НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 13.08.2009 № Ф04-4925/2009

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 августа 2009 года

Дело № Ф04-4925/2009 (12796-А27-43)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего В.И. Новосёлова

судейО.И. Антипиной

ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:

от заявителя –Управления по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Новокузнецка: ФИО2 по доверенности от 11.01.2008 № 10-08;

от заинтересованного лица: государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал отдления № 10) представитель не явился, сторона надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания;

кассационную жалобу Управления по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Новокузнецка Кемеровской области на определение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.04.2009 о прекращении производства по делу № А27-18107/2008-5 (судья Ж.Г. Смычкова) по заявлению Управления по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Новокузнецка Кемеровской области к государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал отделения № 10), г. Новокузнецк, об оспаривании акта документальной выездной проверки страхователя,

установил:

Управление по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Новокузнецка Кемеровской области (далее по тексту –Управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал отделения № 10), г. Новокузнецк, (далее по тексту –Учреждение) о признании недействительными пунктов 2.1, 2.2 акта документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 02.09.2008 № 10000127с/с, согласно которого не принято к зачету за 2007 в счет начисленного единого социального налога (далее по тексту –ЕСН), подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее по тексту –ФСС РФ) следующие суммы: по листкам нетрудоспособности сумму 36 623,69 руб. (пункт 2.1) и по выплатам за 2007 пособий гражданам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет в сумме 54331,98 руб. (пункт .2.2), и обязании Учреждения принять расходы, не принятые к зачету в счет начисленного ЕСН, подлежащего зачислению в ФСС РФ.

Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации включение материальной помощи и единовременных выплат в расчет средней заработной платы для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, является правомерным.

Определением арбитражного суда Кемеровской области от 28.04.2009 производство по делу прекращено по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционном порядке законность и обоснованность определения не проверялись.

В кассационной жалобе Управление просит отменить определение о прекращении производства по делу и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель жалобы указывает на то, что акт проверки от 02.09.2008 № 10000127с/с является основанием для принятия решения, которое, в свою очередь, нарушает права Управления и возлагает на него обязанность по внесению им соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.

В отзыве на кассационную жалобу Учреждение указывает на законность принятого судебного акта, ссылаясь на законность применения судом норм материального права.

В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы кассационной жалобы и просила ее удовлетворить.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что Учреждением проведена проверка Управления за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных Управлением – плательщиком ЕСН в счет начисленного ЕСН, подлежащего зачислению в ФСС РФ.

По результатам проверки Учреждением составлен акт документальной выездной проверки страхователя от 02.09.2008 № 10000127с/с, в пункте 2.1 которого указано на неприятие к зачету за 2007 следующих сумм: 1401,60 руб, образовавшейся в результате арифметической ошибки в подсчете дней нетрудоспособности при исчислении пособий по временной нетрудоспособности; 36 623,69 руб., образовавшихся в результате включения в заработок при подсчете размера пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам единовременных выплат и материальной помощи к очередному отпуску.

В пункте 2.2 вышеуказанного акта проверяющим указано о непринятии к зачету 54 331,98 руб., образовавшихся в результате необоснованного включения в подсчет заработка для исчисления размера пособия, выплачиваемого по уходу за ребенком в возрасте до 1.5 лет единовременных выплат и материальной помощи к очередному отпуску.

В пункте 4.1 заключительной части вышеуказанного акта от 02.09.2008 № 10000127с/с проверяющим ревизором Учреждения предложено страхователю как плательщику ЕСН: а) произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском расчете и расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ, раздел 1) и представления в территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам уточненного расчета по авансовым платежам по ЕСН; б) произвести доплату по неправильно выданным пособиям и отразить расходы в расчетной ведомости по средствам Фонда (форма 4-ФСС, раздел 1) за период, в котором будет произведена доплата.

В пункте 4.2 вышеуказанного акта Управлению предложено устранить выявленные нарушения в расходовании средств на цели обязательного социального страхования; исчисление пособий производить в соответствии с федеральными законами о бюджете ФСС РФ на соответствующий год, иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Кроме того, Управлению разъяснено, что в соответствии со статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющего, в течение 15 рабочих дней со дня получения акта документальной выездной проверки, оно вправе представить в Учреждение возражения по указанному акту в целом или по отдельным его положениям.

Управление, не согласившись с пунктами 2.1 и 2.2 акта проверки от 02.09.2008 № 10000127с/с, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая данный акт проверки ненормативным правовым актом.

Арбитражный суд первой инстанции, прекратив производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что оспариваемый акт не отвечает требованиям ненормативного правового акта, который может быть оспорен в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исходя из доводов кассационной жалобы, обстоятельств дела и норм действующего законодательства, суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд первой инстанции принял по существу законный и обоснованный судебный акт.

В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов относятся, в том числе следующие экономические споры: об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствую закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно налагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 48 постановления от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающейся конкретного налогоплательщика. При этом под ненормативным актом понимается акт органа, который обязателен для исполнения и влечет правовые последствия.

Методическими указаниями «О порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятии мер по их результатам» (далее по тексту - Методические указания), утвержденными постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 27.04.2008 № 81 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.05.2008) установлен порядок проведения Фондом социального страхования Российской Федерации проверок за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование и порядок оформления результатов данных проверок.

Пунктом 1 Методических указаний предусмотрено, что контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.

При этом пунктом 12 Методических указаний установлено, что по результатам проверки обособленного подразделения, под которыми имеются в виду обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, составляется акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию с индексом «с/с».

Описательная часть вышеуказанного акта должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в расходовании страхователем средств на цели обязательного социального страхования, начисление и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, либо на отсутствие таковых (пункт 17).

Итоговая часть должна содержать предложения проверяющих, включающие в том числе следующее: об отражении сумм не принятых к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком ЕСН, в бухгалтерский учет и расчетные ведомости по средствам Фонда (раздел 1 формы 4-ФСС РФ) и представление в территориальный орган Федеральной налоговой службы уточненного расчета по авансовым платежам по ЕСН; об отражении сумм расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, произведенных страхователем-работодателем, уплачивающим добровольно в Фонд страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в бухгалтерском учете и отчете по страховым взноса.

Подписанный проверяющим акт вручается руководителю организации либо индивидуальному предпринимателю (пункт 22).

Страхователь в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда письменное объяснение мотивов отказа в подписании акта (при наличии данного обстоятельства) или возражений по акту в целом или по его отдельным положениям (пункт 23).

По истечению указанного в пункте 23 срока, в течение 10 дней руководитель (заместитель) отделения (филиала отделения) Фонда выносит решение по результатам рассмотрения акта и других материалов проверки (пункт 24).

По результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) ФСС РФ принимает следующие решения:

- решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования;

- решение о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда на цели обязательного социального страхования;

- решение о направлении уведомления о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности страхователю-работодателю, уплачивающему добровольно в Фонд страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством (пункт 26 Методических указаний).

Кроме того, пунктами 27, 34 и 35 Методических указаний предусматривается, что копия решения руководителя отделения (филиала отделения) ФСС РФ вручается именно страхователю (его представителю) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения страхователем (его представителем); решения, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность; при несогласии страхователя с решением спор подлежит разрешению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из анализа норм, содержащихся в вышеуказанных Методических указаниях следует, что результаты проверки расходов, произведенных страхователями с нарушением требований законодательства и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию оформляются решением руководителя отделения (филиала отделения ФСС РФ.

Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что оспариваемый акт проверки от 02.09.2008 № 10000127с/с составлен главным специалистом-ревизором Учреждения в отношении налогоплательщика ЕСН и не содержит подписи руководителя (заместителя руководителя) Учреждения, как это требуется в отношении решения, принимаемого руководителем отделения (филиала отделения) Фонда.

Решения по результатам проверки Управления по обязательному социальному страхованию, оформленного актом от 02.09.2008 № 10000127с/с, не было принято.

Несмотря на наличие в акте проверки от 02.09.2008 № 10000127с/с указаний сведений о расходах, произведенных страхователем в нарушение требований законодательных актов и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, в том числе в оспариваемых пунктах 2.1 и 2.2, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что данный акт не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, а носят характер предложений и не устанавливает прав и не возлагает на Управление каких-либо обязанностей, не содержит властных предписаний и не является обязательным для исполнения страхователем.

Управление в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие его доводы о нарушении пунктами 2.1, 2.2 акта проверки от 02.09.2008 № 10000127с/с его прав и законных интересов, о возложении на него каких-либо незаконных обязанностей и незаконных властных предписаний.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прекратил производство по делу по основанию «дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде», поскольку обжалуемый акт проверки не является тем актом государственного органа, который порождает гражданские права и обязанности для сторон, и не может быть обжалован в суде в порядке статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Довод кассационной жалобы Управления о том, что оспариваемый акт является основанием для принятия решения, которое, в свою очередь, нарушает права Управления и возлагает на него обязанность по внесению им соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность, носит предположительный характер и не может быть принят судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены принятого по делу судебного акта.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.04.2009 о прекращении производства по делу № А27-18107/2008-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу –без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.И. Новосёлов

Судьи О.И. Антипина

ФИО1