НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 № 10АП-7235/2013,10АП-7236/2013

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

23 сентября 2013 года

Дело № А41-885/13

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,

судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Масаевым З.Х.,

при участии в заседании:

от Шереметьевской таможни – Сурковой Е.В. (представителя по доверенности от 28.12.2012 № 04-09/42361);

от закрытого акционерного общества «Эч А Эс» – Давыдкиной Н.Н. (представителя по доверенности от 17.04.2013 № 14),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 22.04.2013 по делу № А41-885/13, принятое судьей Сабитовой С.Н.,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Эч А Эс» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее – таможня), в котором с учетом принятых уточнений просило признать незаконными решения таможни от 28.09.2012 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД (регистрационные номера 10005000-21-31/428, 10005000-21-31/458) и требование таможни об уплате таможенных платежей от 03.10.2012 № 883; обязать таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества; в порядке восстановления нарушенных прав общества обязать таможню возвратить излишне уплаченные во исполнение требования об уплате таможенных платежей таможенные платежи в размере 26 137 рублей 10 копеек.

Решением Арбитражного суда Московской области от 22.04.2013 требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) установил следующие обстоятельства.

Общество подало декларацию на товары № 1005023/031211/0061899 (далее – ДТ), в которых с учетом дополнения к ДТ заявило к таможенному оформлению рабочие станции с подставкой торговой марки MICROS серии WS 4 LX и серия PCWS2015 со следующей технической характеристикой: встроенный процессор INTEL CELERON M 320, чип INTEL 855GME, операционная система MICROSOFT WINDOWS 2000, жидкокристаллический монитор 15” (38 см.), сенсорный экран ELO 5 WIRE RESIST, считыватель магнитных карт INTEGRATED 3-TRACK, оперативная память 2 Гб, порты для дисплеев, порты для кассовых ящиков, в комплекте с блоком питания и соединительными проводами, предназначены для ресторано-гостиничного бизнеса.

В ДТ общество определило эти товары как «машины вычислительные портативные массой не более 10 кг., состоящие из центрального блока обработки данных, клавиатуры и дисплея» и указало их код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее – товарная номенклатура, ТН ВЭД) 8471 41 0000.

Усмотрев из выводов о функциональной характеристике указанных рабочих станций, на основании решения таможни о назначении экспертизы таможенным экспертом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления 14.05.2012 составлено заключение, в котором сделаны выводы о функциональной характеристике указанных рабочих станций (о наличии в них встроенного считывателя пластиковых карт, который служит для идентификации и входа в систему рабочего персонала и авторизации банковских карт (списание денежных средств), таможней 28.09.2012 приняты решения (регистрационные номера 10005000-21-31/428, 10005000-21-31/458) о классификации спорных товаров по коду ТН ВЭД 8470 50 0009 и 03.10.2012 в адрес общества выставило требование № 883 об уплате таможенных платежей в размере 26 137 рублей 10 копеек.

Товары были выпущены для внутреннего потребления под обеспечение по уплате таможенных платежей (платежными поручениями указанная сумма была оплачена обществом).

По обращению общества специалистом Автономной некоммерческой организации торгово-промышленной палаты Российской Федерации «Союзэкспертиза» проведено исследование, по результатам которой 05.07.2012 составлен акт, в котором сделан вывод о том, что у названных рабочих станций нет самостоятельной функции по совершению платежных операций, в связи с чем их нельзя отнести к кассовым аппаратам.

Обществом получено письмо производителя этих рабочих станций MICROS от 16.11.2012, в котором сообщается о том, что основной функцией рабочих станций MICROS является прием, обработка и отображение информации, позволяющей создавать и редактировать меню, оперативно формировать заказы клиентов, просматривать отчеты, вести учет списка гостей; основная сфера применения – рестораны, кафе и гостиницы; рабочие станции MICROS не предназначены для проведения платежных операций; встроенный считыватель магнитных карт служит для идентификации рабочего персонала и входа в систему; рабочие станции MICROS не содержат фискальной памяти, не имеют фискального регистратора, не имеют технической возможности использовать телефонную сеть для соединения с банками; рабочие станции MICROS не приспособлены печатать квитанции с указанием итогов дебетовых и кредитовых операций; рабочие станции MICROS позволяют пользователю вносить изменения в программу работы в эти машины конструктивных изменений (например, замены узлов машины); рабочие станции MICROS способны хранить программу или программы обработки; свободно перепрограммируемы; выполняют арифметические вычисления, определяемые пользователем; выполняют без вмешательства человека программы обработки, требующие от вычислительной машины логических решений в процессе обработки.

Также обществом получена справка официального дистрибьютера товаров MICROS – общества с ограниченной ответственностью «Системы для гостиниц» от 22.11.2012, в котором сообщается, что рабочие станции MICROS имеют встроенный считыватель магнитных карт; данный считыватель магнитных карт служит для идентификации и входа в систему рабочего персонала; рабочий персонал, произведя вход в систему, получает возможность оперативно обрабатывать информацию, например: детально вводить информацию по заказываемым блюдам и по посетителям; отслеживать время приготовления блюд; вести учет количества гостей; формировать и печатать заказы клиентов; отдельно вносить такую маркетинговую информацию, как степень важности клиента. Благодаря системе идентификации персонала при входе в систему реализуется также такая функция, как безопасность, что позволяет, например, информировать руководство о проведении определенных операций на рабочей станции; протоколировать все операции менеджера на рабочей станции; возможность получения наглядных отчетов по качеству работы персонала. Встроенные карт-ридеры технически могут считать информацию с любой карты, имеющую магнитную полосу, однако, рабочие станции MICROS используют только для идентификации и входа в систему работающего за ним персонала. Информация с любых других карт с магнитной полосой не может быть обработана рабочей станцией или передана на внешние устройства при помощи этой рабочей станции. Рабочие станции MICROS технически, при наличии специального программного обеспечения могут также осуществлять индетификацию рабочего персонала по отпечаткам их пальцев, в этом случае необходимость в считывателе магнитных карт отпадает.

Указывая на отсутствие у таможни при такой технической и функциональной характеристике товаров оснований для применения кода ТН ВЭД 8470 50 0009 и отказа в применении кода ТН ВЭД 8471 41 000 0, указанного в ДТ, общество 23.11.2012 обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании упомянутых решений таможни о классификации товаров от 28.09.2012, требования об уплате таможенных платежей от 03.10.2012, и об обязании таможни возвратить излишне таможенные платежи.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства – членов Таможенного Союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

В соответствии со статьей 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно части 1 статьи 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, декларантом подается, в том числе, декларация на товары.

Пунктом 5 части 2 статьи 181 ТК ТС установлено, что в декларации на товары указываются, в том числе сведения о товарах, в состав которых входит классификационный код товаров по ТН ВЭД.

ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза), утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, в редакции, подлежащей применению к спорным отношениям, предусмотрено, что:

код ТН ВЭД 8471 41 000 0 (указанный обществом в ДТ) имеет следующее содержание:

вычислительные машины и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства, машины для переноса данных на носители информации в кодированной форме и машины для обработки подобной информации, в другом месте не поименованные или не включенные (8471),

– машины вычислительные прочие (8471 41 000 0),

– – содержащие в одном корпусе, по крайней мере, центральный блок обработки данных и устройство ввода и вывода, объединенные или нет (8471 41 000 0).

код ТН ВЭД 8470 50 0009 (указанный таможней в оспариваемых решениях о классификации) имеет следующее содержание:

машины счетные и карманные машины для записи, воспроизведения и визуального представления данных с вычислительными функциями; бухгалтерские машины, почтовые маркировочные машины, аппараты билетные и другие аналогичные

машины со счетными устройствами; аппараты кассовые (8470),

– аппараты кассовые (8470 50 000),

– – прочие (8470 50 000 9).

Пунктом 6 Положения о порядке применения Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 (далее – Положение), предусмотрено, что основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее – ОПИ) применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: 1) ОПИ 1 применяется в первую очередь; 2) ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; 3) ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; 4) ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; 5) ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; 6) ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции). При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б – в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а. При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б – в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3в – в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б. В случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, в силу правила 3(а) ОПИ ТН ВЭД классификация таких товаров осуществляется таким образом, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.

Оценив имеющиеся в материалах дела документы, представленные как таможней, так и обществом, в том числе заключение таможенного эксперта, технический паспорт и общее описание указанных рабочих станций MICROS, упомянутые заключение независимого эксперта Автономной некоммерческой организации торгово-промышленной палаты Российской Федерации «Союзэкспертиза»; письмо производителя MICROS, справку официального дистрибьютора рабочих станций MICROS общества с ограниченной ответственностью «Системы для гостиниц и ресторанов», а также доводы таможни и общества, апелляционный суд с учетом приведенных положений законодательства пришел к выводу об отсутствии у ввезенных товаров признаков, необходимых для классификации по коду ТН ВЭД 8470 50 0009.

Наименование товарной позиции 8470 50 000 – аппараты кассовые, субпозиции 8470 50 000 1 – терминалы для электронной оплаты кредитными и дебетовыми карточками 8470 50 000 9 – прочее, при этом согласно пояснениям к ТН ВЭД, утвержденным решением комиссии ТС от 18.11.2011 № 851, к данной категории товаров с кодом 8470 50 относятся кассовые аппараты, к которым относят контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, в силу понятия данного Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовых техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

В отличие классифицируемых по коду ТН ВЭД 8470 50 0009 кассовых аппаратов, названные рабочие станции MICROS не имеют в своем составе ККТ, фискальную память, фискального регистратора, также не имеют технической возможности соединения с финансовыми учреждениями, не способны производить печать фискальных чеков и чеков подтверждения оплаты, т.е. не соответствуют требованиям законодательства о платежной системе. Техническая возможность для присоединения денежного ящика (имеется соответствующий слот) означает, что при такой модификации можно использовать этот ящик при эксплуатации рабочих станций для сбора наличных денежных средств, что, однако, не позволяет отнести эти рабочие станции к кассовым аппаратам.

В связи с этим требования общества о признании незаконными упомянутых решений о классификации товаров и основанного на этих решениях названного требования таможни об уплате таможенных платежей обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.

Согласно примечанию 5а к товарной позиции 8471 ТН ВЭД термин "вычислительные машины" означает машины, способные: i) хранить программу или программы обработки и по меньшей мере информацию, необходимую в данный момент для выполнения программы; ii) являться свободно перепрограммируемыми в соответствии с требованиями пользователя; iii) выполнять арифметические вычисления, определяемые пользователем; и iv) выполнять без вмешательства человека программу обработки, требующую от вычислительной машины изменения действий путем принятия логических решений в процессе обработки.

В соответствии с пунктом 108.4 Сборника при классификации вычислительной техники необходимо строго руководствоваться критериями, изложенными в примечании 5а к группе 84 ТН ВЭД ТС. Особое внимание следует обратить на положения подпункта (II) данного примечания, где говорится о том, что цифровые машины являются «свободно перепрограммируемыми в соответствии с требованиями пользователя». Это означает, что такие цифровые машины позволяют пользователю менять программу работы без внесения в эти машины конструктивных изменений (например, путем замены узлов машины). Персональные компьютеры, модернизированные с помощью установки в них дополнительных функциональных устройств (интерфейсов, устройств сопряжения с различными датчиками и т.п.), классифицируются в товарной позиции 8471, если соблюдаются положения примечания 5а к группе 84 ТН ВЭД ТС.

Материалами дела подтверждается, что заявленные обществом к таможенному оформлению рабочие станции отвечают указанным критериям отнесения товаров к вычислительным машинам товарной позиции 8471; в отношении товаров, относящихся к этой товарной позиции, ТН ВЭД в спорный период устанавливал одну и ту же ставку таможенной пошлины.

В связи с этим суд первой инстанции также обоснованно удовлетворил требование общества об обязании таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.

Из доводов таможни, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 22.04.2013 по делу № А41-885/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий cудья

Е.Е. Шевченко

Судьи

В.Ю. Бархатов

Е.А. Мищенко