Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А46-16729/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2023 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Алексеевой Н.А.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи и аудиозаписи помощником судьи Ким А.А., при содействии Арбитражного суда Омской области рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью «АвиаБайкал» на решение от 23.01.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) и постановление от 24.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А)
по делу № А46-16729/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АвиаБайкал» (664011, город Иркутск, город Нижняя набережная, дом 12б, офис 9а, ОГРН 1090327010531, ИНН 0326486940) о признании недействительным решения Омской таможни (644024, город Омск, улица Лермонтова, дом 27, ОГРН 1025500973090,
ИНН 5504030483) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные
в декларации на товары.
Другое лицо, участвующее в деле, – Иркутская таможня (664046, город Иркутск, улица Александра Невского, дом 78, ОГРН 1023801543908, ИНН 3800000703).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «АвиаБайкал» Жаборовский А.С. по доверенности от 28.07.2023;
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Микуцкая А.П.) в заседании участвовали представители:
от Омской таможни – Лысенко Т.В. по доверенности от 09.01.2023, Кинсфатор С.А.
по доверенности от 09.01.2023,
от Иркутской таможни – Колодина Т.А. по доверенности от 17.10.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «АвиаБайкал» (далее – общество,
ООО «АвиаБайкал») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением
о признании недействительным решения от 30.06.2022 Омской таможни (далее – таможня, таможенный орган) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные
в декларации на товары, после выпуска товаров.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Иркутская таможня.
Решением от 23.01.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным
без изменения постановлением от 24.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами необоснованно не рассмотрены по существу основания прекращения уплаты таможенных платежей, установленные подпунктом l пункта 2 статьи 174 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС); выводы судов о праве таможни на взыскание таможенных пошлин после завершения таможенной процедуры переработки, основанные на пункте 7 статьи 310 ТК ЕАЭС, являются незаконными, поскольку приводят к взысканию
с общества таможенных платежей при наличии обстоятельств, с которыми закон связывает прекращение такой обязанности.
В отзывах на кассационную жалобу таможня и Иркутская таможня просят
оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества
– без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных
в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступленияхприсутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает,
что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение условий контракта от 21.01.2016 № 524/3-ОН/02/2016 (далее – контракт) общество в сентябре
2016 года ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) из Непала Вертолет Ми-8АМТ (заводской номер 59489607385, бортовой номер
9N - ADD, выпуск 29.12.1992; далее – товар, Вертолет Ми-8АМТ) для выполнения ремонта, который должен быть осуществлен на базе открытого акционерного общества «Омский завод гражданской авиации» (далее – АО «ОЗГА»).
Товар продекларирован на таможенном посту Улан-Удэнский Бурятской таможни по декларации на товары (далее – ДТ) № 10602040/270916/0007542, которая была принята, зарегистрирована, товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой
с освобождением от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость
и сроком действия заявленной процедуры до 28.03.2017; по заявлениям общества
срок действия процедуры переработки неоднократно продлевался (окончательный срок, заявленный обществом, до 28.11.2019).
Таможенная процедура переработки на таможенной территории Вертолета
Ми-8АМТ завершена 05.09.2019 помещением товара под таможенную процедуру реэкспорта по ДТ № 10610080/290819/0041331 (ЭК31).
В период с 18.02.2022 по 27.05.2022 таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении товара, продекларированного обществом по ДТ № 10602040/270916/0007542 (ИМ51), № 10610080/290819/0041331 (ЭК31), по вопросу проверки соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренными ТК ЕАЭС, в ходе которой установлен факт передачи обществом в период с 28.11.2016 по 30.06.2017 без разрешения таможенного органа узлов и агрегатов, снятых с Вертолета Ми-8АМТ, лицам, не указанным в разрешении
на переработку – акционерному обществу «Редуктор-ПМ» (далее – АО «Редуктор-ПМ»), акционерному обществу «Мотор» (далее – АО «Мотор»); составлен акт камеральной таможенной проверки от 27.05.2022 № 10610000/210/270522/А000025.
В связи с установленным в ходе камеральной таможенной проверки фактом несоблюдения ООО «АвиаБайкал» таможенной процедуры переработки на таможенной территории в соответствии с частью 28 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон
№ 289-ФЗ) таможней 30.06.2022 принято решение о внесении изменений (дополнений)
в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров
по ДТ № 10602040/270916/0007542 (изменения в графу 47 «Исчисление платежей»).
Не согласившись с решением таможенного органа, общество обратилось
в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности решения таможенного органа, поскольку факт несоблюдения обществом условий использования товара в соответствии с таможенной процедурой переработки подтвержден материалами дела, завершение данной процедуры не прекращает обязанность по уплате таможенных платежей.
Оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, суд округа исходит
из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Из материалов дела следует, что на момент выпуска товара в соответствии
с таможенной процедурой переработки на таможенной территории действовал Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), таможенная процедура переработки на таможенной территории товара завершена 05.09.2019 помещением товара по таможенную процедуру реэкспорта по ДТ № 10610080/290819/0041331 (ЭК31).
В соответствии с пунктом 1 статьи 452 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, действие которых на дату вступления ТК ЕАЭС в силу (01.01.2018) не завершено, с даты вступления указанного кодекса в силу подлежат соблюдению условия использования товаров в соответствии с такими таможенными процедурами, предусмотренные ТК ЕАЭС.
В силу пункта 1 статьи 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных
в соответствии с ТК ТС (аналогичная норма содержится в статье 104 ТК ЕАЭС).
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза (пункте 2 статьи 180 ТК ТС, пункт 4 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7 статьи 190 ТК ТС, пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
Обязанность соблюдать требования и условия использования товаров
в соответствующей таможенной процедуре возложена на декларанта (подпункт 5 пункта 1 статьи 188 ТК ТС, пункт 2 статьи 84 ТК ЕАЭС).
Содержание и применение таможенной процедуры переработки на таможенной территории, условия помещения товаров под таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой процедурой, срок действия таможенной процедуры, возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок их уплаты и исчисление регулируются главой 24 ТК ЕАЭС и главой 21 Закона о таможенном регулировании (ранее – главой 34 ТК ТС, главой 31 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации», далее – Закон № 311-ФЗ).
Переработка на таможенной территории – таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза. Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров (пункт 1, 2 статьи 239 ТК ТС).
К числу операций по переработке товаров, относится, в том числе ремонт товаров, включая восстановление, замену составных частей (подпункт 3 пункта 1 статьи 241 ТК ТС, подпункт 3 пункт 1 статьи 166 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 164 ТК ЕАЭС к числу условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории относится, в том числе условие о нахождении товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, у лиц, указанных в документе
об условиях переработки товаров на таможенной территории ЕАЭС, и использование таких товаров для совершения операций по переработке товаров этими лицами.
Документ об условиях переработки товаров на таможенной территории ЕАЭС должен содержать сведения о лице (лицах), которое будет непосредственно совершать операции по переработке на таможенной территории ЕАЭС; о документах, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (пункт 2 статьи 244 ТК ТС, подпункты 3, 6 пункта 2 статьи 168 ТК ЕАЭС).
Переработка на таможенной территории осуществляется на основании разрешения таможенного органа. Разрешение на переработку товаров на таможенной территории является документом об условиях переработки товаров на таможенной территории (статья 127 Закона № 289-ФЗ).
Частью 5 статьи 130 Закона № 289-ФЗ установлено, что лицо, принявшее разрешение на переработку товаров на таможенной территории, пользуется правами
и несет обязанности по соблюдению условий помещения иностранных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и их использования
в соответствии с такой таможенной процедурой, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, со дня принятия таможенным органом решения о передаче ему разрешения на переработку товаров на таможенной территории.
Судами двух инстанций установлено и обществом по существу не оспаривается, что ООО «АвиаБайкал» в разрешении на переработку на таможенной территории в качестве переработчика было заявлено ОАО «ОЗГА», после выпуска таможней товара узлы
и агрегаты, снятые с Вертолета Ми-8АМТ, помещённого под таможенную процедуру переработки, были переданы без разрешения таможенного органа лицам, не указанным
в разрешении на переработку – АО «Редуктор-ПМ», АО «Мотор».
Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на таможенной территории Союза (продукты переработки, отходы и остатки), приобретают статус иностранных товаров (пункт 2 статьи 163 ТК ЕАЭС).
Завершение таможенной процедуры переработки на таможенной территории (ИМ51) в соответствии со статьей 173 ТК ЕАЭС оканчивается: помещением ранее ввезенного товара под таможенную процедуру реэкспорта (ЭК31), либо под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ40).
Общество полагает, что обязанность по уплате таможенных платежей у него прекратилась в связи с завершением таможенной процедуры переработки и помещением товара по процедуру реэкспорта.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых
под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, возникает
у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары (пункт 1 статьи 174 ТК ЕАЭС) и прекращается при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 174 ТК ЕАЭС.
Обязанность декларанта по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению
при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 174 ТК ЕАЭС, одним
из которых является передача иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, до завершения действия такой таможенной процедуры лицу (лицам), не указанному в документе об условиях переработки на таможенной территории; сроком уплаты считается – день передачи товаров, а если этот день не установлен, – день помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (подпункт 1 пункта 4 статьи 174 ТК ЕАЭС).
При наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 174 ТК ЕАЭС, ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате, как если бы товары, помещённые под таможенную процедуру «переработка на таможенной территории», помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот
по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов (пункт 5 статьи 174 ТК ЕАЭС).
Для исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации
на товары, – на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров
до подачи декларации на товары.
Аналогичные положения были предусмотрены статьей 250 ТК ТС.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что общество произвело передачу узлов и агрегатов вертолета МИ-8АМТ – иностранного товара, помещённого под таможенную процедуру переработки, до завершения действия такой таможенной процедуры лицам, не указанным в документе об условиях переработки на таможенной территории, в связи с чем пришли
к правильному выводу о законности оспариваемого решения таможенного органа.
При этом судами учтено, что положения статьи 248 Закона № 311-ФЗ (действовал
на дату помещения товара под таможенную процедуру переработки), статьи 129 Закона
№ 289-ФЗ (действовал на дату завершения таможенной процедуры), предусматривали возможность внесения изменений в разрешение на переработку товаров на таможенной территории.
Доводы подателя жалобы относительно невозможности применения таможенным органом мер по взысканию таможенных пошлин в силу завершения спорной таможенной процедуры со ссылкой на подпункт 1 пункта 2 статьи 174 ТК ЕАЭС были предметом рассмотрения судов двух инстанций и мотивированно отклонены как основанные
на неверном толковании норм права.
Завершение таможенной процедуры переработки на таможенной территории помещением товара под процедуру реэкспорта при наличии неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, возникшей у общества в день передачи иностранного товара, помещенного под указанную таможенную процедуру, до завершения действия такой таможенной процедуры лицам, не указанным в документе об условиях переработки на таможенной территории, не прекращает обязанность по уплате таможенных платежей.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора
не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций установили
и исследовали все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, дали им надлежащую правовую оценку. Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями
для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.01.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-16729/2022 оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Т. Шохирева
Судьи Н.А. Алексеева
Г.А. Шабанова