НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2006 № 14АП-65/2006

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 ноября 2006 года                г. Вологда                     Дело № А05-7797/2006-34

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Богатыревой В.А., Виноградовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рекламно-Информационная Компания – Медиа» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 августа 2006 года судья (Бунькова Е.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рекламно-Информационная Компания – Медиа» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании недействительным отказа от 31.05.2006 № 05-38/330 в возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в городе Коряжме Архангельской области,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Рекламно-Информационная Компания – Медиа»  (далее – ООО «РИК-Медиа», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – налоговый орган, инспекция) о признании недействительным отказа от 31.05.2006 № 05-38/330 в возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязании ответчика возвратить сумму излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в размере 50 499 рублей.

Решением Арбитражного суда Архангельскойобласти от 22 августа 2006 года заявителю в удовлетворении заявленного требования отказано.

ООО «РИК-Медиа» судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 августа 2006 года по делу А05-7797/2006-34 и принять новый судебный акт, ссылаясь на уплату обществом страховых взносов направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии. Полагает, что поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, то она должна осуществлять возврат и (или) зачет ошибочно уплаченных страховых взносов в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда от 22 августа 2006 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований по причине наличия недоимки по страховым взносам на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Коряжме Архангельской области (далее - Управление) в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на погашение обществом задолженности по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 2005 год в размере 50 499 рублей и наличие переплаты на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 50 499 рублей. Считает, что исходя из положений статей 30, 78 Налогового кодекса РФ, части 1 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина РФ № 114н от 10.12.2004, приказа Федеральной  налоговой службы от 21.04.2006 № САЭ-3-11/247 «О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая служба» за территориальными органами Федеральной налоговой службы» следует, что проведение  зачетов, возвратов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование входит в компетенцию налоговых органов.

Общество, Управление и налоговая инспекция, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители сторон в судебное заседание не явились.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решение суда первой инстанции проверяется в порядке статей 266-269 АПК РФ.  

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, согласно декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год  Общество начислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 62047 рублей и на финансирование накопительной части трудовой пенсии в размере 6851 рублей.

При уплате по платежным поручениями №№ 49, 68, 74, 99, 120, 139,  162, 182, 199, 211, 226  суммы 56110,5 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, Общество ошибочно указало код бюджетной классификации 18210202020061000160,    на      который      перечисляютсястраховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

В результате чего, у Общества на 01.01.2006 образовалась недоимка по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 50499 рублей  и переплата по страховым взносам на накопительную часть пенсии в сумме 50499 рублей.

Данный факт подтвержден Управлением и налоговой инспекцией.

После обнаружения ошибки в перечислении страховых взносов по указанным платежным поручениям Общество 23 мая 2006 года  направило в адрес налогового органа заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии в сумме 50 499 руб.

Налоговый орган  письмом от 31.05.2006 № 05-38/330 отказал в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, ссылаясь на то, что страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленного в статье 8 Налогового кодекса РФ, и не являются частью единого социального налога. В соответствие со статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ налоговыми органами осуществляется только контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

06 июня 2006 года Общество обратилось в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Коряжме с заявлением о возврате суммы 50 499 рублей ошибочно уплаченных страховых взносов по накопительной части трудовой пенсии.

Письмом от 13.06.2006 № 2273 Управление также отказало обществу в удовлетворении данного заявления в связи с отсутствием у Управления законодательно закрепленного права на проведение зачетов (возвратов) сумм излишне уплаченных страховых взносов. При этом Управление подтвердило факт наличия переплаты по страховым взносам на финансирование накопительной части трудовой пенсии в размере 50 499 рублей.

Согласно абзацу 6 статьи 3 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально-возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в определениях от 05.02.2004 № 28-0 и от 04.03.2004 № 49-0 страховой взнос на обязательное пенсионное страхование с учетом названных отличительных признаков налогов и страховых взносов, их разного целевого предназначения и различной социально-правовой природы не является налоговым платежом.

Согласно статье 25 Закона № 167-ФЗ, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.12.2005 № 176-ФЗ) и приложения 11.1 к этому Закону, федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, и на нее, как администратора, возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета и принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
   С учетом приведенных норм, права Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.2004 № 116н, которым утвержден «Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Порядок). Согласно пункту 18 Порядка возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
  Кроме того, согласно Приказу Федеральной налоговой службы РФ от 21.04.2006 № САЭ-3-11/247@ «О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая служба» за территориальными органами Федеральной налоговой службы, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии закреплено полномочие по принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в       бюджет.
         Поэтому, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что совершать действия по проведению возвратов излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязан налоговый орган как администратор указанных платежей.

В то же время, суд первой инстанции, исходя из положений пункта 7 статьи 78 НК РФ и в связи с тем, что  по результатам 2005 года у Общества имеется недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 50449 руб., отказал в возврате Обществу суммы 50449 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

 Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.

Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации" установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.

Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

В соответствии со статьей 1 Закона № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете;

Исходя из положений статей 16 и 20  Закона № 167-ФЗ, в составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются исходя из их целевого назначения суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, и суммы страховых взносов, зачисляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.

Указанные страховые взносы зачисляются в доходы Пенсионного Фонда на отдельные коды бюджетной классификации.

С учетом изложенного, не подлежит возврату излишне уплаченная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии, только в случае наличия  недоимки по уплате страховых взносов,  зачисляемых на ту же часть трудовой пенсии, а именно накопительную.

Исходя из  представленных в дело декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам  за 2005 год, реестра учета платежей страхователя за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, протокола ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 07.02.2006, выписки из лицевого счета  за 2005 год, представленного налоговой инспекцией, у Общества на 01.01.2006 имелась  недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 50449 руб., и переплата по страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, на сумму 50449 руб.

Согласно декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам  за 6 месяцев 2006 года (л.д. 73-76), Общество обязано было уплатить согласно статье 24 Закона № 167-ФЗ, не позднее  04.08.2005, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере  41496 руб., и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, на сумму 6719 руб.

Исходя из имеющихся в деле реестра учета платежей страхователя за период с 01.01.2006 по 02.08.2006,  Общество уплатило в период с 01.01.2006 по 30.06.2006  страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере  41720 руб., и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, на сумму 6914 руб.

В соответствии с представленными с отзывами на апелляционную жалобу реестрами учета платежей страхователя за период с 01.01.2006 по 15.08.2006 и   выписки из лицевого счета за период с 01.01.2005 по 16.10.2006, Общество уплатило за период с 01.01.2006 по 15.08.2006  страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере  51671 руб., и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии, на сумму 6914 руб.

Следовательно, у Общества на момент принятия судом первой инстанции решения об отказе в удовлетворении требований Общества в возврате излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии,  отсутствовала недоимка по страховым взносам, зачисляемым на туже часть трудовой пенсии (на тот же код бюджетной классификации).

В связи с чем, суд первой инстанции необоснованно признал правомерным отказ налогового органа в возврате Обществу суммы 50499 руб. излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в связи с наличием недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии.

В связи с чем, решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 августа 2006 года по делу № А05-7797/2006-34 следует отменить, требования Общества удовлетворить.

Руководствуясь статьями 269, 270,  271  Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 августа 2006 года по делу № А05-7797/2006-34 отменить, апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Рекламно-Информационная Компания – Медиа»  удовлетворить.

Признать недействительным отказ межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 31.05.2006 № 05-38/330 в возврате обществу с ограниченной ответственностью «Рекламно-Информационная Компания – Медиа» суммы 50499 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на накопительную часть трудовой пенсии.

Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу произвести возврат обществу с ограниченной ответственностью «Рекламно-Информационная Компания – Медиа» излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на накопительную часть трудовой пенсии, в размере 50499 руб.

Возвратить  обществу с ограниченной ответственностью «Рекламно-Информационная Компания – Медиа» из федерального бюджета госпошлину в сумме 3000 руб., уплаченную платежными поручениями от 19.06.2006 № 82 и от 20.09.2006 № 133.

Председательствующий                                                         Н.Н.Осокина

Судьи                                                                                    В.А. Богатырева

 Т.В. Виноградова