НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 № 19АП-6326/2016



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 ноября 2016 года                                                      Дело №А64-3483/2016

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года

В полном объеме постановление изготовлено 21 ноября 2016 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                       Скрынникова В.А.,

судей:                                                                                 Осиповой М.Б.,

                                                                                            Михайловой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Синюгиной Ю.А.,

при участии в судебном заседании:

          от  открытого акционерного общества «Тулиновская мебельная фабрика»: Раздобарин Н.И., генеральный директор на основании приказа № 111 от 28.06.2013, паспорт РФ;

от  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области: Мовчан Э.А., представитель по доверенности № 02-09/21 от 10.11.2016; Сидоренко О.С., представитель по доверенности № 02-03 от 20.02.2016,

  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.09.2016 по делу № А64-3483/2016 (судья Копырюлин А.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Тулиновская мебельная фабрика» (ОГРН 1026800886870, ИНН 6820000190, Тамбовская область, с. Тулиновка) к Межрайоннойинспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области(ОГРН 1116829009494, ИНН 6829079500, г. Тамбов)о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.02.2016   № 395,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Тулиновская мебельная фабрика» (далее – ОАО «Тулиновская мебельная фабрика», Общество, налогоплательщик») обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Тамбовской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 4 по Тамбовской области, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.02.2016 № 395.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.09.2016 по делу № А64-3483/2016 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная ИФНС России № 4 по Тамбовской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 12.09.2016 и принять по делу новый судебный акт об отказе  ОАО «Тулиновская мебельная фабрика» в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то, что им правомерно был доначислен земельный налог за 2014 год в отношении спорных земельных участков на основании результатов кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 № 1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области».

При этом инспекция указывает на то, что кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением Администрации Тамбовской области от 24.11.2009 № 1394 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов области» не подлежит применению с 01.01.2014 в связи с вступлением в силу с этой даты постановления Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 № 1276.

В связи с изложенными обстоятельствами, у Арбитражного суда Тамбовской области, по мнению налогового органа, отсутствовали основания признавать решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.02.2016 № 395 недействительным.

В представленном отзыве ОАО «Тулиновская мебельная фабрика» возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит суд в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 28.07.2015 ОАО «Тулиновская мебельная фабрика» в налоговый орган была представлена уточненная налоговая декларация № 2 по земельному налогу за 2014 год, в соответствии с которой сумма исчисленного земельного налога за 2014 год, подлежащая уплате Обществом в бюджет, составила 179 307 рублей.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой был составлен акт камеральной налоговой проверки от 11.11.2015 № 5458  (т. 1 л.д. 61-66).

По итогам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика и материалов проверки налоговым органом принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.02.2016 № 395, в соответствии с которым Обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 330 856 рублей и пени в сумме 45 926 рублей (т. 1 л.д. 46-55).

Основанием для вынесения решения от 11.02.2016 № 395 послужил вывод налогового органа о том, что 10.01.2014 в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения, в связи с чем, кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть определена на основании результатов кадастровой оценки, утвержденных постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 № 1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области», на основании которого кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:20:2301001:166 составила 33 798 324, 60 рублей, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:20:2301001:284 – 212 517, 80 рублей.

Решение Межрайонной ИФНС России № 4 по Тамбовской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.02.2016 № 395 было обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области от 25.04.2016 № 05-12/2/33 решение инспекции от 11.02.2016 № 395 оставлено без изменения, апелляционная  жалоба ОАО «Тулиновская мебельная фабрика» - без удовлетворения.

Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России № 4 по Тамбовской области, полагая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ОАО «Тулиновская мебельная фабрика», последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать указанное решение недействительным.

Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Порядок определения налоговой базы устанавливается статьей 391 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. В силу пункта 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют сумму налога и сумму авансовых платежей по налогу.

В соответствии с пунктом 6 статьи 396 и пунктом 3 статьи 398 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровойстоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговый орган расчет сумм по авансовым платежам.

Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно статьям 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Статьей 24.13 Федерального закона № 135-ФЗ установлено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о новой кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет внесение указанных сведений в государственный кадастр недвижимости.

При этом сведения о новой кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Судом первой инстанции установлено, что ОАО «Тулиновская мебельная фабрика» принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами: 68:20:2301001:166, расположенный по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Тулиновка, ул. Афанасьевой, д.5 (л.д. 130); 68:20:2301001:284, расположенный по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Тулиновка, ул. Афанасьевой, д.25А (л.д. 133).

Как следует из материалов рассматриваемого дела, на территории муниципального образования г. Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 № 74 «Об установлении земельного налога на территории города Тамбова», опубликованным в газете «Наш город Тамбов», № 48 (219), 14.11.2005.

Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007                  № 1311 (с учетом изменений, внесенных в него постановлением от 29.02.2008 № 260) были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области, внесенные в государственный кадастр недвижимости и действующие с 01.01.2009.

В 2013 году в Тамбовской области проведена очередная оценка кадастровой стоимости земель постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 № 1276, вступающим в силу, как указано в самом постановлении, с 01.01.2014, утверждены ее результаты.

Первоначальный текст документа опубликован в издании сайт сетевого издания «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru) 13.11.2013.

Как установлено судом первой инстанции, по данным филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области по состоянию на 01.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:20:2301001:166 составляла 11 879 131,95 руб., по земельному участку с кадастровым номером 68:20:2301001:284 – 74 693,85 руб. Данные значения кадастровой стоимости внесены в ГКН 04.01.2010 на основании постановления администрации Тамбовской области от 24.11.2009 №1304 «О внесении изменений в постановление администрации области от 30.11.2007 № 1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов».

В государственный кадастр недвижимости новые сведения о кадастровой стоимости числе земельных участков с кадастровым  номером  68:20:2301001:166 и кадастровым номером 68:20:2301001:284 , как следует из письма филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области от 01.04.2015 № 1253, внесены 10.01.2014. На основании постановления Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 № 1276 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым  номером  68:20:2301001:166 стала составлять                       33 798 324, 60 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым  номером   68:20:2301001:284  - 212 517,80 рублей.

Инспекция, руководствуясь датой вступления в силу постановления Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 № 1276, сочла подлежащей применению в 2014 году для расчета земельного налога новую кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:20:2301001:166, составляющую 33 798 324, 60 рублей, земельного участка с кадастровым  номером   68:20:2301001:284  - 212 517,80 рублей.

Между тем, инспекцией не учтено следующее.

На основании пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

При этом соответствии с пунктом 2 вышеназванной статьи акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В силу пункта 3 названной статьи акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 НК РФ).

Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 5 НК РФ, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

В силу пункта 5 статьи 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 № 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Из изложенного следует, что в случае, когда нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований статьи 5 НК РФ такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу требований статей 5, 391 НК РФ результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 № 1276 и внесенные в государственный кадастр недвижимости в 2014 году, не могут быть применены для целей налогообложения ранее 1 января 2015 года.

С учетом положений пункта 1 статьи 5 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2014 год должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 № 1311 (с учетом изменений, внесенных в него постановлением от 29.02.2008 № 260).

При таких обстоятельствах Общество в уточненной декларации по земельному налогу за 2014 год верно определило размер земельного и оснований для доначисления суммы налога у инспекции не имелось.

При этом судом первой инстанции также обоснованно учтены разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении Пленума от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в пункте 18 которого указано, что в той части, в какой нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).

Арифметическая правильность произведенного Обществом расчета земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 68:20:2301001:166, 68:20:2301001:284, отраженного налогоплательщиком в налоговой декларации, налоговым органом не оспаривается.

 Выводы, к которым пришел суд первой инстанции по данному делу также подтверждаются правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.09.2016 № 310-КГ16-11561.

На основании изложенного, доводы налогового органа, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм законодательства РФ.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.09.2016 по делу № А64-3483/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа – без удовлетворения.

Вопрос о распределении государственной пошлины судом не решается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.09.2016 по делу № А64-3483/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячныйсрок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья:                                    В.А. Скрынников

Судьи:                                                                           М.Б. Осипова

Т.Л. Михайлова