108/2023-51697(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А75-19626/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2023 года Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2023 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: председательствующего Шабановой Г.А.
судей Алексеевой Н.А.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Администрации Березовского района на решение от 17.01.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 19.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Краецкая Е.Б., Воронов Т.А., Сидоренко О.А.) по делу № А75-19626/2022 по иску акционерного общества «Аэропорт Сургут» (628422, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>, ОГРН <***>,
ИНН <***>) к Администрации Березовского района (628140, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Березовский район, поселок городского типа Березово, улица Астраханцева, дом 54, ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности по невыплаченной субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В заседании принял участие представитель акционерного общества «Аэропорт Сургут» – ФИО2 по доверенности от 05.07.2023.
Суд установил:
акционерное общество «Аэропорт Сургут» (далее – АО «Аэропорт Сургут», общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Администрации Березовского района (далее – администрация) о взыскании 10 747 381 руб. 11 коп., в том числе задолженность по договору от 31.01.2022 № 58/22ДУ-30/22Д в размере 10 292 192 руб. 15 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.03.2022 по 31.03.2022 и за период с 02.10.2022 по 23.12.2022 в общей сумме 455 188 руб. 96 коп., с дальнейшим начислением процентов за пользование чужими денежными средствами с 24.12.2022 по день фактической оплаты данной суммы.
Решением от 17.01.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением от 19.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе, дополнениях к ней и письменных пояснениях, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на 2022 год; администрация не имела возможности предоставить субсидию в 2022 году в полном объеме ввиду отсутствия финансирования; судами неверно истолкованы пункты 2.2 и 2.7 договора
от 31.01.2022 № 58/22ДУ-30/22Д; в рассматриваемом случае предельным сроком выплаты субсидии по договору являлся 1 квартал 2023 года, следовательно, оснований для принудительного взыскания субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами до истечения данного срока не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу (с учетом дополнений и пояснений) общество просит судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, дополнениях, пояснениях и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании постановления от 12.11.2014 № 1646 «Об утверждении Порядков предоставления субсидий из бюджета Березовского района юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров и багажа автомобильным, воздушным и водным транспортом на территории Березовского района, в целях реализации муниципальной программы Березовского района «Современная транспортная система Березовского района» между администрацией и
АО «Аэропорт Сургут» заключен договор от 31.01.2022 № 58/22ДУ-30/22Д на предоставление субсидий из бюджета Березовского района в целях возмещения обществу недополученных доходов от основной деятельности аэропортов и посадочных площадок, возникших в результате регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа воздушным транспортом между поселениями в границах Березовского района в 2022 году (далее – договор).
Согласно пункту 2.1 договора администрация осуществляет субсидирование, размер которого рассчитывается на основании фактически выполненных рейсов, произведенных расходов и действующих ставок, сборов и тарифов на момент исполнения работ. Плановый размер субсидии рассчитан в приложении № 1 к договору; фактический размер субсидии определяется на основании фактически выполненных рейсов, произведенных расходов и действующих ставок, и сборов на момент исполнения работ.
Из приложения № 1 к договору следует, что плановый объем субсидий в 2022 году
согласован сторонами в размере 62 776 000 руб.
Пунктами 2.3-2.5 договора определен порядок расчетов и срок предоставления субсидии. В частности, аэропорт не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в адрес администрации документы с расчетом субсидий; администрация после получения пакета документов в течение 10 рабочих дней принимает решение о предоставлении субсидий и производит перечисление не позднее 10-го рабочего дня следующего за днем принятия решения о перечислении.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии является несоответствие представленных обществом документов, установленным требованиям, недостоверность представленной информации и превышение объемов бюджетных ассигнований (пункт 2.6 договора).
Согласно пунктам 2.2 и 2.7 договора фактическое предоставление субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на 2022 год, утвержденных решением Думы Березовского района. В случае уменьшения администрации ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении, стороны согласовывают новые условия соглашения или при не достижении согласия по новым условиям принимают решение о расторжении соглашения. В случае невозможности предоставления субсидии в текущем финансовом году в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, общество в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным годом предоставляет в адрес администрации расчет по фактическому объему субсидии, заявку на заключение дополнительного соглашения. Администрация после проверки предоставленных расчетов и принятия решения о предоставлении субсидии, в течение 10 рабочих дней подготавливает дополнительное соглашение к договору и направляет его в адрес общества без повторного прохождения процедуры отбора. Перечисление субсидии производиться в течение 1 квартала года, следующего за отчетным годом, по фактическим объемам оказанных услуг и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Думы Березовского района на соответствующий финансовый год.
В соответствии с пунктом 4.1 стороны несут ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение условий договора в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В связи с неисполнением администрацией надлежащим образом обязательств по договору, АО «Аэропорт Сургут» направило в ее адрес претензии от 03.06.2022, 04.08.2022, от 30.08.22, а затем обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив факт неисполнения администрацией обязательств по договору о выплате субсидий, признав расчет задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами верным, пришли к выводу, что требования общества являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов
кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) следует, что использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
При этом в отличие от субсидий стимулирующего характера в тех случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки) в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается (статья 310 ГК РФ).
Несмотря на то, что правоотношения между администрацией и обществом в большей степени регулируются нормами БК РФ, в рассматриваемом случае к отношениям сторон по исполнению условий договора о предоставлении субсидии могут быть применены нормы ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими денежными средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств
кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок (пункт 3 статьи 395 ГК РФ).
В пунктах 37 и 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7
«О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» содержатся разъяснения о том, что проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в
ГК РФ). Сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что субсидия выделена обществу на основании постановления администрации от 12.11.2014 № 1646 в качестве компенсации неполученных доходов в связи с ограничением свободы предпринимательской деятельности посредством установления предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа воздушным транспортом; размер затрат, предъявленных обществом к возмещению за 2022 год, подтвержден документально и не превышает плановые объемы, согласованные сторонами (62 776 000 руб.); основания для отказа в выплате обществу субсидии, предусмотренные пунктом 2.6 договора, отсутствуют; факт наличия задолженности администрацией не оспаривается.
Таким образом, суды обосновано указали на наличие у администрации обязанности по возмещению обществу затрат, возникших в связи с ограничением публично-правовым образованием тарифов на перевозку пассажиров и багажа.
Довод администрации относительно того, что объемы субсидии превышают размер бюджетных ассигнований на 2022 год, утвержденный решением Думы Березовского района, обосновано отклонен судами с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.08.2021 № 304-ЭС21-12322, в соответствии с которой выплата компенсации (в настоящем случае выпадающих доходов) не зависит от усмотрения органов местного самоуправления; предоставление компенсационной субсидии является обязанностью уполномоченного органа и не может быть поставлена в зависимость от его волеизъявления, отсутствие денежных средств не является основанием для неисполнения обязанности по выплате субсидии в установленный срок. В рассматриваемом случае администрация обладала информацией о
необходимости предусмотреть в бюджете Березовского района будущие расходы для своевременной выплаты запланированной субсидии.
Принимая во внимание положения статьи 431 ГК РФ, пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», пунктов 43 и 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», апелляционный суд правомерно отклонил ссылки администрации на пункты 2.2 и 2.7 договора, согласившись с позицией общества о том, что названные условия допускают перенос срока выплаты субсидии лишь в случае превышения фактического ее размера над плановым либо уменьшения администрации ранее доведенных лимитов бюджетных ассигнований.
С учетом изложенного судами первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворены заявленные АО «Аэропорт Сургут» требования о взыскании задолженности по выплате субсидии и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 17.01.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и постановление от 19.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-19626/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.А. Шабанова
Судьи Н.А. Алексеева
ФИО1