НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2007 № 04АП-89/08

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

  672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б"

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Чита Дело №А19-23481/06-15

"08" февраля 2007 года -04АП-89/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2007 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Доржиева Э.П.,

судей: Желтоухова Е.В., Куклина О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л.  , рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Иркутской области

(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)

на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22.11.2006г. по делу №А19-23481/06-15, по заявлению ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" к Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о возмещении из бюджета процентов за несвоевременный возврат НДС, принятого судьей М.В. Луньковым

(фамилии, инициалы судей, принявших решение)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 01.01.2007г. №103-10/61)

от ответчика: не явился, извещен;

установил:

ОАО «Производственное объединение «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу об обязании возместить из федерального бюджета Российской Федерации начисленные проценты за один день в сумме 41498 руб. за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость.

Решением суда от 22 ноября 2006г. требования ОАО «ПО УИ ЛПК» частично удовлетворены. В обоснование суд указал, что возврат налога на добавленную стоимость был произведен с нарушением установленных сроков, что является основанием для начисления процентов.

Не согласившись с указанным решением, МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Иркутской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают, что на момент срока возврата НДС по заявлению налогоплательщика от 20.07.2005г. у налогового органа отсутствовали основания для осуществления такого возврата. Кроме того, удовлетворение требований заявителя по настоящему делу повлечет повторное взыскание одних и тех же сумм, которые ранее были взысканы решением суда.

Представитель заявителя в судебном заседании дал пояснения согласно письменному отзыву, указал, что возврат налога на добавленную стоимость был произведен с нарушением установленных сроков, что является основанием для начисления процентов. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 16.01.2007г. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителя.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с решением налогового органа от 20.07.05г. №03-19.3/88, принятого по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за март 2005г., ОАО «ПО УИ ЛПК» возмещен из бюджета налог в сумме 120326657 руб.

ОАО «ПО УИ ЛПК» 20.07.05г. обратилось в налоговый орган с заявлением исх. №407-36/607 о возврате налога на добавленную стоимость в сумме 94053290 руб.

Налоговый орган письмом от 01.08.05г. №05-35/4154 отказал в возврате налога, ссылаясь на наличие задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме 100995934 руб. 40 коп., образовавшуюся у заявителя в связи с доначислением налогов по решению МРИ ФНС России №9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 08.06.05г. № 01-05-58/2791 ДСП.

Сумма 19330722 руб. была возвращена обществу 14.09.05г.

На сумму 100995934 руб. 40 коп. налоговым органом был произведен зачет сумм налогов и пени, начисленных на основании решения инспекции от 08.06.05г. №01-05-58/2791 ДСП.

Не согласившись с отказом налогового органа произвести возврат налога в сумме, указанной в заявлении исх. №407-36/607, ОАО «ПО УИ ЛПК» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа.

Решением арбитражного суда от 20.10.05г. по делу №А19-26664/05-18 требования заявителя частично удовлетворены, признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе возвратить налог в сумме 19330722 руб. 60 коп., а также Заявителю возмещены проценты за один день в размере 6959 руб. 06 коп. за несвоевременный возврат налога в сумме 19330722 руб. 60 коп.

Постановлением апелляционной инстанции от 20.03.06г. решение суда от 20.10.05г. по делу №А19-26664/05-18 оставлено без изменения.

Постановлением кассационной инстанции от 28.06.06г. решение суда от 20.10.05г. и постановление апелляционной инстанции от 20.03.06г. по делу №А19-26664/05-18 оставлены без изменения.

ОАО «ПО УИ ЛПК» решение МРИ ФНС России №9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 08.06.05г. №01-05-58/2791 ДСП также обжаловало в арбитражном суде.

Решением арбитражного суда Иркутской области от 30.01.06г. по делу №А19-14994/05-40 решение МРИ ФНС России №9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 08.06.05г. №01-05-58/2791 ДСП признано частично незаконным. Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции решение суда от 30.01.06г. по делу №А19-14994/05-40 частично изменено.

Таким образом, судебными актами по делу №А19-14994/05-40 решение МРИ ФНС России №9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 08.06.05г. № 01-05-58/2791 ДСП признано частично незаконным, в том числе в части доначисления налогов в сумме 99939554 руб.

С учетом изложенного, возврату на основании заявления общества от 20.07.05г. исх. № 407-36/607 подлежит сумма в размере 94053290 руб.

Согласно положениям пункта 4 статьи 176 Кодекса возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В случае отсутствия у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу на добавленную стоимость, недоимки и пеней по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу на добавленную стоимость и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.

Возврат налога осуществляется органами федерального казначейства в порядке, установленном пунктом 4 статьи 176 Кодекса максимальный срок может быть равен трем месяцам со дня подачи декларации с необходимыми документами плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.

Если сроки, установленные пунктом 4 статьи 176 Кодекса, нарушены, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 176 Кодекса проценты подлежат начислению при нарушении совокупности сроков, определенных этим пунктом для налоговых органов и органов федерального казначейства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Кодекса проценты начисляются лишь на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, и с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. До получения этого заявления у инспекции нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению, и проценты за просрочку возврата налога начислению не подлежат.

Аналогичная правовая позиция по данному вопросу содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2004 №5351/04 и от 21.12.2004 №10848/04, от 29.11.05г. №7528/05.

С учетом положений ст. 176 НК РФ период просрочки возврата налога на добавленную стоимость по экспортным операциям формируется следующим образом.

Если заявление о возврате налога подано в пределах трехмесячного срока, предусмотренного абзацем вторым пункта 4 статьи 176 Кодекса, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, установленных пунктом 4 статьи 176 Кодекса (три месяца плюс восемь дней плюс две недели).

Период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.

Как видно из материалов дела, декларация по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за март 2005г. представлена Заявителем 20.04.05г.

Одновременно с подачей указанной налоговой декларацией 20.04.05г. заявителем было подано заявление на возмещение налога на добавленную стоимость за март 2005г. в сумме 126987098 руб.

Однако, с учетом положений пункта 4 статьи 176 Кодекса возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Таким образом, на момент представления налоговой декларации по ставке 0 процентов за март 2005г., т.е. на 20.04.05г., обоснованность применения заявителем налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов еще не была подтверждена и, соответственно, у налогового органа не возникла обязанность возвратить ОАО «ПО УИ ЛПК» по заявлению от 20.04.05г. налог, подлежащий возмещению из бюджета.

Налоговым органом 20.07.05г. принято решения № 03-19.3/88, в соответствии с которым решено возместить Заявителю из бюджета налог в сумме 120326657 руб.

ОАО «ПО УИ ЛПК» 20.07.05г. подано заявление на возврат налога исх. № 407-36/607, что подтверждается отметкой налогового органа на заявлении.

Таким образом, заявление на возврат налога исх.407-36/607 подано в пределах срока, установленного п.4 ст. 176 ПК РФ.

Согласно ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В данном случае, срок для возврата налога в сумме 94053290 руб. заканчивается 11.08.05г. ( три месяца (с 20.04.05г. по 20.07.05г.) + 8 дней (с 21.07.05г. по 28.07.05г.) + 2 недели ( с 29.07.05г. пo11.08.05г.)).

Фактически же заявителю 14.09.05г. была возвращена сумма 19330722 руб., 30.06.06г. возвращена сумма налога - 20000000 руб., 10.07.06г. возвращена сумма налога - 48406516 руб., 11.07.06г возвращена сумма налога - 60769099 руб., 12.07.06г. возвращена сумма налога - 2323107 руб.

Следовательно, возврат суммы налога, подлежащего возмещению из бюджета, произведен с нарушением срока, установленного ст. 176 ПК РФ.

Ссылка налогового органа на ст.78 НК РФ не может быть принята судом во внимание, так как статьей 78 НК РФ установлен порядок возврата излишне уплаченного налога, а заявитель обратился в суд с требованием о начислении и выплате процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению из бюджета на основании ст. 176 НК РФ.

Таким образом, сумма налога возвращена обществу со значительным нарушением срока возврата.

Вместе с тем, заявитель просил проценты за несвоевременный возврат налога только за один день просрочки.

При таких обстоятельствах, суд считает, что проценты за несвоевременный возврат налога в сумме 94053290 руб. за один день просрочки составят 33859 руб. 18 коп. (94053290 руб. х 0,036% х 1 день).

С учетом того, что проценты за один день в размере 6959 руб. 06 коп. за несвоевременный возврат налога в сумме 19330722 руб. возмещены ОАО «ПО УИ ЛПК» вступившим в силу решением арбитражного суда от 20.10.05г. по делу №А19-26664/05-18, требования Заявителя подлежат удовлетворению частично в сумме 26900 руб. 12 коп. (33859 руб. 1 8 коп. - 6959 руб. 06 коп.).

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает довод налогового органа, что на момент срока возврата НДС по заявлению налогоплательщика от 20.07.2005г. у налогового органа отсутствовали основания для осуществления такого возврата.

Также, как было указано выше, взыскание процентов в размере 26900 руб. 12 коп. не повлекло повторного взыскания одних и тех же сумм, которые ранее были взысканы решением суда.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

1.Оставить решение Арбитражного суда Иркутской области от 22.11.2006г., принятого по делу №А19-23481/06-15, без изменения, а апелляционную жалобу МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Иркутской области без удовлетворения.

2.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий Э.П. Доржиев

Судьи Е.В. Желтоухов

О.А. Куклин