ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А78-10355/2017
13 декабря 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2017.
Полный текст постановления изготовлен 13.12.2017.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Бушуевой Е.М., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения «Новокукинское» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 3 октября 2017 года по делу №А78-10355/2017 по иску Администрации сельского поселения «Новокукинское» (ОГРН 1057524018881, ИНН 7524012493, 672526, Россия, с.Новая Кука,Читинский р-н, Забайкальский край, мкр.Птицефабрика д.67) к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230, 672000, Россия, г.Чита, Забайкальский край, ул.Амурская, д.68), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857, 672002, Россия, г.Чита, Забайкальский край, ул. Чкалова, д. 136), Администрации муниципального района «Читинский район» (ОГРН 1027500847934, ИНН 7524000811, 672000, Россия, г. Чита, Забайкальский край, ул. Ленина, 157) о взыскании 598012 руб. 54 коп. убытков, (суд первой инстанции: Малышев Л.В),
при участии в судебном заседании:
от Администрации сельского поселения «Новокукинское»: Девятерикова Е.В.- представитель по доверенности от 25.10.2017,
от Министерства финансов Забайкальского края: Бондаренко И.А.- представитель по доверенности от 06.11.2015,
от Администрации муниципального района «Читинский район»: Максимова О.В.- представитель по доверенности от 12.01.2017.
установил:
Администрация сельского поселения "Новокукинское" обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства территориального развития Забайкальского края о взыскании 598012 руб. 54 коп. убытков в виде не выплаченной в 2013 году субсидии.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство территориального развития Забайкальского края, Администрация муниципального района «Читинский район».
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 3 октября 2017 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой. Полагает, что денежные средства на погашение возникших в 2013 году обязательств Забайкальского края выделялись позднее, но не в полном объеме, в результате чего и возникли убытки сельского поселения (после взыскания суммы долга ООО «Корпус»). Требовать возмещения причиненных убытков истец имеет право только после их причинения или реальной возможности несения убытков, связанных с исполнением судебного акта, то есть с 05 октября 2016 года. Учитывая вышеизложенное, считает применение срока исковой давности не соответствующим требованиям закона. Просит решение суда отменить.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика указал на безосновательность доводов апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица Министерства территориального развития Забайкальского края судом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Как следует из искового заявления, 05.08.2013 между ООО «Корпус» и Администрацией сельского поселения «Новокукинское» Читинского района Забайкальского края был заключен муниципальный контракт №0191300023413000002-0143835-01 на разработку проекта Генерального плана сельского поселения «Новокукинское» Читинского района Забайкальского края.
Работы по Контракту были выполнены в соответствии с техническим заданием на общую сумму 750 000 руб. Пунктом 1.1 Контракта предусматривалось, что Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в соответствия с условиями муниципального контракта на условиях софинансирования за счет средств бюджета Забайкальского края в пределах 70 % и за счет средств бюджета сельского поселения «Новокукинское» в пределах 30 % цены контракта.
Согласно п. 2.1 Контракта источниками оплаты по Контракту являются средства бюджета Муниципального образования сельское поселение «Новокукинское» в пределах 25% от цены контракта, средства бюджета муниципального района «Читинский район» в пределах 5% от цены контракта, субсидия из краевого бюджета на софинансирование расходов по подготовке генерального плана в рамках адресной инвестиционной программы Забайкальского края в пределах 70% цены контракта.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31.10.2012 № 473 утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2013-2015 годы)», перечнем мероприятий которой было предусмотрено оказание государственной поддержки из бюджета Забайкальского края городским и сельским поселениям, городским округам Забайкальского края в виде субсидий местным бюджетам на мероприятия по подготовке документов территориального планирования в рамках аналогичных программ, реализуемых за счет местных бюджетов (п.6.4.1).
Между Минтерразвития Забайкальского края, как главным распорядителем бюджетных средств, и администрацией муниципального района «Читинский район» 29.04.2013 заключено Соглашение о предоставлении из краевого бюджета субсидий бюджету муниципального района «Читинский район» в целях реализации краевой долгосрочной целевой программы «Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2013-2015 годы)» (далее - Соглашение от 29.04.2013). Предметом Соглашения от 29.04.2013 стало осуществление в 2013 году совместных действий в рамках реализации краевой долгосрочной целевой программы (п. 1.1).
Минтерразвития Забайкальского края обязалось обеспечить предоставление муниципальному району субсидии на разработку проектов генеральных планов городских и сельских поселений (в том числе сп. «Новокукинское») в размере, не превышающем 70% от общей стоимости соответствующих муниципальных контрактов, а муниципальный район обязался принять данную субсидию и использовать ее по назначению, а также обеспечить выполнение условий настоящего соглашения (п. 1.2).
Пунктом 1.3 Соглашения от 29.04.2013 предусмотрена обязанность муниципального района и (или) городских (сельских) поселений обеспечить софинансирование из местных бюджетов в размере 30% от стоимости соответствующих контрактов.
В связи с непоступлением денежных средств из бюджета Забайкальского края у Администрации сп. «Новокукинское» образовалась задолженность перед ООО «Корпус».
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 05 сентября 2016 года по гражданскому делу № А78-5660/2016 исковые требования ООО «Корпус» были удовлетворены частично, постановлено взыскать с муниципального образования сельское поселение "Новокукинское" муниципального района Читинский район Забайкальского края в лице Администрации сельского поселения "Новокукинское" за счет средств его казны в пользу общества с ограниченной ответственностью "Корпус" задолженность в сумме 512250,00 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 61982,39 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 10246,50 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 13533.65 руб., всего - 598012,54 руб., начиная с 13.05.2016 года, производить начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму основного долга 512250,00 руб. по правилам п.1 ст.395 ГК РФ по ставкам Банка Росси, действующим в соответствующие периоды по день уплаты задолженности в полном объёме. Уменьшение суммы основного долга было обусловлено просрочкой исполнения своих обязательств подрядчиком и, как следствие, начислением неустойки в соответствии с пунктами 6.4-6.5 Контракта.
Таким образом, как указывает истец, у Администрации сельского поселения «Новокукинское» возникли убытки в размере 598 012,54 рублей в связи с неисполнением своих обязательств Забайкальским краем.
Посчитав свои права нарушенными, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения дела по апелляционной жалобе приходит к следующему.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Между тем, в рамках настоящего дела истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что субсидия не была перечислена вследствие неправомерных действий (бездействия) ответчика. Истцом не доказано совокупности обстоятельств, необходимых для привлечения Забайкальского края к ответственности.
Так, согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статьям 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов и городских округов в области градостроительной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений и является расходным обязательством соответствующих органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003года № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). В случаях и порядке, установленных федеральными закона и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Действующим федеральным законодательством не предусмотрена возможность безусловного возложения на субъект РФ бремени расходов на территориальное планирование муниципальных образований. Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством.
Общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и пр. устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее также - БК РФ).
Согласно статье 85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Согласно п. 1, 3 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31.10.2012 № 473 утверждена краевая долгосрочная целевая программа "Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2013 - 2015 годы)" (вместе с "Порядком оказания государственной поддержки из бюджета Забайкальского края городским и сельским поселениям, городским округам Забайкальского края в виде субсидий местным бюджетам на осуществление мероприятий по подготовке документов территориального планирования в рамках аналогичных муниципальных целевых программ либо аналогичных мероприятий в рамках других муниципальных целевых программ" (далее - Порядок).
Согласно паспорту государственной программы: государственным заказчиком, основным разработчиком и исполнителем программы является Министерство территориального развития Забайкальского края; программа реализуется в 2013 – 2015 годах, в один этап.
Программой предусмотрена плановая (предполагаемая) потребность в финансировании мероприятий программы, при этом объёмы финансирования из краевого бюджета, предусмотренные программой, подлежат корректировке в соответствии с лимитами средств краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Указанным Порядком установлено, что субсидии предоставляются в соответствии с бюджетной росписью Министерства территориального развития Забайкальского края и кассовым планом исполнения бюджета Забайкальского края на очередной финансовый год в пределах лимита бюджетных обязательств.
Таким образом, принятая на себя обязанность Забайкальского края по оказанию государственной поддержки муниципальным образованиям не является безусловной. Министерство финансов Забайкальского края, являясь финансовым органом субъекта РФ, организует исполнение утверждённого бюджета Забайкальского края, в рамках действующего бюджетного законодательства.
Финансирование из бюджета края осуществляется при наличии расходных обязательств края и в том объёме бюджетных ассигнований, который утверждён законом о краевом бюджете.
В рассматриваемом случае, финансирование из бюджета края осуществлялось не в разрезе государственных программ Забайкальского края, а в соответствии с предусмотренными в бюджете мероприятиями по заявкам главного распорядителя бюджетных средств. Последующее финансирование конкретных мероприятий осуществляло Министерство территориального развития Забайкальского края в рамках бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС).
С учетом очередности предоставления заявок в соответствии с п. 11 Порядка, Распоряжением от 23 мая 2013 года № 132-р Министерством территориального развития был утвержден реестр получателей субсидии.
Законом Забайкальского края от 26.12.2012 № 776-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" утвержден объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета края местным бюджетам муниципальных районов, на реализацию мероприятий программы в размере 5 млн. руб.
29 апреля 2013 года было Министерством территориального развития заключено соглашение с Администрацией муниципального района «Читинский район» о предоставлении субсидии.
Распоряжением Правительства Забайкальского края от 22.10.2013г. №585-р введён при исполнении бюджета Забайкальского края приоритетный порядок финансирования первоочередных расходов бюджета края (далее - Распоряжение о приоритетном финансировании), предписано главным распорядителям средств бюджета края и Министерству финансов Забайкальского края приостановить до 01.01.2014г. перераспределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
В силу положений Распоряжения о приоритетном финансировании, субсидии местным бюджетам на осуществление мероприятий по подготовке документов территориального планирования, не отнесены к первоочередным расходам бюджета края.
Согласно статье 9 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 №226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» правовые акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Забайкальского края. Постановления и распоряжения Правительства Забайкальского края обязательны к исполнению на территории Забайкальского края. Распоряжения Правительства Забайкальского края вступают в силу со дня их принятия или в порядке, определённом самим распоряжением.
В связи с принятием Распоряжения № 585-р от 22 октября 2013 года фактически из бюджета Забайкальского края в 2013 год Министерству территориального развития на указанные цели вместо предусмотренных в бюджете 5 млн.рублей было выделено 1 млн.рублей, которые были распределены в соответствии с реестром получателей субсидии, и в соответствии с п.11 Порядка.
Администрации муниципального района «Читинский район» в 2013 году субсидия предоставлена не была.
Согласно Закону о бюджете Забайкальского края от 25 декабря 2013 года № 918 ЗЗК «О бюджете забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» в бюджете Забайкальского края на реализацию данных мероприятий было предусмотрено 9 655 тыс. рублей.
Фактически, в 2014 году денежные средства на указанные цели Министерству территориального развития не выделялись.
Согласно Закону о бюджете Забайкальского края от 23 декабря 2014 года № 1116 ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (в окончательной редакции от 28 декабря 2015 года) в бюджете Забайкальского края на реализацию данных мероприятий бюджетные ассигнования на указанные цели не предусмотрены.
Согласно Закону о бюджете Забайкальского края от 29 декабря 2015 года № 1289 ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» в бюджете Забайкальского края на реализацию данных мероприятий было предусмотрено 9 900 тыс.рублей. Из которых в 2016 году, в рамках заключенного Соглашения № 05/2016 от 17 июня 2016 года Администрации муниципального района «Читинский район» была предоставлена субсидия на указанные цели в сумме 715 072 рублей, в том числе 43 009 рублей СП «Новокукинское».
В соответствии с Порядком, субсидии предоставляются получателям в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете на финансовый год, доведенных на указанные цели лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
Таким образом, условиями предоставления субсидии является не только соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к получателям субсидии, соблюдение им обязательных условий и предоставлением им необходимого пакета документов, но и реальные возможности краевого бюджета, в т.ч. неполное израсходование предусмотренных в соответствующем бюджете на выплату субсидий средств, поскольку выплата субсидий осуществляется в пределах объема предусмотренных в бюджете на эти цели средств.
Обязанность ответчика предоставлять субсидии местным бюджетам сверх предусмотренных лимитов бюджетных обязательств действующим законодательством не предусмотрена.
В силу изложенного, исковые требования не подлежали удовлетворению.
Статьями 5, 6, 12, 242 Бюджетного кодекса РФ установлено, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря; операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря; бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря текущего года.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает понятия кредиторской задолженности бюджета прошлых лет. Бюджет 2013 года исполнен. Бюджетные ассигнования 2013 года прекратили свое действие 31 декабря 2013 года.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
По смыслу указанной нормы права, установление ограниченного срока для защиты нарушенного права в судебном порядке, во-первых, призвано облегчить установление судами обстоятельств дела, во-вторых, способствовать стабилизации гражданского оборота, устранению неопределенности в отношениях его участников и, в-третьих, стимулировать активность участников гражданского оборота в осуществлении принадлежащих им прав. Исковая давность защищает ответчика от предъявленных к нему требований.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются данным Кодексом и иными законами.
Суд первой инстанции правильно принял во внимание то, что по условиям соглашения от 29.04.2013, заключенного между Министерством территориального развития Забайкальского края и Администрацией муниципального района «Читинский район, на которое ссылается истец в обоснование своих требований, предметом данного соглашения является осуществление в 2013 году совместных действий в рамках реализации целевой программы, за счет средств, предусмотренных в краевом бюджете на 2013 год.
После истечения 2013 финансового года и не получения истцом субсидии до 31.12.2013, он узнал о своем нарушенном праве 01.01.2014.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что срок исковой давности для предъявления иска в арбитражный суд начал течь с 01.01.2014 и на момент обращения истца в суд - 14.07.2017 истек.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что истцом пропущен срок исковой давности для защиты своего нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Юридически значимые обстоятельства по настоящему делу правильно установлены судом первой инстанции в результате надлежащей оценки всех представленных в дело доказательств в их взаимной связи и совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем указано в мотивировочной части настоящего постановления.
Иных доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, истцом в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 3 октября 2017 года по делу № А78-10355/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий: Е.Н. Скажутина
Судьи: Е.М. Бушуева
С.И. Юдин