцией.
Установленные ст. ст. 70, 46 названного Кодекса сроки для направления требования об уплате пеней и принудительного взыскания пеней, как в бесспорном, так и в судебном порядке на момент выдачи спорной справки пропущены.
Таким образом, имеющаяся у налогоплательщика задолженность по пеням подлежит отражению в справке с указанием на утрату возможности принудительного взыскания этих пеней.
В справке № 216910 по состоянию на 07.06.2011 указано, что у заявителя имеется задолженность по пеням по налогу с продаж в сумме 930, 07 руб., а также присутствуют сведения о переплате заявителем суммы налога с продаж в размере 457, 07 руб.
Срок по взысканию задолженности истек.
В справке № 216910 по состоянию на 07.06.2011 указано, что у заявителя имеется недоимка по единому социальному налогу в федеральный бюджет в размере 42.425, 02 руб., задолженность по пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 80.154, 21 руб.
В адрес учреждения не направлялись требования по взысканию недоимки и пени.
Установленные ст. ст. 70, 46 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для направления требования об уплате пеней и принудительного взыскания пеней, как в бесспорном, так и в судебном порядке на момент выдачи справки пропущены.
Таким образом, имеющаяся у налогоплательщика недоимка в размере 42.425, 02 руб., задолженность по пени подлежит отражению в справке с указанием на утрату возможности принудительного взыскания этих пени.
В справке № 216910 по состоянию на 07.06.2011 указано, что у заявителя имеется недоимка по единому социальному налогу в ФСС РФ в размере 4.115, 72 руб., задолженность по пени по ЕСН в ФСС РФ в сумме 5.840, 11 руб.
В адрес заявителя не направлялись требования по взысканию недоимки и, соответственно, пени.
Установленные ст. ст. 70, 46 Кодекса сроки для направления требования об уплате пени и принудительного взыскания пеней, как в бесспорном, так и в судебном порядке на момент выдачи спорной справки пропущены.
Таким образом, имеющаяся у налогоплательщика недоимка в размере 4.115, 72 руб., задолженность по пени в размере 5.840, 72 руб. подлежит отражению в справке с указанием на утрату возможности принудительного взыскания этих пени.
В справке № 216910 по состоянию на 07.06.2011 указано, что у заявителя имеется недоимка по единому социальному налогу в ФФОМС в размере 4.115, 72 руб., задолженность по пени по ЕСН в ФФОМС в сумме 5.840, 11 руб.
В адрес заявителя не направлялись требования по взысканию недоимки и пени.
В отношении недоимки и пени по ЕСН, зачисляемые в ТФОМС судом первой инстанции установлено, что в справке № 216910 по состоянию на 07.06.2011 указано, что у заявителя имеется недоимка по единому социальному налогу в ТФОМС в размере 1.252, 85 руб., задолженность по пени по ЕСН в ТФОМС в сумме 1.599, 60 руб.
Требования по взысканию недоимки и пени в адрес заявителя не направлялись.
Доводы налогового органа о том, что налогоплательщик не освобождается от обязанности уплаты соответствующих налогов, сборов, пеней и штрафов, отклоняются, поскольку не имеют значения, в связи с истечением установленных сроков.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что законодательство о налогах и сборах не устанавливает сроков давности по уплате недоимки по налогам и задолженности по пеням.
Согласно ст. 207 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок давности и по дополнительным требованиям.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2011 по делу № А40-80960/11-90-353 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий Т.Т. Маркова
Судьи М.С. Сафронова
Л.Г. Яковлева
телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00