НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 07.09.2023 № А45-32451/2022

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-32451/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шохиревой С.Т.

судей Дружининой Ю.Ф.

Шабановой Г.А.

при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств
веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» помощником судьи Ким А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью «ГРАНД» на решение от 19.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Морозова Л.Н.) и постановление от 30.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т. В., Хайкина С.Н.) по делу № А45-32451/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГРАНД» (660131, Красноярский край, город Красноярск, улица Рокоссовского, дом 11, офис 103, ОГРН 1082468003672, ИНН 2464204978) к Новосибирской таможне (630015, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Королева, дом 40,
ОГРН 1025400531584, ИНН 5406017276) об оспаривании действий.

Другое лицо, участвующее в деле, – Федеральная таможенная служба (121087, Московская область, город Москва, улица Новозаводская, дом 11/5, ОГРН 1047730023703, ИНН 7730176610).

В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции в судебном заседании приняли участие представители:

от общества с ограниченной ответственностью «ГРАНД» – Богданов В.М.
по доверенности от 18.10.2022;

от Новосибирской таможни – Ермолина О.А. по доверенности от 23.12.2022;

от Федеральной таможенной службы – Апыхтина Т.А. по доверенности
от 01.12.2021.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «ГРАНД» (далее – ООО «ГРАНД», общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными действий Новосибирской таможни (далее – таможня) по перечислению денежного залога в федеральный бюджет
по таможенным распискам №№ 10609000/231220/ЭР-1102092, 10609000/231220/ЭР-1102089, 10609000/210121/ЭР-1110506, обязании таможни возвратить на единый лицевой счет общества излишне взысканные таможенные платежи по таможенным распискам
№ 10609000/231220/ЭР-1102092 в размере 3 379 872 руб., № 10609000/231220/ЭР-1102089 в размере 392 400 руб., № 10609000/210121/ЭР-1110506 в размере 4 276 284 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная таможенная служба (далее – ФТС).

Решением от 19.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 30.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению подателя кассационной жалобы, обществом в полном объеме выполнены обязательства об использовании приобретенных акцизных марок в соответствии с их назначением; при ввозе алкогольной продукции на территорию Российской Федерации обществом в полном объеме уплачены таможенные платежи, следовательно, перечисление денежного обеспечения в бюджет государства является двойным налогообложением; таможня осуществила обращение взыскания на предмет залога
с нарушением порядка, установленного статьей 76 Федерального закона от 03.08.2018
№ 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В отзывах на кассационную жалобу таможня и ФТС просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества – без удовлетворения.

Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных
в кассационной жалобе, отзывах на нееи выступленияхприсутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает,
что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, обществом в таможню поданы заявления от 11.09.2020 № 10609000/20/00006, от 15.09.2020
№ 10609000/20/00007, от 20.10.2020 № 10609000/20/00009 о выдаче акцизных марок, необходимых для маркировки алкогольной продукции в соответствии с внешнеторговым договором от 08.08.2019 № 20, заключенным с акционерной компанией «АПУ» (Монголия).

В соответствии с заявлением № 10609000/20/00006 общество просило выдать акцизные марки в количестве 12 588 штук для маркировки алкогольной продукции (водка свыше 0,75 л – 504 штуки, водка до 0,75 л – 4 824 штуки, водка до 0,5 л – 7 260 штук);
в соответствии с заявлением 10609000/20/00007 – в количестве 1 200 штук (водка
до 0,75 л); в соответствии с заявлением № 10609000/20/00009 – 16 416 штук (крепкие спиртные напитки до 0,75 л – 1 872 штуки, крепкие спиртные напитки до 0,5 л – 3 600 штук, водка до 0,75 л – 3 264 штуки, водка до 0,5 л – 7 680 штук).

Обществом в таможню представлены обязательства об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением от 23.12.2020 №№ 10609000/20/00006, 106090000/20/0007, от 21.01.2021 № 10609000/20/00009, со сроком исполнения
до 30.04.2021.

Сопроводительными письмами от 20.04.2021 №№ 9-11 общество направило
в таможню (получены таможней 22.04.2021) отчеты об использовании акцизных марок, выданных в соответствии с ранее поданными заявлениями.

По результатам проверки отчетов и документов таможней установлено нарушение обществом требований пунктов 1, 2 Правил нанесения на акцизные марки сведений
о маркируемой ими алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 866 (далее – Правила № 866), пункта 21 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 (далее – Правила № 1459),
на основании чего таможней принято решение о возврате отчетов об использовании акцизных марок без отметки об их принятии (исх. № 07-04-13/07150 от 14.05.2021), денежные средства, уплаченные в счет исполнения обязательств об использовании акцизных марок, перечислены таможней в федеральный бюджет.

Алкогольная продукция, маркированная акцизными марками по заявлениям
от 11.09.2020 № 10609000/20/00006, от 15.09.2020 № 10609000/20/00007,
от 20.10.2020 № 10609000/20/00009, помещена ООО «ГРАНД» под таможенную процедуру реэкспорта по таможенным декларациям №№ 10009100/180521/0071458, 10009100/190521/0071573, 10009100/190521/0071564; полученные акцизные марки были повреждены в присутствии и под наблюдением должностных лиц Красноярской таможни способом, исключающим их повторное использование, составлены акты о повреждении акцизных марок от 27.05.2021 № 1, от 03.06.2021 № 2, от 10.06.2021 № 3.

ООО «ГРАНД» 27.09.2021 года повторно поданы обращения о принятии отчетов
об использовании акцизных марок.

В адрес общества 14.10.2021 таможней направлено письмо о принятии отчетов
об использовании акцизных марок (исх. 07-04-13/14770 от 14.10.2021), в котором дополнительно сообщено, что на основании пунктов 46, 47 Правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля
за их использованием, утвержденных Приказом ФТС от 07.10.2010 № 1849 (далее – Правила № 1849), в связи с неисполнением обязательств об использовании акцизных марок денежные средства в размере 8 048 556 руб., внесенные по таможенным распискам от 23.12.2020 №№ 10609000/231220/ЭР-1102092, 10609000/231220/ЭР-1102089,
от 21.01.2021 № 10609000/210121/ЭР111056, и являющиеся суммой обеспечения исполнения данных обязательств, перечислены в федеральный бюджет.

ООО «ГРАНД» 16.11.2021 обратилось в таможню с заявлением о зачете денежных средств (вх. от 16.11.2021 № 12787).

По результатам рассмотрения обращения таможня письмом от 15.12.2021
№ 07-04-13/17740 проинформировала ООО «ГРАНД» о невозможности осуществления такого зачета.

Не согласившись с отказом таможни в зачете денежных средств, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии оспариваемых действий требованиям законодательства и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.

Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты исходит
из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии со статьей 12 Закона № 171-ФЗ (в редакции, действовавшей
в спорный период) алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются
в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции (пункт 2).

Акцизная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС)
и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС (пункт 3).

Для приобретения акцизных марок организация представляет в таможенный орган среди прочего обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии
с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
(пункт 2.1).

С 01.01.2021 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2348 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками», которым утверждены Правила изготовления федеральных специальных марок, Правила приобретения федеральных специальных марок, Правила уничтожения федеральных специальных марок, Правила маркировки федеральными специальными марками алкогольной продукции, Требования к образцам федеральных специальных марок.

В соответствии с пунктом 3 данного Постановления выдача и контроль
за использованием акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, ввозимой
в Российскую Федерацию, в том числе из государств – членов ЕАЭС, по заявлениям, принятым по 31.12.2020 включительно, осуществляется таможенными органами
в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением № 866.

Согласно пункту 3 Постановления № 866 при получении акцизных марок организация берет на себя обязательство об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением, предусматривающее:

а) нанесение на алкогольную продукцию акцизных марок в установленном порядке;

б) возврат поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок выдавшему
их таможенному органу;

в) представление отчета об использовании выданных акцизных марок;

г) ввоз в установленном порядке в Российскую Федерацию алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, включая ее доставку в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

д) помещение маркированной акцизными марками алкогольной продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и уплату причитающихся таможенных пошлин, налогов либо помещение под таможенные процедуры уничтожения или реэкспорта.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 866 при приобретении акцизных марок организация в соответствии с Правилами № 1849 представляет заявление о выдаче акцизных марок по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, и документы, указанные в статье 12 Закона № 171-ФЗ. При этом правомерность использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака подтверждается документами, предусмотренными гражданским законодательством, а обеспечение исполнения обязательства организации осуществляется способами, предусмотренными таможенным законодательством Таможенного союза.

В силу пункта 14 Правил № 1849 для получения акцизных марок организация обязана представить в уполномоченный таможенный орган: письменное обязательство организации об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением; справку таможенного органа об отсутствии у организации задолженности уплате таможенных платежей; документ, подтверждающий обеспечение исполнения обязательства организации.

Требования пункта 14 должны быть исполнены организацией в срок,
не превышающий девяти месяцев, и до истечения срока действия внешнеторгового договора, во исполнение которого приобретаются акцизные марки, лицензии (пункт 15 Правил № 1849).

Обязательство организации обеспечивается способами, предусмотренными законодательством о таможенном деле в Российской Федерации (пункт 17 Правил
№ 1849).

До истечения срока, указанного в обязательстве, организация отчитывается перед уполномоченным таможенным органом об использовании акцизных марок путем представления на имя начальника уполномоченного таможенного органа либо лица,
его замещающего, отчета об использовании выданных акцизных марок, составленного
по форме, утвержденной Правилами № 866 (пункт 42 Правил № 1849).

Согласно пункту 44 Правил № 1849 подтверждением исполнения обязательства организации и основанием для возврата обеспечения исполнения обязательства является принятый уполномоченным таможенным органом отчет об использовании акцизных марок.

В случае неисполнения обязательства организации денежные средства, являющиеся суммой обеспечения, перечисляются в федеральный бюджет в размере, кратном количеству акцизных марок, по которому обязательство не исполнено (пункт 4 Постановления № 866, пункт 45 Правил № 1849).

Как следует из материалов дела, для получения акцизных марок общество представило в таможню обязательства об использовании акцизных марок в соответствии
с их назначением от 23.12.2020 №№ 10609000/20/00006, 106090000/20/0007, от 21.01.2021 № 10609000/20/00009, в соответствии с которыми обязалось в срок до 30.04.2021 нанести на алкогольную продукцию, указанную в заявлениях о выдаче акцизных марок, акцизные марки в соответствующем количестве согласно Правилам № 866, при соответствии сведений, нанесенных на акцизную марку, сведениям об алкогольной продукции,
на которую данная марка нанесена и в отношении которой информация зафиксирована
в ЕГАИС; возвратить в указанный срок неиспользованные и (или) поврежденные акцизные марки; ввезти в установленном порядке на территорию Российской Федерации указанную алкогольную продукцию, маркированную акцизными марками и доставить
ее в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита до места нахождения таможенного органа назначения; представить отчет об использовании приобретенных акцизных марок в соответствии с Правилами № 1849. Данное обязательство считается выполненным после исполнения в установленный срок всех предусмотренных
в обязательстве действий.

Вышеуказанные обязательства обеспечены обществом путем внесения денежных средств по таможенным распискам от 23.12.2020 №№ 10609000/231220/ЭР-1102092, 10609000/231220/ЭР-1102089, 10609000/210121/ЭР-1110506 на счет ФТС в общем размере 8 048 556 руб.

По мнению ООО «ГРАНД», обществом в полном объеме выполнены обязательства об использовании приобретенных акцизных марок в соответствии с их назначением, поскольку акцизные марки были наклеены на алкогольную продукцию, осуществлен
ее ввоз, с помещением под процедуру выпуска для внутреннего потребления и с уплатой таможенных пошлин, налогов и акциза, Новосибирской таможне представлены отчеты
об использовании выданных акцизных марок.

Между тем, как следует из материалов дела, таможня при рассмотрении поступивших 22.04.2021 отчетов общества об использовании выданных акцизных марок установила, что в нарушение пунктов 1, 2 Правил № 1459, пункта 21 Правил № 1459 заявки о фиксации информации в ЕГАИС представлены обществом после ввоза
в Российскую Федерацию алкогольной продукции, подлежащей маркировке акцизными марками; кроме того, по заявлению от 11.09.2020 № 10609000/20/00006 установлено несоответствие сведений о наименовании и количестве алкогольной продукции, указанных в приложении к заявлению и в заявках о фиксации в ЕГАИС, сведениям, заявленным в таможенной декларации № 10009100/100321/0029283; по заявлению
от 20.10.2020 № 10609000/20/00009 заявки о фиксации в ЕГАИС представлены 02.04.2021 на четыре наименования алкогольной продукции, в отношении двух наименований алкогольной продукции заявки о фиксации в ЕГАИС не представлены, в связи с чем отчеты общества, представленные таможне, возвращены без отметки об их принятии.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что обществом в нарушение пункта 42 Правил № 1849 обязательства от 23.12.2020 №№ 10609000/20/00006, 106090000/20/0007, от 21.01.2021
№ 10609000/20/00009 об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением в срок до 30.04.2021 не исполнены; письменное обращение о продлении срока исполнения обязательства в порядке, установленном пунктом 48 Правил № 1849, обществом
не направлялось, на основании чего суммы обеспечения исполнения обязательства правомерно перечислены таможней в федеральный бюджет (КБК – 153 1 16 07090 01 9000 140 – денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязательств организации об использовании приобретенных акцизных марок, по которым обязательство организации не исполнено) в соответствии с требованиями пункта 4 Постановления № 866, пункта 45 Правил № 1849.

Также судами принято во внимание, что маркированная акцизными марками
по заявлениям от 11.09.2020 № 10609000/20/00006, от 15.09.2020 № 10609000/20/00007,
от 20.10.2020 № 10609000/20/00009 алкогольная продукция помещена обществом
под таможенную процедуру реэкспорта по таможенным декларациям
№№ 10009100/180521/0071458, 10009100/190521/0071573, 10009100/190521/0071564; отказ в принятии отчетов, изложенный в письме таможни от 14.05.2021 № 07-04-13/07150, обществом не оспорен; акты о повреждении акцизных марок от 27.05.2021 № 1,
от 03.06.2021 № 2, от 10.06.2021 № 3 поступили в таможню письмом Красноярской таможни от 16.06.2021 № 09-01-18/09765 (вх. № 0461 от 23.06.2021); отчеты
об использовании акцизных марок по обязательствам общества от 23.12.2020
№№ 10609000/20/00006, 10609000/20/00007, от 21.12.2020 № 10609000/20/00009 поданы им в таможню повторно 27.09.2021 и приняты таможней, о чем общество проинформировано письмом от 14.10.2021 № 07-04-13/14770.

Вопреки позиции подателя жалобы решение таможни о принятии отчетов
об использовании акцизных марок в связи с помещением товаров, маркированных акцизными марками, под таможенную процедуру реэкспорта (письмо от 14.10.2021) после истечения срока исполнения обязательства (30.04.2021) не устраняет ранее установленные факты нарушения данных обществом обязательств об использовании акцизных марок
от 23.12.2020 №№ 10609000/20/00006, 106090000/20/0007, от 21.01.2021
№ 10609000/20/00009, напротив, указанные выше обстоятельства, установленные судами, подтверждают, что допущенные обществом нарушения Правил № 866, Правил № 1459
и Правил № 1849 при ввозе алкогольной продукции, ее маркировке и фиксации сведений
о ней в ЕГАИС, не позволили ввести в оборот на территории Российской Федерации спорную алкогольную продукцию.

Судами обоснованно учтено, что обязательства, предусмотренные статьей 12 Закона № 171-ФЗ, пунктами 2-4 Правил № 866 являются публичной обязанностью организаций, осуществляющих импорт алкогольной продукции, в связи с чем неисполнение этой обязанности влечет за собой негативные последствия, установленные законодательством Российской Федерации в регулируемой сфере правоотношений.

При выдаче акцизных марок таможней приняты обязательства общества
об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением и обеспечение указанных обязательств на общую сумму 8 048 556 руб. в соответствии с пунктом 3 Постановления № 866, отказ таможни в принятии отчетов об использовании акцизных марок свидетельствует о неисполнении обществом своих обязательств и является основанием для перечисления денежных средств, внесенных в качестве обеспечения,
в федеральный бюджет.

С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемых действий таможни и отказали
в удовлетворении заявленного требования.

Доводы подателя кассационной жалобы о надлежащем исполнении им обязательств об использовании акцизных марок, об уплате им в полном объеме таможенных платежей при ввозе алкогольной продукции на территорию Российской Федерации и, как следствие, наличии двойного налогообложения при перечислении спорых сумм в федеральный бюджет по существу направлены на иную оценку установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.

Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора
не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями
для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 19.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление
от 30.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-32451/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.Т. Шохирева

Судьи Ю.Ф. Дружинина

Г.А. Шабанова