НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 № 14АП-1694/20

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 марта 2020 года

г. Вологда

Дело № А13-21007/2019

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено марта 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,

при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Вологодской области (межрайонного) Балашовой И.А. по доверенности от 03.09.2018 № 04-08/9, от общества с ограниченной ответственностью «Лесагро» его директора               Ботвина Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Вологодской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 января 2020 года по делу № А13-21007/2019,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Вологодской области (межрайонное) (ОГРН 1023501889531, ИНН 3503004279; адрес: 161200, Вологодская область, Белозерский район, город Белозерск,                                     улица Дзержинского, дом 24/64; далее – фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Лесагро» (ОГРН 1023501890510,                          ИНН 3511004498; адрес: 161100, Вологодская область, Кирилловский район, город Кириллов, улица Механизаторов, дом 12; далее - ООО «Лесагро», общество) о взыскании 5 500 руб. финансовой санкции.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29 января                 2020 года по делу № А13-21007/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что водители автомобилей по вывозке леса в отдельные дни занимались ремонтными работами полный рабочий день, не участвуя в вывозке леса, следовательно, эти дни не подлежат включению в стаж для досрочного назначения пенсии, а представленные сведения не должны иметь отметку об особых условиях труда; 80 % рабочего времени включает вывозку леса и решение возникших текущих технических проблем с транспортом. Считает неправомерной ссылку суда первой инстанции на проведение специальной оценки труда в 2019 году, так как спорным периодом являются 2016-2018 годы. Указывает, что судом первой инстанции сделан вывод о взаимодействии установления вредных условий труда согласно специальной оценке и уплаты страховых взносов, но не дана оценка в отношении вопроса о назначении пенсии по льготным основаниям.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей управления, общества, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы , проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, общество осуществляет выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона                  от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) является страхователем.

Управлением на основании статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ),                        статьи 13 Закона № 167-ФЗ и решения управления от 06.03.2019 № 1 проведена документальная проверка представленных ООО «Лесагро» первичных документов, послуживших основанием для включения должностей в перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, работники которых пользуются правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 и пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за период с 01.01.2006 по 31.12.2018, а также проведена оценка достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений за вышеуказанный период.

По результатам плановой проверки управлением составлен акт                          от 20.06.2019 № 2, из которого следует, что основным условием назначения досрочной трудовой пенсии по Списку профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации                       от 24.04.1992 № 273 (далее – Список профессий), является наличие в организации единого технологического процесса лесозаготовок.

В ходе проверки установлено, что технологический процесс лесозаготовок в соответствии со справками ООО «Лесагро» от 08.02.2005 № 20, от 17.02.2016 № 17 включает в себя следующие операции: подготовку лесосек к валке леса (вырубку кустарников, расчистку снега, очистку лесосек от порубочных остатков и т.д.); валку леса; обрубку сучьев и вершин, вырубку поврежденных при валке леса деревьев; трелевку (подвозку и вывозку) древесины с лесосек к промежуточным складам; разделку древесины, которая включает в себя раскряжевку хлыстов на сортименты, окорку круглого леса; штабелевку древесины; вывозку древесины на нижние склады для отправки потребителю.

В соответствии с уставом ООО «Лесагро» основными видами деятельности общества являются: заготовка и переработка лесоматериалов, производство кормов, комплексное агропромышленное обслуживание полей, добыча торфа, сапропеля, известковых материалов, строительные, ремонтные работы и т. д.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общества является лесозаготовка.

Штатными расписаниями ООО «Лесагро», в приказах по основной деятельности, личному составу, предусмотрены такие должности, как вальщик леса, помощник вальщика леса, тракторист на трелевке леса, чокеровщик, раскряжевщик, обрубщик сучьев, водитель автомобиля на вывозке леса.

Также в результате анализа устава, приказов по основной деятельности и личному составу, договоров аренды, лесных деклараций, штатных расписаний в ООО «Лесагро» усматривается наличие единого технологического процесса лесозаготовок за период с 01.01.2006 по 31.12.2018, а также постоянный процесс ведения лесозаготовительной деятельности, за исключением периодов с апреля по ноябрь 2015 года, с апреля по ноябрь 2016 года, с апреля по          декабрь 2017 года, с апреля по сентябрь 2018 года.

Индивидуальные сведения за 2006-2018 года на вальщиков леса, помощников вальщика леса, обрубщиков сучьев, чокеровщиков, мастеров, мастеров леса, старшего мастера, водителей автомобиля на вывозке леса, трактористов на трелевке леса, раскряжевщиков, представлены обществом с кодом 27-7.

В ходе проверки управлением установлено, что в отношении работников общества: Котова А.Ю., Жукова А.В., Бурова О.Ю., Коржобина Н.И.,              Шабарова Ю.Н., представлены недостоверные сведения с указанием кода 27-7.

По мнению управления, общество неправомерно указало код 27-7, поскольку вышеперечисленными лицами выполнялась также работа по ремонту, по доставке продукции потребителю, которая не является работой в тяжелых условиях труда, соответственно, права на досрочное пенсионное обеспечение у таких работников не возникает.

На основании изложенного обществу необходимо было отразить индивидуальные сведения без указания кода, о чем составлено уведомление               от 09.07.2019 об устранении ошибок, направленное в адрес общества в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, которое 11.07.2019 получено обществом (том 1, лист 48).

Поскольку в установленный срок корректные индивидуальные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-КОРР с учетом выявленных документальной проверкой замечаний и нарушений обществом не представлены, управление пришло к выводу о представлении страхователем неполных и (или) недостоверных сведений за период с 2016 по 2018 год на                         5 застрахованных лиц: Котова А.Ю., Жукова А.В., Бурова О.Ю.,                                   Коржобина Н.И., Шабарова Ю.Н.

Выявленные нарушения зафиксированы управлением в акте                              от 29.07.2019 № 045S19190010318.

Решением управления от 02.09.2019 № 045S19190009035 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде финансовой санкции в общей сумме 5 500 руб. по нарушениям за 2016-2018 годы.

В требовании от 25.09.2019 № 045S01190009576, направленном в адрес общества, страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 15.10.2019.

Поскольку указанное требование в добровольном порядке обществом не исполнено, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

Закон № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.

В силу статьи 1 указанного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 5 Закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим  индивидуальный  (персонифицированный) учет  в  системе  обязательного  пенсионного  страхования, является  Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции,  действующей с 01.01.2017, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Сведения, предусмотренные тем же пунктом, в силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2017, страхователь представлял ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ):

на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;

в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Общество представило перечисленные сведения за 2016-2018 годы.

Частью 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

В ходе проверки управлением выявлены нарушения в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.

С учетом получения уведомления посредством электронного канала связи обществом 11.07.2019, страхователь должен был представить корректирующие сведения о застрахованных лицах и периодах их работы по форме СЗВ-КОРР не позднее 17.07.2019. Уточненные сведения о застрахованных лицах обществом в установленный срок не представлены.

Согласно части третей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2017, за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

На основании части третьей статьи 17 данного Закона в редакции, действующей с 01.01.2017, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 4 квартала 2016 года составили 356 264 руб. 72 коп., 5 % от указанной     суммы - 17 813 руб. 24 коп.

Поскольку обществом за 2016 год представлены недостоверные сведения за 1 застрахованное лицо (Котова А.Ю.) за 1 квартал, за полугодие, 9 месяцев, за год, в соответствии с частью третей статьи 17 в редакции, действовавшей с 01.01.2017, сумма финансовых санкций по расчетам управления составляет                    2 000 руб. (500 руб. х 4).

Поскольку за 2017 год обществом представлены недостоверные сведения в отношении 3 застрахованных лиц (Жукова А.В., Котова А.Ю., Бурова О.Ю.), то сумма финансовых санкций составляет (500 руб. х 3 застрахованных лица).

За 2018 год обществом представлены недостоверные сведения на                            4 застрахованных лиц (Жукова А.В., Котова А.Ю., Коржобина Н.И.,                   Шабарова Ю.И.), сумма финансовых санкций за 2018 год составляет                             2 000 руб.

Общая сумма финансовой санкции составляет 5 500 руб.

Ссылка общества на то, что у управления отсутствовали правовые основания для проверки сведений и начисления обществу санкций за период с 01.01.2006 по 31.12.2018, отклонена судом первой инстанции на основании положений статьи 45 Закона № 212-ФЗ, пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку финансовые санкции применены с учетом срока исковой давности по нарушениям за период с                     2016 по 2018 год.

При отклонении доводов управления о наличии нарушений в представленных сведениях суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

По мнению управления, работники общества выполняли работы по вывозке леса потребителю, а также доставку леса с верхнего склада на нижний. Поскольку вывозка леса потребителю не является частью единого технологического процесса и не является работой в тяжелых условиях труда, то в периоды вывозки леса потребителям не могут быть включены в льготный стаж работы и подлежат исключению.

Указанный довод управления отклонен судом, поскольку Жуков А.В., Котов А.Ю., Коржобин Н.И., Шабаров Ю.И., Бурова О.Ю., в соответствии с представленными заявителем документами приняты в ООО «Лесагро» в качестве водителей автомобиля на вывозке леса. Указанные лица участвовали в едином технологическом процессе лесозаготовок посредством осуществления трудовой функции, связанной с вывозкой леса для отправки потребителю, включая выполнение ремонтных работ машин и механизмов и работ по технической эксплуатации автомобилей. Доказательств того, что общество создавало нижние склады, в материалах дела не имеется, в связи с этим  исключению из льготного стажа периодов, в которых водители осуществляли данные перевозки, суд первой инстанции признал необоснованным и учел, что выполнение ремонтных работ также относится к трудовым обязанностям водителей в рамках их должности.

Суд первой инстанции установил, что при указании управлением на тот факт, что работники общества работали в тяжелых условиях труда менее 80 % процентов рабочего времени, не учтено следующее.

В данном случае работники приняты в ООО «Лесагро» в качестве водителей автомобиля на вывозке леса, наименование их профессий соответствует наименованию, предусмотренному Списком профессий. Указанные лица участвовали в едином технологическом процессе лесозаготовок посредством осуществления трудовой функции, связанной с заготовкой и вывозкой леса для отправки потребителю, включая выполнение ремонтных работ машин и механизмов и работ по технической эксплуатации оборудования. При этом выполнение таких работ работниками занимало у них полный рабочий день, то есть не менее 80 % рабочего времени. Занятость этих же работников на работах, связанных с доставкой древесины потребителю, а также совмещение функций водителя с иными трудовыми функциями, относящихся к общим условиям труда, не превышала 0,7-0,8 часа в течение рабочего времени. Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что сведения в отношении спорных лиц указаны верно, поскольку у них имелось право на досрочное пенсионное страхование в связи с выполнением ими работ с тяжелыми условиями труда, входящих в единый технологический процесс. Также суд учел, что обществом уплачивались соответствующие дополнительные тарифы страховых взносов.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001               № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее -                            Закон          № 173-ФЗ) и в пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013   № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ)) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список профессий распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.

В части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ) предусмотрено, что если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, специальная оценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.

В пункте 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» отражено, что результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Закона № 167-ФЗ и пунктом 3 статьи 428 части второй НК РФ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны вредными и (или) опасными.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011                 № 342-н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», действовавшим до 01.01.2014, аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Закона № 426-ФЗ).

В силу статьи 14 Закона № 426-ФЗ) условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда (статья 14 Закона № 426-ФЗ).

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе, подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.

Как установил суд первой инстанции,  спорные работники общества приняты в качестве водителей автомобиля на вывозке леса. По указанной профессии обществом в 2019 году проводилась специальная оценка условий труда. По итогам указанной оценки установлено, что специальность «водитель автомобиля на вывозке леса» относится к выполнению разряда работ с тяжелыми условиями труда, итоговый класс условий труда составляет 3.2.

В соответствии с частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в                                            частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов, применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: для класса условий труда 3,1 – 2 %, для класса условий труда 3,3 – 6 %.

Таким образом, условием исчисления работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам и указание соответствующих сведений является занятость его работников на определенных видах работ.

Статья 58.3 Закона № 212-ФЗ устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в  пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30                               Закона № 400-ФЗ).

С 01.01.2017 Закон № 212-ФЗ утратил силу в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». В период после 01.01.2017 к правоотношениям применяются положения НК РФ.

Частью 3 статьи 428 НК РФ установлено, что для плательщиков, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов страховых взносов применяются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Согласно положениям статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, а также НК РФ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).

Закон № 212-ФЗ и НК РФ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30                                       Закона № 400-ФЗ), менее 80 % рабочего времени.

Кроме того, страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.

Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Закона № 167-ФЗ, статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом, солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.

В соответствии со статьей 33.2 Закона № 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.

Из положений статьи 6 Закона № 27-ФЗ также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.

Поэтому согласно положениям Законов № 212-ФЗ, № 167-ФЗ, № 27-ФЗ, НК РФ дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.

Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ) в режиме неполной занятости (менее 80 % рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.

В связи с указанным суд первой инстанции пришел к выводу о том, что довод управления о выполнении перечисленными выше лицами работ менее                   80 % рабочего времени правового значения не имеет. При этом учел правовую позицию, изложенную в определении Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2018  № 310-КГ18-13800 по делу № А48-5108/2017.

В рассматриваемом случае ни в акте проверки, ни в решении не содержится расчет времени, не подлежащего, по мнению управления, включению в льготный стаж, тем самым не доказано, что работа в тяжелых условиях труда составила менее 80 % рабочего времени.

На основании изложенного, поскольку работники общества выполняли работы с тяжелыми условиями труда, поименованные в Списке профессий, дающим право на досрочное назначение пенсии по старости, заявителем правомерно отражены исходные сведения с указанием соответствующего кода. Кроме того, согласно техническому регламенту ООО «Лесагро» работники выполняли как работы по вывозке леса потребителю, так и ремонтные работы, которые являются единым технологическим процессом.

Ссылка апеллянта на правовую позицию, сформулированную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2018                       № 309-КГ18-5069 по делу № А50-12276/2017, коллегией судей не принимается, поскольку обстоятельства дел не тождественны.

Ссылки подателя жалобы на определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.09.2018 № 307-КГ18-13952 отклоняются апелляционным судом, поскольку указанная арбитражная практика сформирована по иным фактическим обстоятельствам дела, которые также не являются тождественными настоящему спору.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении требования управления о взыскании с общества финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений в сумме 5 500 руб.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 января 2020 года по делу № А13-21007/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Вологодской области (межрайонного) – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Алимова

Судьи

Е.Н. Болдырева

Н.В. Мурахина