НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 30.11.2023 № А46-20570/2022

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А46-20570/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2023 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Щанкиной А.В.,

судей Демидовой Е.Ю.,

Полосина А.Л.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Гайшун И.А.,рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стоматологическая студия «Скульптор Левобережный» на постановление от 03.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Сидоренко О.А., Воронов Т.А., Краецкая Е.Б.) по делу № А46-20570/2022 по иску Управления делами Администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ИНН 5503028481, ОГРН 1025500737492) к обществу с ограниченной ответственностью «Стоматологическая студия «Скульптор Левобережный» (644123, г. Омск, ул. 70 лет Октября, 20, ИНН 5507070188, ОГРН 1045513009497) о взыскании стоимости неосновательного обогащения в связи с использованием земельного участка для размещения рекламной конструкции.

В судебном заседании посредством видеоконференц-связи через Арбитражный суд Омской области (судья Яркова С.В.) принял участие представитель Управления делами Администрации города Омска - Колоухов М.А. по доверенности 25.01.2023 (срок действия 1 год), представлено служебное удостоверение.

Суд установил:

Управление делами Администрации города Омска (далее - Управление, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Стоматологическая студия «Скульптор Левобережный» (далее - ООО «СС «Скульптор Левобережный», общество, ответчик) о взыскании стоимости неосновательного обогащения в связи с использованием земельного участка для размещения рекламной конструкции в период с 19.06.2019 по 07.10.2022 в размере 141 381 руб. 47 коп.

В ходе производства по делу истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика стоимость неосновательного обогащения в связи с использованием земельного участка для размещения рекламной конструкции в период с 22.11.2019 по 31.03.2023 в размере 149 136 руб. 07 коп.

Решением от 31.05.2023 Арбитражного суда Омской области (с учетом определения об исправлении опечатки от 05.06.2023, судьяМалявина Е.Д.) исковые требования удовлетворены частично, с ООО «СС «Скульптор Левобережный» в пользу Управления делами Администрации города Омска взыскано неосновательное обогащение в размере 1 881 руб. 73 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано. С ООО «СС «Скульптор Левобережный» в доход федерального бюджета взыскано 25 руб. 20 коп. государственной пошлины.

Постановлением от 03.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 31.05.2023 Арбитражного суда Омской области изменено, исковые требования удовлетворены частично: с ООО «СС «Скульптор Левобережный» в пользу Управления делами Администрации города Омска взыскано неосновательное обогащение в размере 145 847 руб. 67 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ООО «СС «Скульптор Левобережный» в доход федерального бюджета взыскано 5 353 руб. государственной пошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «СС «Скульптор Левобережный» обратилось с кассационной жалобой.

В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: спорная конструкция не является рекламой, это уличная вывеска с наименованием юридического лица; размещенная информация не преследует рекламных целей; судами не учтено, что указание наименования без указания адреса и режима работы, профиля деятельности не является рекламой, в связи с чем не попадает под действие Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить постановление без изменения; указало, что месторасположение конструкции, параметры ее габаритов, а также манера исполнения (в том числе с изображением товарного знака, а также характера рисунка изображенного на стеле) свидетельствуют, что указанная конструкций носит рекламный характер.

В судебном заседании представитель кассатора поддержал ранее изложенную правовую позицию по делу.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в результате обследований, проведенных специалистами Управления, установлено что ООО «СС «Скульптор Левобережный» в период с 19.06.2019 по 07.10.2022 использовало часть земельного участка из состава земельного участка общего пользования под улицу, находящегося в муниципальной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов в границах города Омска, местоположение которого установлено в центральной части кадастрового района 55:36 город Омск (местоположение части земельного участка относительно ориентира: в 8 метрах относительно здания № 20 на улице 70 лет Октября в Кировском административном округе г. Омска) (далее - земельный участок), без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, для установки и эксплуатации рекламной конструкции типа стела формата 2,0 х 5,5 м.

В нарушение пункта 7 статьи 1, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации плата за использование земельного участка обществом не вносилась.

Приказом Управления от 03.10.2022 № 340-рк обществу разрешено использование земельного участка площадью 5 кв.м. из состава земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером 55:36:000000:1009 площадью 90 085 кв.м, относящегося к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования (12.0), автомобильный транспорт (7.2)», местоположение которого установлено в центральной части кадастрового района 55:36, для размещения информационной стелы согласно координатам характерных точек Н1, Н2, Н3, Н4.

В пункте 4 названного Приказа указано, что срок использования земельного участка составляет 5 лет.

В соответствии с пунктом 7 Приказа и приложением к нему плата за размещение объекта вносится обществом единовременно в течение 30 календарных дней после дня выдачи разрешения на использование земельного участка и составляет 3 288 руб. 40 коп.

Платежным поручением от 12.10.2022 № 218 общество внесло оплату за размещение объекта на основании приказа Управления от 03.10.2022 № 340-рк.

20.10.2022 Управление направило в адрес ООО «СС «Скульптор Левобережный» требование № 218 РК о возмещении суммы неосновательного обогащения в связи с 3 А46-20570/2022 использованием земельного участка для размещения рекламной конструкции без правовых оснований за период с 19.06.2019 по 07.10.2022 в размере 141 381 руб. 47 коп.

Неудовлетворение претензии истца ответчиком явилось основанием для обращения Управления в суд с настоящим иском о взыскании стоимости неосновательного обогащения в связи с использованием земельного участка для размещения рекламной конструкции в период с 22.11.2019 по 31.03.2023 в размере 149 136 руб. 07 коп.

Руководствуясь Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 № 29-П, статьями 8, 196, 200, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 39.36, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 2, 3, 19 Федерального закона от 13.03.206 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ), частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1), решением Омского городского Совета от 28.01.2009 № 213 «О порядке расчёта размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Омска, и на земельном участке, расположенном на территории города Омска, государственная собственность на который не разграничена» (далее - Решение № 213), постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 № 108-п «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» (далее - Постановление № 108-п), пунктами 15, 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», пунктом 24 постановления Пленума Верховного Совета Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», пунктом 10 Обзора судебной практики Судебной коллегии по экономическим спорам в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2016, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 по делу № 50-АПГ17-18, суд первой инстанции усмотрел наличие правовых оснований для удовлетворения исковых требований Управления о взыскании неосновательного обогащения за период с 22.11.2019 по 02.10.2022 в сумме 1 881 руб. 73 коп. исходя из фактического назначения спорного объекта и цели использования земельного участка.

При расчёте размера неосновательного обогащения суд исходил из порядка расчёта арендной платы согласно пункту 2.2 постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п «О Порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута».

При изменении решения суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что с 03.10.2022 требования удовлетворению не подлежат, поскольку общество внесло плату за размещение на спорном участке знаково-информационной системы в размере 3 288 руб. 40 коп.

Также суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» (далее - Правила благоустройства), исходя из того, что конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Закона № 38-ФЗ, в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации; учитывая, что в судебном заседании представитель истца пояснил, что спорная конструкция расположена в части отвода автомобильной дороги, в связи с чем направлена на привлечение внимания неопределенного круг лиц, в том числе водителей, пришел к выводу о том, что на спорной конструкции размещено средство индивидуализации юридического лица, указанная конструкция не является информационной стелой, а относится к рекламным сооружениям.

Апелляционный суд указал, что расчет предъявленной к взысканию суммы неосновательного обогащения подлежит осуществлению с применением решения Омского городского Совета от 28.01.2009 № 213 «О порядке расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Омска, и на земельном участке, расположенном на территории города Омска, государственная собственность на который не разграничена» (далее - Решение № 213), за период с 22.11.2019 по 31.03.2023 составляет 145 847 руб. 67 коп. (149 136 руб. 07 коп. - 3 288 руб. 40 коп.).

Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему, неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В силу пункта 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

В предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ).

Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ), что установлено пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ.

Статья 10 Федерального закона № 381-ФЗ предусматривает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления В силу пункта 2 статьи 39.36 ЗК РФ установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Законом о рекламе.

Пунктами 1 - 3 статьи 3 Закона № 38-ФЗ установлено, что реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (пункт 5 статьи 19 Закона № 38-ФЗ).

В силу подпунктов 2, 5 пункта 2 статьи 2 Закона № 38-ФЗ закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Таким образом, для разграничения информации и рекламы значение имеет предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения, манера исполнения при размещении этой информации значения не имеют.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при применении пункта 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует цели, отличные от цели рекламы - привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, и не может рассматриваться как реклама.

Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан, стоматология) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Закона № 38-ФЗ не распространяются.

Конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация. Так, не является рекламой указание на конструкции в месте нахождения организации только ее наименования без указания адреса и режима работы такой организации или профиля ее деятельности.

С учетом позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2013 по делу № А59-2627/2012, размещение на конструкции на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет, если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения или использования, представляет собой размещение сведений о виде деятельности общества в целях доведения этой информации до потребителей. Такая информация не подпадает под понятие рекламы.

Статья 9 Закона № 2300-1 не содержит указания на то, что информация о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках или лозунги, слоганы являются обязательными к размещению на вывесках.

Конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Закона № 38-ФЗ, в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации.

Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

Таким образом, земельное законодательство предусматривает, что возможность использования земли или земельного участка без предоставления для размещения: нестационарных торговых объектов; рекламных конструкций; иных объектов, предусмотренных Правительством Российской Федерации.

Нестационарные торговые объекты и рекламные конструкции устанавливаются без предоставления земли или земельных участков, но на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов и договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции соответственно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).

Согласно указанному Перечню к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов отнесены:

- элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (пункт 4);

- геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки (пункт 8).

В пункте 1.1 статьи 1 решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» (далее - Правила благоустройства) указано, что под элементом благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы и информация, используемые как составные части благоустройства. К элементам благоустройства территории, в частности, относятся малые архитектурные формы, знаково-информационные системы.

Постановлением Администрации города Омска от 07.05.2019 № 348-п утверждено «Положение о типах, видах, технических характеристиках и требованиях к местам размещения знаково-информационных систем на территории города Омска» (далее - Положение), которое устанавливает единые и обязательные к исполнению требования к типам, видам, техническим характеристикам и местам размещения знаково-информационных систем на территории города Омска.

В подпункте 1 пункта 3 Положения дана дефиниция понятию знаково-информационных систем, согласно которой под знаково-информационными системами понимают адресные указатели улиц, проспектов, площадей, указатели нумерации домов, зданий, информационные таблички, в том числе международный символ доступности объекта для инвалидов, указатели сетей канализации и водопровода, пожарного гидранта, сооружений подземного газопровода и иные системы коммуникации, ориентирования и визуальной информации, предназначенные для информирования об объектах городской инфраструктуры и не являющиеся наружной рекламой, располагаемые на зданиях, сооружениях, киосках, павильонах, остановочных навесах или на земельных участках независимо от форм собственности в виде отдельно стоящих конструкций (выносные, передвижные щитовые конструкции или постоянные, стационарные конструкции).

К типам знаково-информационных систем на территории города Омска, располагаемые на зданиях, сооружениях, киосках, павильонах, остановочных навесах или на земельных участках независимо от форм собственности в виде отдельно стоящих конструкций (выносные, передвижные щитовые конструкции или постоянные, стационарные конструкции) относят: фасадную вывеску, вывеску о перечня товаров (работ, услуг), режимную вывеску, панель-кронштейн, отдельно стоящий указатель, фасадный указатель, информационную стелу, остановочный аншлаг, флаг (пункт 4 Положения).

В пункте 4 Положения разъяснено, что под информационной стелой понимается тип знаково-информационной системы, являющейся элементом благоустройства, выполненной по индивидуальному проекту, размещаемой на земельном участке с применением собственного фундамента в непосредственной близости от здания, строения, являющегося местом нахождения, осуществления деятельности организации, индивидуального предпринимателя, информация о виде деятельности, местонахождении которых содержится в материалах, размещаемых на информационных полях знаково-информационной системы данного типа, и соответствующей настоящему Положению.

В главе 6.1 Положения установлены требования к знаково-информационной системе типа «Информационная стела».

Так, в силу пункта 58.9 главы 6.1 Положения не допускается указание на знаково-информационной системе типа «Информационная стела» наименования, в том числе коммерческого обозначения, юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также товарного знака или его части (за исключением автозаправочных станций).

В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Под объектом рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).

Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе материалы фототаблиц, исходя из того, что спорная конструкция содержит информацию «СКУЛЬПТОР стоматологическая студия» с указанием логотипа, при этом пункт 58.9 главы 6.1 Положения не допускает указание на знаково-информационной системе типа «Информационная стела» наименования, в том числе коммерческого обозначения, юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также товарного знака или его части (за исключением автозаправочных станций), апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорная конструкция не является информационной стелой.

Учитывая отсутствие на спорной конструкции обязательной для размещения информации, кроме наименования организации и логотипа, размещение при этом в месте нахождения самой организации ответчиком информации, предусмотренной статьей 9 Закона № 2300-1: «Стоматологическая студия «Скульптор», о режиме работы (с 09:00 до 20:00 без выходных), расположение конструкции в части отвода автомобильной дороги, апелляционная коллегия пришла к мотивированным выводам о том, что конструкция направлена на привлечение внимания неопределенного круг лиц (потенциальных пользователей услугами).

Апелляционный суд обоснованно исходил из того, что в соответствии со статьей 3 Закона № 38-ФЗ под объектом рекламирования понимается не только товар, но и средства индивидуализации юридического лица, к которым нормы действующего законодательства относят также фирменное наименование организации и логотип; учтено, что пунктом 58.8 Положения прямо предусмотрено, что на информационных полях знаково-информационной системы типа «Информационная стела» допускается размещение (изображение) декоративных элементов без признаков индивидуализации юридического лица или индивидуального предпринимателя (за исключением автозаправочных станций); поскольку в настоящем случае на спорной конструкции размещено средство индивидуализации юридического лица, указанная конструкция не является информационной стелой, а относится к рекламным сооружениям.

При этом судом обоснованно учтено, что 03.10.2022 Управлением обществу выдано разрешение на размещение на спорном участке знаково-информационной системы, в материалы дела представлен эскиз знаково-информационной системы, который соответствует спорной конструкции по типу, размеру, месту расположения. Единственным отличием является то, что на спорной конструкции расположен логотип общества, который эскизом не предусмотрен.

Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют предоставленным в материалы дела доказательствам и применённым нормам материального прав, в связи с чем оснований для иных выводов у суда округа не имеется.

Разграничение рекламной конструкции и информационной стелы может быть осуществлено с учетом целевого назначения содержащихся в них сведений, которое выявляется в результате оценки обстоятельств размещения таких сведений, в том числе внешнего вида, характера, размера и места расположения указанной конструкции.

Спорная конструкция информационной стелой не является, так как ее содержание направлено на формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам, идеям, начинаниям и способствование реализации этих товаров, а не информирование третьих лиц о наличии юридического лица как такового.

Выводы судов в части применения срока исковой давности предметом кассационного обжалования не являются.

Учитывая, что спорная конструкция обоснованно квалифицирована апелляционным судом как рекламное сооружение, поскольку законодательством установлен принцип платности земель, спорная стела ответчика размещена на земельном участке без заключения договора, требование о взыскании неосновательного обогащения является правомерным, расчет предъявленной к взысканию суммы неосновательного обогащения осуществлен с применением Решения № 213 за период с 22.11.2019 по 31.03.2023 в размере 145 847 руб. 67 коп. (149 136 руб. 07 коп. - 3 288 руб. 40 коп.).

Вопреки доводам подателя жалобы, судом проанализированы не только внешние особенности конструкции, но и их размер, содержание, месторасположение, наличие изображения, индивидуализирующего деятельность ответчика. Совокупность указанных обстоятельств позволила судам сделать вывод о рекламном характере спорной конструкции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2014 № 304-АВ14-2084 по делу № А70-12211/2013, определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2018 № 303-ЭС18-20597).

Доводы кассационной жалобы об обратном, а также о том, что размещенная конструкция не является рекламной, а приведенная на ней информация - рекламой, противоречат действующему законодательству и основаны на ином толковании положений законодательства, что не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требования истца в указанной части.

В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.

С учетом изложенного постановление апелляционного суда отмене не подлежит. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 03.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-20570/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.В. Щанкина

Судьи Е.Ю. Демидова

А.Л. Полосин