НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 03.08.2023 № А45-37859/2022

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-37859/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2023 года.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Черноусовой О.Ю.

судей Дружининой Ю.Ф.

Шабановой Г.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Центрального таможенного управления на решение от 14.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Редина Н.А.) и постановление от 04.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу № А45-37859/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью «Агфа» (115114, город Москва, Дербеневская набережная, дом 7, строение 22, этаж 5, помещение XVII, комнаты 132, 133, 134 (часть), 136, 137 (часть), ИНН 7727167534, ОГРН 1027700450250) к Центральному таможенному управлению (107140, город Москва, Комсомольская площадь, дом 1, строение 1,
ИНН 7708014500, ОГРН 1037739218758), Новосибирской таможне (630015, город Новосибирск, улица Королева, дом 40, ИНН 5406017276, ОГРН 1025400531584)
о взыскании денежных средств.

Другие лица, участвующие в деле: Московская областная таможня (124498,
город Москва, город Зеленоград, проспект Георгиевский, дом 9, ИНН 7735573025,
ОГРН 1107746902251), Смоленская таможня (214032, город Смоленск, улица Лавочкина, дом 105, ИНН 6729005713, ОГРН 1026701425849).

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Агфа» (далее – общество) обратилось
в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –
АПК РФ), к Центральному таможенному управлению (далее – управление), Новосибирской таможне об обязании возвратить таможенные платежи и пени в размере 507 892 руб. 85 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Московская областная таможня, Смоленская таможня.

Решением от 14.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 04.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, удовлетворено исковое требование общества к управлению.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать
в удовлетворении иска.

По мнению подателя кассационной жалобы, спорные таможенные платежи имеют статус излишне уплаченных; вывод судов о том, что управление является таможенным органом, уполномоченным на возврат указанных платежей, противоречит положениям статьи 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), пункта 4 приказа Федеральной таможенной службы (далее – ФТС России) от 29.04.2019
№ 727 «Об утверждении Порядка ведения лицевых счетов плательщика таможенных
и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, и об определении таможенных органов, уполномоченных на осуществление возврата авансовых платежей и возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы» (далее – Приказ № 727), пункта 15 Алгоритма взаимодействия должностных лиц структурных подразделений таможенных органов при обнаружении фактов неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных, утвержденного приказом ФТС России от 20.12.2021 № 1173 (далее – Алгоритм взаимодействия № 1173), пункта 30 Временного порядка работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей,
а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС» (далее – Временный порядок), утвержденного приказом ФТС России от 26.06.2019 № 1039 (далее – Приказ № 1039).

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Кроме того, 31.07.2023 общество направило в суд округа ходатайство об отложении судебного заседания по причине невозможности обеспечения явки своего представителя.

Рассмотрев данное ходатайство, принимая во внимание пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, подробное изложение обществом своей позиции в отзыве на кассационную жалобу, суд округа не усматривает предусмотренных статьей 158
АПК РФ оснований для его удовлетворения с учетом отсутствия обоснования обществом необходимости участия своего представителя в судебном заседании кассационной инстанции.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, обществом (Россия)
во исполнение внешнеэкономического контракта от 26.01.2010 № AGHC-2010-01, заключенного с компанией Agfa N.V. (Бельгия), в период с марта 2019 года по январь 2021 года на таможенную территорию ЕАЭС ввезены и задекларированы по декларациям на товары (далее – ДТ) № 10013160/240619/0218118, № 10013160/010319/0032234,
№ 10013160/080819/0297499, № 10013160/040819/0288212, № 10113110/230419/0056348, № 10113110/150519/0067192, № 10013160/270121/0036432, поданным на Московский областной таможенный пост, Смоленский таможенный пост, товары – кассеты медицинские рентгеновские и рентгенографические различных моделей и артикулов, код ОКПД 2 26.60.11.130, код ТН ВЭД ЕАЭС 9022 90 000 0 9 (ставка таможенной пошлины – 0 %, налог на добавленную стоимость (далее – НДС) – 0 %) .

После выпуска товаров Новосибирской таможней проведена камеральная проверка, по результатам которой выявлено неправомерное заявление обществом льготы по уплате НДС, в связи с чем вынесены решения от 16.12.2021, от 17.12.2021, от 20.12.2021,
от 21.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные
в вышеназванных ДТ (ставка НДС изменена с 0 % на 20 %).

На основании указанных решений управлением в адрес общества направлены уведомления от 20.12.2021 № 10100000/У2021/0016813, № 10100000/У2021/0016817,
от 21.12.2021 № 10100000/У2021/0017052, от 23.12.2021 № 10100000/У2021/0017475,
№ 10100000/У2021/0017496, № 10100000/У2021/0017460, от 24.12.2021
№ 10100000/У2021/0018054 о необходимости уплаты доначисленных таможенных платежей (НДС) и пеней в общей сумме 662 592 руб. 25 коп.

Данные денежные средства были списаны управлением с Единого лицевого счета (далее – ЕЛС) общества (отчет о расходовании денежных средств, внесенных обществом на ЕЛС в качестве авансовых платежей за период с 23.12.2021 по 10.01.2022).

Полагая, что указанные суммы таможенных платежей и пеней являются излишне внесенными в бюджет, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о подтверждении обществом заявленной льготы по уплате НДС по вышеназванным ДТ, об отсутствии правовых оснований для внесения в бюджет спорных таможенных платежей, в связи с чем удовлетворили заявленное требование, возложив на управление как администратора ЕЛС общества обязанность по возврату излишне взысканных денежных средств в размере 507 892 руб. 85 коп.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

ТК ЕАЭС предусматривает, что к таможенным платежам в числе прочих отнесен НДС, если он взимается при ввозе товара на таможенную территорию ЕАЭС; для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством
государства-члена, в котором они подлежат уплате (подпункт 3 пункта 1 статьи 46
и пункт 4 статьи 53).

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149, пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее – Перечень № 1042).

Для целей применения раздела I названного Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации (примечание 1 к Перечню № 1042).

В Перечень № 1042 (пункт 12 раздела I) включены медицинские изделия (установки радиационные медицинские), имеющие код ОКПД 2 26.60.11, код ТН ВЭД ЕАЭС 9022, 9030.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что при таможенном декларировании ввезенных на территорию Российской Федерации спорных медицинских товаров обществом для подтверждения заявленной льготы по уплате НДС (0 %) были представлены регистрационные удостоверения от 11.12.2018 № РЗН 2016/5129,
№ ФСЗ 2009/05065, № ФСЗ 2009/05066, от 12.12.2018 № ФСЗ 2009/5067 на медицинские изделия (ОКПД 2 26.60.11.130). При проведении таможенного контроля Новосибирская таможня пришла к выводу, что данные медицинские изделия не относятся к медицинским изделиям (ОКПД 2 26.60.11) и это послужило основанием для доначисления обществу НДС по ввезенным товарам, направления управлением уведомления обществу об уплате таможенных платежей, пеней и списания их с ЕЛС общества. Впоследствии
в Новосибирскую таможню поступило письмо Росздравнадзора от 07.12.2022
№ 10-76863/22, согласно которому содержащийся в вышеназванных регистрационных удостоверениях код медицинских изделий ОКПД 2 26.60.11.130 является категорией подгруппы 2 26.60.11, указанной в Перечне № 1042 (акт камеральной проверки
от 29.12.2022).

Поскольку общество при таможенном декларировании спорных медицинских товаров указало код ОКПД 2 26.60.11.130 (на уровне 6 знаков), код ТН ВЭД ЕАЭС 9022 (на уровне 4 знаков), представило регистрационные удостоверения на медицинские изделия, суды пришли к обоснованному выводу о подтверждении декларантом заявленной льготы по уплате НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Данное обстоятельство не оспаривалось таможенными органами в ходе судебного разбирательства.

Согласно статье 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные
в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств – членов ЕАЭС.

Пунктом 1 статьи 67 ТК ЕАЭС предусмотрено, что суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если эти таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 66 данного Кодекса.

Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершена в Киото 18.05.1973), участником которой с 04.07.2011 является Российская Федерация, установлено, что возврат пошлин и налогов производится в случаях их излишнего взыскания в результате ошибки, допущенной при начислении пошлин
и налогов. В тех случаях, когда излишнее взыскание произошло вследствие ошибки, допущенной таможенной службой, возврат производится в приоритетном порядке (стандарт 4.22).

В силу пункта 4 Приказа № 727 таможенными органами уполномоченными на осуществление возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, определены таможенные органы, в которых совершаются таможенные операции в отношении товаров, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации.

Пунктом 15 Алгоритма взаимодействия № 1173 установлено, что в случае выявления обстоятельств, влекущих прекращение обязанности по уплате таможенных платежей, должностное лицо таможенного органа, проводившее таможенный контроль, по результатам которого выявлено неисполнение указанной обязанности, осуществляет внесение изменений в соответствующий документ, фиксирующий факт неуплаты
в соответствии с положениями права ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 30 Временного порядка возврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей, а также сумм таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в подпунктах 4 - 9 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, производится в форме их зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из корректировки декларации на товары или отражения в ресурсе ЕЛС иных случаев, определенных статьей 67 ТК ЕАЭС, без представления плательщиком соответствующего заявления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 31.10.2019 № 32-П, определениях от 08.02.2007
№ 381-О-П, от 21.12.2011 № 1665-О-О, от 24.09.2013 № 1277-О, от 25.05.2017 № 959-О,
в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 34 постановления от 26.10.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).

При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.

В рассматриваемом случае общество обратилось в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, указав на излишнее поступление в бюджет НДС в размере 587 879 руб. 14 коп. и пеней в размере 74 713 руб. 11 руб. в отношении товаров, ввезенных по ДТ № 10013160/240619/0218118, № 10013160/010319/0032234,
№ 10013160/080819/0297499, № 10013160/040819/0288212, № 10113110/230419/0056348, № 10113110/150519/0067192, № 10013160/270121/0036432.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что управление осуществляет администрирование ЕЛС общества исходя из места постановки на учет
в налоговых органах (приложение № 3 к Приказу № 1039); в ходе судебного разбирательства управлением был осуществлен возврат денежных средств в размере 154 699 руб. 40 коп. (НДС – 146 855 руб. 77 коп., пени – 7 843 руб. 53 коп.) на ЕЛС общества на основании решения Новосибирской таможни о внесении изменений
в ДТ № 10013160/270121/0036432 (ставка НДС изменена с 20 % на 0 %); при этом
у Новосибирской таможни отсутствуют правовые основания для принятия аналогичных решений по ДТ № 10013160/240619/0218118, № 10013160/010319/0032234,
№ 10013160/080819/0297499, № 10013160/040819/0288212, № 10113110/230419/0056348, 10113110/150519/0067192 по причине истечения трехгодичного срока проведения таможенного контроля; в соответствии с приказом ФТС России от 19.06.2020 № 551
с 02.11.2020 исключены бюджетные полномочия у Новосибирской таможни.

В силу положений статьи 351 ТК ЕАЭС, статей 253, 254 Федерального закона
от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, обеспечивая в пределах своей компетенции на таможенной территории Союза выполнение задач, возложенных действующим таможенных законодательством, в том числе совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию. Деятельность таможенных органов основывается на принципах единства системы таможенных органов и централизованного руководства, единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленное требование, возложив на управление как администратора ЕЛС общества обязанность по возврату заявителю из бюджета таможенных платежей (НДС)
и пеней в размере 507 892 руб. 85 коп.

Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку применительно
к установленным обстоятельствам настоящего спора. Иное толкование управлением положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований
для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 14.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление
от 04.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-37859/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Ю. Черноусова

Судьи Ю.Ф. Дружинина

Г.А. Шабанова