НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2023 № А14-4081/2022

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 августа 2023 года Дело № А14-4081/2022

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2023 года.

В полном объеме постановление изготовлено 28 августа 2023 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малиной Е.В.,

судей Протасова А.И.,

Аришонковой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,

при участии:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области: Волчанский А.В. – представитель по доверенности от 22.12.2022, действительна до 31.12.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт РФ.

от ООО «Новоусманская земля»: извещено надлежащим образом, представитель не явился;

от индивидуального предпринимателя главы КФХ Мельниковой Марины Сергеевны: извещен надлежащим образом, представитель не явился;

от индивидуального предпринимателя главы КФХ Мануковского Алексея Александровича: извещен надлежащим образом, представитель не явился;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Воронежской области: извещена надлежащим образом, представитель не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новоусманская земля» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.02.2023 по делу № А14-4081/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новоусманская земля» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области о признании в части недействительным ненормативного акта; третьи лица: 1) Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Воронежской области, 2) индивидуальный предприниматель глава КФХ Мельникова Марина Сергеевна, 3) индивидуальный предприниматель глава КФХ Мануковский Алексей Александрович,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Новоусманская земля», (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным сообщения от 31.05.2021 №505782 в части излишне рассчитанного налога в размере 579 220 руб. и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем пересчета земельного налога по ставке 0,3% (с учетом уточнений от 26.05.2022, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ – т. 1 л.д. 100).

Дело рассматривалось с участием третьих лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Воронежской области, индивидуального предпринимателя главы КФХ Мельниковой Марины Сергеевны, индивидуального предпринимателя главы КФХ Мануковского Алексея Александровича.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.02.2023 по делу № А14-4081/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО «Новоусманская земля» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Мотивируя требования апелляционной жалобы, ООО «Новоусманская земля» ссылается на использование земельных участков с кадастровыми номерами в диапазоне с 36:16:5400015:108 по 36:16:5400015:563 общей площадью 59 Га относящиеся к категории - «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - «для садоводства и дачного строительства», земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400004:92 общей площадью 107 га, относящийся к категории - «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - «для ведения крестьянского фермерского хозяйства», арендаторами по назначению, а именно, для целей сельскохозяйственного производства (для естественного сенокошения и посева ячменя), что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. При этом, у ООО «Новоусманская земля» как собственника земельных участков есть право на применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% в связи с передачей участков в аренду, что следует из разъяснений Федеральной налоговой службы в письме от 21.02.2020 № БС-4-21/3081(2) «О налоговой ставке при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения».

В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагая, что из материалов дела следует, что заявителем спорные земельные участки не используются по целевому назначению (сельскохозяйственное производство), а используются путем сдачи в аренду с целью извлечения прибыли, в связи с чем, основания для применения ставки земельного налога в размере 0,3% отсутствуют. В ходе рассмотрения дела первичные документы, подтверждающие использование с/х техники при сенокошении, посевных и уборочных работах на спорных земельных участках представлены не были.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ООО «Новоусманская земля» и третьих лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.

В связи с наличием доказательств надлежащего извещения ООО «Новоусманская земля» и третьих лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу наличии оснований для отмены судебного акта в части.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Новоусманская земля» на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами в диапазоне с 36:16:5400015:108 по 36:16:5400015:563 общей площадью 59 га,расположенные по адресу : Новоусманский район, в северной части кадастрового квартала36:16:5400015; 36:16:5400004, относящиеся к категории - «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - «для садоводства и дачного строительства», а также земельный участок с кадастровым номером: 36:16:5400004:92 общей площадью 107 га относящийся к категории - «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для ведения крестьянского фермерского хозяйства».

В подтверждение вышеуказанных обстоятельств в материалах дела имеется выписки из ЕРН (т.1 ).

В 2020 году вышеуказанные земельные участки на основании договора аренды №20/01/20 от 20.01.2020 были переданы в совместное пользование индивидуальных предпринимателей Глав Крестьянского (Фермерского) Хозяйства Мельниковой Марины Сергеевны и Мануковского Алексея Александровича на период с 20.01.2020 до 31.12.2020.

В соответствии с соглашением об определении порядка пользования земельными участками, распределении расходов от 20.01.2020, заключенного между арендаторами, стороны решили использовать земельный участок с кадастровым номером: 36:16:5400004:92 частично для посева яровых культур, частично для сенокошения, земельные участки с кадастровыми номерами в диапазоне с 36:16:5400015:108 по 36:16:5400015:563 общей площадью 59 га, для сенокошения.

Поскольку ООО «Новоусманская земля» является собственником вышеуказанных земельных участков, 31.05.2021 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области направила в адрес ООО «Новоусманская земля» по телекоммуникационным каналам связи сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога №505782 за 2020 год.

Согласно Сообщению об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога № 505782 от 31.05.2021 ООО «Новоусманской земле» начислен земельный налог за 2020 год в размере 724 025 руб.:

- по ОКТМО 20625496 начислен земельный налог по ставке 1,5 % в размере 79 448 руб. (земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400004:92).

- по ОКТМО 20625484 начислен земельный налог по ставке 1,5 % в размере 5 306 руб. (земельные участки с кадастровыми номерами 36:16:54000015:130, 36:16:54000015:273, 36:16:5400015:378, 36:16:54000015:463, 36:16:5400015:542).

- по ОКТМО 20625488 начислен земельный налог по ставке 1,5 % в размере 639 271 руб. (земельные участки с кадастровыми номерами с 36:16:5400015:108 по 36:16:5400015:563, кроме земельных участков, которые были перечислены выше).

Производя перерасчет земельного налога за 2020 год, инспекция исходила из того, что общество является юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность. По мнению инспекции, общество не вправе применять пониженную ставку налога 0,3 процента, предусмотренную абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса и обязано уплачивать налог по ставке 1,5 процента, поскольку осуществляет деятельность, направленную на извлечение прибыли (получение дохода от участков в аренду).

Не согласившись с начисленной суммой земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков, полагая, что необходимо исчислять земельный налог за 2020 год по ставке 0,3%, поскольку спорные земельные участки использовались арендаторами для с/х производства, общество оспорило данное сообщение в УФНС России по Воронежской области.

Решением от 06.05.2022 №15-2-18/13567@ жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с сообщением в части примененной ставки земельного налога в размере 1,5 % в отношении спорных земельных участков, полагая, что оно не соответствует требованиям действующего законодательства, общество оспорило его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 388, 389, 390, 393, 394, 396 НК РФ, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришел к выводу о правомерности применения налоговым органом ставки земельного налога 1,5% в отношении спорных земельных участков.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Земельный налог является формой платы за использование земли.

Правила взимания земельного налога установлены Налоговым кодексом, в том числе его главой 31 "Земельный налог", и по общему правилу не связывают величину налога с результатами экономической деятельности лица, использующего землю. Налог взимается от кадастровой стоимости земельного участка по соответствующим ставкам в виде стабильно уплачиваемых платежей.

В абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса указано, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в частности, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

Из подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Соответственно, по общему правилу определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3 процента является вид разрешенного использования земельного участка а и соответствующее его использование.

Указанное регулирование связано с земельным участком и с установленным для него видом разрешенного использования, и не связано с тем, кто является собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 308-ЭС19-18258, от 15.10.2020 N 309-ЭС20-11143, от 11.04.2022 N 306-ЭС21-25432, от 24.06.2022 N 310-ЭС22-2242).

На основании статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд;

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации, от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1482), признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются:

- наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;

- наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.

Решением Совета народных депутатов Усманского 1-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области от 01.11.2018 (в ред. от 14.04.2021 № 41) установлены ставки по земельному налогу на на территории Усманского 1-го сельского поселения, соответствующие значениям, установленным в статье 394 НК РФ, а именно 0,3% в отношении земельных участков. отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных ФЗ от 29.07.2017 № 217-ФЗ (том 1 л.д. 56-58).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции принадлежащие заявителю на праве собственности земельные участки относятся к категории земель – «земли сельскохозяйственного назначения» и имеют вид разрешенного использования – «для садоводства и дачного строительства», за исключением земельного участка с кадастровым номером: 36:16:5400004:92 общей площадью 107 га, который относящийся к категории - «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для ведения крестьянского фермерского хозяйства».

Посчитав, что пониженные ставки земельного налога в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, могут применяться только лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, т.е. устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства, а не в целях извлечения прибыли, налоговый орган пришел к выводу о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков, поскольку они сданы в аренду двум главам КФХ, в связи с чем, коэффициент 0,3% не применим.

С указанными выводами согласился суд первой инстанции, мотивировав свою позицию тем, что по смыслу положений Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями ст.ст.77, 78 ЗК РФ, регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, свидетельствуют о том, что субъектами ведения садоводства и огородничества, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования «для ведения садоводства и огородничества», являются лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Таким образом, по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются исключительно для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства, а не в целях извлечения прибыли.

Апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, сделанными в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400004:92, исходя из следующего.

Так, согласно свидетельству о государственной регистрации права 36АВ 204587 от 01.11.2008 ООО «Новоусманская земля» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400004:92, расположенный по адресу: Воронежская обл., Новоусманский район, в 5 км. по направлению на северо-восток от центра с. Новая Усмань, земли сельскохозяйственного назначения, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадь 107 га. (т. 1 л.д. 112).

Спорный земельный участок был предоставлен обществом в аренду главам КФХ Мельниковой М.С. и главе КФХ Мануковскому А.А. с 2014 года, что подтверждается договорами аренды земельных участков и актами возврата земельных участков (т. 2 л.д. 68-109).

Указанный земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400004:92 в период 2020 года находился в совместном пользовании индивидуальных предпринимателей глав Крестьянского (Фермерского) Хозяйства Мельниковой Марины Сергеевны и Мануковского Алексея Александровича на основании договора аренды №20/01/20 от 20.01.2020.

В соответствии с п. 1.2 договора участки были переданы для целей сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 59-75).

Исходя из п. 1.2 Соглашения об определении порядка пользования земельными участками, распределении расходов от 20.01.2020 (т. 3 л.д. 132-133) земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400004:92 сторонами было определено использовать данный земельный участок частично для посева яровых культур, частично для сенокошения.

Согласно ответу Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 19.07.20222 № 15-11/4464 по данным ЕФИС СЗН земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400004:92 фактически использовался для выращивания следующих видов сельскохозяйственной продукции: 2018 г. – озимая пшеница, 2019 г. – кукуруза на зерно, 2020 г. – ячмень яровой, 2021 г. – кукуруза на зерно, 2022 г. – ячмень яровой (т. 2 л.д. 49).

Из пояснений ИП Главы КФХ Мельниковой М.С. и ИП Главы КФХ Мануковского А.А. следует, что часть земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400004:92 использовалась для выращивания ячменя ярового, площадь посева составила 60 га, оставшиеся 23 га использовались под сенокошение. Осенью 2020 г. на участке были выполнены работы по рекультивации земель и в настоящее время указанный земельный участок полностью используется для посева и выращивания сельскохозяйственных культур (т. 3 л.д. 1).

Из имеющегося в материалах дела акту обследования земельных участков Воронежская область, Новоусманский район, с. Новая Усмань, ул. Юбилейная от 21.06.2022 № 1 усматривается, что земельный участок 36:16:5400004:92 используется хозяйства в соответствии с целевым назначением (т. 2 л.д. 7-11). На данном земельном участке произрастает ячмень, находящийся на стадии колошения, поросли кустарников, а также сорняков отсутствуют. К акту обследования приложены соответствующие фотографии.

Как пояснили третьи лица, привлеченные судом к рассмотрению настоящего дела, общая площадь земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400004:92 составляет 107 га., из которых 60 Га ИП Глава КФХ Мельникова М.С. использовала для выращивания ячменя ярового, 47 Га использовались для естественного сенокошения обоими арендаторами (23 Га ИП Главой КФХ Мельниковой М.С., 24 Га ИП Главой КФХ А.А. Мануковским).

Всего в 2020 году ИП Глава КФХ Мельникова М.С. посеяла 84 га ячменя ярового, из них: 60 га на земельном участке скадастровым номером 36:16:5400004:92, арендованном в ООО «Новоусманская земля» (ИНН 3616012591, ОГРН 1083668008885), поле №12.

Представленная в материалы дела при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции ротационная схема севооборота земельных участков за 2020 год ( т. 4 л.д. 9) содержит указанную информацию (12 поле), посеян ячмень яровой 60 га.

Исходя из данных ротационной схемы ранее на данном земельном участке выращивалась кукуруза на зерно, что соответствует официальному ответу Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 19.07.20222 № 15-11/4464.

Формы фермер 1 и 2 за 2020 год ИП Главы КФХ Мельниковой М.С. также содержат информацию о площади засева ячменем в объеме 84 Га (т. 1 л.д.105-108, 114-117), как и структура посевных площадей по видам с/х культур на 2020 год ( т.4 л.д. 8).

Акт расхода семян и посадочного материала №2 от 10.04.2020 подтверждает посев ячменя ярового сорта «Вакула» в Новоусманском районе, в 5 км по направлению на северо-востоке от центра с. Новая Усмань, накладная на передачу готовой продукции в места хранения №1 от 30.06.2020 содержит информацию о передаче ячменя на склад – т. 4 л.д.9-10

Счета-фактуры №№5200001019, 5200000632, 5200000777, 5200000761, 5200000661 за период с 03.03.2020 по 30.03.2020, ВНП-3012190042 от 30.12.2019 содержат информацию о приобретении необходимых препаратов (минеральных удобрений, средств химзащиты, средств для протравки семян) для возделывания ячменя, указанных в технологической карте.

Представленные в материалы дела штатные расписания свидетельствуют в нахождении в штате у каждого из индивидуальных предпринимателей специалистов для работы в сельском хозяйстве (т. 3 л.д. 13, 28). Наличие сельскохозяйственной техники для обработки земель с/х назначения, посадки, уборки, кошения подтверждено оборотно-сальдовыми ведомостями (т. 3 л.д.18, 26-27). Вышеназванное обстоятельство налоговым органом не опровергается.

Налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, расчеты по страховым взносам (РСВ), налоговые декларации по налогу на доходы физлиц (3НДФЛ), отчеты о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, формы фермер 1,2,3 за 2020 год свидетельствуют о ведении индивидуальными предпринимателями Главами КФХ Мануковским А.А. и Мельниковой М.С. сельскохозяйственной деятельности в 2020 году (т. 2 л.д. 105-108, 109-113, 114-117, 119-122, 123-127, 130-134 том 1, 114-122, 123-130, 133-160, 167-168, 172-176, 177-181, 182-187, 197-201, 203-211, том 3 л.д. 2-6, 19-20).

Договоры аренды земельных участком с/х назначения за период с 2014 по 2021 годы, а также платежные поручения свидетельствуют о долгосрочном сотрудничестве индивидуальных предпринимателей Глав КФХ Мануковского А.А. и Мельниковой М.С. с ООО «Новоусманская земля» (т. 1 л.д. 164, 168, т. 2 л.д. 50-59, 68-89, 103-108).

Таким образом, суд апелляционной инстанции, в том числе с учетом официальной информации, представленной Администрацией Новоусманского муниципального района Воронежской области в письме от 19.07.20222 № 15-11/4464 полагает, что заявителем подтвержден факт частичного засева земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400004:92, что свидетельствует об использовании указанного земельного участка в сельскохозяйственном производстве.

Кроме того, Акт обследования земельных участков Воронежская область, Новоусманский район, с. Новая Усмань, ул. Юбилейная от 21.06.2022 № 1 не содержит информацию о наличии на участке с кадастровым номером 36:16:5400004:92 какой-либо инфраструктуры: дорог, линий электропередач, газопровода, водопровода. Также налоговым органом не представлено доказательств неиспользования земельного участка в 2020 году по целевому назначению или использования с нарушением действующего законодательства, в том числе содержащих признаки неиспользования земельного участка по целевому назначению.

Суд первой инстанции, оценив содержание сведений, отраженных в справке Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 19.07.2022 №15-11/4464, относительно фактов об использовании земельного участка 36:16:5400004:92 для выращивания ячменя ярового со ссылкой на Единую федеральную информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий», не принял это во внимание, поскольку посчитал, что заполнение сведений в указанной информационной системе происходит на основании данных, предоставленных заявителем, и соответствие ее действительному использованию земельного участка не проверяется.

Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами, поскольку налоговый орган, опровергая вышеназванное обстоятельство, со своей стороны не представил ни одного доказательства, соответствующего признакам относимости и допустимости, в подтверждении своих доводов о не использовании земельных участков для с/х деятельности, в том числе с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1482) (действовавшего в спорный период).

При этом, организация, использующая в сельскохозяйственном производстве только часть земельного участка (в рассматриваемом случае доказан посев с/х культур на 60 га из 107 га), вправе применять пониженную ставку земельного налога ко всему земельному участку в целом, в том числе с учетом правового подхода, высказанного Верховным судом РФ в определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2023 №305-ЭС22-24825 по делу №А41-88082/2021 (применительно к земельным участкам, занятым непосредственно объектами инженерной инфраструктуры, и части земельного участка, на котором такие объекты не находятся).

Учитывая, что условия для применения ставки в размере 0,3% четко определены в положениях статьи 394 НК РФ, при этом не доказано неиспользование оставшейся части используемого участка не по целевому назначению, а налоговым законодательством не предусмотрено применение различных ставок в отношении одного земельного участка, являющегося единым объектом налогообложения с определенной кадастровой стоимостью (статьи 389, 390, 394 НК РФ), суд апелляционной инстанции полагает правомерными доводы общества о возможности применения ставки 0,3 % в отношении данного земельного участка.

Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для применения при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400004:92 налоговой ставки в размере 1,5 процента в связи с тем, что указанный земельный участок в проверяемом периоде использовался для сельскохозяйственной деятельности, в том числе арендатором - ИП Главой КФХ Мельниковой М.С.

С учетом изложенного, сообщение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области № 505782 от 31.05.2021 в части применения ставки земельного налога в размере 1,5% в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400004:92 в сумме 79 448 руб. подлежит признанию незаконным.

Как следует из материалов дела, 26.07.2021 Межрайонной ИФНС России № 15 по Воронежской области в соответствии со ст. 46 Налогового Кодекса Российской Федерации вынесено решение № 6376 о взыскании задолженности за счет денежных средств в размере 799 589,67 руб., в том числе по налогу в сумме 739 025,00 руб., по пени в сумме 60 564,67 руб. и направлены поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков, из которых следует, что с расчетного счета налогоплательщика в части земельного налога с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО 20625496 13.05.2022 списано по инкассовым поручениям № 31180 пени за 2020 год в сумме 6 422,00 руб.

Сумма начисленного инспекцией земельного налога по ОКТМО 20625496 в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400004:92 заявителем не уплачена.

В связи с чем, качестве восстановления нарушенных прав заявителя, апелляционный полагает необходимым обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области произвести пересчет сумм земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400004:92 по ставке 0,3 % .

В остальной части апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.

ООО «Новоусманская земля» на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами в диапазоне с 36:16:5400015:108 по 36:16:5400015:563 общей площадью 59 га относящиеся к категории – «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - «для садоводства и дачного строительства».

Заявителем в целях подтверждения правомерности применения налоговой ставки в размере 0,3% в отношении спорных земельных участков представлен Договор аренды земельных участков (из земель сельскохозяйственного назначения) от 20.01.2020 N 20/01/20 (далее - Договор №20/01/20), по условиям которого ООО «Новоусманская земля» (Арендодатель) передает в аренду ИП Главе КФХ Мельниковой М.С., ИП Главе КФХ Мануковскому А.А. (Арендатор) за плату во временное пользование земельные участки, расположенные по адресу Воронежская область, Новусманский район, северная часть кадастрового квартала 36:16:5400015 из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения (п. п. 1.1, 1.1.1) для целей сельскохозяйственного производства.

Согласно представленному в материалы дела соглашению об определении порядка использования земельными участками , распределении расходов от 20.01.2020 (т. 3 л.д. 132-133) земельные участки с кадастровым номерами в диапазоне с 36:16:5400015:108 по 36:16:5400015:563 общей площадью 59 га,расположенные по адресу : Новоусманский район, в северной части кадастрового квартала36:16:5400015; 36:16:5400004, относящиеся к категории - «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - «для садоводства и дачного строительства», использовались для сенокошения

В подтверждение фактического использования спорных земельных участков для сенокошения заявителем представлен акт обследования земельных участков от 01.07.2020, в котором зафиксирован факт использования спорных земельных участков в целях сельскохозяйственного производства – т.1 л.д. 101.

Вместе с тем, указанный акт правомерно не принят судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства, поскольку он подписан как со стороны Арендодателя (директор ООО «Новоусманская земля»), так и со стороны Арендатора (ИП Главы КФХ Мануковского А. А.) – Мануковским А. А., подписание упомянутого акта работниками ИП Главы КФХ Мануковского А. А., находящимися в служебной зависимости от Мануковского А. А., также не может свидетельствовать об объективности содержащихся в нем сведений.

Согласно акту осмотра от 10.06.2022, проведенному совместно с представителями Администрации и налогового органа, и фотоматериалам на момент обследования земельных участков, принадлежащих обществу, там находится полностью вспаханный незасеянный земельный участок, на котором растут деревья и кустарники.

Актом от 21.06.2022 № 1 на момент осмотра зафиксировано выполнение работ по рекультивации целины, поросли кустарников отсутствуют, имеются сорняки ( т.2 л.д.3-6).

Согласно представленной ИП Главой КФХ Мануковским А.А. технологической карте по уборке трав на сено (естественные сенокосы) на 2020 год было скошено 83 га травы на сено (т. 2 л.д. 166).

На основании информационного письма от 27.05.2022 № 27/05, в 2020 году ИП Мануковский А.А. арендовал земельные участки: у Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области - 372 га; у ИП Главы КФХ Мельниковой М.С. - 30 га; у ООО «Новоусманская земля» - 114 га; у ООО «Рыканские сады» - 54,5 га (1/2 от 109 га); у ООО «Новоусманская земля» - 83 га (1/2 от 166 га).

Также в 2020 году в собственности Мануковского А.А. находилось 483 земельных участка, общей площадью 186 га.

Площадь арендованных земельных участков в 2020 году, вместе с земельными участками, находящимися в собственности ИП Мануковского А.А. составляла 839,5 га.

Согласно представленной ИП Главой КФХ Мельниковой М.С. технологической карте по уборке трав на сено (естественные сенокосы) на 2020 год было скошено 83 га травы на сено (т. 2 л.д. 212).

На основании информационного письма от 27.05.2022 № 27/05/22, в 2020 году ИП Мельникова М.С. арендовала земельные участки: у Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области - 372 га; у ООО «Новоусманская земля» (ИНН 3616012560) - 395 га; у ООО «Рыканские сады» - 54,5 га (1/2 от 109 га); у ООО «Новоусманская земля» - 83 га (1/2 от 166 га).

Также в 2020 году в собственности Мельниковой М.С. находилось 196 земельных участка, общей площадью 73,78 га.

Площадь арендованных земельных участков в 2020 году, вместе с земельными участками, находящимися в собственности ИП Мельниковой М.С. составляла 978,28 га.

Следовательно, согласно представленным Мануковским А.А. и Мельниковой М.С. технологическим картам по уборке трав на сено (т. 2 л.д. 166, 212), невозможно определить территории земельных участков, на которых производилось сенокошение.

По отчету по форме №1-фермер «Сведения об итогах сева под урожай» за 2020 год общая площадь земельных участков, используемых ИП Мануковского А.А. для посева озимых и яровых под урожай составила 516 га.

По отчету по форме №1-фермер «Сведения об итогах сева под урожай» за 2020 год общая площадь земельных участков, используемых ИП Мельниковой М.С. для посева озимых и яровых под урожай составила 767 га

Исходя из представленных общих сведений, с учетом наличия у арендаторов собственных земельных участков, которые полностью не были засеяны с/х культурами, т.е. свободные площади для сенокошения оставались и на землях, которые не были арендованы главами КФХ у заявителя, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исходя из представленных сведений не представляемся возможным с достоверностью установить, что именно спорные земельные участки использовались для сенокошения.

В качестве доказательств осуществления сенокошения на указанных земельных участках заявителем в суд апелляционной инстанции были представлены следующие документы:

- учетные листы тракториста-машиниста №№0000-000254, 211 за июнь-июль 2020 года содержат информацию о скашивании трав на сено, ворошении, сгребании, подборке валов с прессованием, погрузку и укладку рулонов (т. 3 л.д. 127, 130)

- путевые листы трактора №№266-272 за период с 06.07.2020 по 14.07.2020, №№213-214 за период с 06.07.2020 по 07.07.2020, которые подтверждают перевозку сена в рулонах с полей, расположенных в с.Рыкань в пос. Тимирязево (л.д.117-123, 128, 129 том 3).

- акты выполненных работ №№ 1-6 за период с 23.06.2020 по 20.07.2020, акты №№1/1-6/1 за период с 23.06.2020 по 09.07.2020, являющиеся приложениями к Соглашению об определении порядка пользования земельными участками, распределении расходов от 20.01.2020 года (т. 3 л.д.136-143).

- технологические карты по уборке трав на сено (т. 2 л.д. 166, 212)

- выписки из ЕГРН о праве от 21-26.02.2019, которые подтверждают наличие у ИП Главы КФХ Мельниковой М.С. коровников,

- договор безвозмездного пользования от 01.07.2019, акты приема-передачи от 01.07.2019, которые подтверждают наличие в пользовании ИП Главы КФХ Мельниковой М.С. места для хранения сена в 2020 году в пос. Тимирязево Новоусманского района Воронежской области.

- договор аренды №14/08/18 от 14.08.2018, который подтверждает наличие в аренде у ИП Глав КФХ Мануковского А.А. и Мельниковой М.С. в пос. Тимирязево Новоусманского района Воронежской области нефтебазы. Срок аренды с 14.08.2018 по 14.07.2019, с пролонгацией. Количество пролонгаций не ограничено (т. 3 л.д. 125-126, 134-135).

- счет-фактура ВНП-3012190042 от 30.12.2019, что подтверждает приобретение дизельного топлива, а также акты на списание материалов №№142 от 30.06.2020, 144 от 01.07.2020 списание дизельного топлива и масла (т. 3 л.д.131)

- отчеты фермер 3 за 2020 год, справки, что подтверждают наличие у индивидуальных предпринимателей крупного рогатого скот (516 голов), овец 47, 32 козы (т. 1 л.д.109-113, 130-134, т. 3 л.д. 8-12 , 14, 24).

Вместе с тем, договор аренды № 14/08/18 от 14.08.2018 и акт приема- передачи от 14.08.2018 заключен между ООО «Новоусманская земля» ИНН 3616012560 и ИП Главой КФХ Мануковским А.А., а также ИП Главой КФХ Мельниковой М.С., то есть заинтересованными лицами, в связи с чем, не могут являться доказательством в рассматриваемом деле.

Кроме того, в декларациях ООО «Новоусманская земля» ИНН 3616012560 по налогу на имущество за период с 2018 по 2022 годы такой объект как нефтебаза не отражен.

Согласно сведениям, имеющимся в налоговом органе, в 2020 году в собственности Мануковского А.А. находилось 483 земельных участка, а также 36 единиц техники, большая часть которых - тракторы, самоходные комбайны, автомобили грузовые.

Представленные заявителем копии актов на списание материалов №142 от 30.06.2020 и №144 от 01.07.2020 от ИП Главы КФХ Мануковского А.А. не могут являться доказательством того, что были использованы Мануковским А.А. именно на арендованных земельных участках у ООО «Новоусманская земля».

Ни учетные листы тракториста-машиниста №№0000-000254, 211 за июнь-июль 2020 года, ни путевые листы трактора №№266-272 за период с 06.07.2020 по 14.07.2020, №№213-214 за период с 06.07.2020 по 07.07.2020, ни акты выполненных работ, не подтверждают осуществление сенокоса именно на спорных земельных участках.

Так, согласно представленному учетному листу тракториста-машиниста № 211 было произведено скашивание травы на сено 20.06.2020. Всего было скошено 23 га. Однако, согласно Акту № 6 и Акту № 6/1 было скошено 106 га. Оплата труда машиниста-тракториста, согласно учетному листу, была произведена в размере 406,30 руб. Согласно Акту № 6 и Акту 6/1 заработная плата была выплачена в размере 582,85 руб.

Транспортировка рулонов сена с поля до сенохранилища, укладка рулонов на хранение произведена 07.07.2020 и 08.07.2020. Однако, согласно Акту № 6 и Акту № 6/1 транспортировка рулонов сена с поля до сенохранилища, укладка рулонов на хранение осуществлялась в период с 06.07.2020 по 09.07.2020. Оплата труда машиниста-тракториста, согласно учетному листу, была произведена в размере 2925 руб. Согласно Акту № 6 и Акту 6/1 заработная плата была выплачена в размере 4196,70 руб.

Согласно представленному учетному листу № 213 трактористом было отработано 7 дней. Однако, при подсчете дней, согласно указанному учетному листу, трактористом было отработано 8 дней.

Земельные участки с кадастровыми номерами с 36:16:5400015:108 по 36:16:5400015:563, расположены по адресу: 396323, Воронежская обл., Новоусманский р-н, п. Тимирязево (северная часть кадастрового квартала 36:16:5400015).

Следовательно, путевые листы, представленные Мануковским А.А. и Мельниковой М.С, не могут являться доказательством по делу, так как транспортировка сена в рулонах производилась из с. Рыкань в п. Тимирязево Новоусманского района Воронежской области, как раз в то место, где расположены сами земельные участки с кадастровыми номерами с 36:16:5400015:108 по 36:16:5400015:563.

Счет-фактура ВНП-3012190042 от 30.12.2019 на приобретение дизельного топлива, акты на списание материалов №№142 от 30.06.2020, 144 от 01.07.2020, акты выполненных работ №№ 1-6 за период с 23.06.2020 по 20.07.2020, акты №№1/1-6/1 за период с 23.06.2020 по 09.07.2020, наличие у индивидуальных предпринимателей крупного рогатого скота, с учетом наличие у арендаторов иных земельных участков не могут однозначно свидетельствовать о ведении сельскохозяйственной деятельности на спорных земельных участках.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обществом не доказано использование спорных земельных участков для с/х производства, в связи с чем, налоговым органом обоснованно применена ставка 1,5% в отношении данных земельных участков.

Оценивая выводы суда первой инстанции о том, что относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования « для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества» и не используемых в предпринимательской деятельности,» земельные участки используются Обществом для коммерческой деятельности (для сдачи в аренду), что свидетельствует о неправомерном применении заявителем пониженной (0,3 процента) ставки земельного налога, со ссылкой в том числе на определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101, суд апелляционной инстанции полагает необходимым указать следующее:

С 2020 года вступили в силу изменения в НК РФ, согласно которым ставка земельного налога не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости в отношении земельных участков для ведения садоводства и не используемых в предпринимательской деятельности, а также земель общего пользования в садоводческих товариществах. Изменения внесены Федеральным законом N 63-ФЗ от 15.04.2019.

В отношении прочих (не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ) земельных участков предельная налоговая ставка по налогу установлена в размере 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса).

Как следует из положений Федерального закона от 15.04.98 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - закон N 66-ФЗ; применительно к правоотношениям, действовавшим до 2019 года) и Федерального закона от 29.07.17 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (применительно к правоотношениям, действующим с 2019 года), ведение садоводства и огородничества осуществляется некоммерческими организациями и гражданами, непосредственно использующими земельные участки для ведения садоводства и огородничества.

С учетом изложенного, пониженные налоговые ставки по земельному налогу, установленные абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 Кодекса, применяются некоммерческими организациями и физическими лицами, непосредственно использующими земельные участки в целях удовлетворения личных потребностей при ведении личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а не в целях извлечения прибыли.

Вместе с тем, из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ, пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога 0,3% по основанию "земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемые для сельскохозяйственного производства" возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.

По мнению суда апелляционной инстанции, сдача в аренду спорных земельных участков сама по себе не может свидетельствовать о том, что земельный участок не использовался для сельскохозяйственной деятельности.

Поскольку определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3% является вид разрешенного использования земельного участка и его использование, а не собственник.

Исходя из разъяснений Пленума ВАС, данных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", факт целевого использования земель не ставится НК РФ в зависимость от того, кем производится его использование - собственником или арендатором. Если использование земельного участка отвечает требованиям его целевого использования, то ставка налога в отношении этого земельного участка применяется исходя из вида целевого использования, указанного в правоустанавливающих (кадастровых) документах.

Поскольку ООО "Новоусманская земля" в рамках настоящего дела не доказало, что на спорных земельных участках осуществлялось сельскохозяйственное производство (сенокошение), в том числе арендатором спорных земельных участков, то суд области пришел к верному выводу о том, что у налогоплательщика отсутствовали основания для применения пониженной ставки земельного налога.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом результата рассмотрения спора, в соответствии со ст.110 АПК РФ расходы ООО «Новоусманская земля» по оплате госпошлины в размере 3000 руб. по первой инстанции, и 1500 руб. по апелляционной инстанции подлежат взысканию с налогового органа.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новоусманская земля» удовлетворить в части.

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.02.2023 по делу № А14-4081/2022 в части отказа в признании незаконным сообщения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области № 505782 от 31.05.2021 в части применения ставки земельного налога в размере 1,5% в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400004:92 в сумме 79 448 руб. отменить.

Признать незаконным сообщение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области № 505782 от 31.05.2021 в части применения ставки земельного налога в размере 1,5% в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400004:92 в сумме 79 448 руб.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем пересчета сумм земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400004:92 по ставке 0,3 % .

В остальной части решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.02.2023 по делу № А14-4081/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новоусманская земля» – без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Новоусманская земля» судебные расходы в размере 4500 руб. за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Новоусманская земля» из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 1500 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.В. Малина

Судьи А.И. Протасов

Е.А. Аришонкова