НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2022 № А70-17386/2021

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                 Дело № А70-17386/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                         Севастьяновой М.А.,

судей                                                         Тихомирова В.В.,

                                                                    Щанкиной А.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.12.2021 (судья Михалева Е.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 (судьи Сафронов М.М.,
Солодкевич Ю.М., Тетерина Н.В.) по делу № А70-17386/2021 по иску общества
с ограниченной ответственностью «УК «Восточный» (625051, Тюменская область, город Тюмень, улица Станислава Карнацевича, дом 1/1, ОГРН 1167232094644,
ИНН 7203406707) к федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (115035, город Москва, улица Садовническая, дом 62, строение 3, ОГРН 1035006114208, ИНН 5031006724) о взыскании 969 518 руб. 01 коп.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «УК «Восточный» (далее – общество,                 ООО «УК «Восточный») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – учреждение, ФГКУ «Специальное ТУИО»)                  о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт в размере 715 695 руб.               за период с 01.12.2020 по 01.10.2021.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.12.2021, оставленным
без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда
от 31.03.2022, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением и постановлением, учреждение обратилось                              с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело
на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.

Заявитель считает себя ненадлежащим ответчиком, ссылаясь на следующее: в силу статьи 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» капитальный ремонт дома, осуществляемый в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда отнесен к обязанности наймодателя, которым учреждение не является, а таковым выступает Министерство обороны Российской Федерации, к компетенции которого относится участие в общем собрании собственников помещений, и, следовательно, принятие решений по распоряжению средствами капитального ремонта; приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 № 175 предусмотрено закрепление объектов жилищного фонда, находящегося на балансовом учете территориальных управлений имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-строительной инфраструктуры (комплекта)», которому спорные жилые помещения переданы по акту приема-передачи       от 23.06.2021 № 141/7/3371, в связи с чем период с 04.08.2021 по 01.10.2021 подлежит исключению ввиду перехода права оперативного управления.

Отзыв ООО «УК «Восточный» на кассационную жалобу суду округа не представлен.

Учитывая надлежащее извещение неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, о времени и месте его проведения, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в отсутствие их представителей.

Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований
для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно выпискам
из Единого государственного реестра недвижимости ФГКУ «Специальное ТУИО»
на праве оперативного управления принадлежат жилые помещения, расположенные
по адресу: город Тюмень, улица Прокопия Артамонова, дом 4.

На основании договора управления многоквартирным домом (далее – МКД)
от 07.02.2017 № ПА4, заключенного между собственниками помещений указанного МКД и ООО «УК «Восточный», последнее осуществляет функции управляющей организации.

Распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 № 2224-рп
«Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2050 годы» утверждена
и опубликована на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (admtyumen.ru) региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2050 годы.

МКД, расположенный по адресу: город Тюмень, улица Прокопия Артамонова, дом 4, в состав которого входят спорное жилые помещения, включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2050 годы.

Решением внеочередного общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Прокопия Артамонова, дом 4, оформленным протоколом от 19.07.2019 № 1-19, формирование фонда капитального ремонта вышеуказанного МКД осуществляется на специальном счете в ПАО «Сбербанк», владельцем которого является ООО «УК «Восточный»; утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт равный, установленному постановлением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 № 642-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», минимальному размеру взноса на капитальный ремонт 7 руб. 50 коп. за 1 кв. м площади жилого (нежилого) помещения в МКД.

В претензии от 30.06.2021 общество обратилось к учреждению с требованием об уплате вносов на капитальный ремонт.

Ссылаясь на неисполнение требований претензии, общество обратилось                               в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Удовлетворяя исковые требования суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что обладатели права оперативного управления с момента возникновения такого права обязаны нести расходы на содержание общего имущества МКД, уплачивать взносы на капитальный ремонт МКД.

Выводы судов являются законными и обоснованными.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)  собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Каждый участник долевой собственности, в том числе собственник помещений
в МКД, обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ, часть 1 статьи 39 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений
в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы
на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах
на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт; обязанность по оплате расходов
на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется
на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (части 1 и 3 статьи 158 ЖК РФ).

В силу статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений
в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества
в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один
из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;                  2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (часть 3 статьи 170 ЖК РФ).

Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок,
и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта
в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Статьей 6.9 Закона Тюменской области от 05.07.2000 № 197 «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области» (далее – Закон № 197) обязанность
по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений
в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Учитывая, что перечень многоквартирных домов, включенных в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных
на территории Тюменской области, на 2014-2050 годы, утвержденную распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 № 2224-рп опубликован на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (admtyumen.ru) 18.12.2014, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт МКД наступила в отношении  жилых помещений рассматриваемого МКД с 01.05.2015.

Пунктом 3 статьи 214 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении недвижимого имущества, находящегося у Вооруженных сил Российской Федерации, является Минобороны, которое закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных сил Российской Федерации на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за подведомственными ему федеральными учреждениями
и федеральными государственными унитарными предприятиями.

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом
с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 29.04.2010 № 10/22 разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, данные права на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Исходя из смысла статей 210, 296 ГК РФ вещное право оперативного управления
не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию этого имущества.

Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника
и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении,
не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного
в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав учреждению
во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него
и обязанность по его содержанию.

Таким образом, на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, с момента возникновения такого права распространяются требования ЖК РФ
по содержанию общего имущества в МКД и уплате взносов на капитальный ремонт.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
от 13.10.2015 по делу № 304-ЭС15-6285 и в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.

Руководствуясь вышеприведенными нормативными положениями и разъяснениями по их применению, установив, что в спорном периоде правом оперативного управления жилыми помещениями в МКД по адресу: город Тюмень, улица Прокопия Артамонова, дом 4 было наделено учреждение, суды пришли к верному выводу о том, что именно на ответчика возлагается обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт МКД, и установив, что размер взноса установлен решением общего собрания собственников  указанного МКД в том же размере, что установлен Правительством Тюменской области, проверив расчет иска и признав его верным, правомерно удовлетворении исковые требования в полном объеме.

Довод кассационной жалобы о том, что учреждение не является лицом, обязанным уплачивать взносы на капитальный ремонт МКД отклоняется судом округа, поскольку противоречат вышеприведенным нормативным положениям и разъяснениям высшей судебной инстанции по их применению.

Ссылка кассатора на то, что по акту приема-передачи от 23.06.2021 № 141/7/3371 жилые помещения МКД по адресу: город Тюмень, улица Прокопия Артамонова, дом 4 переданы в оперативное управление другому учреждению не может быть принята во внимание, поскольку соответствующих тому доказательств перехода прав владения и пользования спорным имуществом не подтвержден, названный кассатором акт приема-передачи при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции не представлялся, а также он не представлен и суду кассационной инстанции. Указанный довод впервые заявлен учреждением только в кассационной жалобе в связи с чем не мог быть предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая вышеизложенное, решение Арбитражного суда Тюменской области
от 30.12.2022 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.12.2021 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу № А70-17386/2021 оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             М.А. Севастьянова

Судьи                                                                           В.В. Тихомиров

                                                                                      А.В. Щанкина