ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 марта 2020г. Дело №А64-6394/2019
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2020 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.
при участии в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи:
от общества с ограниченной ответственностью «Хлебзаводстрой»: ФИО1, представитель по доверенности №1 от 30.08.2019;
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тамбову: ФИО2 представитель по доверенности от 17.12.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуОбщества с ограниченной ответственностью «Хлебзаводстрой» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.11.2019 по делу №А64-6394/2019, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Хлебзаводстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тамбову (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонрашуения от 04.04.2019 №13-16/3949,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Хлебзаводстрой» (далее – заявитель, ООО «ХЗС», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тамбову (далее – налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 04.04.2019 №13-16/3949.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.11.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО «ХЗС» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, удовлетворить заявленное требование.
Заявитель апелляционной жалобы возражает против вывода суда первой инстанции о том, что объектом налогообложения может являться как само здание (административно-деловой центр, торговый центр (комплекс)), так и помещения (нежилые) в нем (в торговом центре) в общей совокупности. Указанное, по мнению Общества, противоречит Закону Тамбовской области от 28.11.2003 №170-З «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области».
В представленном отзыве Инспекция указывает, что налоговой базой по налогу на имущество организации в настоящем случае является здание с кадастровым номером 68:29:021:0001:7548, а не выделенные из указанного здания помещения.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав доводы представителей сторон, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в период с 30.10.2018 по 30.01.2019 налоговым органом в отношении ООО «ХЗС» была проведена камеральная налоговая проверка расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2018 года.
Актом налоговой проверки от 12.02.2019 №13-16/32126 установлено, что 30.03.2018 ООО «ХЗС» прекратило право собственности на объект недвижимого имущества (здание), расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером 68:29:0210001:7548 путем выделения помещений с кадастровыми номерами: 68:29:0210001:9079, 68:29:0210001:9082, 68:29:0210001:9081, 68:29:0210001:9080.
Как следует из материалов проверки, Общество, применяющее упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), 15.10.2018 представило налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2018 года, в котором в Разделе 3 указано здание с кадастровым номером 68:29:0210001:7548, налоговая ставка 0,75%, кадастровая стоимость 100 475 936 руб., коэффициент К - 0/3. Сумма авансового платежа 0 руб. (т. 1 л.д. 70).
Налоговым органом сделан вывод, что в нарушение ст. 378.2 НК РФ, п. 1 ст. 1.1 Закона Тамбовской области от 28.11.2003 № 170-З «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области» ООО «ХЗС» занизило сумму авансового платежа за 3 квартал 2018 года на 148 800 руб. за счет неправомерного неисчисления авансового платежа по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: 68:29:0210001:9079, 68:29:0210001:9082, 68:29:0210001:9081, 68:29:0210001:9080, 68:29:0210001:7548, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.
По итогам проверки Инспекцией принято решение от 04.04.2019 №13-16/3949 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которому Обществу начислены пени по налогу по состоянию на 04.04.2019 на сумму 10764руб., а также предложено начислить авансовый платеж по налогу на имущество организаций за 3 квартал 2018 года по сроку уплаты 30.10.2018 в размере 148 840руб. (т. 1 л.д. 51-57).
Полагая, что указанное решение не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права, и законные интересы, Общество обратилось в УФНС России по Тамбовской области с апелляционной жалобой.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Тамбовской области было принято решение от 13.06.2019 №05-09/2/35, которым, оспариваемое решение от 04.04.2019 г. №13-16/3949 оставлено без изменения, жалоба Общества без удовлетворения (т.1 л.д. 31-33).
Не согласившись с решением ИФНС России по г. Тамбову от 04.04.2019 г. №13- 16/3949 Общество 02.08.2019 обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением по настоящему делу.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказано.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, руководствуясь следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Исходя из положений п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
На основании пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, к которым отнесены в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Тамбовской области от 28.11.2003 № 170-З «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области» (далее – Закон № 170-З) установлено, что налог на имущество организаций на территории Тамбовской области (далее в настоящем Законе - налог) устанавливается настоящим Законом в соответствии с главой 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и обязателен к уплате на территории Тамбовской области (ст. 1 Закона №170-З).
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 2 Закона № 170-З (в редакции, действовавшей в спорный период) в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, указанных в статье 1.1 настоящего Закона, принадлежащих организациям, применяющим специальные налоговые режимы, налоговая ставка устанавливается в 2018 году в размере 0,75 процента, в 2019 году - 1,0 процента, в 2020 году - 1,5 процента, в 2021 году и последующие годы - 2,0 процента.
Статьей 1.1. Закона № 170-З предусмотрены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещения в них площадью свыше 1000 квадратных метров (за исключением административно-деловых центров, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (за исключением нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 29.12.2017 № 799 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее - Перечень) определен перечень объектов, в отношении которых на 2018 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В настоящий Перечень включено здание с кадастровым номером 68:29:0210001:7548, расположенное по адресу: <...> (позиция №156 Перечня), как отвечающее признакам объекта, указанного в пп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ. Вновь образованные помещения с кадастровыми номерами: 68:29:0210001:9079, 68:29:0210001:9082, 68:29:0210001:9081, 68:29:0210001:9080 не указаны в Перечне и не могли быть в нем указаны, поскольку образованы и поставлены на государственный кадастровый учет позднее (31.03.2018).
Таким образом, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне. Указанное подтверждается позицией, изложенной в Письме Минфина России от 13.03.2017 N 03-05-04-01/13780, в Письме ФНС России от 16.03.2017 N БС-4-21/4780 «О применении положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к помещениям, не вошедшим в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Кроме того, как указано в пп. 7 п. 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ), в реестр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
При прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здания, сооружения с государственного кадастрового учета не снимаются (п. 5 ст. 41 Федерального закона №218-ФЗ).
В результате раздела ООО «ХЗС» стало собственником четырех нежилых помещений с кадастровыми номерами: 68:29:0210001:9079, 68:29:0210001:9082, 68:29:0210001:9081, 68:29:0210001:9080, расположенных в отдельно стоящем здании с кадастровым номером 68:29:0210001:7548 по адресу: <...> (т. 1 л.д. 84-100), введенном в эксплуатацию как «2-этажное здание магазина с офисными помещениями» (ответ Комитета градостроительства администрации г.Тамбова от 23.11.2018г., разрешение на строительство от 10.04.2015г., справка от 13.11.2015г., акт приема-передачи от 14.11.2015г., заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов от 30.11.2015г., разрешение на ввод в эксплуатацию от 17.12.2015г., л.д. 73-82),
Указанное здание является единым объектом, состоящим из 4 помещений, и фактически принадлежит ООО «ХЗС». Данные помещения не обособлены, не могут существовать сами по себе, отдельно, то есть являются неотъемлемой частью здания.
Факт нахождения вышеперечисленных помещений общей площадью 2320,2 кв.м., равной площади указанного здания, Обществом не оспаривается.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции заявителю предлагалось обосновать деловую цель выделения спорных помещений и представить пояснения об их использовании. Определение суда от 19.02.2020 заявителем не исполнено.
В силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ риск несовершения процессуальных действий относится на заявителя. Применительно к ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ ООО «ХЗС» не опровергло довод налогового органа о том, что спорное имущество используется Обществом как единый торговый объект и разделение на помещения произведено формально.
Таким образом, раздел здания на помещения является особым видом раздела объекта недвижимости, когда исходный объект не перестает существовать как самостоятельный объект кадастрового учета.
Включение предыдущего объекта недвижимости в Перечень не свидетельствует о физическом отсутствии самого объекта недвижимости и не может служить основанием для освобождения образованного из данного объекта нового объекта недвижимости от уплаты законно установленного налога на имущество.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу п. 10 ст. 378.2 НК РФ в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Из указанного следует, что поскольку предыдущий объект недвижимости с кадастровым номером 68:29:0210001:7548 по состоянию на 01.01.2018 включен в Перечень, постольку вновь образованные объекты недвижимости подлежат обложению налогом на имущество по кадастровой стоимости в силу п. 10 ст.378.2 НК РФ.
Учитывая вышеприведенные выводы, арбитражный суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта как основанный на ошибочном толковании норм налогового законодательства.
Аналогичная позиция отражена в постановлениях Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 по делу №А45-40907/2017, Первого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 по делу №А43-5254/2018, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 по делу №А49-2835/2018, Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2018 по делу №А49-11080/2017.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.11.2019 по делу №А64-6394/2019 ( с учетом определения об исправлении опечатки от 07.11.2019) оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячныйсрок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Т.И. Капишникова
Судьи Е.В. Малина
М.Б. Осипова