НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 № 19АП-2461/2017

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

                           П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 мая 2017 года                                                            Дело № А14-13940/2016

г. Воронеж                                                                                                              

Резолютивная часть постановления объявлена  12 мая 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено   19 мая 2017 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

               Кораблевой Г.Н.,

судей

                             Колянчиковой  Л.А

Маховой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелгуновой Д.О.,

при участии:

от саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства «Региональное объединение строителей «Развитие»: Воронцов А.Н., представитель по доверенности от 17.11.2016;

от общества с ограниченной ответственностью «Рыбинскгазстрой»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рыбинскгазстрой» (ОГРН 1117610002894, ИНН 7610092260) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.02.2017 по делу № А14-13940/2016 (судья Щербатых И.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью «Рыбинскгазстрой» (ОГРН 1117610002894, ИНН 7610092260) к саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Региональное объединение строителей «Развитие» (ОГРН 1083600001638, ИНН 3662121845) о признании незаконными и отмене решений Правления СРО НП «РОС «Развитие»,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Рыбинскгазстрой» (далее –  ООО «Рыбинскгазстрой», истец) обратилось в арбитражный суд с иском к саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Региональное объединение строителей «Развитие» (далее – СРО НП «РОС «Развитие», партнерство, ответчик, саморегулируемая организация) о признании незаконным и отмене решений Правления СРО НП «РОС «Развитие» от 12.08.2016 о применении к ООО «Рыбинскгазстрой» меры дисциплинарного воздействия в виде приостановления действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида работ; от 25.08.2016 о прекращении действия свидетельства ООО «Рыбинскгазстрой» с 25.08.2016 о допуске к работам, которые оказывают влияние не безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ, а также об исключении ООО «Рыбинскгазстрой» с 25.08.2016 из членов СРО НП «РОС «Развитие.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, считая его незаконным и необоснованным, общество с ограниченной ответственностью «Рыбинскгазстрой» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит  решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.02.2016 отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Общество с ограниченной ответственностью «Рыбинскгазстрой» явку представителей в судебное заседание не обеспечило, о слушании дела извещено надлежащим образом.

В соответствии с частью 3 статьи 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие неявившихся представителей стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.

В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела и изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует, из представленной истцом выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) по состоянию на 16.09.2016 следует, что Управлением Федеральной налоговой службы по Воронежской области 30.09.2008 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица СРО НП «РОС «Развитие», ОГРН 1083600001638.

Из представленной истцом выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 16.09.2016 следует, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области 27.05.2011 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица ООО «Рыбинскгазстрой», ОГРН 1117610002894. ООО «Рыбинскгазстрой» 25.07.2011 обратилось в СРО НП «РОС «Развитие» с заявлением о приеме в члены указанной организации и выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в котором указало свой юридический и фактический адрес: 152909, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Южная, д. 16, кв.59; адрес электронной почты: rybinskgazstroi@mail.ru.

По результатам рассмотрения указанного заявления, на основании решения правления СРО НП «РОС «Развитие», оформленного протоколом от 01.08.2011 №0811/01, ООО «Рыбинскгазстрой» принято в члены партнерства, выдано свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, взамен которого впоследствии на основании заявления ООО «Рыбинскгазстрой» было выдано свидетельство № 0381.3-2013- 7610092260-С-204 от 25.02.2013 (выписка из протокола № 0213/05 от 25.02.2013).

Правлением СРО НП «РОС «Развитие» принято решение, оформленное протоколом №0716/01-01 от 05.07.2016, о проведении внеплановой проверки членов саморегулиремой организации, утверждены срок проведения обязательной проверки деятельности членов СРО НП «РОС «Развитие» с 01.08.2016 по 10.08.2016, включительно, перечень членов СРО НП «РОС «Развитие», подлежащих проверке, в том числе ООО «Рыбинскгазстрой», а также утверждены дата и время (12.08.2016 в 12 час 00 мин) проведения заседания дисциплинарной комиссии СРО НП «РОС «Развитие», на котором будут рассматриваться результаты проведенной проверки и вопросы применения мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований положений СРО НП «РОС «Развитие».

Указанное решение 05.07.2016 было опубликовано на сайте СРО НП «РОС «Развитие» в сети Интернет, что подтверждается представленным в материалы дела представителем ответчика скриншотом страницы сайта СРО НП «РОС «Развитие» от 02.11.2016.

Уведомление о предстоящей проверке, направленное 22.07.2016 ответчиком в адрес истца, указанный в заявлении о приемы в члены саморегулируемой организации, получено адресатом 18.08.2016, после неудачной попытки вручения 27.07.2016, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления, сформированным 08.11.2016 с использованием официального сайта Почты России.

 Кроме того, из представленного представителем ответчика скриншота электронной почты СРО НП «РОС «Развитие» следует, что ответчик 21.07.2016 направил данное уведомление по адресу электронной почты истца, указанному последним в заявлении о приемы в члены саморегулируемой организации.

Истец в исковом заявлении также подтверждает получение им 21.07.2016 уведомление о предстоящей проверке.

Из представленной в материалы дела представителем ответчика копии акта плановой проверки № 01/08111 от 12.08.2016 следует, что в ходе проверки установлено, что ООО «Рыбинскгазстрой» на момент проверки не соответствует минимальным требованиям действующего законодательства и нормативным требованиям СРО НП «РОС «Развитие» к выдаче свидетельства о допуске, поскольку не представлены надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающие соответствие организации требованиям к выдаче свидетельства о допуске.

Из представленных в материалы дела представителем ответчика копий сведений о квалификации руководителей и специалистов ООО «Рыбинскгазстрой» от 26.07.2016, дипломов и трудовых книжек, полученных от истца, следует, что: Лешин Александр Геннадьевич – с 01.07.2011 генеральный директор ООО «Рыбинскгазстрой», имеет высшее образование по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» (диплом ФВ №368711 от 29.06.1993, трудовая книжка АТ-IV №7317445); Лешин Илья Александрович – с 08.02.2012 инженер ПТО ООО «Рыбинскгазстрой», с 01.03.2013 инженер 2-ой категории в отделе строительного контроля ООО «ПромСтройЗаказчик», с 02.02.2015 главный инженер проекта в ООО «ПромСтройЗаказчик», с 03.08.2015 главный инженер проекта ООО «Рыбинскгазстрой», имеет высшее образование, по специальности «Промышленное и гражданское строительство», присуждена квалификация «Инженер» (диплом КХ №13342 от 21.06.2013, трудовая книжка ТК-III №6071644);  Киселев Александр Александрович – с 18.01.2016 инженер ООО «Рыбинскгазстрой», имеет высшее образование по специальности «270301 архитектура», присвоена квалификация «Архитектор» (диплом №107624 0040910 от 30.06.2014, трудовая книжка ТК-V №2464995); Тихонов Кирилл Евгеньевич – с 18.01.2016 инженер ООО «Рыбинскгазстрой», имеет высшее образование по специальности «270301 архитектура», присвоена квалификация «Архитектор» (диплом №107624 0040028, трудовая книжка ТК-V №2464994).

Из представленной в материалы дела представителем ответчика копии выписки из протокола №0816/01 от 12.08.2016 усматривается, что дисциплинарной комиссией СРО НП «РОС «Развитие» рекомендовано правлению СРО НП «РОС «Развитие» применить меру дисциплинарного воздействия в виде приостановления действия свидетельства о допуске на период до устранения выявленных нарушений к ООО «Рыбинскгазстрой».

Правлением партнерства принято решение, оформленное протоколом №0816/03 от 12.08.2016, о применении меры дисциплинарного воздействия в виде приостановления действия свидетельства о допуске на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на 10 календарных дней, в связи с нарушением членом саморегулируемой организации – ООО «Рыбинскгазстрой» требований Стандарта саморегулирования «Требования к выдаче и условия выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Указанное решение 12.08.2016 было опубликовано на сайте СРО НП «РОС «Развитие» в сети Интернет, что подтверждается представленным в материалы дела представителем ответчика скриншотом страницы сайта СРО НП «РОС «Развитие» от 02.11.2016.

Уведомление о приостановке действия свидетельства о допуске, направленное 16.08.2016 ответчиком в адрес истца, указанный последним в заявлении о приемы в члены саморегулируемой организации, получено адресатом 25.08.2016, после неудачной попытки вручения 22.08.2016, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления, сформированным 08.11.2016 с использованием официального сайта Почты России.

Кроме того, из представленного представителем ответчика скриншота электронной почты СРО НП «РОС «Развитие» следует, что ответчик 12.08.2016 направил данное уведомление на электронный адрес истца, указанный последним в заявлении о приемы в члены саморегулируемой организации.

 Из протокола №0816/09 от 25.08.2016 заседания правления СРО НП «РОС «Развитие» следует, что правлением партнерства принято решение прекратить на основании пункта 3 части 15 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие свидетельства о допуске № 0381.3-2013-7610092260-С-204 от 25.02.2013, выданное члену партнерства ООО «Рыбинскгазстрой», а также, руководствуясь частью 3 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исключить из членов СРО НП «РОС «Развитие» на основании пункта 5 части 2 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации ООО «Рыбинскгазстрой».

Уведомление об исключении из состава членов партнерства, направленное 26.08.2016 ответчиком в адрес истца, указанный в заявлении о приемы в члены саморегулируемой организации, получено последним 08.09.2016, что подтверждается копией почтовой квитанции от 27.08.2016 и отчетом об отслеживании почтового отправления, сформированным 08.11.2016 с использованием официального сайта Почты России.

В соответствии с разделом I Устава СРО НП «РОС «Развитие», утвержденного решением очередного общего собрания членов СРО НП «РОС «Развитие» 27.04.2012, протокол №01/0412 (далее – Устав), СРО НП «РОС «Развитие» является некоммерческой организацией в форме некоммерческого партнерства, основанной на членстве, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, созданное в целях координации и саморегулирования предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

Согласно подпунктам 4.4.4, 4.4.6 пункта 4.4 Устава в обязанности партнерства, в том числе входят:  обязанность по осуществлению контроля за предпринимательской деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов, правил партнерства, условий членства в партнерстве; обязанность по применению мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации и внутренними документами партнерства, в отношении своих членов.

Пунктом 5.1 Устава предусмотрено, что членами партнерства могут быть юридические лица, в том числе иностранные юридические лица, и (или) физические лица – индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и которые отнесены решением общего собрания членов к сфере деятельности партнерства.

 В соответствии с подпунктом 5.12.3 пункта 5.12 Устава с момента приобретения партнерством статуса саморегулируемой организации и до момента прекращения указанного статуса исключение члена партнерства, помимо случаев, установленных пунктом 5.11 Устава, осуществляется, в том числе, в случае отсутствия у члена партнерства свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в пункте 5.8 Устава.

Пунктом 5.14 Устава предусмотрено, что решение об исключении из числа членов партнерства принимается общим собранием членов партнерства, за исключением случая указанного в пункте 5.12.3 Устава, когда решение об исключении принимает правление партнерства.

В соответствии с пунктом 12.2 Устава контрольный комитет создается в целях обеспечения соблюдения членам партнерства нормативно установленных требований стандартов и правил, а также качества деятельности членов партнерства.

Согласно пункту 12.3 Устава дисциплинарная комиссия является специализированным органом партнерства созданным в целях рассмотрения и разрешения жалоб на нарушения членами партнерства требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов партнерства. Подпунктом 1.5.3 пункта 1.5 Правил контроля за соблюдением членами СРО НП «РОС «Развитие» технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО НП «РОС «Развитие» и правил саморегулирования, утвержденных решением общего собрания членов СРО НП «РОС «Развитие» 31.05.2013, протокол №01/0513 (далее – Правила контроля), предусмотрено, что партнерством, в том числе, проводятся внеплановые проверки деятельности членов партнерства.

В соответствии с подпунктом 4.1.4 пункта 4.1 Правил контроля внеплановые проверки деятельности членов партнерства в части соблюдения требований к выдаче и условий выдачи свидетельств о допуске, стандартов саморегулируемой организации и правил саморегулирования, иных внутренних документов партнерства проводятся контрольным комитетом партнерства, в том числе, в иных необходимых случаях по решению генерального директора или правления партнерства.

Согласно пункту 5.1 Правил контроля по завершению проверки составляется соответствующий акт в двух экземплярах, который подлежит подписанию всеми членами рабочей группы, проводившими проверку. Один экземпляр акта проверки брошюруется и, под расписку, вручается представителю организации-члена партнерства, в отношении которой проводилась проверка или направляется по почте с уведомлением о вручении адресату.

Второй экземпляр акта проверки остается в распоряжении комитета для принятия решения.

 Пунктом 5.2 Правил контроля предусмотрено, что в акте проверки должна содержаться следующая информация: дата и место составления документа;  основание принятия решения о проведении проверки; - полное наименование члена партнерства, в отношении которого проводилась проверка; сроки и место проведения проверки; - перечень лиц, проводивших проверку;  сведения об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом проверки руководителя проверяемой организации.

Из пункта 6.1 Правил контроля следует, что порядок проведения проверок устанавливается в соответствии с Положением о контрольном комитете СРО НП «РОС «Развитие», Положением об экспертно-квалификационной комиссии СРО НП «РОС «Развитие», Регламентом осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП «РОС «Развитие», которые утверждаются правлением партнерства.

В соответствии с пунктом 1.1 Регламента осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП «РОС «Развитие», утвержденного решением правления СРО НП «РОС «Развитие» 01.04.2011, протокол №0411/01 (далее – Регламент), регламент осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП «РОС «Развитие» устанавливает основания, формы, сроки осуществления контроля специализированным органом СРО НП «РОС «Развитие» – контрольным комитетом – за деятельностью членов партнерства в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требований стандартов партнерства и правил саморегулирования, Устава партнерства, положений и иных внутренних документов Партнерства.

Согласно пункту 1.5 Регламента проведение проверок включает в себя следующие действия: - принятие решения о проведении проверки (подпункт 1.5.1 Регламента); - проведение проверки (подпункт 1.5.2 Регламента); - оформление результата проверки и принятие мер по результатам проверки (подпункт 1.5.3 Регламента).

Пунктом 1.8 Регламента предусмотрено, что контроль за деятельностью членов партнерства в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, а также контроль за соблюдением членами партнерства требований стандартов партнерства и правил саморегулирования осуществляется при приеме в члены партнерства, а также не реже чем один раз в год.

Из пункта 1.9 Регламента следует, что продолжительность проверки не должна превышать одного месяца.

В соответствии с подпунктом 5.1.4 пункта 5.1 Регламента внеплановые проверки деятельности членов партнерства в части соблюдения требований к выдаче условиям выдачи свидетельств о допуске, стандартов саморегулируемой организации и правил саморегулирования, иных внутренних документов партнерства проводятся контрольным комитетом партнерства, в том числе в иных необходимых случаях по решению генерального директора или правления партнерства.

Согласно пунктам 5.6 – 5.9 Регламента внеплановая проверка назначается по решению правления партнерства или приказу генерального директора партнерства. Уведомление о предстоящей внеплановой проверке направляется члену партнерства, в отношении которого запланирована проверка не позднее чем за 5 рабочих дней.

В уведомлении указываются срок проверки, предмет проверки, основания, дата заседания дисциплинарной комиссии (для рассмотрения результатов проверки, в случае выявления нарушений).

Уведомление направляется по почте, факсу или электронной почте по адресам и телефонам, которые были представлены членами партнерства в партнерство и содержатся в реестре партнерства.

Из пункта 5.17 Регламенты следует, что результаты проверок рассматриваются на заседании контрольного комитета, которые являются закрытыми.

Пунктом 5.20 Регламента предусмотрено, что в случае выявления нарушений членами партнерства требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, стандартов и правил саморегулирования партнерства, а также страхования ответственности, материалы проверки передаются на рассмотрение дисциплинарной комиссии партнертства.

Из пункта 6.1 Регламента следует, что по завершении плановой либо внеплановой проверки составляется соответствующий акт в двух экземплярах, который подлежит подписанию всеми членами рабочей группы, проводившими проверку.

Экземпляр акта проверки и копии приложений к нему также брошюруются и, под расписку, вручаются представителю организации- члена партнерства, в отношении которой проводилась проверка или направляется по почте с уведомлением о вручении адресату.

Второй экземпляр акта проверки и приложения к нему брошюруется и остаются в распоряжении контрольного комитета для принятия решения. В соответствии с пунктом 2.2 Положения «О дисциплинарной комиссии СРО НП «РОС «Развитие»», утвержденной решением правления СРО НП «РОС «Развитие» 01.04.2011, протокол №0411/01, (далее - Положение о Дисциплинарной комиссии) дисциплинарная комиссия создается в целях рассмотрения дел о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов партнерства, допустивших нарушения требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, стандартов партнерства и иных внутренних документов партнерства.

Полномочия дисциплинарной комиссии и процедура дисциплинарного производства определены разделом 5 Положения о Дисциплинарной комиссии, из которого следует, что дисциплинарная комиссия партнерства: рассматривает дела о нарушении членами партнерства требований законодательства Российской Федерации, требований к выдаче свидетельств о допуске, а также требований, содержащихся в Уставе, стандартах, правилах и иных внутренних документах партнерства (пункт 5.1 Положения о Дисциплинарной комиссии); осуществляет рассмотрение результатов проверок деятельности членов партнерства (пункт 5.2 Положения о Дисциплинарной комиссии); рассматривает результаты плановых и внеплановых проверок и принимает решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов партнерства, допустивших нарушения требований к выдаче свидетельств о допуске, а также требований, содержащихся в Уставе, стандартах, правилах и иных внутренних документах партнерства (пункт 5.3 Положения о Дисциплинарной комиссии).

Пунктом 5.13 Положения о Дисциплинарной комиссии предусмотрено, что решение о применении мер дисциплинарного воздействия в виде приостановления действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства или прекращения действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается правлением партнерства.

 Согласно пункту 6.3 Положения о Дисциплинарной комиссии партнерство в течение двух рабочих дней со дня принятия дисциплинарной комиссией решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена партнерства направляет копии решения члену партнерства, а также лицу, направившему жалобу, по которой принято такое решение.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения «О системе мер дисциплинарного воздействия за несоблюдением членами СРО НП «РОС «Развитие» требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов и правил саморегулирования», утвержденной решением общего собрания членов СРО НП «РОС «Развитие» 27.04.2012, протокол №01/0412 (далее – Положение о системе мер дисциплинарного воздействия), меры дисциплинарного воздействия применяются к члену партнерства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Уставом партнерства за несоблюдение требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов, положений партнерства, правил саморегулирования (дисциплинарные правонарушения).

Согласно пункту 2.2 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия мерами дисциплинарного воздействия, в том числе, являются: приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ (подпункт 2.2.4 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия); прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ (подпункт 2.2.5 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия); исключение из членов партнерства (подпункт 2.2.6 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия).

Пунктом 2.5 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия предусмотрено, что приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, применяется в качестве меры дисциплинарного воздействия в случае несоблюдения членом партнерства требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов партнерства, внутренних документов партнерства на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на шестьдесят календарных дней.

В этот период член партнерства вправе выполнять самостоятельно из числа указанных работ только работы, необходимые для устранения выявленных нарушений.

До окончания срока приостановления действия свидетельства о допуске член обязан направить в партнерство в письменном виде уведомление об устранении нарушений, являвшихся основанием приостановления действия свидетельства о допуске, а также в обязательном порядке заявление о возобновлении действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

К уведомлению и заявлению прилагаются документы, доказывающие устранение выявленных нарушений.

 Из пункта 2.6 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия следует, что одним из оснований к прекращению действия свидетельства о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является не устранение членом партнерства в установленный срок выявленных ранее нарушений, повлекших применение к виновному лицу в качестве меры дисциплинарного воздействия приостановление действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (подпункт 2.6.1 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия).

В соответствии подпунктом 2.7.1 пункта 2.7 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия действие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекращается в отношении определенного вида или видов работ, в том числе, по решению правления партнерства в случае не устранения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленный срок в соответствии с подпунктом 2.2.4 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия выявленных нарушений, если действие свидетельства о допуске индивидуального предпринимателя или юридического лица к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, приостановлено (данное решение не является мерой дисциплинарного воздействия).

Согласно подпункту 2.8.5 пункта 2.8 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия решение об исключении из членов партнерства принимается, в том числе, в случае отсутствия у члена партнерства свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в законе.

Основания и порядок применения мер дисциплинарного воздействия предусмотрены разделом 3 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия, из которого следует, что основаниями для рассмотрения дисциплинарной комиссией вопроса о применении мер дисциплинарного воздействия к члену партнерства являются данные проверок, проводимых специализированным органом партнерства, заявления и жалобы граждан и юридических лиц, предписания государственных органов, решения органов управления партнерства (пункт 3.1 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия); дисциплинарная комиссия партнерства обязана рассмотреть материалы проверки и вынести решение в разумный срок, но не более 30 рабочих дней с момента поступления в дисциплинарную комиссию от специализированного органа партнерства материалов проверки деятельности члена партнерства, проведенной специализированным органом партнерства (пункт 3.2 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия); действующий на основании доверенности или учредительных документов полномочный представитель члена партнерства, в отношении которого рассматривается дело, а также представитель лица, в связи с обращением которого рассматривается данное дело, вправе принять участие в заседании дисциплинарной комиссии при предоставлении документа (документов), удостоверяющего его полномочия.

Дисциплинарная комиссия приглашает на свои заседания вышеуказанных лиц, направляя им соответствующие уведомления в разумные сроки (пункт 3.3 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия); неявка полномочного представителя члена партнерства, в отношении которого рассматривается дело, на заседание дисциплинарной комиссии или лица, в связи с обращением которого рассматривается данное дело, а также его представителя, не препятствует рассмотрению дела о привлечении члена партнерства к дисциплинарной ответственности и вынесению решения о наложении дисциплинарного взыскания или иного решения (пункт 3.4 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия); заверенная партнерством копия решения дисциплинарной комиссии, вынесенного в соответствии с настоящим положением в срок, не позднее двух дней со дня вынесения, вручается или направляется заказным письмом с уведомлением члену партнерства, в отношении которого вынесено данное решение, а также лицу, направившему обращение в партнерство, в связи с которым принято решение (в случае, если проверка деятельности члена партнерства, по результатам которой принято данное решение, была проведена контрольным комитетом партнерства в связи с таким обращением) (пункт 3.13 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия)

Разрешая настоящий спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав.

На основании статьи 225.1. АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом, в том числе споры об обжаловании решений органов управления юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – ФЗ «О саморегулируемых организациях») саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных упомянутым Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

При этом, согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

В соответствии со статьей 6 ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация обязана осуществлять предусмотренные законом функции, в том числе: разрабатывать и устанавливать условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации; применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов; осуществлять контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации; рассматривать жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

В силу пункта 2 статьи 1 ФЗ «О саморегулируемых организациях» особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2.1 указанной статьи особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

В силу части 1 статьи 55.6 ГрК РФ в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на -20- безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.

В соответствии с положениями части 2 статьи 55.1, части 1 статьи 55.5 ГрК РФ содержанием деятельности саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются разработка и утверждение, в том числе, требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; правил контроля в области саморегулирования; документа, устанавливающего систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования; а также контроль за соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований этих документов.

Статьей 55.5 ГрК РФ установлены минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, предусматривающие наличие определенного количества работников, имеющих соответствующие образование и стаж работы по специальности.

Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в силу части 8 статьи 55.5 ГрК РФ являются: - требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

При этом не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;  требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет; требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации.

Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства в силу пункта 8.2 статьи 55.5 ГрК РФ являются: требование о наличии по месту основной работы работников строительной компании, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации строительства.

Руководитель строительной компании или его заместитель должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее семи лет, не менее пяти работников должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет; требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными выше лицами с проведением их аттестации.

В соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из содержания части 15 статьи 55.8 ГрК РФ следует, что действие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекращается в отношении определенного вида или видов работ, в том числе, по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае неустранения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленный срок в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 55.15 настоящего Кодекса выявленных нарушений, если действие свидетельства о допуске индивидуального предпринимателя или юридического лица к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, приостановлено.

На основании части 17 статьи 55.8 ГрК РФ решения саморегулируемой организации о выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, об отказе в выдаче такого свидетельства, об отказе во внесении изменений в свидетельство о допуске к указанным работам, о прекращении действия свидетельства о допуске к указанным работам, о приостановлении действия свидетельства о допуске к указанным работам, об отказе в возобновлении действия свидетельства о допуске к указанным работам, бездействие саморегулируемой организации при рассмотрении соответствующих вопросов могут быть обжалованы в арбитражный суд.

В силу статьи 55.13 ГрК РФ саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования.

Контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год.

В соответствии со статьей 9 ФЗ «О саморегулируемых организациях» контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Член саморегулируемой организации обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу саморегулируемой организации в порядке, определяемом саморегулируемой организацией.

В случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия. В соответствии со статьей 10 ФЗ «О саморегулируемых организациях» орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, условий членства в саморегулируемой организации.

Процедура рассмотрения указанных жалоб и дел, содержание указанных нарушений определяются внутренними документами саморегулируемой организации.

Согласно статье 55.15 ГрК РФ саморегулируемая организация применяет в отношении своих членов предусмотренные такой саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования.

В качестве мер дисциплинарного воздействия применяются: 1) вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки; 2) вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения; 3) приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ; 4) прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ; 5) исключение из членов саморегулируемой организации.

Согласно части 4 статьи 55.15 ГрК РФ решение саморегулируемой организации о применении меры дисциплинарного воздействия может быть обжаловано в арбитражный суд лицом, в отношении которого принято это решение.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55.7 ГрК РФ, в случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов саморегулируемой организации такого лица.

В силу положений части 5 статьи 55.7, части статьи 55.15 ГрК РФ решение саморегулируемой организации о применении меры дисциплинарного воздействия, в том числе исключении из членов саморегулируемой организации, может быть обжаловано в арбитражный суд лицом, в отношении которого принято это решение.

Исходя из установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что ответчиком фактически была проведена внеплановая проверка истца на предмет его соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.

Решение о проведении проверки принято компетентным органом саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 5.1.4 Регламента осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП «РОС «Развитие».

При этом в соответствии с положениями статьи 9 ФЗ «О саморегулируемых организациях», пункта 4.1.4 Правил контроля в области саморегулирования, пункта 5.1.4 Регламента осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП «РОС «Развитие» наличие запланированной к проведению плановой проверки в текущем году не препятствует назначению внеплановой проверки члена саморегулируемой организации.

В этой связи доводы истца о допущенных ответчиком нарушениях оснований назначения проверки и правил проведения проверки обоснованно признаны судом первой инстанции неправомерными.

Также суд области обоснованно признал неправомерными доводы истца о несоответствии оснований проведения проверки положениям статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку в силу положений статьи 1 указанного закона, данный нормативный правовой акт не регулирует отношения в сфере контроля, осуществляемого саморегулируемыми организациями.

Истец был надлежащим образом заблаговременно извещен о проведении проверки, подлежащих проверки обстоятельств, перечне документов, которые необходимо представить, а также о приостановлении действия свидетельства о допуске, о периоде устранения выявленных нарушений.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными ответчиком доказательствами публикации на сайте в сети интернет соответствующей информации, направления истцу уведомлений с использованием средств почтовой связи и электронной почты.

Истец подтверждает факт получения уведомления о предстоящей проверки по электронной почте.

Несвоевременное получение истцом почтовых отправлений с уведомлениями о проведении проверки и о приостановлении действия свидетельства о допуске по вине адресата в соответствии с правилами пункта 3 статьи 54 ГК РФ влечет для истца соответствующие неблагоприятные последствия и не является основанием для продления срока проведения проверки или устранения недостатков.

Довод истца о том, что в его адрес направлялись документы, изменяющие содержание уведомления о проведении проверки, не может быть принят во внимание, поскольку ответчиком в адрес истца досылались разъяснения к направленному ранее уведомлению о проведении проверки, облегчающие представление необходимых документов.

В соответствии с пунктами 5.21.2, 6.1 Регламента осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП «РОС «Развитие», пунктом 5.1 Правил контроля в области саморегулирования акт проверки вручается представителю организации – члена партнерства, в отношении которой проводилась проверка или направляется по почте с уведомлением о вручении адресату.

Из представленной истцом в партнерство в ходе проведения проверки копии сведений о квалификации руководителей и специалистов ООО «Рыбинскгазстрой» от 26.07.2016, дипломов и трудовых книжек следует, что у истца имеется в штате 4 специалиста, в том числе генеральный директор Лешин А.Г. имеет высшее образование не по строительной специальности и стаж работы по специальности более 3-х лет; главный инженер проекта Лешин И.А. имеет высшее образование и стаж работы по специальности более 3-х лет; инженер Киселев А.А. имеет высшее образование и стаж работы по специальности менее 3-х лет; инженер Тихонов К.Е. имеет высшее образование и стаж работы по специальности менее 3-х лет.

Таким образом, из заявленных истцом четырех специалистов минимально необходимым требованиям к выдаче свидетельства о допуске, предусмотренных пунктом 8 статьи 55.5 ГрК РФ, соответствует только один специалист.

Ввиду отсутствия документов, подтверждающих сведения о необходимом стаже работы по специальности у не менее чем трех работников, имеющих высшее образование по специальности, ответчиком обоснованно сделан вывод о несоответствии истца требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Истец не представил доказательств принятия необходимых мер для устранения в установленный срок нарушений, послуживших основанием для приостановления действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

При этом арбитражный суд области верно отклонил доводы истца о недостаточности установленного срока для устранения нарушений, поскольку решение о приостановке действия свидетельства о допуске было опубликовано на сайте ответчика в тот же день, истец, зная о проводимой проверке и дате ее окончания, проявляя должную разумность, мог предпринять самостоятельные меры по выяснению результатов проверки, независимо от получения по почте соответствующего решения.

Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что истец не был лишен права обратиться с заявлением в партнерство о продлении срока как проведения проверки, так и устранения недостатков при наличии уважительных причин.

Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые решения приняты компетентным органом саморегулируемой организации при наличии оснований, установленных пунктом 5 части 2 статьи 55.7, пунктом 3 части 15 статьи 55.8, частью 2 статьи 55.15 ГрК РФ, соответствуют степени общественной опасности допущенных нарушений.

При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, судом первой инстанции в иске отказано обоснованно.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

По настоящему спору доказательства судом первой инстанции оценены правильно, нарушений статей 67, 68, 71 АПК РФ не допущено. Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.

Новых доказательств по делу, которые не были бы предметом рассмотрения арбитражного суда области, не представлено.

Доводы апелляционной жалобы ООО «Рыбинскгазстрой» о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и подлежат отклонению.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 28.02.2017 не имеется.

В силу положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на её заявителя.

                                            ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.02.2017 по делу № А14-13940/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рыбинскгазстрой» (ОГРН 1117610002894, ИНН 7610092260) – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

Г.Н. Кораблева

Судьи      

Л.А. Колянчикова

 Е.В. Маховая