ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
09 декабря 2014 года
Дело № А41-20677/14
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от истца – Теслюк В.М., по доверенности от 26.12.2013 № 30-275/дов,
от ответчика – Колянов С.И., приказ от 23.01.2013 № 3, постановление совета от 23.01.2013 № 5,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2014 года по делу № А41-20677/14, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к Дзержинской городской организации Московской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийской общество спасания на водах» (Дзержинский ВОСВОД МО) о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Дзержинской городской организации Московской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасания на водах» с требованием взыскать с ответчика ущерб, причиненный лесному фонду в размере 46 850 рублей в связи с самовольным использованием лесного участка.
Решением от 28 июля 2014 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении исковых требований Комитета отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель Комитета указал, что постановлением от 10.09.2013 № 13-103/2013, вступившим в законную силу, организация привлечена к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ. Истцом представлен расчет ущерба, произведенный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».
Представитель организации возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения. Пояснил, что в постановлении от 10.09.2013 № 13-103/2013 указано на факт самовольного использования лесного участка, расположенного в выделах 28, 29, 30 9 квартала 9 Томилинского участкового лесничества. Выдел 31 в данном постановлении отсутствует, в связи с чем расчет размера ущерба является неверным.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, при патрулировании лесного участка государственным лесным инспектором Московской области с целью проверки фактов нарушения лесного законодательства, выявлен факт самовольного использования лесного участка, расположенного в выделах 28,29,30,31 квартал 9 Томилинского участкового лесничества.
При осмотре лесного участка обнаружен факт размещения на нем строений из дерева, а именно: тринадцать беседок для отдыха, два административных здания, три кафе, один хозблок, две раздевалки, одна баня, одна спасательная станция, одна строящая беседка баня, спасательная станция, строящаяся беседка на общей площади 0,09 га.
По факту совершения Дзержинской городской организацией Московской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасания на водах» административного правонарушения в области охраны собственности, за совершение которого предусмотрена ответственность по статье 7.9 КоАП РФ, было вынесено постановление о назначении административного наказания № 13-103/2013 от 10.09.2013 в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.13-16).
Штраф был внесен ответчиком на расчетный счет Комитета лесного хозяйства Московской области.
Вследствие нарушения лесного законодательства, выразившегося в самовольном использовании лесного участка, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, вблизи г. Котельники, Томилинское участковое лесничество, квартал 9, выдел 9, 28, 29 30 31 причинен ущерб лесному хозяйству в размере 46 850 рублей.
Расчет произведен истцом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (л.д.23-24).
В связи с неуплатой в добровольном порядке Комитет обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд признает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Комитета лесного хозяйства Московской области в связи со следующим.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно статье15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (часть 2 статьи 1064 ГК РФ).
Со вступлением в силу нового Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ возникла необходимость приведения в соответствии с действующим законодательством заключенных ранее договоров по лесным участкам, использование лесных участков без оформленного и надлежащим образом зарегистрированного договора аренды земельного участка лесного фонда является незаконным.
Исходя из положений статьи 9 ЛК РФ, участки лесного фонда предоставляются в пользование на следующих правах пользования: право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками. Перечисленные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
В статье 25 ЛК РФ перечислены виды разрешенного использования лесов, а именно: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности. Леса, могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, вид разрешенного использования лесного участка под размещение объектов, необходимых для обеспечения безопасности людей на воде в указанной статье отсутствует.
В силу статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Права пользования участками лесного фонда в силу статьи 23 Лесного кодекса РФ возникают из актов государственных органов, из договоров, из судебных решений, иным основаниям, допускаемым кодексом.
Действующее законодательство не исключает возможность защиты нарушенных прав путем заявления требования об устранении всяких нарушений прав собственника, не соединенных с лишением владения, в соответствии с положениями статьи 304 ГК РФ.
Московская областная организация ВОСВОД (далее по тексту - МОО ВОСВОД) является исполнителем задач, указанных в Постановлении Правительства Московской области от 13.11.2012 № 1445/40 «Об утверждении программы действий по созданию общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения на воде и обучению населения плаванию, приёмам спасания в Московской области на 2012-2015годы», разработанной на основании Поручения Президента Российской Федерации от 22.02.2012 № Пр-447 и в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 28.09.2007 № 732/21 «О Правилах охраны жизни людей на водных объектах в Московской области».
ВОСВОД МО осуществляет патрулирование и рейды по обеспечению безопасности населения, укреплению правопорядка и охране окружающей природной среды на водных объектах. Данные задачи возложены на ВОСВОД Правительством Московской области и МЧС России. Имеются сертификаты соответствия и свидетельства на осуществление работ по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей на водном объекте и окружающей среды.
Из письма Комитета лесного хозяйства Московской области от 16.01.2014 №92/26-09 усматривается, что квартал 9 Томилинского участкового лесничества является территорией водного объекта озера Рица и его прибрежной полосой.
С целью легализации пользования частью земельного участка площадью 2 га, расположенного по адресу: Московская область, квартал 9 Томилинского участкового лесничества Подольского филиала ФГУ «Мособллес», Дзержинский ВОСВОД МО неоднократно обращался в адрес уполномоченных органов лесного хозяйства о предоставлении Дзержинскому ВОСВОД МО лесных участков вокруг водного объекта озера Рица (обводнённый карьер) в пользование или в аренду, для размещения водно-спасательных станций и постов, необходимых для решения возложенных на МОО ВОСВОД задач.
Между тем, пробел в действующем, в настоящее время, лесном законодательстве (отсутствие в статье 25 ЛК РФ вида использования лесов под размещение объектов, необходимых для обеспечения безопасности людей на воде) не позволил получить разрешение на использование лесного участка для целей деятельности ВОСВОД.
Согласно имеющемуся в материалах дела соглашению о совместной деятельности от 22.05.2000, заключенному между государственным учреждением Юго-восточный спецлесхоз (Лесхоз) и ответчиком по настоящему делу, «Дзержинскому городскому отделению ВОСВОД» передана прибрежная водоохранная зона пятьдесят метров от уреза воды для производства контроля за санитарной уборкой, совместно с Лесхозом и администрацией города Дзержинский проводить мероприятия по предотвращению несанкционированного въезда автотранспорта на территорию Томилинского лесопарка и прибрежную зону Большого Котельниковского карьера, оказывать содействие ОСВОДу в организации постов.
Также согласно постановлению администрации города Дзержинский № 423-ПМ от 03.04.2000 Дзержинскому городскому отделению ВОСВОД в качестве зоны ответственности предоставлялась прибрежная полоса реки Москвы шириной 25 метров в пределах границ г.Дзержинского.
Кроме того, согласно письму №35 от 12.03.2004 Специализированный лесхоз «Юго-Восточный» подтверждал свое согласие на размещение четырех постоянных спасательных медицинских и материально-технических баз ВОСВОД на прибрежных территориях лесных озер, в частности озера Рица (Котельническое), расположенное на территории Томилинского лесопарка в квартале №9, выдел №16 (водные поверхности) – Пост №2 площадью 0,5 га в выделе №31.
Также между Государственным учреждением «Спецлесхоз Юго-Восточный» и ответчиком подписывались соглашения о совместной деятельности, в частности Соглашение №3 от 15.01.2004. Согласно указанному документу ответчику выделялись земельные участки в пользование для строительства спасательных, медицинских и материально-технических баз ВОСВОД, в том числе и в прибрежной полосе озера Рица (Котельническое), расположенное на территории Томилинского лесопарка в квартале№9, выдел №16 (водные поверхности) – Пост №2 площадью 0,5 га в выделе №31.
В 2007 году ответчик обращался в Агентство лесного хозяйства по Московской области о выставлении спорного земельного участка на аукцион, чтобы осуществлять использования данного участка на законных основаниях.
Согласно письму №04/709 от 14.02.2008 Управление лесного хозяйства по Московской области и г.Москва, сообщило председателю ВОСВОДа о том, что готово принять участие в совещании совместно с Московско-Окским бассейновым водным управлением и Роспотребнадзором по ЦФО по вопросу оформления лесных участков под размещение материально-технических баз ВОСВОД на территории Томилинского лесничества.
В соответствии с соглашением №1 от 09.04.2013 «О сотрудничестве» письмом ответчик уведомил Директора Подольского филиала ГКУ МО «Мособллес» об установке оперативного пункта в выделах 31 квартала 9 Томилинского участкового лесничества в пределах береговой и прибрежной защитных полос озера Рица, в зоне ответственности Дзержинского ВОСВОД. Указанные работы были согласованы с Главным лесничим Н.П.Теряевым.
Поскольку в действующем законодательстве существует пробел (отсутствие в статье 25 ЛК РФ вида использования лесов под размещение объектов, необходимых для обеспечения безопасности людей на воде), с целью легализации пользования частью спорного земельного участка ответчик неоднократно пытался урегулировать размещение спасательной станции с руководящими органами лесного хозяйства. Данное обстоятельство подтверждено поименованными ниже документами, представленными в материалы дела.
Дзержинский ВОСВОД МО является местной организацией Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасения на водах», одной из основных целей которого установлено оказание помощи и всемерное содействие государственной спасательной службе в осуществлении возложенных на нее обязанностей и организация подготовки специалистов по спасательному делу (пункт 2 Устава).
Имеется проект освоения лесов лесных участков в составе Томилинского участкового лесничества, который признан Лесхозом не противоречащим законодательству РФ. Данный проект предполагает создание рекреационной зоны на озере Рица, в виду чего присутствие спасательной станции ВОСВОД необходимо для обеспечения безопасности людей.
Распоряжением Дзержинского ВОСВОД МО от 30.09.2013 в связи с окончанием летнего сезона 2013 года на озерах Рица, ЛГОК, Томилинского лесопарка и реки Москва с целью обеспечения сохранности объектов в осенне-зимний период 2013-2014 годов строения, подлежащие сносу, по предписанию «Мособллес» от 19.06.2013 были демонтированы с земельного участка.
Факт частичного демонтажа некапитальных строений подтверждается актом осмотра территории лесного участка от 11.11.2013, составленного Комитетом лесного хозяйства Московской области, за подписью старшего участкового лесничего Теряева Н.П. (л.д.45-51).
Отсутствие механизма реализации права основанного на законе не может приостанавливать его осуществление, поскольку ведет к нарушению законных прав и интересов субъекта соответствующего права, в том числе ввиду необоснованного привлечения к ответственности при отсутствии вины.
К данным выводам пришли Люберецкий городской суд Московской области в решении от 22.01.2014 по делу №12-10/14 по жалобе Дзержинской городской организации Московской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасения на водах» (Дзержинский ВОСВОД МО) на постановление мирового судьи 120 судебного участка Люберецкого судебного района Московской области Аверкиевой Е.В. от 21.11.2013 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, а так же мировой судья 122 судебного участка Люберецкого судебного района Московской области в Постановлении по делу №5-50/14 от 29.04.2014.
Согласно статье 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Необходимо отметить, что в ходе рассмотрения мировым судьей 122 судебного участка Люберецкого судебного района Московской области дела в отношении Дзержинского ВОСВОД МО по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ был установлен факт использования лесного участка Общественным учреждением «Добровольная пожарная команда Люберецкого муниципального района Московской области» и факт незаконного вынесения предписания о демонтаже оперативного пункта ДПК в адрес Дзержинского ВОСВОД МО, который данный пункт не устанавливал и не использует.
В материалы дела представлена оборотно-сальдовая ведомость за 1 полугодие 2014 года Дзержинского ВОСВОДА Московской области, в которой поименованы следующие строения: строение для охраны, строение для принятия душа, строение для спасателей, два модульных здания из двух блоков. Какие-либо капитальные строения в данной ведомости не поименованы.
В нарушение статьи 65 АПК РФ истцом не представлены доказательства того, что капитальное строение, расположенное на спорном участке, принадлежит ответчику.
В то же время ответчиком представлено Распоряжение Дзержинского ВОСВОД от 30.09.2013, согласно которому в связи с окончанием летнего сезона 2013 года на озерах Рица, ЛГОК, Томилинского лесопарка, с целью с целью обеспечения сохранности объектов в осенне-зимний период 2013-2014 годов демонтированы 2 модуля (кухни), 12 штук беседок, 1 домик, 1 банно-прачечный комплекс до 10.11.2013, с уведомлением главного лесничего Томилинского лесопарка об освобождении площадки от малых архитектурных форм на указанный осенне-зимний период.
Суд первой инстанции обоснованно не принял ссылку истца на постановление Правительства РФ от 08.05.2007 №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного Лесам вследствие нарушения лесного законодательства».
В приложении №1 к указанному постановлению указаны таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям.
При привлечении ответчика к административной ответственности факты причинения ущерба лесным насаждениям установлены не были.
В приложении № 4 к указанному постановлению Правительства РФ установлены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, а именно самовольное использование лесов для: ведения охотничьего хозяйства; ведения сельского хозяйства; выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных или лекарственных растений; осуществления научно-исследовательской или образовательной деятельности; осуществления рекреационной деятельности; создания и эксплуатации лесных плантаций; выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Истцом не представлено доказательств, что на участке лесного фонда Дзержинский ВОСВОД МО занимался каким-либо из перечисленных видов деятельности.
Земельный участок, самовольное занятие которого вменяется Дзержинскому ВОСВОД МО, в установленном порядке, не сформирован, границы его не определены и площадь не установлена.
На основании изложенного апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о недоказанности факта причинения вреда лесному фонду, вины в этом ответчика, наличия причинной связи между действиями ответчика и возможным причинением вреда лесному фонду, размера вреда, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2014 по делу №А41-20677/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н. Виткалова
Судьи
Е.А. Мищенко
Е.Е. Шевченко