ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Ленина, 100б, г. Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита дело №А19-14029/2017
15 марта 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2019 года
В полном объеме постановление изготовлено 15 марта 2019 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Макарцева А.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем Мальцевой Е.В. и после перерыва секретарем Туголуковым И.А., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06.08.2018 по делу №А19-14029/2017 по иску Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, адрес: 664025, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д.3) к комитету городского обустройства администрации города Иркутска (ОГРН 1113850024672, ИНН 3808219423, адрес: 664011, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д. 11) об урегулировании разногласий при заключении соглашения (суд первой инстанции: судья Пенюшов Е.С.),
у с т а н о в и л :
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (далее – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к комитету городского обустройства администрации города Иркутска (далее – комитет, ответчик) с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованием об урегулировании разногласий при заключении соглашения путем изложения пунктов 1.1, 5.5 соглашения о возмещении вреда окружающей среде на территории г. Иркутска от 02.06.2017 №010-64-560/17 и к нему приложения №2 в следующей редакции:
- «пункт 1.1. По настоящему соглашению Исполнитель обязуется перечислить компенсационную стоимость зеленых насаждений в размере 191 680 руб. (НДС не облагается) в соответствии с расчетом стоимости зеленых насаждений (Приложение № 1 к настоящему Соглашению). Перечисление восстановительной стоимости зеленых насаждений в бюджет г. Иркутска на счет УФК по Иркутской области (Комитет городского обустройства администрации города Иркутска) - р/с 40101810900000010001, Отделение Иркутск г. Иркутск, БИК 042520001, ИНН 3808219423, КПП 380801001, ОКТМО 25701000, КБК 907 1 13 02994 04 0001 130 - в течение 7 (семи) рабочих дней с момента подписания настоящего Соглашения.»;
- «пункт 5.5. К настоящему соглашению прилагается и является его неотъемлемой частью Расчет стоимости зеленых насаждений (Приложение № 1)»;
- «Приложение №1 Заявитель: филиал Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» Цель сноса: Реконструкция участка тепловой сети от ТК-23Д до ТК-23Д-11 с увеличением диаметра (инв. № 22130397) - 1 этап строительства от ТК-23Д до ТК-23Д-7, от ТК-23Д-7 до ПНС «Луч Аэропорта»)» в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27.09.2017 в иске отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 решение суда первой инстанции от 27.09.2017 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.04.2018 решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.09.2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил урегулировать разногласия при заключении соглашения о возмещении вреда окружающей среде на территории г. Иркутска, изложив пункты 1.1, 5.5 Соглашения о возмещении вреда окружающей среде на территории города Иркутска от 02.06.2017 № 010-64-560/17 и к нему Приложение №2 в следующей редакции:
- «пункт 1.1. По настоящему соглашению Исполнитель обязуется перечислить компенсационную стоимость зеленых насаждений в размере 364 600 рублей (НДС не облагается) в соответствии с расчетом стоимости зеленых насаждений (Приложение № 1 к настоящему Соглашению). Перечисление компенсационной стоимости зеленых насаждений в бюджет г. Иркутска на счет УФК по Иркутской области (Комитет городского 3 обустройства администрации города Иркутска) - р/с 40101810900000010001, Отделение Иркутск г. Иркутск, БИК 042520001, ИНН 3808219423, КПП 380801001, ОКТМО 25701000, КБК 907 1 13 02994 04 0001 130 - в течение 7 (семи) рабочих дней с момента подписания настоящего Соглашения»;
- «пункт 5.5. К настоящему соглашению прилагается и является его неотъемлемой частью Расчет стоимости зеленых насаждений (Приложение №1)»;
- «Приложение №1 к Соглашению о возмещении вреда окружающей среде на территории города Иркутска от 02.06.2017 № 010-64-560/17 Заявитель: филиал Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» Цель сноса: Реконструкция участка тепловой сети от ТК-23Д до ТК-23Д-11 с увеличением диаметра (инв. №22130397) - 1 этап строительства от ТК-23Д до ТК-23Д-7, от ТК-23Д-7 до ПНС «Луч Аэропорта» Компенсационная стоимость дерева/кустарника определяется по формуле: Ск = (Спм + Спу) * количество деревьев* 2 (при необходимости), где Ск - компенсационная стоимость дерева/кустарника, руб. (с НДС); Спм - стоимость посадочного материала с необходимым комом земли в зависимости от вида и высоты (возраста) дерева/кустарника, руб.; Спу - стоимость посадки с учетом ухода, руб./год; 2 - коэффициент поправки на ценность цветника, газона, применяется в случае, если зеленые насаждения расположены на территориях общего пользования, скверов, парков, бульваров. Стоимость компенсационного озеленения составляет 364 600 руб.: 145 840 руб. = (16 730 руб. + 1 500 руб.) *4*2 218 760 руб. = (16 730 руб. + 1 500 руб.)*12 Подписи сторон: Начальник управления экологии: Директор филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ».
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06.08.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик его обжаловал в апелляционном порядке, просил отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Жалоба мотивирована тем, что ответчик правильно установил размер восстановительной и компенсационной стоимости зеленых насаждений, поскольку истец не подтвердил необходимости реконструкции принадлежащих ему тепловых сетей в связи с их аварийным состоянием, территория охранных зон используется тепловых сетей используется как территория общего пользования, по которой осуществляется проход граждан, на которой произрастают зеленые насаждения. По указанным причина, по мнению ответчика, отсутствовали основания для освобождения истца от оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений, произраставших вблизи жилых домов, и для неприменения коэффициента поправки «2», применяемого при сносе зеленых насаждений, которые расположены на территориях общего пользования.
Истец в отзыве и письменных пояснениях возражал на доводы апелляционной жалобы, полагал решение суда первой инстанции принято по правильно установленным обстоятельствам, при правильном применении норм материального права. Просил решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В связи с заменой в составе суда на судью Макарцева А.В. судьи Юдина С.И., с участием которого рассматривалось дело, судебное разбирательство в заседании 21.02.2019 начато сначала на основании пункта 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 21.02.2019, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 28.02.2019, в заседании суда, состоявшемся 28.02.2019, был объявлен перерыв до 07.03.2019. Информация о перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети «Интернет».
В судебном заседании, состоявшемся 15.11.2018, представитель истца изложил возражения на доводы апелляционной жалобы. В последующие заседания суда апелляционной инстанции представитель истца не прибыл.
Ответчик не обеспечил явку представителя в судебные заседания.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствовала судебному разбирательству.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует и установил суд первой инстанции, истцу на праве собственности принадлежит V коллектор, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженностью 18 934 м, кадастровый (условный) номер: 38:36:000000:5765 (свидетельство о государственной регистрации права от 29.12.2015, л.д. 76 т. 2).
По данным кадастровой выписки объект введен в эксплуатацию в 1959 году. По сведениям технического паспорта по состоянию на 28.04.2015 объект вводился в эксплуатацию в период с 1959 года по 1991 год; в состав V коллектора входят тепловые сети от ТК-23Д до ТК-23Д-11 и от ТК-23Д-7 до здания ПНС «Луч Аэропорта» по ул. Трилиссера, процент износа которых составил 50%.
Уведомлением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 29.12.2015 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах охранных зон V коллектора, установленных на основании приказа ПАО «Иркутскэнерго» от 18.11.2015 №606.
В целях проведения реконструкции участка тепловой сети V коллектора общество обратилось в Управление экологии комитета городского обустройства администрации города Иркутска с заявлением от 02.03.2017 № 210/104-45/790 о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, находящихся в охранной зоне тепловых сетей, а затем в комитет городского обустройства администрации города Иркутска с заявлением о заключении соглашения о возмещении вреда окружающей среде.
Комитет рассчитал стоимость компенсационного и восстановительного озеленения по ул. Трилиссера, расчет направил обществу с письмом от 20.03.2017 № 420-74-162/17.
По разрешению от 09.07.2017 №23/17, выданному Управлением экологии комитета городского обустройства администрации города Иркутска, обществу разрешен снос 16 насаждений (л.д. 75 т. 2).
В соответствии с подпунктам 1.1 и 5.5 соглашения о возмещении вреда окружающей среде на территории г. Иркутска от 02.06.2017 №010-64-560/17 (далее – соглашение) в редакции, предложенной комитетом, общество обязано перечислить восстановительную стоимость зеленых насаждений в сумме 499 836,67 руб. (НДС не облагается) в соответствии с актом оценки зеленых насаждений (Приложение №1 к соглашению) и компенсационную стоимость зеленых насаждений в размере 583 360 руб., в соответствии с расчетом стоимости компенсационного озеленения (Приложение №2 к соглашению) за снос деревьев, находящихся в охранной зоне тепловых сетей.
Общество, не согласное с предложенным в соглашении размером восстановительных и компенсационных выплат, в протоколе разногласий предложило свою редакцию пунктов 1.1, 5.5 соглашения и приложения №1 к соглашению.
Суть разногласий сторон по указанным условиям соглашения сводится к тому, что общество не обязано уплачивать компенсационную стоимость зеленых насаждений ввиду того, что занимается реконструкцией участка тепловых сетей, а повышающий коэффициент восстановительной стоимости земельных насаждений «2», примененный комитетом в расчете размера возмещения вреда окружающей среде, не подлежит применению в отношении зеленых насаждений, находящихся в охранной зоне тепловых сетей, где высадка деревьев и кустарников любых пород без согласия собственника сети запрещена.
В связи с возникшими между обществом и комитетом разногласиями относительно размера восстановительной и компенсационной стоимости зеленых насаждений, подлежащей уплате в связи с реконструкцией участка тепловых сетей, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Принимая решение, суд первой инстанции учел указанное в постановлении суда кассационной инстанции от 18.04.2018, руководствовался положениями статей 12, 131, 421, 432, пункта 1 статьи 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1.8, 4.1, 6.1, 6.3, 7.4, 7.6 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории города Иркутска, утвержденных решением городской Думы г. Иркутска от 25.11.2004 № 004-20-050035/4. Суд исходил обоснованности исковых требований, поскольку включение в соглашение условия об уплате обществом восстановительной стоимости зеленых насаждений, высаженных в пределах установленных охранных зон инженерных сетей без согласия собственника сетей, и компенсационной стоимости озеленения при выполнении реконструкции сетей, связанной с ее их износом, не соответствует действующим правилам сноса зеленых насаждений на территории муниципального образования г. Иркутска.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права, решение суда первой инстанции полагал правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Правилами пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с названым Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законами и иными нормативными актами (императивным нормам), действующим в момент заключения.
Озеленение относится к элементам благоустройства. При наличии технической возможности проведения реконструкции заявитель обязан соблюдать порядок, установленный для сноса зеленых насаждений на соответствующей территории.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные приказом Минстроя России от 17.08.1992 №197 (далее – Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей) устанавливают определенные ограничения к охранной зоне тепловых сетей, в том числе, относительно насаждений.
Реконструкция тепловых сетей осуществляется в соответствии с техническими условиями и с соблюдением требований, правил и рекомендаций, предъявляемых к ней, в том числе, в соответствии с Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории города Иркутска, утвержденными решением Думы г. Иркутска от 25.11.2004 № 004-20-050035/4 (далее - Правила №004-20-050035/4), которые устанавливают определенный порядок зеленых насаждений на территории муниципального образования г. Иркутск.
Согласно подпункту «б» пункта 7.6 Правил №004-20-050035/4 и приложению №2 к Правилам уполномоченное структурное подразделение осуществляет расчет компенсационной стоимости на основании Методики, установленной Правилами.
Общество выполняет реконструкцию участка V коллектора собственных тепловых сетей в связи с чем и обратилось в Управление экологии комитета городского обустройства администрации города Иркутска с заявление о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, находящихся в охранной зоне тепловых сетей, а затем в комитет с заявлением о заключении соглашения о возмещении вреда окружающей среде.
По сведениям в пункте 28 раздела V технического паспорта V коллектор состоит в том числе из участка тепловой сети от ТК-23Д до ТК-23Д-11 с увеличением диаметра (инв. №22130397) - 1 этап строительства от ТК-23Д до ТК-23Д-7, от ТК-23Д-7 до ПНС «Луч Аэропорта»)».
На реконструкцию участка тепловой сети от ТК-23Д до ТК-23Д-11 с увеличением диаметра (инв. №22130397) общество представило рабочую документацию «Тепломеханические решения тепловых сетей 114Н-ИТ-01-ТС.
Их преамбулы расчета стоимости компенсационного озеленения (приложение №2 к соглашению), целью его составления является реконструкция участка тепловой сети от ТК-23Д до ТК-23Д-11 с увеличением диаметра (инв. № 22130397) - 1 этап, строительства от ТК-23Д до ТК-23Д-7, от ТК-23Д-7 (на участке от ул. К. Либкнехта до ул. Трилиссера).
Пункты 6, 7 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей устанавливают, что в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается, в том числе производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; проведение подобного рода работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей.
С соответствии с пунктом 6.3 Правил №004-20-050035/4 (в редакции от 04.12.2017 №11) оплата восстановительной стоимости зеленых насаждений, произрастающих в пределах установленных охранных зон инженерных сетей, не производится; при сносе зеленых насаждений, произрастающих в пределах установленных охранных зон инженерных сетей, производится компенсационное озеленение в порядке, предусмотренном названными Правилами.
Вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств того, что истец выполняет работы по капитальному ремонту, а не по реконструкции объекта.
Кроме того, в деле отсутствуют сведения о том, что зеленые насаждения в охранной зоне, за снос которых комитет включил в соглашение компенсацию восстановительной стоимости, высажены с согласия собственника сетей.
В рассмотренном случае отнесение на общество компенсационной выплаты за снос зеленых насаждений в связи реконструкцией тепловых сетей и восстановительной стоимости зеленых насаждений, высаженных в охранной зоне без согласия собственника, является неправомерным.
При таком положении суд первой инстанции правильно удовлетворил требования истца.
Выводы суда, на которых основано решение, сделаны в результате надлежащей оценки доказательств в деле с соблюдением требований, установленных статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними. Они не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции. Само по себе доводы не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации комитет, как государственный орган, выступающий в деле в качестве ответчика, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2018 года по делу №А19-14029/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Капустина Л.В.
Судьи Макарцев А.В.
Скажутина Е.Н.