ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 июня 2016 года Дело № А14-18205/2015
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей: Скрынникова В.А.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями Выборновой И.В.,
при участии:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Киреевой Ю.С., представителя по доверенности от 25.01.2016 № 01-36/1580,
от Акционерного общества «Воронежский комбинат строительных материалов»: Кузнецовой М.Н., представителя по доверенности от 30.07.2014 № 5, выдана сроком на 3 года; Левиной Н.П., представителя по доверенности от 30.07.2014 № 4, выдана сроком на 3 года; Демидовой Г.В., представителя по доверенности от 29.10.2015 № 23,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.03.2016 по делу № А14-18205/2015 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению Акционерного общества «Воронежский комбинат строительных материалов» (ОГРН 1023601557803, ИНН 3665002959) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) о признании частично недействительным решения № 425 от 11.11.2015,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Воронежский комбинат строительных материалов» (далее – Общество, ЗАО «ВКСМ») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (далее – Управление, орган Пенсионного фонда) № 425 от 11.11.2015 в части доначисления недоимки по страховым взносам в размере 398 454 руб., начисления пени в размере 89 623,54 руб., привлечения к ответственности по ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 79 690,80 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.03.2016 по делу № А14-18205/2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на неправомерное исключение Обществом из базы для начисления страховых взносов стоимости молока, бесплатно выдаваемого работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, что привело к неуплате страховых взносов за проверяемый период.
По мнению органа Пенсионного фонда, доход в виде бесплатно выданного молока работникам, занятым на рабочих местах, условия работы на которых не признаны вредными по результатам проведенной аттестации, подлежит обложению страховыми взносами.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением в отношении ЗАО «ВКСМ» была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Результаты проверки отражены в акте от 09.10.2015 № 425, по результатам рассмотрения которого Управлением 11.11.2015 вынесено решение № 425, в соответствии с которым ЗАО «ВКСМ» было привлечено к ответственности на основании п.1 ст.47 Федерального закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 84 133,87 руб. за неполную уплату страховых взносов.
Также согласно данному решению Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере 420 669,36 руб. и начислены пени по состоянию на 11.11.2015 в сумме 94 378,96 руб.
Не согласившись с решением Управления от 11.11.2015 № 425 в оспариваемой части ЗАО «ВКСМ» обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что расходы ЗАО «ВКСМ» на выдачу молока работникам, указанным в списке профессий рабочих и служащих, связанных с вредными условиями работы, не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников в качестве платы за выполнение обусловленной трудовым договором трудовой функции, а носили в рассматриваемой ситуации компенсационный характер в связи с необходимостью выполнения трудовых функций в условиях воздействия вредных производственных факторов, а размер указанных расходов не превысил установленных законодательством норм, поэтому они не могут являться объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в силу положения части 2 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
Соглашаясь с приведенной позицией Арбитражного суда Воронежской области, апелляционный суд руководствуется следующим.
На основании пп. «а» п. 1 ч.1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ организации являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов – организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (ст. 20 ТК РФ).
Под трудовым договором ст. 56 ТК РФ понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Взаимосвязанное толкование приведенных норм Трудового кодекса и нормы п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в ст. 15 ТК РФ нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть, заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Статья 164 ТК РФ под гарантиями понимает средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в ст. 165 ТК РФ.
На основании ст. 191 ТК РФ за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности – объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Из ст. 132 ТК РФ следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в Трудовом кодексе.
Кроме того, в отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012.
В ходе проведения выездной проверки в отношении ЗАО «ВКСМ» Управлением выявлены факты невключения Обществом в состав облагаемой базы для исчисления и уплаты страховых взносов в фонд социального страхования стоимости молока, бесплатно выдаваемого работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде молоко, бесплатно выдаваемое работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, произведены на основании положений коллективных договоров ЗАО «ВКСМ» на 2012 – 2015 годы, которым, в том числе, предусмотрена обязанность работодателя по выдаче молока работникам, занятых на работе с вредными условиями труда.
Генеральным директором ЗАО «ВКСМ», по согласованию с профкомом организации, утвержден список профессий рабочих и служащих ЗАО «ВКСМ» (т.3, л.37-48), связанных с вредными условиями работы, которым полагается выдача молока (с нормой выдачи молока – 0,5 литра за смену).
Выдача молока не предусмотрена трудовыми договорами, заключенными Обществом с конкретными работниками.
Доказательств, свидетельствующих о том, что бесплатная выдача молока являлась частью оплаты труда работников, Управлением в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
То обстоятельство, что спорная выплата не поименована напрямую в составе сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, не является основанием для включения ее в облагаемую базу исходя из характера и назначения этой выплаты.
В статье 222 ТК РФ установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 № 168 «О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов» (далее - Постановление № 168) устанавливает общий порядок определения норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Согласно названному Постановлению работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов (абзац 3 пункта 1 Постановления № 168).
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н. Этим же документом установлены Нормы и условия выдачи молока.
В соответствии с дополнениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 19.04.2010 № 245н в пункт 13 вышеназванных Норм и условий, основанием для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам является наличие результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном на момент вступления в силу данного Приказа порядке, которые подтверждают отсутствие предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов на рабочих местах или отсутствие превышения установленных нормативов по выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам, указанным в Перечне.
При отсутствии данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда или невыполнении работодателем вышеперечисленных требований сохраняется прежний порядок бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством работодатель обязан бесплатно выдавать молоко работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, если это предусмотрено положениями заключенного коллективного договора, до получения результатов аттестации их рабочих мест, подтверждающих обеспечение безопасных (допустимых) условий труда.
Пунктом 14 Норм и условий выдачи молока предусмотрено, что иные вопросы, связанные с бесплатной выдачей молока или других равноценных пищевых продуктов, решаются работодателем самостоятельно с учетом положений коллективного договора.
Суд первой инстанции, оценив положения статей 164, 219, 222 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 №168 «О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов», приказа Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н пришел к выводу, что основанием для выдачи молока или лечебно-профилактического питания работнику является его фактическая занятость на работах, связанных с вредными производственными факторами.
Вышеуказанные нормы не предусматривают проведение аттестации в качестве условия предоставления компенсации, соответственно, в рассматриваемом случае проведение аттестации и признание условий труда по отдельным рабочим местам допустимыми по химическому, биологическому и физическому факторам не освобождает работодателя от обязанности предоставить компенсацию работнику в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте вредных производственных факторов.
Как указано выше, в проверяемый период на предприятии действовал коллективный договор на 2012 – 2015 годы, которым, в том числе, предусмотрена обязанность работодателя по выдаче молока работникам, занятых на работе с вредными условиями труда.
Генеральным директором ЗАО «ВКСМ», по согласованию с профкомом организации, утвержден список профессий рабочих и служащих ЗАО «ВКСМ», связанных с вредными условиями работы, которым полагается выдача молока (с нормой выдачи молока – 0,5 литра за смену).
Таким образом, работникам Общества за период 2012-2014 выдавалось молоко на основании коллективного договора, а также списков должностей и профессий ЗАО «ВКСМ», работа которых связана с вредными факторами.
Наличие вредных факторов подтверждается санитарно-гигиеническим паспортом канцерогенной организации, утвержденной генеральным директором ЗАО «ВКСМ» 14.05.2013 и согласованного 14.05.2013 с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (т. 1, л. 71-107).
Довод Управления о том, что поскольку в картах аттестации рабочих мест по факторам, поименованным в Перечне вредных производственных факторов, указано на соответствие рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда, поэтому у заявителя отсутствуют основания для бесплатной выдачи молока своим работникам указанных профессий обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 13 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.02.2009 N 45н, основанием для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам являются:
наличие результатов проведения специальной оценки условий труда;
согласие первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя) на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам по результатам проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.
При отсутствии у работодателя данных о результатах проведения специальной оценки условий труда или невыполнении им вышеперечисленных требований сохраняется порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, действовавший до вступления в силу Приказа от 16.02.2009 N 45н.
Как пояснило Общество суду первой инстанции, профсоюзная организация ЗАО «ВКСМ» отказала в даче согласия на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов работникам, по результатам аттестации рабочих мест которых по условиям труда не выявлено вредных производственных факторов или превышения установленных нормативов по ним.
Таким образом, бесплатная выдача молока или других равноценных продуктов не поставлена в зависимость только от результатов аттестации рабочих мест, проводимых с целью установления размеров превышения предельно допустимых уровней химических веществ.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выдача молока работникам Общества осуществлена с учетом наличия в трудовой деятельности конкретного работника вредных условий труда, обусловленных его занятостью на работах, связанных с вредными производственными факторами, предусмотренными в Перечне, а также выдача молока предусмотрена Коллективным договором ЗАО «ВКСМ».
Судом первой инстанции учтено, что в решении Управления Пенсионного фонда № 425 от 11.11.2015 в качестве основания для доначисления страховых взносов, начисления пени и привлечения к ответственности указано только на признание по результатам аттестации рабочих мест условий труда отдельных работников допустимыми по химическому, биологическому и физическому факторам. При этом обстоятельства, связанные с фактической занятостью работников на работах, связанных с вредными условиями труда в оспариваемом решении не отражены.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что денежные средства, направленные ЗАО «ВКСМ» на молоко, бесплатно выдаваемое работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в облагаемую базу при исчислении страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, поскольку не являются вознаграждением за выполнением работниками своих трудовых обязанностей.
Поскольку арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ЗАО «ВКСМ» факта неполной уплаты сумм страховых взносов, начисленных в соответствии с решением № 425 от 11.11.2015 в размере 398 454 руб., то и начисления пени в размере 89 623,54 руб., привлечения к ответственности по ст. 47 федерального закона № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 79 690,80 руб. является неправомерными.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о том, что решение Управления № 425 от 11.11.2015 в соответствующей части является недействительным.
Доводы апелляционной жалобы отделения Управления отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.03.2016 по делу № А14-18205/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления − без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 №281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы Управления судом апелляционной инстанции не решается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.03.2016 по делу № А14-18205/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Н.А. Ольшанская
Судьи В.А. Скрынников
Т.Л. Михайлова