НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.07.2023 № А70-19461/2022

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-19461/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2023 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Дружининой Ю.Ф.

судей Черноусовой О.Ю.

Шабановой Г.А.

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр Тюменский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук на решение от 22.11.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 15.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу № А70-19461/2022 по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр Тюменский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (625026, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области (625000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 05.09.2022 № 1/4.

Другое лицо, участвующее в деле, - Прокуратура Ленинского административного округа города Тюмени (625023, <...>).

В заседании приняли участие представители:

от Управления Федерального казначейства по Тюменской области – ФИО1 по доверенности от 18.01.2023;

от федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр Тюменский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук – ФИО2 по доверенности от 10.07.2023;

от Прокуратуры Ленинского административного округа города Тюмени –
ФИО3, служебное удостоверение.

Суд установил:

федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр Тюменский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (далее – учреждение, ТюмНЦ СО РАН) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области (далее – административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 05.09.2022 № 1/4 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 214 049,80 руб.

К участию в деле привлечена Прокуратура Ленинского административного округа города Тюмени (далее – прокуратура).

Решением от 22.11.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 15.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.

По мнению подателя кассационной жалобы, предоставление субсидии по соглашению от 28.12.2020 не связано с реализацией мероприятий, указанных в Поручении Президента Российской Федерации от 07.06.2020 № Пр-930 (далее – Поручение); выплаты ФИО4 (далее – ФИО4), ФИО5 (далее – ФИО5), ФИО6 (далее – ФИО6), ФИО7 (далее – ФИО7) и ФИО8 (далее – ФИО8) соответствовали условиям предоставленной субсидии.

В отзывах на кассационную жалобу прокуратура и административный орган просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу произведена замена судьи Шохиревой С.Т. в связи с нахождением ее в отпуске на судью Шабанову Г.А., кассационная жалоба рассмотрена с начала.

Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, письменных объяснениях, отзывах и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, на основании поступившего из Министерства науки и высшего образования (далее – министерство) акта от 31.03.2022 о результатах проверки отдельных направлений деятельности учреждения прокуратурой установлен факт нецелевого использования ТюмНЦ СО РАН субсидии, предоставленной из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на трудоустройство выпускников на научно-исследовательские позиции в научной организации.

Указанное обстоятельство послужило основанием для вынесения прокуратурой постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и направления материалов дела в административный орган для рассмотрения.

По результатам рассмотрения поступивших материалов управлением вынесено постановление от 05.09.2022 № 1/4 о привлечении учреждения к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 214 049, 80 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ТюмНЦ СО РАН обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в деянии учреждения состава вменяемого административного правонарушения и соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности.

Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств настоящего дела.

Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признаются нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 3 Поручения Минтруду России совместно с Минобрнауки России, Минфином России, высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и при участии объединений работодателей необходимо было обеспечить разработку и реализацию комплекса мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших обучение по основным образовательным программам высшего образования в 2020 году, в том числе в образовательные организации высшего образования и научные организации.

Комплекс мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших обучение по основным образовательным программам высшего образования в 2020 году, в том числе в образовательные организации высшего образования и научные организации, утвержден совместным приказом Минтруда России № 648, Минобрнауки России № 1228 от 23.09.2020.

Пунктом 8 указанного приказа предусмотрена организация временного трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования.

Как установлено судами, между министерством и учреждением заключено соглашение от 28.12.2020 № 075-03-2021-519 (далее – соглашение) о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в размере 199 465 900 руб. на 2021 год (пункт 2.2 соглашения).

Дополнительным соглашением от 25.03.2021 № 075-03-2021-519/3 сумма предоставляемой субсидии увеличена на 6 637 400 руб., при этом в пункте 1.1.2 дополнительного соглашения указано, что субсидия предоставляется в целях трудоустройства выпускников на исследовательские позиции.

Дополнительным соглашением от 09.12.2021 № 075-03-2021-519/5 сумма предоставляемой субсидии увеличена на 2 285 200 руб.; при этом пункт 1.12 дополнительного соглашения так же так же содержал указание на то, что средства предоставляются в целях финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) на трудоустройство выпускников на научно-исследовательские позиции в научные организации.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что в рамках реализации Поручения учреждением проведен конкурс на замещение вакантных научно-исследовательских должностей, по результатам которого учреждением заключены трудовые договоры, в том числе с ФИО4, ФИО8, ФИО5, ФИО9, ФИО7; ФИО4 окончила магистратуру в 2017 году, в трудоустройстве не нуждалась, имела основное место работы; ФИО8 имел основное место работы, в трудоустройстве не нуждался; ФИО5 являлась аспирантом 3 курса аспирантуры ТюмНЦ СО РАН, выпускником 2020 года не являлась; ФИО9 и ФИО7 были трудоустроены в учреждении на 0,5 ставки младших научных сотрудников (дополнительные соглашения к трудовым договорам от 01.11.2018 № 1, от 02.12.2019 № 1), в связи с чем в трудоустройстве не нуждались; общая сумма средств субсидии, направленных на выплату заработной платы указанным работникам (с учетом обязательных отчислений), составила 4 280 996,09 руб.

Таким образом, принимая во внимание, что расходы на выплату заработной платы трудоустроенных в 2020 году ФИО4, ФИО8, ФИО5, ФИО6, ФИО7 целям субсидии, предоставленной учреждению, не соответствовали, а учреждением не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения бюджетного законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.14 КоАП РФ.

Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение судами не выявлено.

С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного учреждением требования.

Вопреки позиции учреждения в соответствующий период органами исполнительной власти предпринимались меры, направленные на привлечение выпускников высших учебных заведений 2020 года на исследовательские позиции в учебные и научные учреждения путем субсидирования части затрат указанных учреждений. При этом, как верно указано нижестоящими судами, поскольку денежные средства выделялись министерству в рамках выполнения Поручения, субсидия, представленная на основании заключенного между учреждением и министерством соглашения, была также выделена в целях реализации мероприятий, указанных в Поручении.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 22.11.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление
от 15.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-19461/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.Ф. Дружинина

Судьи О.Ю. Черноусова

Г.А. Шабанова