Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 145, Чита, 672007, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-950/2023
«22» сентября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Будаевой Е. А., Сидоренко В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2023 года по делу № А19-950/2023 по заявлению индивидуального предпринимателя Олемского Сергея Владимировича к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Ангарскому лесничеству (ОГРН 1173850037844, ИНН 3827054939) о признании бездействия незаконным,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Олемской Сергей Владимирович (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Ангарскому лесничеству (далее – ответчик, Ангарское лесничество) о признании незаконным бездействия по вопросу утверждения акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.12.2022 по заявлению индивидуального предпринимателя Олемского Сергея Владимировича от 19.12.2022.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2023 года по делу № А19-950/2023 признано незаконным бездействие Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Ангарскому лесничеству по вопросу утверждения акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.12 2022 по заявлению Олемского Сергея Владимировича от 19.12.2022. Суд обязал заинтересованное лицо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Ангарское лесничество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2023 года по делу № А19-950/2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, ставит вопрос об его отмене по мотивам, изложенным в жалобе.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором заявитель выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 25.08.2023.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 21 марта 2022 года между Министерством лесного комплекса Иркутской области и гражданином Олемским Сергеем Владимировичем заключен договор аренды лесного участка № 91-159/22 от 21.03.2022г., в соответствии с которым гр. Олемскому С.В. предоставлен лесной участок в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, общей площадью 0,2005 га (2005-/+ 784 кв.м.) c кадастровым номером 38:06:143704:3555, расположенный в Ангарском лесничестве Тальцинском участковом лесничестве Ангарская дача в квартале № 160 выделе ч. 11 в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, сроком на 49 лет для осуществления рекреационной деятельности.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке (№ регистрационной записи 38:06:143704:3555-38/125/2022-2 от 25.03.2022г.).
Лесоустроительные работы на арендуемом лесном участке проводились последний раз в 1985 году.
В связи с имеющимся несоответствием данных государственного лесного реестра фактическому состоянию лесов лесного участка, во исполнение поручения заявителя привлеченной им по договору от 01.12.2022г. №378/2022 организацией (ИСЗФ СО РАН) проведены работы по осмотру (натурному обследованию) всей площади арендуемого лесного участка.
По результатам осмотра (натурного обследования) составлен акт осмотра лесного участка от 13.12.2022.
На основании акта осмотра лесного участка от 13.12.2022 арендатором составлен акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.12.2022 по форме 3, утвержденной Порядком подготовки документов.
19.12.2022 Олемской С.В. направил в Ангарское лесничество заявление (вх. №1084 от 19.12.2022) с приложением документов, содержащих сведения для внесения в государственный лесной реестр: акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.12.2022 (Форма-3), составленный арендатором, с приложением соответствующей первичной документации (чертеж лесного участка, акт осмотра лесного участка от 13.12.2022, копия договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 21.03.2022 №91- 159/22).
Вместе с тем, по истечении месяца Ангарское лесничество Акт не утвердило несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.12.2022 (Форма-3), составленный арендатором, а также мотивированный отказ в приемке информации или уведомление о приеме пакета документов не направило, документированную информацию в государственный лесной реестр не внесло.
Письмом от 17.01.2023 №91-102-15/23 Ангарское лесничество сообщило, что для утверждения направленных актов необходимо осуществить выезд на лесной участок для проверки сведений, указанных в акте.
17.01.2023 Олемской С.В. направил в Ангарское лесничество претензию (вх. №35 от 17.01.2023) с повторной просьбой утвердить Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.12.2022 (Форма-3), направленный ранее с заявлением от 19.12.2022 (вх. №1084 от 19.12.2022), однако, в установленный в претензии срок ответ от Ангарского лесничества не поступил.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.12.2022 (Форма-3), составленный арендатором, не утвержден, мотивированный отказ в приемке информации или уведомление о приеме пакета документов не направлены, документированная информация в государственный лесной реестр в течение срока, установленного пунктом 9 Порядка ведения государственного лесного реестра, не внесена.
Олемской Сергей Владимирович полагая, что бездействие Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Ангарскому лесничеству по вопросу утверждения акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.12.2022 по заявлению Олемского Сергея Владимировича от 19.12.2022, является незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемым ненормативным правовым актом, решением своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности, представляющей собой деятельность, связанную с оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан.
Лицам, использующим леса, предоставлено право, как на проведение лесоустройства в части таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в отношении всего лесного участка (на основании пункта 31 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.02.2012 №69 (далее - Приказ №69), так и право на проведение натурного обследования для целей составления актов несоответствия, согласно приказу Минприроды России от 11.11.2013 №496.
В соответствии с пунктом 28 Приказа №69 проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В силу части 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Пунктами 5, 6 части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках и об их границах, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов в государственный лесной реестр.
В силу части 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 10 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах.
В силу подпункта 11 пункта 16 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп, в границах территории Иркутской области указанные функции осуществляет Министерство лесного комплекса Иркутской области.
В силу подпункта 12 пункта 8 Положения о территориальном управлении Министерства лесного комплекса Иркутской области по Ангарскому лесничеству, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 № 90-мпр, в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества функцию по ведению государственного лесного реестра осуществляет Ангарское лесничество.
Как следует из пунктов 1.1 - 2.1 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного приказом Минприроды России от 31.10.2007 №282 (далее – Административный регламент), ведение государственного лесного реестра является государственной функцией, при исполнении которой выполняются следующие административные процедуры:
а) прием входящих документов, содержащих сведения для внесения в государственный лесной реестр о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках;
б) рассмотрение входящих документов, содержащих сведения для внесения в государственный лесной реестр о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках;
в) внесение в государственный лесной реестр сведений о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках;
г) внесение в государственный лесной реестр данных государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2007, ведение которого осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.1997 №611 «О ведении государственного учета лесного фонда»;
д) хранение представленной для внесения в государственный лесной реестр информации, а также форм государственного лесного реестра на бумажных носителях.
Государственный лесной реестр ведется путем заполнения форм государственного лесного реестра, в том числе на основании специальных видов обследования (пункты 2.5, 2.6 Административного регламента).
Конечным результатом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра является систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках (пункт 1.4 Административного регламента).
Документированная информация, включаемая в государственный лесной реестр, представляется в обязательном порядке на безвозмездной основе, в том числе, лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов (пункт 1.5 Административного регламента).
Согласно положениям пункта 2.10 Административного регламента, уполномоченные органы государственной власти в срок не позднее 5 рабочих дней с момента регистрации в канцелярии входящего пакета документов проводят проверку комплектности и содержательную проверку полученной документированной информации.
В случае выявления несоответствия представленной информации установленным критериям качества, направляется отказ в приемке информации, содержащий прямые ссылки на ошибки и указания на необходимость дополнения представленной информации. Мотивированный отказ доводится до лиц, предоставивших информацию, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации в канцелярии входящего пакета документов. Лица, предоставившие информацию, обеспечивают корректировку необходимой информации и представление скорректированного пакета документов в уполномоченный государственной орган власти в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа (абз. 5 пункта 2.10 Административного регламента).
В случае получения положительных результатов проверки представленной информации лицам, представившим информацию, направляется за подписью начальника ответственного структурного подразделения уполномоченного органа государственной власти уведомление о приемке пакета документов в срок не позднее 3 рабочих дней с момента принятия положительного решения по проверке пакета документов (абз. 6 пункта 2.10 Административного регламента).
Как следует из пункта 9 Порядка ведения государственного лесного реестра, утвержденного приказом Минприроды России от 27.07.2020 №491 (далее – Порядок ведения ГЛР), уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, в течение месяца со дня поступления документированной информации, вносит её в государственный лесной реестр.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых установлены приказом Минприроды России от 11.11.2013 №496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (далее – Порядок, Приказ №496).
Согласно пункту 2.1 Приказа №496 одним из документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма-3).
Основанием для оформления указанных актов и внесения в них документированной информации является различная первичная документация, перечень которой приведен в пункте 2.2 Приказа №496.
Одним из таких первичных документов, в соответствии с пунктом 2.2.25 Приказа №496, являются Акты осмотра лесного участка.
Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется, в том числе, лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду, и утверждаются руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом (абз. 3 пункта 4.3 Приказа №496).
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию (абз. 1 пункта 4.3 Приказа №496).
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурном обследованию составляется не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования (абз. 4 пункта 4.3 Приказа №496).
Как следует из пункта 5 Порядка ведения государственного лесного реестра, ведение государственного лесного реестра осуществляется непрерывно путем внесения в него документированной информации, отражающей сведения о лесах, а также все документально подтвержденные изменения сведений о лесах, установленные при проведении лесоустройства и государственной инвентаризации лесов, в результате осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, использования лесов, стихийных бедствий, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на лесные участки, на основании документов, предусмотренных частью 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с имеющимся несоответствием данных государственного лесного реестра фактическому состоянию лесов лесного участка, во исполнение поручения заявителя привлеченной им по договору от 01.12.2022 №378/2022 организацией (ИСЗФ СО РАН) проведены работы по осмотру (натурному обследованию) всей площади арендуемого лесного участка.
По результатам осмотра (натурного обследования) составлен Акт осмотра лесного участка от 13.12.2022.
Руководствуясь пунктом 4.3 Порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденного приказом Минприроды России от 11.11.2013 №496, на основании Акта осмотра лесного участка от 13.12.2022 арендатором составлен Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.12.2022 по форме 3, утвержденной Порядком подготовки документов.
В соответствии с пунктом 4.5 Порядка подготовки документов акты нумеруются. Нумерация производится раздельно по каждому из трех видов актов в пределах календарного года отдельно по каждому участковому лесничеству.
Исходя из требований пункта 4.5 Порядка, Олемской С.В. самостоятельно не смог присвоить соответствующий номер акту, так как ведение сквозной (порядковой) нумерации в течение года по формам актов в разрезе участковых лесничеств технически может осуществить только Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Ангарскому лесничеству.
19.12.2022 Олемской С.В. направил в Ангарское лесничество заявление (вх. №1084 от 19.12.2022) с приложением документов, содержащих сведения для внесения в государственный лесной реестр.
Вместе с тем, по истечении месяца Ангарское лесничество не утвердило Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.12.2022 (Форма-3), составленный арендатором, а также мотивированный отказ в приемке информации или уведомление о приеме пакета документов не направило, документированную информацию в государственный лесной реестр не внесло.
Письмом от 17.01.2023 №91-102-15/23 Ангарское лесничество сообщило, что для утверждения направленных актов необходимо осуществить выезд на лесной участок для проверки сведений, указанных в акте.
17.01.2023 Олемской С.В. направил в Ангарское лесничество претензию (вх. №35 от 17.01.2023) с повторной просьбой утвердить Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.12.2022 (Форма-3), направленный ранее с заявлением от 19.12.2022 (вх. №1084 от 19.12.2022), однако, в установленный в претензии срок ответ от Ангарского лесничества не поступил.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.12.2022 (Форма-3), составленный арендатором, не утвержден, мотивированный отказ в приемке информации или уведомление о приеме пакета документов не направлены, документированная информация в государственный лесной реестр в течение срока, установленного пунктом 9 Порядка ведения государственного лесного реестра, не внесена.
Таким образом, 19.12.2022 в Ангарское лесничество поступили документы, содержащие сведения для внесения в государственный лесной реестр.
Факт поступления документов подтверждается штампом входящей корреспонденции №1084 от 19.12.2022.
К самой форме заявления Административный регламент требований не содержит, за исключением наличия описи документов, которая в тексте заявления имеется. Более того, Ангарское лесничество прямых ссылок на ошибки или указания на необходимость дополнения представленной информации в адрес Олемского С.В. не направил.
Доказательства обратного в материалы дела не представлено.
Как правильно установил суд первой инстанции, положения пункта 4.3 Порядка подготовки документов (приказ Минприроды России от 11.11.2013 №496) прямо указывают на обязанность Территориального управления по Ангарскому лесничеству составить Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма-3) или утвердить такой акт, составленный арендатором лесного участка, в случае выявления несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию в течение 10 дней.
В свою очередь, Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма-3) является основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр в порядке, установленным Административным регламентом.
Таким образом, не имея формальных полномочий на прямое внесение изменений в государственный лесной реестр, Территориальное управление по Ангарскому лесничеству располагает достаточным объемом прав, которые в совокупности с его обязанностью обеспечить надлежащее ведение государственного лесного реестра органами исполнительной власти субъектов РФ (ч. 7 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации), позволяют ему принять меры реагирования на заявление о недостоверности сведений в государственном лесном реестре.
Довод ответчика о том, что на арендуемом лесном участке произрастают лесные насаждения в соответствие с приложением №2 к договору аренды лесного участка, и при подготовке проектной документации и заключении договора потребности в подготовке Акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному осмотру не возникало, также не принимается апелляционным судом, поскольку как уже было установлено судом первой инстанции лесоустройство на территории Ангарского лесничества проводилось в 1985 году, соответственно данные государственного лесного реестра в отношении арендуемого лесного участка не актуальны на момент рассмотрения настоящего спора.
Апелляционный суд также отмечает, что договор заключался по результатам торгов, в связи с чем заявитель не мог принимать участие при подготовке проектной документации, а несоответствия данных государственного лесного реестра выявлены уже в процессе пользования лесным участком.
Согласно пункту 31 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122 (действовала до 01.03.2023) периодичность проведения таксации лесов составляет 10-15 лет.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено наличие лесных насаждений на арендуемом лесном участке, которые в совокупности составляют степень зарастания 1%, но, при этом, вся площадь участка занята сенокосом, что отражено в Акте осмотра лесного участка от 13.12.2022 и Акте несоответствия от 14.12.2022, составленными специалистами Лаборатории мониторинга лесного фонда ФГБУН ИСЗФ СО РАН.
Следовательно, несоответствие государственному лесному реестру состоит в том, что на участке имеется сенокос и отдельно стоящие деревья породы сосна и лиственница.
Согласно пункту 103 Лесоустроительной инструкции, при описании сенокосов указываются степень их зарастания древесными породами и кустарниками (в процентах), наличие кочек, камней и других факторов, влияющих на удобство заготовки сена, возможность механизации работ, и средняя урожайность сухой массы сена на 1 гектар.
Довод Ангарского лесничества о том, что акт несоответствия должен быть составлен на весь выдел, площадью 30 га, а не ограничиваться площадью арендуемого участка, также рассмотрен судом первой инстанции и верно отклонен, поскольку предмет спора не связан с таксацией лесов.
Отклоняя довод апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда первой инстанции о том, что предмет спора не связан с таксацией лесов, апелляционный суд отмечает следующее.
Как верно указал суд первой инстанции, лесотаксационный выдел, согласно приведенным нормам, является единицей учета характеристик лесных ресурсов, а не единицей площади объекта работ.
Согласно части 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации, таксация лесов проводится в границах лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах и т.д., а согласно пункту 34 Лесоустроительной инструкции, границы объектов работ по таксации лесов определяются заказчиком работ. Минимальным объектом работ по таксации лесов являются при выполнении работ по договорам, заключённым в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации с лицами, использующими леса, лесной участок.
Пункт 4.3 Порядка подготовки документов содержит два случая, при которых составляются акты несоответствия.
В первом случае акт несоответствия составляется в отношении лесного участка, а во втором случае в отношении выдела.
Согласно материалам дела в качестве первичной документации для составления Акта несоответствия заявитель представил Акт осмотра лесного участка от 13.12.2022, который содержит заключение о выявленных несоответствиях данных государственного лесного реестра натурному обследованию о количественных и качественных характеристиках лесов в границах лесного участка.
Акт осмотра лесного участка от 13.12.2022 не содержит сведений о сопоставлении основных таксационных показателей всего выдела, площадью 30га, нормативам точности, т.е. таксация лесов в отношении всего выдела не проводилась, лесоустроительная документация, как результат таксации, заявителем не разрабатывалась.
Доказательств иного ответчик в материалы дела не представил, содержание Акта осмотра лесного участка от 13.12.2022 ответчик не оспаривал.
Согласно п. 32 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.032018 №122 (действовала на дату составления акта несоответствия, до 01.03.2023, далее - Лесоустроительная инструкция), таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации. В свою очередь, согласно п. 2.2.9 Порядка подготовки документов, лесоустроительная документация является первичной документацией для составления Акта несоответствия.
Заявителем же составлен акт несоответствия в отношении лесного участка на основании акта осмотра лесного участка (предусмотрен п. 2.2.25 Порядка подготовки документов), который содержит заключение о выявленных несоответствиях данных государственного лесного реестра натурному обследованию о количественных и качественных характеристиках лесов в границах лесного участка, что соответствует случаю, предусмотренному абзацем 1 п. 4.3 Порядка подготовки документов. В акте осмотра лесного участка от 13.12.2022 прямо указано, что комиссией проведен осмотр (натурное обследование) лесного участка, а не таксация лесов. Объект обследования, а именно лесной участок, его схема расположения, границы и площадь однозначно идентифицированы в акте осмотра лесного участка от 13.12.2022.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал на то, что предмет спора не связан с таксацией лесов.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о несостоятельности выводов суда первой инстанции о том, что понятие содержательной проверки не обязывает ответчика или арендатора к организации выезда на лесной участок для проверки Актов осмотра лесного участка и актов несоответствия, составленных компетентной организацией, привлеченной арендатором, а так же о том, что такая проверка должна носить исключительно камеральный характер, апелляционный суд отмечает следующее.
Пункт 2.7 Административного регламента, указывающий на ответственность за полноту и достоверность представляемой для внесения в реестр документальной информации, на который ссылается ответчик, не противоречит выводу суда о камеральном характере проверки. В рассматриваемом случае документированная информация предоставлена Олемским С.В.
Кроме того, п. 2.1 Административного регламента, в котором дан перечень административных процедур, подлежащих исполнению при государственной функции по ведению государственного лесного реестра, не содержит требований для организации выездной проверки. А согласно п.27 Административного регламента содержательная проверка пакета документальной информации заключается в проверке полноты заполнения установленных форм и проверке соответствия представленных данных требуемому формату данных.
Как следует из материалов дела, ответчик в суде первой инстанции указывал на то, что 19.01.2023 сотрудником Ангарского лесничества осуществлен выезд на указанный лесной участок. В ходе осмотра лесного участка установлено, что на участке имеются лесные насаждения породы сосна и лиственница (лесные насаждения породы береза отсутствуют), строения, детальный осмотр арендуемого участка затруднен, так как доступ на участок ограничен ограждением из профилированного металлического листа. Информация по данному выезду отражена в акте осмотра участка от 19.01.2023 с приложением фототаблицы.
Относительно данного довода ответчика суд первой инстанции установил, что заявитель не был уведомлен о проведении осмотра. При этом, заявитель в ходе судебного разбирательства и не отрицал наличие лесных насаждений на арендуемом участке.
Суд первой инстанции верно указал на то, что акт осмотра участка от 19.01.2023 составлен в одностороннем порядке. В связи с тем, что представитель Ангарского лесничества не попал на сам лесной участок, вследствие чего только констатировал наличие забора и лесных насаждений, то, соответственно, данный акт не может содержать достоверных сведений о характеристиках лесных насаждений в границах арендуемого лесного участка и приниматься как доказательство отсутствия сенокоса в его границах. Более того, в период проведения осмотра 19.01.2023 лесной участок находился под снежным покровом.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что сам по себе выезд представителя Ангарского лесничества на арендуемый лесной участок не снимает с него обязанностей по рассмотрению документов, содержащих сведения для внесения в государственный лесной реестр, и направления заявителю уведомления о приеме или мотивированного отказа, содержащего прямые ссылки на ошибки.
Согласно материалам дела ответчиком суду первой инстанции заявлялся довод о нарушении Олемским С.В., как арендатором лесного участка, условий договора аренды, а именно:
- пп. «а» п. 3.1. Договора аренды, согласно которому Арендодатель имеет право осуществлять осмотр арендованного лесного участка для оценки соблюдения Арендатором выполнения условий настоящего Договора в части использования лесного участка по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- п. 3.5 Договора аренды, в соответствии с которым Арендатор не вправе препятствовать доступу граждан на арендованный лесной участок, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендованный лесной участок может быть огорожен, в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, ответчик указал, что акт несоответствия, представленный Олемским С.В., не соответствует натурному осмотру, так как на спорном лесном участке расположены лесные насаждения породы сосна и лиственница, при этом, проверить таксационные показатели невозможно, в связи с тем, что ограничен доступ на лесной участок.
Давая оценку указанному доводу, суд первой инстанции верно указал, что предмет настоящего спора не связан с таксацией лесов. Способ определения степени зарастания представлен в документе «Расчет таксационных параметров лесных насаждений и рекреационная характеристика лесного участка от 13.12.2022», составленного Лабораторией мониторинга лесного фонда ИСЗФ СО РАН.
Также судом первой инстанции обоснованно принято во внимание следующее.
Согласно пункту 2 Акта осмотра лесного участка от 07.09.2022 Арендатор к освоению Лесного участка в целях осуществления рекреационной деятельности не приступал, строения и сооружения какого-либо назначения на Лесном участке отсутствуют. Местами на участке имеется растительный опад и один старый бурелом рядом с сосной №6 (нумерация и расположение деревьев указаны в приложении к настоящему акту), вся площадь участка занята сенокосом (состояние заброшенное), валежник отсутствует. За пределами Лесного участка вдоль его границ 4-1-2 (номера точек указаны в соответствии с приложением №1 к Договору аренды) проходит противопожарная канава (5-6 годичной давности, состояние заросшее, частично обвалена, неравномерная глубина от 0,2 до 0,6 м, ширина 0,8-0,9 м).
Акт осмотра лесного участка от 07.09.2022 является неотъемлемой частью Проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденное распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 25.10.2022 №91-2556-мр. Государственная экспертиза не выявила ошибок или неточностей в Акте осмотра лесного участка от 07.09.2022, составленного Лабораторией мониторинга лесного фонда ИСЗФ СО РАН. Государственная экспертиза приняла тот факт, что вся площадь лесного участка занята сенокосом.
Лесным законодательством форма Акта осмотра лесного участка не установлена. Осмотры участка, по результатам которых составлены акты, проводились 07.09.2022 и 13.12.2022 одной и той же организацией – Лабораторией мониторинга лесного фонда ИСЗФ СО РАН и не противоречат между собой. Первый акт составлен 07.09.2022 для разработки проекта освоения лесов, что указано в самом акте, а второй акт составлен 13.12.2022 уже для внесения документированной информации в Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, что так же указано в акте.
При установленных обстоятельствах, апелляционный суд, отклоняя довод апелляционной жалобы, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Акт осмотра от 13.12.2022 не противоречит Акту осмотра лесного участка от 07.09.2022.
Также апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что выявление, учет и оценка количественных и качественных характеристик лесных ресурсов проводятся в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности, отмечая следующее.
Указанное требование установлено п. 33 Лесоустроительной инструкции к аэросъемке или космической съемке, к закладке пробных площадей и к полевым работам при проведении таксации лесов. Закон не устанавливает ограничение на составление актов несоответствия государственного лесного реестра натурному обследованию и актов осмотра лесных участков исключительно в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда первой инстанции относительно п. 1.4 договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 21.03.2022 №91159/22 подлежит отклонению в связи со следующим.
В п. 1.4 договора прямо указано, что характеристики лесного участка на день заключения настоящего договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении №2 к настоящему договору. Доказательств иного ответчик в материалы дела не представил.
Договор аренды заключен по результатам проведения торгов (аукциона) по типовой форме, утвержденной приказом Минприроды России от 30.07.2020 №542. Следовательно, Олемской С.В., как заинтересованное лицо, не мог участвовать в разработке проектной документации лесного участка.
Кроме того, приказом Минприроды России от 30.07.2020 №542 установлена одна типовая форма договора для осуществления рекреационной деятельности, заполнение которой не зависит от того, кем была обеспечена разработка проектной документации лесного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что согласно п. 1.4 договора в приложении №2 к договору приведены характеристики участка в соответствии с данными государственного лесного реестра, а не натурного осмотра.
Довод апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда первой инстанции о том, что порядок и сроки рассмотрения актов несоответствия, включая их утверждение или не утверждение, и направление по ним замечаний определяются Административным регламентом, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из апелляционной жалобы, ответчик в обоснование своего довода указывает на то, что в соответствии с п. 1.4 Административного регламента конечным результатом предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра является предоставление выписки из государственного лесного реестра. Ответчик указывает на то, что Административным регламентом утвержден порядок предоставления информации в виде выписки из государственного лесного реестра.
Вместе с тем, Административный регламент регулирует как исполнение государственной функции по ведению государственного лесного реестра, так и предоставление государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра.
Так, согласно п. 1.4. Административного регламента: «Конечным результатом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра является систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках.
Конечным результатом предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра является предоставление выписки из государственного лесного реестра, сформированной по запросу заявителя в установленном настоящим Административным регламентом порядке, либо направление заявителю в письменной форме мотивированного отказа в предоставлении выписки из государственного лесного реестра (уведомления об отказе в предоставлении выписки из государственного лесного реестра).»
Согласно п. 1.5 Административного регламента, документированная информация, включаемая в государственный лесной реестр, представляется в обязательном порядке на безвозмездной основе, в том числе лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Как верно установлено судом первой инстанции, в день подачи актов несоответствия 19.12.2022 у Ангарского лесничества возникло обязательство по исполнению государственной функции по ведению государственного лесного реестра, так как согласно пункту 2.1 Порядка подготовки документов, акты несоответствия являются основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения. При этом законодательство не ставит возникновение этого обязательства в зависимость от процедуры утверждения этих актов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что порядок и сроки рассмотрения актов несоответствия, включая их утверждение или неутверждение, и направление по ним замечаний определяются Административным регламентом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного приказом Минприроды России от 31.10.2007 №282.
Апелляционным судом отклоняется довод апелляционной жалобы, согласно которого утверждение Акта несоответствия повлечет за собой нарушение ч. 2 ст. 74.1 Лесного кодекса РФ.
По мнению ответчика, утверждение Акта несоответствия влечет за собой изменение условий договора аренды лесного участка №91-159/22 от 21.03.2022, тогда как в соответствии с ч. 2 ст. 74.1 Лесного кодекса РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Данное утверждение ответчика ошибочно, поскольку лесное законодательство не ставит утверждение Актов несоответствия в зависимость от возможности последующего внесения изменений в договор аренды. Часть 2 ст. 74.1 Лесного кодекса РФ не содержит прямого запрета или каких-либо ограничений на составление и утверждение актов несоответствия и внесения актуальных сведений в государственный лесной реестр.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 74.1 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, с учетом приведенных норм, утверждение Акта несоответствия не нарушает ч. 2 ст. 74.1 Лесного кодекса РФ.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности удовлетворения судом первой инстанции заявленных требований Олемского С.В.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2023 года по делу № А19- 950/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Ломако
Судьи Е.А. Будаева
В.А. Сидоренко