ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-11578/2019
31 июля 2019 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2019 года по делу № А58-11578/2018 по заявлению Районной администрации муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031401181052, ИНН 1426004510) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673) о признании недействительными предписания и приказа в части,
(суд первой инстанции судья Устинова А.Н.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Районная администрации муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия) (далее – заявитель, Районная администрации МР «Томпонский район» или Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее также – Министерство финансов или Минфин) с заявлением, уточненным в порядке статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительными предписания от 23.10.2018 № 16-1-19/1739 в части отражения как возврат остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398, 32 рублей; субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864, 48 рублей; субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в размере 677 800 рублей; субсидии по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049, 72 рублей; субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку базовых свиноводческих хозяйств в размере 195 260 рублей; и приказа от 23.10.2018 № 01-04/1544 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия)» в части взыскания субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398, 32 рублей; субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864, 48 рублей; субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в размере 677 800 рублей; субсидии по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049, 72 рублей; субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку базовых свиноводческих хозяйств в размере 195 260 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2019 года пункт 3 предписания Минфина от 23.10.2018 № 16-1-19/1739 признан недействительным в части отражения как возврат остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398, 32 рублей; субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864, 48 рублей; субсидии по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049, 72 рублей. Приказ Минфина от 23.10.2018 № 01- 04/1544 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия)» признан недействительным в части взыскания субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398, 32 рублей; субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864, 48 рублей; субсидии по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049, 72 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
На Минфин возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации путём возврата в бюджет муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия) денежных средств в размере 6 949 312, 52 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Минфин обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции полностью, выражая своё несогласие с ним по мотивам, изложенным в жалобе.
Администрация в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 24 июля 2019 года был объявлен перерыв до 15 часов 25 минут 25 июля 2019 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва Администрации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа от 07.08.2018 № 01-04/1153 Минфином с 13.08.2018 по 07.09.2018 проведена выездная проверка соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджетов муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия), муниципальных образований Томпонского района Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за период 2016 – 2017 годы.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 18.09.2018 в Районной администрации муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия), из содержания которого следует, что Администрацией допущено, в том числе нецелевое расходование бюджетных средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия):
– в размере 4 852 049, 72 рублей – в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, целей и задач республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.06.2013 № 193, пункта 3.3.1 Соглашения от 02.06.2016 № 29/РАП2016 МО «Поселок Джебарики-Хая» в результате заключения договора мены от 06.10.2017 и заключения договора социального найма от 06.10.2017 № 27 и последующего переселения граждан из МКД, не включенных в перечень аварийных МКД, подлежащих переселению, утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.06.2013 № 193, произведено нецелевое расходование средств государственного бюджета РС (Я) в размере 4 852 049, 72 рублей (2 426 024, 86 рублей * 2) (73%);
– в размере 677 800 рублей – в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 № 55, пункта 1.1 Соглашения от 29.04.2016 № 4 и пункта 1.1 Соглашения от 08.05.2017 № 28, в 2016 году субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 418 431 рублей направлена на приобретение ТМЦ и оплату слуг по изготовлению материальных запасов, а не в виде субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи по результатам проведенного конкурса на предоставление субсидии, в 2017 году субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 259 369 рублей направлена на организацию участия в республиканском Ысыахе молодежи и оплату услуг по изготовлению флагов, а не виде субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи по результатам проведенного конкурса на предоставление субсидии;
– в размере 1 368 864, 48 рублей – в нарушение пунктов 6 и 8 Методики расчета объема субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.10.2015 № 406 и пункта 2.2.4 Соглашения от 16.01.2015 № 26 остатки средств субвенции, оставшиеся на счетах муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций, направлены в 2016 году на цели, не соответствующие целям их получения на сумму 222 319, 68 рублей, в нарушение пункта 3.2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 № 152 и пункта 2.2.3 Соглашения от 11.01.2016 № 26 остатки средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, оставшиеся на счетах муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций, направлены в 2017 году на цели, не соответствующие целям их получения на сумму 1 146 544, 80 рублей;
– в размере 728 398, 32 рублей – в нарушение пункта 3.2 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.04.2014 № 117, пункта 2.2.2 Соглашения от 16,01.2015 № 26 МБДОУ «ЦРР – детский сад «Солнышко» остатки средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях направлены в 2016 году на оплату услуг по определению энергетического ресурса на сумму 159 491, 54 рублей, в нарушение пункта 3.2 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.04.2014 № 117, пункта 2.2.3 Соглашения от 11.01.2016 № 28 остатки средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, оставшиеся на счетах муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений направлены в 2017 году на цели, не соответствующие целям их получения на сумму 568 906, 78 рублей;
– в размере 195 260 рублей – в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.7.3.1 Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2011 № 678, и пункта 3.1 Положения о базовых свиноводческих хозяйствах, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики от 21.07.2010 № 367, МКУ «Томпонское управление сельского хозяйства» допущено нецелевое использование в 2016 году субвенции на поддержку базовых свиноводческих хозяйств на сумму 195 260 рублей в виде предоставления субсидии хозяйствам, не являющимся базовыми свиноводческими хозяйствами.
Акт вручен уполномоченному представителю Администрации 19.09.2018.
23.10.2018 Минфином вынесено предписание № 16-1-19/1739, в соответствии с которым Минфин предписал, в том числе отразить как возврат остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398, 32 рублей; субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864, 48 рублей; субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в размере 677 800 рублей; субсидии по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049, 72 рублей; субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку базовых свиноводческих хозяйств в размере 195 260 рублей.
23.10.2018 Минфином вынесен приказ № 01-04/1544 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия)», в соответствии с которым Минфин приказал взыскать с муниципального района «Томпонский район» РС (Я), в том числе субвенцию на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398, 32 рублей; субвенцию на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864, 48 рублей; субсидию на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в размере 677 800 рублей; субсидию по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049, 72 рублей; субвенцию на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку базовых свиноводческих хозяйств в размере 195 260 рублей.
Администрация, не согласившись с предписанием и приказом Минфина в части, указанной выше, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В соответствии со статьей 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля Республики Саха (Якутия), к которым относятся Счетная палата Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), контрольно-счетные органы муниципальных образований, органы муниципального финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) местных администраций, по осуществлению муниципального финансового контроля установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Саха (Якутия) осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями Министерства финансов Республики Саха (Якутия) являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении данных полномочий Министерством финансов Республики Саха Якутия): проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами; государственные (муниципальные) учреждения.
Аналогичная норма содержится в пункте 7 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 № 2557.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2014 № 315 Министерство финансов Республики Саха (Якутия) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной политики в Республике Саха (Якутия) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии с частью 2 статьи 269.2, частью 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 24 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)», пунктом 69 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 № 2557, пунктом 9 Административного регламента исполнения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 № 01-04/0499-Н, заместитель министра финансов Республики Сaxa (Якутия) выдает предписание, содержащее обязательные для исполнения в указанный срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 11.03.2016 № 984 «О заместителе министра финансов Республики Саха (Якутия)» заместителем министра Республики Саха (Якутия) назначена Васильева М.С., которой выдано оспариваемое предписание.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано в пределах компетенции Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
В соответствии с частью 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются бюджетные меры принуждения, в том числе бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Частью 4 вышеуказанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые органы принимают решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене или решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а также направляют решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене Федеральному казначейству (финансовым органам субъектов Российской Федерации или муниципальных образований), копии соответствующих решений – органам государственного (муниципального) финансового контроля и объектам контроля.
В соответствии с частью 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Приказом Минфина Республики Саха (Якутия) от 02.06.2014 № 01-04/0365-Н утвержден Порядок исполнения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) решения о применении бюджетных мер принуждения по уведомлениям органов государственного финансового контроля.
С учетом вышеуказанных положений действующего законодательства суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый приказ вынесен в пределах компетенции Минфина.
По мнению суда апелляционной инстанции, в части незаконности оспариваемых предписания и приказа о нецелевом расходовании Администрацией средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 4 852 049, 72 рублей выводы суда первой инстанции являются обоснованными и правомерными.
Проверкой Минфина установлено, что в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, целей и задач республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.06.2013 № 193, пункта 3.3.1 Соглашения от 02.06.2016 № 29/РАП2016 МО «Поселок Джебарики-Хая» в результате заключения договора мены от 06.10.2017 и заключения договора социального найма от 06.10.2017 № 27 и последующего переселения граждан из МКД, не включенных в перечень аварийных МКД, подлежащих переселению, утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.06.2013 № 193, произведено нецелевое расходование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 4 852 049, 72 рублей (2 426 024, 86 рублей * 2) (73%).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что между Администрацией и Администрацией МО «Поселок Джебарики-Хая» подписано Соглашение от 28.11.2016 о передаче полномочий по приобретению жилых помещений, финансовых средств на софинансирование муниципальной адресной программы MP «Томпонский район» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 – 2017 годы».
Согласно пункту 1.2 Соглашения Район передает, а Поселение принимает на себя полномочия по реализации мероприятий программы в части переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению, согласно предусмотренному Программой Перечню, а именно: по своевременному расселению аварийных многоквартирных домов; по своевременному заселению вновь построенных многоквартирных домов; по проверке соответствия Списка расселяемых и заселяемых граждан утвержденному программой Перечню; по внесению в установленном порядке соответствующих изменений в Программу в случае изменения очередности заселения (отказ граждан от переселения и пр.).
В соответствии с пунктами 2.2.6 и 2.2.7 Соглашения Поселение обязано не допускать заселения в жилые помещения (квартиры) граждан, не включенных в утвержденные списки заселяемых, вносить в установленном порядке соответствующие изменения в муниципальную адресную программу в случае изменения очередности заселения (отказ граждан о переселения и пр.) и /или расселения аварийных многоквартирных домов.
На основании данного Соглашения распоряжением Главы МО «Поселок Джебарики-Хая» от 31.08.2017 № 276 «О распределении социального жилья по муниципальной адресной программе MP «Томпонский район» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 – 2017 годы» помещение по адресу: п. Джебарики-Хая, ул. Охлопкова, д. 16, кв. 1 выдано Гуляеву Сергею Петровичу.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, от гр. Гуляева С.П. поступило заявление от 03.03.2017 о выплате выкупной стоимости и предоставлении проекта соглашения о выкупной стоимости за принадлежащую ему на праве собственности квартиру по адресу: 678711, Республика Саха (Якутия), Томпонский район, п. Джебарики-Хая, ул. Советская, д. 18. кв. 3.
МО «Поселок Джебарики-Хая» было принято решение о предоставлении жилого помещения по адресу: п. Джебарики-Хая, ул. Охлопкова, д. 16, кв. 1, Волкову З.З. из многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: п. Джебарики-Хая, ул. Комсомольская, д. 1, кв. 9, который признан аварийным и подлежащим сносу на основании акта обследования многоквартирного дома № 1 от 27.12.2016 и заключения № 1 от 27.12.2016 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (обследование проведено Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы МО «Поселок Джебарики-Хая» от 26.12.2016 № 69).
06.10.2017 между МО «Поселок Джебарики-Хая» и гр. Волковым З.З. заключен договор мены, в соответствии с которым жилое помещение по адресу: п. Джебарики-Хая, ул. Охлопкова, д. 16, кв. 1 передано Волкову З.З. взамен жилого помещения по адресу: п. Джебарики-Хая, ул. Комсомольская, д. 1, кв. 9.
Между тем, на основании распоряжения Главы МО «Поселок Джебарики-Хая» от 06.09.2018 № 287/2 «О расторжении договора социального найма жилого помещения и договора мены» подписаны соглашения от 06.09.2018 между администрацией МО «Поселок Джебарики-Хая» и гражданином Волковым З.З. о расторжении договора социального найма жилого помещения № 25/1 от 06.10.2017 и о расторжении договора мены от 06.10.2017, согласно пунктам 5 данных соглашений были составлены акты приема-передачи квартиры от 06.09.2018, где у сторон нет претензий по состоянию квартиры.
Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости на помещение по адресу: п. Джебарики-Хая, ул. Охлопкова, д. 16, кв. 1 от 21.09.2018 следует, что правообладателем данной квартиры является МО «Поселок Джебарики-Хая», в рамках Программы MP «Томпонский район» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 – 2017 годы» Гуляеву С.П. передается данное жилое помещение по адресу: п. Джебарики-Хая, ул. Охлопкова, д. 16 кв. 1 по договору мены, который направлен по месту его жительства: г. Якутск, ул. Кржижановского 75/2 кв. 13.
На основании Соглашения от 28.11.2016 распоряжением Главы МО «Поселок Джебарики-Хая» от 31.08.2017 № 276 «О распределении социального жилья по муниципальной адресной программе MP «Томпонский район» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 – 2017 годы» помещение по адресу: п. Джебарики-Хая, ул. Охлопкова, д. 16, кв. 6 выдано Сыровой Тамаре Михайловне.
Судом первой инстанции установлено, что от гр. Сыровой Т.М. поступило заявление от 04.10.2017 об отказе от любого предлагаемого жилья взамен жилья, расположенного в доме по ул. Советская, дом 18, и о выплате выкупной стоимости за квартиры 5 и 12 в указанном доме.
Вместе с тем, решением Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07.11.2017 по делу № 2-190/2017, вступившим в законную силу 25.12.2017 (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) по делу № 33-4933/2017), в удовлетворении искового заявления Сыровой Т.М. к Администрации МР «Томпонский район» об обязании выплатить выкупную стоимость аварийного жилого помещения отказано.
МО «Джебарики-Хая» было принято решение о предоставлении жилого помещения по адресу: п. Джебарики-Хая, ул. Охлопкова, д. 16, кв. 6, Еремееву И.Ф. из многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: п. Джебарики-Хая, ул. Полярная, д. 1, который признан аварийным и подлежащим сносу от 05.04.2012.
06.10.2017 между МО «Поселок Джебарики-Хая» и гр. Еремеевым И.Ф. заключен договор социального найма жилого помещения от 06.10.2017 № 27.
Между тем, на основании распоряжения Главы МО «Поселок Джебарики-Хая» от 06.09.2018 № 287/2 «О расторжении договора социального найма жилого помещения и договора мены» подписано соглашение от 06.09.2018 между администрацией МО «Поселок Джебарики-Хая» и гражданином Еремеевым И.Ф. о расторжении договора социального найма жилого помещения от 06.10.2017 № 27, согласно пункту 5 данного соглашения был составлен акт приема передачи помещения от 06.09.2018, где у сторон нет претензий по состоянию квартиры.
Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости на помещение по адресу: п. Джебарики-Хая, ул. Охлопкова, д. 16, кв. 6 от 21.09.2018 правообладателем данной квартиры является МО «Поселок Джебарики-Хая».
Как установлено судом первой инстанции, Администрация цели и задачи республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.06.2013 № 193, исполнила в полном объеме.
Суд первой инстанции установлено, что факты нецелевого расходования Администрацией средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в данном случае отсутствуют.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, Администрация, в рассматриваемом случае не является субъектом вмененного ей нецелевого расходования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в силу заключения Соглашения от 28.11.2016 о передаче полномочий по приобретению жилых помещений, финансовых средств на софинансирование муниципальной адресной программы MP «Томпонский район» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 – 2017 годы».
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции, что оспариваемые предписание и приказ Минфина в части нецелевого расходования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 4 852 049, 72 рублей не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Администрации, требования Администрации подлежат удовлетворению, возражения Минфина подлежат отклонению.
Каких-либо доводов, свидетельствующих о наличии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции остальной части Минфин не приводит и судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2019 года по делу № А58-11578/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья Сидоренко В.А.
Судьи Желтоухов Е.В.
Каминский В.Л.