НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 08.08.2023 № А75-14413/2022

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А75-14413/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2023 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Чапаевой Г.В.

судей Буровой А.А.

ФИО1

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на постановление
от 20.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е.,
ФИО2, ФИО3) по делу № А75-14413/2022 по заявлению бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Няганский театр юного зрителя» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 628181, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>) к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании частично недействительным акта проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО4 (г. Нягань), ФИО5 (г. Нягань).

В заседании приняла участие представитель бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Няганский театр юного зрителя»
ФИО6 по доверенности от 31.07.2023.

Суд установил:

бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Няганский театр юного зрителя» (далее – Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании недействительными
пунктов 3.2, 3.3 акта от 20.06.2022 № 02/16 проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Решением от 18.11.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Заболотин А.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Определением от 31.01.2023 Восьмой арбитражный апелляционный суд перешел
к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ) для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4
и ФИО5

Постановлением от 20.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено; принят новый судебный акт
об удовлетворении заявленных требований.

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального
и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшееся по делу постановление, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Учреждение и ФИО4 возражают против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзывам.

Определением от 08.08.2023 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа
в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена стороны по делу - государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Фонд) на правопреемника, - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Отделение).

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе
и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.

Фондом проведена плановая документальная проверка достоверности и полноты представления Учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период с 20.04.2016 по 31.12.2021, о чем составлен акт от 20.06.2022 № 02/16.

В результате проверки, в частности, установлено, что ФИО4 в период
с 10.04.2018 по 31.12.2021 являлся артистом вспомогательного состава театров
и концертных организаций; выписка из индивидуального лицевого счета (далее – ИЛС)
в части специального стажа и сводный Перечень льготных профессий за период работы
с 10.04.2018 по 31.12.2021 содержит сведения с кодом льготы ТВОРЧ25.

По мнению Фонда, профессия (должность) «артист вспомогательного состава театров и концертных организаций» в списке постановления Совмина РСФСР
от 28.08.1991 № 447 «Об утверждении списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет» (далее – Постановление № 447)
не значится, в связи с чем данные сведения признаны недостоверными и заявителю предложено откорректировать ИЛС в части исключения кода льготы ТВОРЧ25 (пункт 3.2 акта).

Из пункта 3.3 акта усматривается, что сведения из выписки из ИЛС застрахованного лица ФИО5 за период работы с 01.01.2002 по 19.04.2016 в части специального стажа признаны недостоверными, требующими корректировки ИЛС в части исключения кода льготы ТВОРЧ25 в связи со следующим.

20.04.2016 бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Няганский детский музыкально-драматический театр» на основании распоряжения
от 08.04.2016 № 13-Р723 Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры переименовано в бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Няганский театр юного зрителя» и данное наименование заявителя соответствует списку Постановления № 447.
Поэтому Фонд в отношении артиста драмы ФИО5 указал на необходимость корректировки ИЛС в части исключения кода льготы ТВОРЧ25 за период работы
с 01.01.2002 по 19.04.2016.

Не согласившись с актом Фонда в указанной части, Учреждение обратилось
в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспоренный акт проверки Фонда от 20.06.2022 № 02/16 является результатом контрольного мероприятия, но при этом актом на Учреждение не возлагается какая – либо обязанность, не создаются препятствия и ограничения в деятельности,
а также не делается вывод о нарушении заявителем норм права; в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого акта незаконным.

Суд апелляционной инстанции установил, что в оспариваемом акте Фондом указано на необходимость откорректировать и привести в соответствие перечни льготных профессий за проверяемый период, сведения ИЛС для досрочного назначения страховой пенсии; установлен срок исполнения требования (10 рабочих дней с момента подписания акта проверки). Поскольку оспариваемый акт проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 20.06.2022 № 02/16, фиксирующий результаты
ее проведения, содержит предписания, влекущие юридические последствия, устанавливает обязанности Учреждения, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», пришел к верному выводу, что он (оспариваемый акт) отвечает признакам правового акта, проверка законности которого может быть осуществлена по правилам главы 24 АПК РФ, в связи с чем обоснованно рассмотрел заявленные требования по существу.

Руководствуясь положениями статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), Постановлением № 447,
суд апелляционной инстанции удовлетворил требования заявителя о признании недействительными пунктов 3.2 и 3.3 акта Фонда.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителя Учреждения, поддерживает выводы суда апелляционной инстанции, исходя из норм материального права, указанных в судебном акте, и фактических обстоятельств дела.

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия
по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет
либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона
№ 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право
на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 указанной статьи).

Согласно пункту 3 Постановления № 447 право на пенсию за выслугу лет
в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют: при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2 настоящего списка),
в том числе «артисты детских театров и театров юного зрителя».

Из анализа Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право
на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением № 447, следует, как верно указал апелляционный суд, что артисты уточняются как по должностям, так и по видам театров.

Как установлено судом, признавая недостоверными представленные Учреждением сведения в части специального стажа ФИО5 за период работы с 01.01.2002
по 19.04.2016, Фонд исходил из того, что прежнее наименование заявителя не было прямо предусмотрено Постановлением № 447.

Между тем кассационная инстанция соглашается с выводом апелляционного суда, что бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Няганский детский музыкально-драматический театр» (прежнее наименование заявителя) также являлось детским театром (обратное не доказано), в связи с чем артист имеет право
на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1
статьи 30 Закона № 400-ФЗ и пунктом 3 Постановления № 447.

Из пункта 3.2 оспариваемого акта Фонда следует, что Учреждению необходимо исключить сведения из перечня профессий за весь период работы с 10.04.2018
по 31.12.2021 в отношении ФИО4, который является артистом вспомогательного состава театров и концертных организаций. По мнению Фонда, профессия артист вспомогательного состава в списке Постановления № 447 не значится.

Признавая выводы Фонда незаконными по настоящему эпизоду, суд апелляционной инстанции указал, что Фондом не учтено, что правовые основания для досрочного назначения страховой пенсии по старости предусматривают длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Право на досрочное получение пенсии законодатель связывает с работой в определенной сфере деятельности,
при осуществлении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Таким образом, по мнению апелляционного суда, определяющее значение
для возникновения права на досрочную трудовую пенсию имеет характер деятельности работника.

В соответствии с пунктом 11 Порядка подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
от 31.03.2011 № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных организаций подтверждаются трудовой книжкой и другими документами, содержащими необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характере выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные
о тарификации и др.).

В пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, также указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В списке, утвержденном Постановлением № 447, в пункте 3 указаны «артисты детских театров и театров юного зрителя» без конкретизации по должности,
в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что все артисты детских театров и театров юного зрителя имеют право на пенсию за выслугу лет, в том числе артисты вспомогательного состава.

То обстоятельство, что артисты вспомогательного состава относятся
к артистическому персоналу театров, подтверждается также приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н и Отделением не оспаривается.

В целом изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции о неправомерности требований Фонда, изложенных
в пунктах 3.2 и 3.3 оспариваемого акта.

Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального законодательства, которые могли привести к принятию неправильного постановления (часть 3 статьи 288 АПК РФ).

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 20.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А75-14413/2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.В. Чапаева

Судьи А.А. Бурова

ФИО1