Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-25220/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2023 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписирассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тюменский» на решение от 23.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление
от 07.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю.,
Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу № А70-25220/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» (625023, Тюменской области, город Тюмень, улица Харьковская, дом 75, корпус 1, офис 301,
ОГРН 1147232024455 ИНН 7204205739) к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тюменский» (625049, Тюменской области, город Тюмень, улица Московский тракт, дом 175, ОГРН 1117232004900, ИНН 7204165518) о признании незаконным бездействия.
В судебном заседании присутствовали представители:
отобщества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» – Кузнецова О.В. по доверенности от 15.10.2021, Денищенко Д.Д. по доверенности от 15.10.2021.
от Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тюменский» – Тарачева Н.В. по доверенности от 26.09.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» (далее – общество, ООО «ТЭО») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тюменский» (далее – отдел, административный орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении ответа на запрос от 03.10.2022 № И-ТЭО-2022-0163.
Решением от 23.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области (с учетом определения от 23.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области), оставленным без изменения постановлением 07.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, бездействие отдела, выразившееся в ненаправлении ответа на запрос ООО «ТЭО» от 03.10.2022 № ИТЭО-2022-0163, признано незаконным; суд обязал административный орган в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ООО «ТЭО» сведения о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, в отношении прилагаемого к заявлению от 03.10.2022
№ ИТЭО-2022-0163 перечня жилых помещений.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, отдел просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, получение информации о датах и месте рождения, паспортных данных граждан для выставления в их адрес платежных документов не требуется; общество не лишено возможности обращения в суд с исковыми заявлениями к должникам и получения в рамках рассмотрения данных дел информации об их персональных данных; поскольку в настоящее время в административном органе ведется личностный учет граждан, предоставление информации по адресам жилых помещений невозможно; общество не является лицом, имеющим право на получение сведений без согласия на предоставление персональных данных третьих лиц, в отношении которых запрашивается информация.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, письменных пояснениях и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) от 27.04.2018, заключенного между Департаментом недропользования и экологии Тюменской области и обществом, последнее выполняет функции регионального оператора по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области за исключением территорий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Общество 03.10.2022 направило в административный орган запрос
№ И-ТЭО-2022-0163 о предоставлении информации о гражданах (с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных), зарегистрированных в жилых помещениях, перечисленных в приложении к указанному запросу.
Поскольку соответствующая информация предоставлена отделом не была, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, исходили из наличия у административного органа обязанности по предоставлению запрашиваемых обществом сведений.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В силу положений статьи 198 АПК РФ, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8
«О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено арбитражным судом при одновременном наличии двух условий: несоответствия закону оспариваемых актов, действий (бездействия) и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Исходя из положений пунктов 1, 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Услуга по обращению с ТКО относится к коммунальным услугам (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, далее – Правила № 354).
В соответствии с положениями пункта 148(30) Правил № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формулам 9(1), 9(2): в зависимости от количества проживающих лиц (либо от площади жилого помещения) на основании нормативов накопления ТКО.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1) предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть первая).
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 названного Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания (часть восьмая).
В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу (часть тринадцатая).
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается (часть четырнадцатая).
Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Пенсионному фонду Российской Федерации в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг (часть пятнадцатая).
Правила формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 № 4 (далее – Правила № 4).
В соответствии с подпунктом 32 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, территориальный орган МВД России на региональном уровне осуществляет, в том числе, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, адресно-справочную работу. Указанные полномочия также осуществляются территориальными органами МВД России на районном уровне (подпункт 28 пункта 10 Типового положения о территориальном органе МВД России на районном уровне, утвержденного приказом МВД России от 05.06.2017 № 355).
Приказом МВД России от 16.09.2021 № 680 (действовавшим в спорный период) утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации (далее – Административный регламент).
Поскольку органами МВД России осуществляется учет и хранение сведений о гражданах Российской Федерации, а не о местах их пребывания или жительства (ведется личностный, а не адресный учет, картотека адресно-справочной работы управления сформирована по фамилии, имени, отчеству граждан в алфавитном порядке (иной порядок систематизации, учета и предоставления информации действующим законодательством не определен); общество не относится к субъектам, имеющим право на получение содержащихся в базе данных сведений на основании части пятнадцатой статьи 3 Закона № 5242-1; запрос общества о предоставлении адресно-справочной информации не отвечал требованиям части четырнадцатой статьи 3 Закона № 5242-1, Правил № 4, Административного регламента, у отдела не имелось правовых оснований для предоставления запрошенной обществом информации о фамилии, имени, отчестве, паспортных данных, дате и месте рождения граждан.
Вместе с тем, подпунктом 8 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 209-ФЗ) предусмотрено размещение в указанной системе информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.
Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 28.01.2016 № 18/34/пр утвержден состава, порядок, способы, сроки и периодичность размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан (далее – Приказ № 18/34/пр).
В соответствии с пунктом 1 Приказа № 18/34/пр федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и его территориальные органы (далее – поставщик информации) размещают в ГИС ЖКХ информацию о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.
Информация формируется поставщиком информации на основе обработки сведений, содержащихся в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и государственной информационной системе миграционного учета и размещается в системе посредством Единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 23.03.2015 № 89/204/пр (пункт 3 Приказа № 18/34/пр).
Поставщик информации размещает в системе информацию, содержащуюся в информационных системах поставщика информации, в срок не позднее 10 дней со дня размещения оператором системы в единой системе межведомственного электронного взаимодействия сервиса, позволяющего поставщику информации размещать информацию в системе (пункт 4 Приказа № 18/34/пр).
Оператором информационной системы ГИС ЖКХ является акционерное общество «Оператор информационной системы» (статья 7 Закона № 209-ФЗ, пункт 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.01.2022 № 34-р).
Как следует из пояснений представителя административного органа, информация о количестве граждан, зарегистрированных в жилых помещениях, перечисленных в запросе от 03.12.2022, до настоящего времени в ГИС ЖКХ не размещена.
При таких обстоятельствах у отдела отсутствовали правовые основания для непредставления обществу информации о количестве лиц, зарегистрированных в жилых помещениях, перечисленных в указанном запросе.
Исходя из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в случае признания их незаконными должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Следует отметить, что требование заявителя об обязании уполномоченного органа совершить какие-либо действия не является самостоятельным и рассматривается лишь в качестве предлагаемой им меры организационного характера по восстановлению нарушенных прав, при этом суд не связан испрашиваемым заявителем способом устранения его нарушенных прав.
Рассматривая требование о применении восстановительной меры, судам следует принимать во внимание, что решение суда о принятии таких мер в связи с удовлетворением требования о признании недействительным ненормативного акта, действия (бездействия) должно быть исполнимым на дату его принятия, в связи с чем удовлетворение такого требования подлежит проверке в каждом конкретном случае исходя из характера нарушенных прав и конкретных обстоятельств дела (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2021 № 307-ЭС21-11714).
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает необходимым изменить обжалуемые судебные акты, указав в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя возложение на административный орган обязанности в месячный срок предоставить ООО «ТЭО» сведения о количестве граждан, зарегистрированных в жилых помещениях, указанных в прилагаемом к заявлению
от 03.10.2022 № ИТЭО-2022-0163 перечню.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление
от 07.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-25220/2022 изменить в части возложения на отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тюменский» обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» сведения о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения в отношении прилагаемого к заявлению № ИТЭО-2022-0163 от 03.10.2022 перечня жилых помещений, изложив абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:
Обязать отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тюменский» в месячный срок предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» сведения о количестве граждан, зарегистрированных в жилых помещениях, указанных в прилагаемом к заявлению от 03.10.2022 № ИТЭО-2022-0163 перечню.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.Ф. Дружинина
Судьи О.Ю. Черноусова
Г.А. Шабанова