НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.07.2023 № А27-16612/2022

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А27-16612/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2023 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шабановой Г.А.

судей Дружининой Ю.Ф.

ФИО1

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» на решение от 19.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 26.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Зайцева О.О.) по делу
№ А27-16612/2022 по заявлению государственного автономного учреждения здравоохранения «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» (652992, Кемеровская область – Кузбасс, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Отделу судебных приставов по городу Таштаголу (652990, Кемеровская область – Кузбасс, <...>) Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу, ведущему судебному приставу-исполнителю ФИО2, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу (650991, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановления.

Другие лица, участвующие в деле: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Кемеровской области – Кузбассу (650000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), Управление Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу (650000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>).

Суд установил:

государственное автономное учреждение здравоохранения «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» (далее – учреждение, должник) обратилось
в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Отделу судебных приставов
по городу Таштаголу Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу (далее – отдел), ведущему судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по городу Таштаголу Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу ФИО2 (далее – судебный пристав), Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу (далее – управление)
о признании незаконным и отмене постановления от 17.08.2022 о возбуждении исполнительного производства № 627861/22/42022-ИП.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу (далее – казначейство), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Кемеровской области – Кузбассу (далее – инспекция).

Решением от 19.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным
без изменения постановлением от 26.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленное требование.

По мнению подателя жалобы, суды не учли, что при предъявлении
в отдел исполнительного документа инспекцией не были представлены документы, подтверждающие его отзыв из казначейства; в исполнительном документе отсутствует отметка казначейства о возврате исполнительного документа; учреждение относится к органам управления государственными внебюджетными фондами, следовательно, исполнение исполнительного документа в отношении должника должно производиться в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).

Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением учреждением требований от 09.11.2021 № 27528, от 26.01.2022 № 2175, от 01.02.2022 № 2451 инспекцией были приняты и направлены в казначейство решения о взыскании заложенности за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика от 20.12.2021 № 30, от 02.03.2022 № 1 и от 22.03.2022 № 24.

Получив уведомления казначейства от 30.03.2022, от 14.06.2022, от 27.06.2022 о неисполнении вышеназванных решений, инспекция 07.07.2022 вынесла постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) № 991 и направила его на исполнение в отдел.

На основании данного постановления судебный пристав 17.08.2022 возбудил в отношении учреждения исполнительное производство № 627861/22/42022-ИП.

Не согласившись с постановлением судебного пристава о возбуждении исполнительского производства, учреждение обратилось в арбитражный суд
с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого постановления требованиям действующего законодательства.

Оставляя принятые по делу судебные акты судов первой и апелляционной инстанций без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (статья 242.1 БК РФ).

В силу пункта 3.19 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) для бюджетных учреждений.

Пунктом 1 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока. В случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. При отзыве исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, делает отметку в исполнительном документе о его неисполнении либо частичном исполнении с указанием времени нахождения этого документа в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов должника, и направляет учредителю бюджетного учреждения - должника уведомление по форме, установленной Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), о возвращении исполнительного документа взыскателю для его исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (пункт 11 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ).

Согласно пункту 3 Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, утвержденного приказом Федеральной службы судебных приставов и Казначейства России от 30.09.2013 № 308/218 (далее – Порядок № 308/218), в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного или автономного учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев территориальный орган Федерального казначейства в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока информирует взыскателя об истечении трехмесячного срока исполнения исполнительного документа, неисполнении бюджетным или автономным учреждением содержащихся в нем требований, возможности отзыва исполнительного документа и предъявления его в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для организации принудительного исполнения в соответствии с требованиями Закона № 229-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 308/218 при поступлении в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного или автономного учреждения, судебной пристав-исполнитель в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона № 229-ФЗ выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае отсутствия в исполнительном документе отметки органа Федерального казначейства о возврате исполнительного документа взыскателю, о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в территориальном органе Федерального казначейства. Исполнительный документ возвращается взыскателю судебным приставом-исполнителем с разъяснением порядка исполнения, установленного Законом № 83-ФЗ.

При поступлении к судебному приставу-исполнителю исполнительного документа
о взыскании денежных средств с бюджетного или автономного учреждения с указанной
в пункте 4 настоящего Порядка отметкой органа Федерального казначейства судебный пристав-исполнитель в течение трех рабочих дней возбуждает исполнительное производство и организует исполнение исполнительного документа в соответствии
с Законом № 229-ФЗ (пункт 6 Порядка № 308/218).

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что решения № 30, № 1 и № 24 о взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, были направлены на исполнение в казначейство; по истечении трех месяцев от казначейства в адрес инспекции поступили уведомления о неисполнении решений о взыскании задолженности за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах от 30.03.2022, от 14.06.2022, от 27.06.2022; исполнительное производство № 627861/22/42022-ИП возбуждено на основании исполнительного документа – постановления инспекции от 07.07.2022 № 1477 о взыскании с учреждения задолженности по налогам и сборам, а также письма инспекции от 15.07.2022 № 08-10/15566@ с приложением уведомлений от 30.03.2022, от 14.06.2022, от 27.06.2022.

Таким образом, вопреки позиции подателя жалобы при предъявлении исполнительных документов в отдел взыскателем предоставлены документы, подтверждающие факты предъявления исполнительных документов в органы о казначейства и их отзыва.

С учетом изложенного арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии у судебного пристава оснований для возбуждения исполнительного производства и правомерно отказали в удовлетворении заявленных учреждением требований.

Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 19.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление
от 26.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-16612/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.А. Шабанова

Судьи Ю.Ф. Дружинина

ФИО1