НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 10.10.2022 № А45-2012/2022

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                   Дело № А45-2012/2022

  октября 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества «Сибирская энергетическая компания» на решение от 22.04.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 10.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Зайцева О.О.) по делу № А45-2012/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению акционерного общества «Сибирская энергетическая компания» (630099, город Новосибирск, улица Чаплыгина, дом 57,
ИНН 5405270340, ОГРН 1045401912401) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18,
ИНН 5406308363, ОГРН 1055406102223) о признании незаконным постановления
от 13.01.2022 №1-22.

Суд установил:

акционерное общество «Сибирская энергетическая компания» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее – инспекция) от 13.01.2022 № 1-22 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
в виде штрафа в размере 5 000 руб.

Решением от 22.04.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 10.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного,
в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.

По мнению подателя кассационной жалобы, в деянии общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку показателями качества услуги по отоплению являются параметры температуры воздуха в жилых помещениях,
а не температура теплоносителя на вводе в многоквартирный дом; договор поставки тепловой энергии в дом № 17А по улице Максима Горького в городе Новосибирске (далее – многоквартирный дом) ссылок на температурный график источника тепла не содержит, следовательно, у общества обязанность по соблюдению равных температур на вводе в дом и на источнике тепла отсутствует.

Административным органом отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных
в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, на основании поступившего 23.11.2021 обращения жильцом многоквартирного дома по вопросу качества предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме (низкая температура воздуха в жилых помещениях), инспекцией в период с 09.12.2021 по 20.12.2021 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка (приказ от 07.12.2021 № 05-01-093/5170),
в ходе которой установлен факт нарушения нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами (температура сетевой воды в подающем трубопроводе на вводе в дом при температуре наружного воздуха – 18 °C составила 107°C, температура обратной сетевой воды 46°С, что не соответствует утвержденному теплоснабжающей организацией температурному графику регулирования отпуска тепловой энергии потребителям
в горячей воде на отопительный сезон 2021-2022).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 27.12.2021 протокола об административном правонарушении № 05-04-093/5170-1 и вынесения 13.01.2022 постановления от № 1-22 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой
и апелляционной инстанций исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений процедуры привлечения его к административной ответственности.

Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит
из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность
за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) организация отношений в сфере теплоснабжения должна формироваться на основе принципов обеспечения надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей.

Обеспечение надежного теплоснабжения потребителей, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности городских округов к отопительному периоду, контроль готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду, утверждение схем теплоснабжения, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (статья 6 Закона №190-ФЗ).

Уполномоченные органы должны осуществлять разработку, утверждение
и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения (пункт 7 части 3 статьи 23 Закона № 190-ФЗ).

В материалы дела представлен температурный график регулирования отпуска тепловой энергии потребителям в горячей воде на отопительный сезон 2021-2022, утвержденный 01.09.2021 обществом, и согласованный 14.09.2021 начальником Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска, согласно которому при температуре наружного воздуха -18 °C, температура коммунального ресурса, подаваемого от коллектора теплоносителя должна составлять +117 °C.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно подпункту «е» пункта 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга – отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях
в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества
в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1
к настоящим Правилам.

В соответствии с пунктами 2, 8 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация.

В силу подпункта «а» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг несет исполнитель (подпункт «а» пункта 149 Правил № 354).

Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых
для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное
не установлено договором с такой организацией (часть 15 статьи 161 ЖК РФ).

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество, являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии потребителям многоквартирного дома на основании договоров ресурсоснабжения, допустило снижение уровня температуры теплоносителя в зоне своей ответственности
(до границ внешних сетей многоквартирного дома), что привело к обеспечению потребителей коммунальной услугой ненадлежащего качества (обращение жильцов многоквартирного дома от 22.11.2021, акт обследования от 15.12.2021, акт проверки
от 20.12.2021 № 05-02-093/5170, протокол об административном правонарушении
от 27.12.2021 № 05-04-093/5170-1).

Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие необходимых и достаточных мер для соблюдения Правил № 354 при оказании коммунальной услуги по отоплению, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности
не нарушены.

Административное наказание назначено обществу в виде штрафа
в минимальном размере, установленном санкцией статьи 7.23 КоАП РФ. Оснований
для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности допущенного административного правонарушения судами не выявлено.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.

Доводы подателя кассационной жалобы направлены на иную оценку доказательств
и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, в связи
с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя
из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.

Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 22.04.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление
от 10.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-2012/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Судья                                                                          С.Т. Шохирева